Товарный запас предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Товарные запасы - это часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы в процессе движения ее из сферы производства к потребителю.
Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и розничных торговых организаций и предприятий.
Соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Товарные запасы в опте и рознице должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.

Содержание

1. Товарный запас предприятия
2.Сущность и задачи формирования товарного запаса аптечного предприятия
3.Критерии оценки товарного запаса аптечного предприятия

Вложенные файлы: 1 файл

ОЭФ 2.docx

— 42.28 Кб (Скачать файл)

Кокшетауский медицинский колледж

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине:

“ОЭФ  ”

на тему:

“ Товарный запас предприятия”

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр.ФЦ-31

Маркова Алёна

Проверила: Искакова Ж.А.

 

 

 

 

 

 

 

Кокшетау 2013г.

 

 

План:

1. Товарный  запас предприятия

2.Сущность и задачи формирования товарного запаса аптечного предприятия

3.Критерии оценки товарного запаса аптечного предприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Товарный запас предприятия

Товарные запасы - это  часть товарного обеспечения, представляющая собой совокупность товарной массы  в процессе движения ее из сферы  производства к потребителю.

Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товаров: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных торговых организаций и предприятий.

Соответствие спроса и предложения достигается за счет товарных запасов. Товарные запасы в опте и рознице должны служить  реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.

Необходимость образования  товарных запасов вызвана многими  факторами:

сезонные колебания  в производстве и потреблении  товаров;

несоответствие между  производственным и торговым ассортиментом  товаров;

особенности в территориальном  размещении производства;

условия транспортировки  товаров;

звенность товародвижения;

возможности для хранения товара и т.п.

Классификация товарных запасов

В основе классификации товарных запасов  лежат следующие признаки:

-местонахождение (в оптовой или розничной торговле; в промышленности; в пути);

-Сроки (на начало и на конец периода);

-единицы измерения (абсолютные — в стоимостном и натуральном выражении, относительные — в днях товарооборота);

-назначение, в том числе:

-текущего хранения — для обеспечения повседневных нужд торговли,

-сезонного назначения — для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения,

-досрочного завоза — для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях на протяжении периода между сроками завоза товаров,

-целевые товарные запасы — для осуществления определенных целевых мероприятий.

Сущность и задачи формирования товарного запаса аптечного предприятия

Товарные запасы образуются на всех стадиях движения товара к потребителю. Розничным торговым предприятием осуществляется реализация товарных запасов (осуществляется продажа товаров), которые постоянно  пополняются за счет закупок новых  партий товаров. Таким образом, товарные запасы имеются в наличии постоянно, при условии, что их величина имеет  переменное значение.

Источники финансирования образования  товарного запаса могут быть как  внутренние, так и внешние (собственные  и заемные средства). При этом к заемным средствам относят  не только кредиты и займы, но и  задолженность перед поставщиками товаров (приобретение товаров с  отсрочкой платежа за поставку).

Запасы готовой продукции, формируемые  торговым предприятием, призваны обеспечить бесперебойное поступление товаров  в сферу потребления. Однако затраты  на формирование товарного запаса и  обеспечение его хранения могут  быть достаточно велики. При этом важно  помнить, что денежные средства, вложенные  в создание и поддержание товарного  запаса аптечного предприятия, вернутся (принесут прибыль и получат возможность  повторного ввода в оборот) только после процесса реализации товара покупателю, т. е. после завершения процедуры  продажи товара, после факта оплаты. Именно поэтому для любого торгового  предприятия важно минимизировать время, которое товар проводит на складе. То, насколько возможно минимизировать этот промежуток времени, зависит, с  одной стороны, от величины и структуры  локального рынка, на котором работает аптечное предприятие, с другой стороны, это зависит от возможностей поставщика (возможные объемы и сроки поставки).

При формировании товарного запаса учитываются следующие виды затрат:

- затраты, связанные с процедурой  заказа товара;

- затраты на транспортировку  товара;

- затраты на хранение товарного  запаса;

- затраты, связанные с дефицитом  товара (прямые: недополученная прибыль;  косвенные: ухудшение имиджа в  глазах посетителей, снижение  лояльности клиентов аптечного  учреждения).

На проблему формирования товарного  запаса можно смотреть с двух сторон. С одной стороны, недостаточный  товарный запас приводит к многочисленным отказам покупателям. Что такое  отказы для аптечного предприятия? Посетитель не смог приобрести нужный ему продукт, посетитель неудовлетворен и недоволен. Ухудшается имидж аптечного  предприятия в глазах посетителя. Возникает понятие недополученное прибыли – прибыль, которую аптечное предприятие могло бы получить, если бы имело в наличии нужный посетителю товар. Можно сделать вывод, что ситуация отказа эмоционально неприятна и экономически невыгодна. Именно поэтому часто возникает желание купить максимальное количество товара в больших объемах. Чтобы реализовать такое желание, нужно иметь не только возможности обеспечения условий хранения, требуемых для закупленной продукции, но и свободные денежные средства, которые могут быть потрачены на закупку такого объема товара.

Предположим, что у нас есть возможность  обеспечить формирование большого объема товарного запаса как финансовыми, так и складскими ресурсами. Вложив значительные денежные средства в товарный запас на длительный период времени, аптечное предприятие будет нести  следующие риски:

- риски, связанные с необходимостью  сохранения потребительских свойств продукции;

- риски, связанные с изменением  цен на продукцию (риски обесценивания  товарных запасов аптечного предприятия);

- риск нереализации товарного запаса.

Кроме этого отвлечение значительных сумм денежных средств отразится  на общей рентабельности функционирования аптечного предприятия.

Оборотные средства организации «замораживаются» в товарном запасе, цикл оборота  денежных средств организации увеличивается, а скорость оборота соответственно уменьшается. За счет снижения скорости оборота денежных средств снижается  общий объем денежных средств, получаемых аптечным предприятием за определенный интервал времени. Снижается уровень  получаемой прибыли и снижается  значение показателей рентабельности работы аптечного предприятия (при  условии, что снижения издержек аптечного  предприятии не произошло).

Критерии оценки товарного запаса аптечного предприятия

Товарный запас аптечного  предприятия должен быть достаточно большим, чтобы обеспечить насыщение  локального рынка, на котором работает аптечное предприятие. При этом необходимо постоянно отслеживать эффективность  денежных средств, которые аптечное предприятие использует для формирования и поддержания необходимого уровня товарного запаса. Как правило, аптечное предприятие испытывает недостаток свободных оборотных средств: руководитель не имеет в совеем распоряжении достаточно денежных средств для формирования желаемого товарного запаса. Привлечение ресурсов сторонних организаций (денежные и товарные кредиты) бывает не всегда эффективным.

Именно поэтому руководителю аптечного предприятия необходимо систематически контролировать существующий уровень товарного запаса и определять, на пополнение запаса какой продукции  из всего ассортимента аптечного  предприятии будет наиболее целесообразно  потратить имеющиеся в его  распоряжении денежные средства. Для  принятия решений по формированию товарного  запаса аптечного предприятия необходимы критерии оценки, которые позволяют  руководителю количественно выразить значения интересующих его характеристик  продукции.

Анализ товарного  запаса аптечного предприятия проводится как на базе бухгалтерского учета, так  и с использованием методов управленческого  учета. Для качественного планирования требуемого товарного запаса необходима достоверная статистическая информация, характеризующая деятельность аптечного  предприятия за период времени, достаточный  для учета сезонных колебаний  спроса на рынке. Также важна информация, которую могут предоставить специалисты, непосредственно контактирующие с  посетителями аптечного предприятия. Речь идет о регулярной фиксации отказов. Для любого предприятия любой  отрасли (вне зависимости от области  своей деятельности) особенно важно  выявлять и фиксировать потребности  своих клиентов, которые не могут  быть удовлетворены силами этого  предприятия на конкретный момент времени. Оценка емкости неосвоенного сегмента рынка позволяет принять решение  о целесообразности расширения своего товарного предложения в этом направлении. Для розничных торговых предприятий основная возможность  получения подобной информации –  работа продавцов и консультантов, которые всегда знают, на какие запросы  посетителей им приходится отвечать отказом. Для достоверности получаемой информации и устранения субъективности оценки размеров неудовлетворенного спроса в функции каждого специалиста  аптечного учреждения, взаимодействующего с посетителями, должна входить обязанность  фиксации отказов в специальной  форме. При этом важно учитывать  точное наименование продукции и  количественное выражение потребности  в этой продукции. Форма фиксации информации должна позволять проводить  не только общую оценку емкости сегмента за выбранный период времени, но и  оценивать ее равномерность (должна позволять разбивать период оценки на интервалы).

Самым простым из анализов товарного запаса (но при этом обязательным) является анализ соответствия плановых показателей товарного запаса фактическим  их значениям. Целью данного анализа  выявление отклонений фактических  показателей от плановых и выявление  причин, вызвавших отклонение. Основными  способами получения информации для проведения такого анализа являются проведение инвентаризации и снятие товарных остатков.

Снятие товарных остатков – это способ получения информации за счет бухгалтерского и управленческого  учета, организованных на аптечном предприятии.

Инвентаризация подразумевает  под собой помимо снятия товарных остатков также и контроль соответствия данных бухгалтерского и управленческого  учетов физическому наличию товаров  и осуществляется путем пересчета  товарных остатков аптечного предприятия.

Для количественной оценки товарного запаса за период выделяют входной товарный запас (товарный запас  на начало анализируемого периода) и  выходной товарный запас (товарный запас  на конец анализируемого периода).

Абсолютные показатели товарного запаса могут иметь  натуральное выражение (упаковки) и  денежное. Оценка товарного запаса с использованием абсолютного показателя в натуральном выражении производится, прежде всего, при проведении инвентаризации и оценки товарных остатков с целью  сравнения плановых показателей  с фактическими. Уровень товарного запаса в денежном выражении может рассчитываться с использованием как закупочных, так и розничных цен на продукцию. При этом использование в расчетах закупочных цен наиболее удобно при формировании плана распределения денежных средств, выделенных на формирование товарного запаса.

Использование при определении  требуемого уровня товарного запаса розничных цен на продукцию позволяет  более точно учесть вклад каждого  вида продукции в общий товарооборот аптечного предприятия. Учет розничных цен на продукцию позволяет наиболее полно отразить влияние факторов спроса на формирование товарного запаса аптечного предприятия. Особенно важно обращать внимание на выбранные единицы оценки товарного запаса (закупочные или розничные цены) при условии использования аптечным предприятием дифференцированного подхода к ценообразованию.

Использование абсолютных показателей оценки товарного запаса не позволяет проводить сравнение  между значениями показателей разных наименований товара. Для обеспечения  сопоставимости результатов анализа разных позиций ассортимента аптечного предприятия используются относительные величины. Приведем основные показатели оценки товарного запаса предприятия.

Уровень товарных запасов  позволяет количественно оценить  размеры товарного запаса аптечного  предприятии (единицы измерения – дни).

,

где  - уровень товарного запаса,

- товарный запас на начало  периода (в денежном выражении),

- дневной товарооборот (в денежном  выражении),

- товарооборот за рассматриваемый  период времени (в денежном  выражении),

- анализируемый период (дни).

Уровень товарного запаса позволяет оценить обеспеченность аптечного предприятия продукцией при условиях сохранения объемов  реализации Уровень товарного запаса рассчитывается на определенную дату.

Оценивается уровень  товарного запаса отдельных ассортиментных позиций, уровень товарного запаса ассортиментной группы, а также уровень  товарного запаса аптечного предприятия  по всему ассортименту в целом.

Также термин «уровень товарного  запаса» применяют, говоря об определенном объеме товарного запаса в денежном или натуральном выражении. Например, «уровень товарного запаса достиг 100 упаковок».

Оборачиваемость товарного  запаса – это показатель, который  выражает длительность оборота товара (в днях) и скорость оборота товаров (количество оборотов за период времени).

При этом расчет длительности одного периода оборачиваемости  товара носит более информативный  характер при принятии решений, связанных  с формированием товарного запаса аптечного предприятия. Длительность оборота товарного запаса в днях рассчитывается по формуле:

,

где  - оборачиваемость товарного запаса (дни),

- средний товарный запас за  анализируемый период (в денежном  выражении),

- средний дневной товарооборот (в денежном выражении),

- товарооборот за рассматриваемый  период времени (в денежном  выражении),

- анализируемый период (дни).

Оборачиваемость товарного  запаса, рассчитанная в днях реализации, показывает среднее время, в течение  которого товар находился в обороте (начиная с того момента, когда  продукция стала товарным запасом  аптечного предприятия, до момента  ее реализации). Между временем товарооборота  и его скоростью существует обратно  пропорциональная зависимость. Чем  короче цикл оборота, тем выше скорость оборота товарного запаса, следовательно. Тем быстрее вернутся денежные средства, вложенные в этот товар.

Скорость оборота  товарного запаса (количество оборотов за интервал времени) рассчитывается по формуле:

,

где  - количество оборотов за период,

- оборачиваемость товарного  запаса (дни),

- товарооборот за рассматриваемый  период времени (в денежном  выражении),

-средний товарный запас за  анализируемый период (в денежном  выражении),

- анализируемый период (дни).

Скорость оборота  имеет большое значение при выборе ассортиментных позиций. Чем выше скорость оборота, тем меньше необходимо вложить  финансовых ресурсов в формирование товарного запаса для достижения запланированного уровня прибыли аптечного  предприятия.

Увеличение скорости оборота товарных запасов способствует увеличению объемов реализации продукции  и сокращение уровня товарного запаса продукции.



Информация о работе Товарный запас предприятия