Современные методы исследования и прогнозирования ассортимента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 12:56, контрольная работа

Краткое описание

Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента, так как потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. И именно поэтому так важен точный, сбалансированный ассортимент.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3
Понятие об ассортименте товаров………………………………………………………..4
Методы исследования и прогнозирования ассортимента………………………………8
Заключение……………………………………………………………………………….11
Список использованной литературы……………………………………………………12

Вложенные файлы: 1 файл

Современные методы исследования, моделирования и прогнозирования торгового ассортимента.docx

— 32.93 Кб (Скачать файл)

Современные методы исследования, моделирования и прогнозирования  торгового ассортимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………....3

Понятие об ассортименте товаров………………………………………………………..4

Методы исследования и  прогнозирования ассортимента………………………………8

Заключение……………………………………………………………………………….11

Список использованной литературы……………………………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Любая коммерческая деятельность подразумевает под собой получение  прибыли через удовлетворение потребительского спроса, то есть – через торговлю. Продавать товары надо так, чтобы  любая продажа обеспечивала предельно  низкий торговый риск, а возможный  уровень рентабельности был максимально  высоким. Эффективная коммерческая деятельность обеспечивает устойчивое финансовое состояние предприятия, а также его конкурентоспособность.

Стабильность торговой деятельности определяется рациональностью, полнотой и устойчивостью ассортимента, так как потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. И именно поэтому так важен точный, сбалансированный ассортимент.

Для того, чтобы торговая деятельность была эффективной, компании должны уметь выявлять все недостатки товарно-технологического и организационного процесса и устранять их. Нельзя вечно полагаться на существующее состояние этого процесса, он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является формирование ассортимента и товарного запаса.

Сущность планирования, прогнозирования, формирования и управления ассортиментом  заключается в том, чтобы производитель  своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы наиболее полно удовлетворяли требования клиентов.

Роль процесса управления ассортиментом заключается в  том, чтобы умело сочетать финансы  предприятия и ассортиментную политику для увеличения роста прибыли  компании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие об ассортименте товаров

Ассортимент товаров –  это совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Ассортимент отражает принципиальные различия между товарами и представляет собой логическое распределение любого множества, образованного по наиболее общим признакам, на отдельные категории или звенья разного уровня. С экономической точки зрения, ассортимент – это, прежде всего, отражение межотраслевых и отраслевых пропорций в составе товарного предложения. Ассортимент наиболее полно характеризует результаты деятельности предприятий и отраслей, производящих товары народного потребления, и торговли по организации производства этих товаров и должен рассматриваться как один из важнейших факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения на конкретном товарном рынке.

Одновременно с понятием ассортимента в экономике, коммерции  и товароведении применяется  понятие «номенклатура». Эти понятия  по смыслу близки между собой. Их объединяет то, что они оба являются перечнями  товаров. Отличия заключаются в  назначении этих понятий: ассортимент  товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение – для регламентирования определенной профессиональной деятельности или  иной сферы применения. Иначе говоря – понятие номенклатуры (продукции) применяется  главным образом  в сфере производства, для обозначения  количества наименований производимой продукции – это будет также называться производственным ассортиментом, а понятие ассортимента товаров – или торгового ассортимента – главным образом в торговле и товароведении. Многообразие ассортимента потребительских товаров упорядочивается с помощью его классификации, включающей деление на группы – по местонахождению, на подгруппы – по широте охвата товаров, на виды – по степени удовлетворения потребностей, на разновидности – по характеру потребностей.

Торговый ассортимент  представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной  торговой сети. Он включает ассортимент  товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли:

  1. Продовольственные товары.
  2. Непродовольственные товары.

Каждая из отраслей делится  на товарные группы, в состав которых  входят товары, объединяемые по ряду признаков – однородности сырья и материалов, потребительскому назначению и т.п.

В зависимости от однородности сырья и материалов, из которых  изготовлены товары, можно подразделять на изделия из кожи, металла, стекла и т.д.

По потребительскому назначению товары можно разделить на спортивные, хозяйственные, обувь и одежду и  т.д.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента.

Простой ассортимент –  набор товаров, представленный небольшим  количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, хлебобулочные  и молочные магазины.

Сложный ассортимент –  набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые  удовлетворяют разнообразные потребности  в товарах. Такой ассортимент  присущ оптовым базам, розничным  торговым организациям типа универсамов  или универмагов, ориентирующимся  на покупателей с разным спросом.

Групповой ассортимент –  выбор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих  аналогичные потребности. Наиболее часто в качестве общего признака выступает функциональное или социальное назначение. Например, хлебобулочные, плодовоовощные, молочные, обувные и другие группы товаров объединены по признаку функционального назначения, а товары для детей, молодежи, для отдыха – социального.

Видовой ассортимент –  набор товаров различных видов  и наименований, удовлетворяющих  аналогичные потребности. Он является составной частью группового ассортимента.

Марочный ассортимент  – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся  к группе марочных. Такие товары наряду с удовлетворением физиологических  потребностей в значительной степени  нацелены на удовлетворение социальных и психологических потребностей. Эти потребности удовлетворяются  престижными марками автомобилей, моделями одежды, обуви, современной  косметикой, коллекцией марочных вин  и др.

Развернутый ассортимент  – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том  числе марочных, относящихся к  группе однородных, но отличающихся однородными  признаками. Такой ассортимент, как  правило, встречается в специализированных магазинах, причем количество групп  однородных товаров может быть сравнительно небольшим. Так, в торговый ассортимент  магазинов, специализирующихся на продаже  аудио- и видеотехники, входят три-четыре группы однородных товаров (телевизоры, магнитофоны, видеомагнитофоны), но зато эти группы представлены большим  количеством товаров разных классов  сложности и торговых марок.

Торговый ассортимент  – перечень товаров, подобранных  для реализации в розничной торговой сети. Он включает сотни тысяч наименований и разновидностей товаров, выпускаемых  предприятиями различных отраслей промышленности и сельского хозяйства.

Эта огромная масса товаров  доводится через розничную торговлю до конечных потребителей. В целях  управления товарной массой все товары народного потребления группируются по отдельным признакам.

Все продовольственные и  непродовольственные товары делятся  на группы, подгруппы, виды и разновидности.

Так, например, товарная группа смесителей состоит из подгрупп: для ванны, для кухни, для раковины и т.д.

Товарная группа санфаянса состоит из подгрупп: унитазы, умывальники и т. д. В свою очередь, подгруппа умывальников складывается из видов: с пьедесталом, подвесные, мебельные, хирургические и др.

Внутри вида товары могут  различаться между собой особыми  признаками, которые обозначаются артикулами, сортами, марками, размерами и т. д.

В практике торговли выделяют по характеру группировки соответственно групповой и внутригрупповой (развернутый) ассортимент.

Групповой ассортимент –  перечень входящих в него групп товаров.

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент – представляет собой  детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Кроме того, торговая характеристика ассортимента товаров предполагает деление всех товаров по степени  его сложности, частоте и характеру  спроса, сезонности, комплектности  и другим классификационным признакам.

По характеру предъявляемого спроса товары условно можно разделить  на следующие группы: устойчивого  спроса, твердо сформулированного спроса, альтернативного спроса, импульсного  спроса.

По товарам устойчивого  спроса должны быть обеспечены высокая  стабильность ассортимента и бесперебойное наличие их в продаже: хлеб, соль, молочные продукты, электротовары и др. – это товары повседневного спроса.

К товарам твердо сформированного  спроса относят такие товары, которые, как правило, не могут быть заменены другим родственным видом или  сортом товара. При формировании спроса на эти товары покупатель указывает  их точные индивидуальные признаки. Марки  конкретных сигарет, телевизоров. Этот вид спроса не допускает замены.

Товары альтернативного  спроса – это такие товары, по которым покупатель не указывает точных индивидуальных признаков. Они покупаются на основе выбора и сравнения (перчатки, галстуки, сорочки, верхняя одежда и др.). Допускается сравнительно широкая замена товара.

Товары импульсного спроса покупатель приобретает под воздействием показа товаров, предложения продавцов, рекламных средств и т.п.

В практике коммерческой деятельности по характеру использования также  выделяют сопутствующие товары и  родственные по спросу товары.

К сопутствующим относят товары, не имеющие самостоятельного назначения и употребляемые только с основными. Например, шнурки к обуви, ремешки к часам, одежные щетки, пуговицы. Такие товары должны продаваться, как правило, в магазинах, торгующих основными товарами, но могут продаваться и в других магазинах, торгующих родственной группой товаров.

К товарам родственным  по спросу, относятся товары, покупаемые и употребляемые совместно. Например, табачные изделия и спички, сахар и чай, писчебумажные изделия и карандаши, ластик, линейки т.д. Такие товары должны продаваться в одном магазине и размещаться рядом.

Особое место в характеристике ассортимента товаров занимают товары комплексного спроса. К ним относятся  товары различных товарных групп  и отраслей, предназначенных для  комплексного удовлетворения спроса отдельных  групп населения, к примеру: «Товары  для детей», «Товары для женщин», «Товары для домашнего хозяйства», «Товары для отдыха», «Товары  для охоты» и т. д.

В процессе формирования ассортимента важно учитывать специфику сезонности спроса. Тщательный учет этого вида спроса позволяет получать дополнительные объемы продаж. При этом важное значение имеет оперативное и тактическое управление товарными запасами с учетом сезонных колебаний спроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Методы исследования  и прогнозирования ассортимента

Любое расширение ассортимента неизбежно влечет за собой увеличение расходов. При этом положительные  финансовые результаты от изменений  в ассортименте могут иметь место  только в будущем.

Планирование ассортимента – это процесс определения  программы действий по формированию ассортимента, основанной на анализе рынка и всех видов ресурсов организации.

Под формированием ассортимента следует понимать процесс подбора  и установления номенклатуры товаров, соответствующий спросу покупателей  и обеспечивающий высокую прибыльность работы торгового предприятия. Создание оптимального ассортимента товаров  в коммерческих структурах, занимающихся оптовой торговлей товарами народного  потребления, является одним из важнейших  условий бесперебойного снабжения  розничной торговой сети ассортиментом  товаров, удовлетворяющим запросы  конечных потребителей.

Информация о работе Современные методы исследования и прогнозирования ассортимента