Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 10:32, реферат
Управление наукой – это очень сложный процесс, состоящий из множества звеньев, имеющих определённую иерархию. Система управления наукой в Российской Федерации содержит два принципа построения: государственное регулирование научной и научно-технической деятельности и самоуправление, которые достаточно тесно взаимосвязаны и комплементарны. Очень важно, чтобы государственное регулирование не посягало на функции самоуправления и действовало в рамках данных ему полномочий, иначе от эффективности деятельности учёных-исследователей и научных организаций не останется и следа. Так, в середине 1930-х годов благодаря Т. Д. Лысенко была прервана деятельность генетиков, а сама наука была признана буржуазной, и таким образом, было заторможено её развитие на многие десятилетия.
Управление наукой – это очень сложный процесс, состоящий из множества звеньев, имеющих определённую иерархию. Система управления наукой в Российской Федерации содержит два принципа построения: государственное регулирование научной и научно-технической деятельности и самоуправление, которые достаточно тесно взаимосвязаны и комплементарны. Очень важно, чтобы государственное регулирование не посягало на функции самоуправления и действовало в рамках данных ему полномочий, иначе от эффективности деятельности учёных-исследователей и научных организаций не останется и следа. Так, в середине 1930-х годов благодаря Т. Д. Лысенко была прервана деятельность генетиков, а сама наука была признана буржуазной, и таким образом, было заторможено её развитие на многие десятилетия. Не остаётся сомнений, что должны быть чёткие принципы государственной научно-технической политики, которые и были разработаны в Федеральном законе от 23 августа 1996г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». К ним относятся:
- признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил страны;
- гарантия приоритетного развития фундаментальных исследований;
- интеграция научной, научно-технической и образовательной деятельности;
- поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
- развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности посредством создания системы научных центров;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях развития;
- экономическое стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему экономических или иных льгот.
К данному списку принципов можно добавить значимые направления государственной политики в области науки и технологий, сформулированные Президентом РФ в 2002г.:
- формирование национальной инновационной системы;
- повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
- сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
- развитие международного технического сотрудничества.
Президент РФ осуществляет общее руководство, Правительство же, согласно статье 114 К РФ («в»), обеспечивает проведение единой, т.е. согласованной, государственной политики в области науки, в частности имеет право устанавливать для федеральных научных организаций обязательный ГОЗ на выполнение научных исследований и экспериментальных разработок; ограничивать и лицензировать отдельные виды деятельности; вводить, если необходимо, режим секретности и обязано обеспечивать создание федеральных информационных фондов, организовывать исполнение федерального бюджета в части расходов на науку. Следующей ступенью является Министерство образования и науки, в перечень задач которого входят: формирование приоритетных направлений развития образования, науки, техники и технологий, а также инновационной деятельности; координация проведения НИОКР; создание условий для эффективного использования научно-технического потенциала; осуществление кадровой политики. Последняя реализуется на уровне Высшей аттестационной комиссии и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Подводя итог, надо отметить, что без скоординированной работы всех представленных государственных структур невозможна эффективная подготовка специалистов на уровне мировых квалификационных требований, а затем и использование созданного научно-технического потенциала для развития экономики и решения важнейших социальных задач страны.