Факторный анализ рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 17:06, реферат

Краткое описание

Анализ уровня среднереализационных цен

Вложенные файлы: 1 файл

Факторный анализ рентабельности продаж.docx

— 171.33 Кб (Скачать файл)
Факторный анализ рентабельности продаж

7.3. Анализ уровня  среднереализационных цен

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней  цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (DЦкач) можно определить следующим образом:

,

где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества; VРПн – объем реализации продукции нового качества; VРПобщ – общий объем продаж  i-го вида за отчетный период.

Расчет влияния  сортности продукции на изменение  средней цены можно выполнить  способом абсолютных разниц.

Для этого отклонение фактического удельного веса от планового  по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим  на 100:

.

Данные можно свести в табл.27.

Таблица 27

Расчет влияния  качества изделия на его среднюю  цену реализации

Сорт  продукции Цена  за туб, тыс. руб. Объем реализации, нат. изм. Удельный  вес сортов, % Фактический объем продаж при плановой сортности, нат. изм. Выручка от продаж, тыс. руб.
план Факт План Факт +,- при фактической  сортности при плановой сортности
I 750 21600 25925 80 85 +5 24400 19443750 18300000
II 675 5400 4575 20 15 -5 6100 3088125 4117500
Всего - 27000 30500 100 100 - 30500 22531875 22417500
 

Если коэффициент  перевыполнения плана равен 1,1296320 (30500:2700), то фактический объем продаж по I сорту в пересчете на плановую сортность равен 24400 ед. (21600 х 1,129630).

Полученные данные свидетельствует о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручки  от ее реализации увеличилась на 114375 тыс.руб (22531875-22417500), а средняя цена единицы продукции - на 3,75 тыс.руб=[(+5 . 750)+(-5 . 675)] :100.

По такой же методике рассчитывается изменение средней  цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции. Дале проводится факторный анализ рентабельности продаж.

Если на протяжении года произошло изменение отпускных  цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.

7.4. Анализ финансовых  результатов от  прочих видов деятельности

Выполнение плана  по прибыли в значительной степени  зависит от финансовых результатов  деятельности,  не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от операционных, внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Анализ сводится в  основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли  по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают  в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими  предприятиями, организациями и  учреждениями. При анализе устанавливаются  причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.

Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств  поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.

Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности  возникают обычно на тех предприятиях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.

Особого внимания заслуживают  доходы по ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям, сертификатам и т.д.). Предприятия-держатели  ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов. В процессе анализа изучается динамика дивидендов, курса акций, чистой прибыли, приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста или снижения.

В заключение анализа  разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов  деятельности.

7.5. Факторный анализ  рентабельности продаж  продукции

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп: 
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; 
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж; 
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Рентабельность  производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч)  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

  или  

Она показывает,сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность  продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое приминение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

.

Рентабельность (доходность) капитала (Rк) исчисляется отношением балансовой (чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала ( ) или отдельных его слагаемых:собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного, производственного капитала и т.д.

.

В процессе анализа  следует изучить динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.

Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость  затрат), исчисленный  в целом по предприятию  (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.

Факторная модель этого  показателя имеет вид:

 

Расчет влияния  факторов первого порядка на изменение  уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить  способом цепных подстановок.

Затем следует сделать  факторный анализ рентабельности продаж по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

 

Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:

.

Факторный анализ рентабельности продаж отдельных видов продукции  зависит от среднего уровня цены и  себестоимости изделия:

.

Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности продаж и инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости ед), среднего уровня цен i) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).

Среднегодовая сумма  основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости  Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается  капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения  запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует  дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных  факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде

.

Резервы увеличения суммы  прибыли определяются по каждому  виду товарной продукции. Основными  их источниками является увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и  т.д. (рис.15)

Рис.15. Схема  подсчета резервов увеличения прибыли  от реализации продукции

7.6. Анализ  распределения и использования  прибыли предприятия

После уплаты налогов  прибыль распределяется следующим  образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), другая - на капитальные вложения в социальную сферу (фонд социальной сферы), третья -на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Для повышения эффективности  производства очень важно, чтобы  при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов государства, предприятия  и работников. Государство заинтересовано получить как можно больше прибыли  в бюджет. Руководство предприятия  стремится направить большую  сумму прибыли на расширенное  воспроизводство. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда.

В процессе анализа  необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников и таких показателей, как сумма самофинансирования и  сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Причем изучать  их надо в тесной связи с уровнем  рентабельности, суммой прибыли на одного работника, и на один рубль  основных производственных фондов. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных  для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Кроме того, в процессе анализа необходимо изучить выполнение плана по использованию прибыли, для чего фактические данные об использовании  прибыли по всем направлениям сравниваются с данными плана и выясняются причины отклонения от плана по каждому  направлению использования прибыли.

Основными факторами, определяющими размер отчислений в  фонды накопления и потребления, могут быть изменения суммы чистой прибыли ч) и коэффициента отчислений прибыли в соответствующие фонды (Кi).

Сумма отчислений прибыли  в фонды предприятия равна  произведению двух факторов: Фi = Пч . Кi. Значит, для расчета их влияния можно использовать один из приемов детерминированного фактора анализа (табл.28).

Таблица 28

Расчет влияния  факторов первого уровня на размер отчислений в фонды предприятия

Вид фонда Сумма распределяемой

прибыли,

тыс. руб.

Доля  отчислений,

%

Сумма отчислений, тыс. руб. Отклонение  от плана
Всего в том  числе за счет
план факт план факт план Факт Пч Котч
Резервный                           
Накопления                           
Потребления                           
Социальной  сферы                           
 

Затем надо рассчитать влияние факторов изменения чистой прибыли на размер отчислений в фонды  предприятия. Для этого прирост  чистой прибыли за счет каждого фактора  умножим на плановый коэффициент  отчислений в соответствующий фонд:

.

Важной задачей  анализа является изучение вопросов использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое  перевооружение, внедрение новых  технологий и т.д.

Фонд социальной сферы  может использоваться на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно-массовых мероприятий), фонд потребления –  на индивидуальные (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стоимость путевок в санатории  и дома отдыха, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда, пособия по выходу на пенсию и т.д.).

В процессе анализа  устанавливается соответствие фактических  расходов расходам, предусмотренным  сметой, выясняются причины отклонений от сметы по каждой статье, изучается  эффективность мероприятий, проводимых за счет средств этих фондов. При  анализе использования средств  фонда накопления следует изучить  полноту финансирования всех запланированных  мероприятий, своевременность их выполнения и полученный эффект.

7.7. Анализ прибыли  и рентабельности  с использованием  международных стандартов

В зарубежных странах  для обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме  с постоянными затратами (А).

МД=П+А,

откуда

П=МД-А.

С помощью формулы  можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального  дохода и постоянных затрат.

Очень часто при  определении суммы прибыли вместо маржинального дохода используется выручка (РП) и удельный вес маржинального дохода в ней (Ду).

Поскольку

,

то

.

Данная формула  успешно применяется тогда, когда  необходимо проанализировать прибыль  от реализации нескольких видов продукции.

При анализе прибыли  от реализации одного вида продукции  можно применять модифицированную формулу определения прибыли, если известно количество проданной продукции  и ставка маржинального дохода с) в цене за единицу продукции:

где В - переменные затраты за единицу продукции.

Последняя формула  позволяет  определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены и уровня переменных и постоянных затрат.

Методика  анализа прибыли  несколько усложняется  в условиях многономенклатурного производства, когда кроме перечисленных факторов необходимо учитывать и влияние структуры реализованной продукции.

В зарубежных странах  для изучения влияния факторов на изменение суммы прибыли при  многономенклатурном производстве используется модель .

Средняя доля маржинального  дохода в выручке ( ) в свою очередь зависит от удельного веса каждого вида продукции в общей сумме выручки (УДi) и доли маржинального дохода в выручке по каждому изделию (отношение ставки маржинального дохода к цене):

     ;    .

После этого факторная  модель прибыли от реализации продукции  будет иметь вид

.

Она позволяет установить изменение прибыли за счет количества (объема) реализованной продукции, ее структуры, отпускных цен, удельных переменных издержек и постоянных расходов предприятия.

Методика  анализа рентабельности  по системе «директ-кост» будет осуществляться  с использованием следующей факторной модели

.

Для факторный анализ рентабельности продаж в целом по предприятию используем следующую факторную модель:

.

Последовательно заменяя  плановый (базисный) уровень каждого  факторного показателя на фактический  и сравнивая результат расчета  до и после замены каждого фактора, можно определить изменение уровня рентабельности за счет объема реализованной  продукции РПобщ, ее структуры (УДi), цены (Ц), удельных переменных расходов (В) и суммы постоянных затрат (А).

Аналогичным образом  производится факторный анализ рентабельности продаж (предпринимательской деятельности):

.

Анализ рентабельности инвестированного капитала производится по следующей факторной модели:

где Пббалансовая сумма прибыли; ИК – среднегодовая сумма инвестиционного капитала; - сумма оборота (себестоимость реализованной продукции); Коб – коэффициент оборачиваемости капитала (отношение суммы оборота к среднегодовой сумме капитала); ВФР – внереализационные финансовые результаты.

Аналогичным образом  производится факторный анализ рентабельности продаж и в том случае, если коэффициент  оборачиваемости капитала рассчитан  не по дебетовому, а по кредитовому  обороту сч.46, т.е. по выручке. Тогда  факторная модель рентабельности инвестиционного  капитала будет иметь вид

Преимущество рассмотренной  методики анализа показателей прибыли рентабельности состоит в том, что при ее использовании учитывается взаимосвязь элементов модели, в частности объема продаж, издержек и прибыли. Это обеспечивает более точное исчисление влияния факторов и, как следствие, более высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов. Однако это станет возможным только при условии организации планирования и учета издержек предприятий по системе "директ-костинг", т.е. их группировки на постоянные и переменные.

Факторный анализ рентабельности продаж КонСи
Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг 
Практика  оценки финансового состояния хозяйствующего субъекта с учетом мирового опыта  »»  
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия »»  
Факторный анализ прибыли от продажи продукции, работ, услуг »»
Главным источником формирования прибыли является основная деятельность предприятия, с  целью осуществления которой  оно создано. Характер этой деятельности определяется спецификой отраслевой принадлежности предприятия. Ее основу составляет производственно- коммерческая деятельность, которая  дополняется финансовой и инвестиционной деятельностью.

Прибыль от продажи  продукции, работ, услуг определяется как разница между выручкой от продажи продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей), себестоимостью проданных  товаров, работ, услуг, коммерческих и  управленческих расходов.

Важнейшими факторами, влияющими на сумму прибыли от продажи продукции, работ, услуг, являются:

- изменение объема  продажи продукции. Увеличение  объема продаж рентабельной продукции  приводит к увеличению прибыли  и улучшению финансового состояния  предприятия. Рост объема реализации  убыточной продукции влияет на  уменьшение суммы прибыли;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции.  Увеличение доли более рентабельных  видов продукции в общем объеме  реализации приводит к увеличению  суммы прибыли. Увеличение удельного  веса низкорентабельной или убыточной продукции влияет на уменьшение прибыли;

- изменение себестоимости  продукции. Снижение себестоимости  приводит к росту прибыли, и  наоборот, ее рост влияет на  снижение прибыли. Такая зависимость  существует в отношении коммерческих и управленческих расходов;

- изменение цены  реализации продукции. При увеличении  уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.

Результаты факторного анализа прибыли от продажи позволяют  оценить резервы повышения эффективности  производства и принять обоснованные управленческие решения.

Оценка вышеперечисленных  факторов возможна с использованием факторного метода анализа. При внешнем  анализе в качестве источника  информации привлекается бухгалтерская (финансовая) отчетность «Отчет о прибылях и убытках» (форма № 2).

Анализ прибыли  от продажи продукции, работ, услуг  можно провести на основе следующих  данных (табл. 5.2).

Таблица 5.2

Определим влияние  факторов на сумму прибыли по следующему алгоритму.

1. Для определения  влияния объема продаж на прибыль  необходимо прибыль предыдущего  периода умножить на изменение  объема продаж. Основная методическая  сложность определения данного  фактора связана с трудностями  определения изменения физического  объема реализованной продукции.  Правильнее всего определять  изменения в объеме продаж  путем сопоставления отчетных  и базисных показателей, выраженных  в натуральных или условно-натуральных  измерителях. Это возможно тогда,  когда продукция однородна. В  большинстве же случаев реализованная  продукция по своему составу  является неоднородной и необходимо  производить сопоставления в  стоимостном выражении. Для обеспечения  сопоставимости данных и исключения  влияния других факторов необходимо  сопоставлять отчетный и базисный  объемы реализации, выраженные в  одинаковых ценах (предпочтительно  в ценах базисного периода).

Чтобы привести объем продаж отчетного периода  к сопоставимому виду, необходимо знать индекс изменения цен на продукцию, работы, услуги. Пересчет осуществляется делением объема реализации отчетного  периода на индекс изменения цен  реализации. Такой расчет является не совсем точным, так как цены на реализованную продукцию изменяются в течение всего отчетного  периода.

В нашем примере  объем реализации за отчетный период в ценах базисного периода  составил 47122 тыс. руб. (54190/1,15). С учетом этого изменение объема продаж за анализируемый период составило 81,525% (47122/57800*100%), т.е. произошло снижение объема реализованной продукции  на 18,475%.

За счет снижения объема продажи продукции прибыль  от продажи продукции, работ, услуг  снизилась:

8540 * (-0,18475) = -1577 тыс.  руб.

2. Влияние структуры  ассортимента реализованной продукции  на прибыль определяется сопоставлением  прибыли отчетного периода, рассчитанной  на основе цен и себестоимости  базисного периода, с базисной  прибылью, пересчитанной на изменение  объема реализации.

Прибыль отчетного  периода, исходя из себестоимости и  цен базисного периода, можно  определить с некоторой долей  условности следующим образом:

- выручка от  продажи отчетного периода в  ценах базисного периода 47122;

- фактически  реализованная продукция, рассчитанная  по базисной себестоимости (41829*0,81525) = 34091;

- коммерческие  расходы базисного периода 2615;

- управленческие  расходы базисного периода 4816;

- прибыль отчетного  периода, рассчитанная по базисной  себестоимости и базисным ценам  (47122–34091–2615–4816) = 5600.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре  ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

5600 – (8540*0,81525) = -1362 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе  реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с меньшим  уровнем доходности.

3. Влияние изменения  себестоимости реализованной продукции  на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации  продукции отчетного периода  с затратами базисного периода,  пересчитанными на изменение  объема продаж:

39780 – (41829*0,81525)=5690 тыс. руб.

Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи  продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения  коммерческих и управленческих  расходов на прибыль определим  путем сопоставления их величины  в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих  расходов прибыль выросла на 1140 тыс. руб. (1475 – 2615), а за счет  снижения размера управленческих  расходов – на 1051 тыс. руб. (3765 – 4816).

5. Для определения  влияния цен реализации продукции,  работ, услуг на изменение прибыли  необходимо сопоставить объем  продаж отчетного периода, выраженного  в ценах отчетного и базисного  периода, т.е.:

54190 – 47122 = 7068 тыс. руб.

Общее влияние  всех перечисленных факторов равно:

- изменение объема  продаж -1577;

- изменение структуры  ассортимента реализованной продукции  -1362;

- изменение себестоимости  -5690;

- изменение величины  коммерческих расходов +1140;

- изменение величины  управленческих расходов + 1051;

- изменение цен  реализации +7068;

- общее влияние  факторов +630.

Значительное  удорожание себестоимости реализованной  продукции произошло в основном за счет повышения цен на сырье  и материалы. Кроме этого, к снижению прибыли привели снижение объема продаж, негативные сдвиги в структуре  продукции. Отрицательное воздействие  перечисленных факторов было компенсировано повышением уровня цен на реализованную  продукцию, а также снижение управленческих и коммерческих расходов. Следовательно, резервами роста прибыли предприятия  являются рост объема продаж, увеличение доли более рентабельных видов продукции  в общем объеме реализации и снижение себестоимости продукции.

 
Burberry London - хит сезона -
Мужская туалетная вода. Парфюмерия и Духи! С доставкой. 
Магазины - спортивные товары:
спортивные товары оптом. Спорттовары со скидками.

Понятие, типы и задачи факторного анализа

  • Основные  типы моделей, используемых в финансовом анализе и прогнозировании
  • Основы моделирования
  • Факторный анализ, его виды и задачи

Основные  типы моделей, используемых в финансовом анализе  и прогнозировании 

Прежде чем начать говорить об одном из видов финансового  анализа – факторном анализе, напомним, что такое финансовый анализ и каковы его цели.

Финансовый  анализ представляет собой метод оценки финансового состояния и эффективности работы хозяйствующего субъекта на основе изучения зависимости и динамики показателей финансовой отчетности.

Финансовый анализ преследует несколько целей:

  • оценку финансового положения;
  • выявление изменений в финансовом состоянии в пространственно-временном разрезе;
  • выявление основных факторов, вызвавших изменения в финансовом состоянии;
  • прогноз основных тенденций в финансовом состоянии.

Как известно, существуют следующие основные виды финансового  анализа:

  • горизонтальный анализ;
  • вертикальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • метод финансовых коэффициентов;
  • сравнительный анализ;
  • факторный анализ.

Каждый вид финансового  анализа основан на применении какой-либо модели, дающей возможность оценить  и проанализировать динамику основных показателей деятельности предприятия. Выделяют три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и  нормативные.

Дескриптивные модели известны также, как модели описательного характера. Они являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности.

В основе вертикального анализа лежит иное представление бухгалтерской отчетности – в виде относительных величин, характеризующих структуру обобщающих итоговых показателей. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, что позволяет отслеживать и прогнозировать структурные сдвиги в составе хозяйственных средств и источников их покрытия.

Горизонтальный  анализ позволяет выявить тенденции изменения отдельных статей или их групп, входящих в состав бухгалтерской отчетности. В основе этого анализа лежит исчисление базисных темпов роста статей баланса и отчета о прибылях и убытках.

Система аналитических коэффициентов – основной элемент анализа финансового состояния, применяемый различными группами пользователей: менеджеры, аналитики, акционеры, инвесторы, кредиторы и др. Существуют десятки таких показателей, подразделяемых на несколько групп по основным направлениям финансового анализа:

  • показатели ликвидности;
  • показатели финансовой устойчивости;
  • показатели деловой активности;
  • показатели рентабельности.

Предикативные модели – это модели предсказательного характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогнозных финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Как мы видим, моделирование и анализ факторных моделей занимают важное место в методологии финансового анализа. Рассмотрим этот аспект подробнее.

Основы  моделирования

Функционирование  любой социально-экономической системы (к которым относится и действующее  предприятие) происходит в условиях сложного взаимодействия комплекса  внутренних и внешних факторов. Фактор - это причина, движущая сила какого-либо процесса или явления, определяющая его характер или одну из основных черт.

Классификация и систематизация факторов в анализе  хозяйственной деятельности.

Классификация факторов представляет собой распределение  их по группам в зависимости от общих признаков. Она позволяет  глубже разобраться в причинах изменения  исследуемых явлений, точнее оценить  место и роль каждого фактора  в формировании величины результативных показателей.

Исследуемые в анализе  факторы могут быть классифицированы по разным признакам.

По своей природе  факторы подразделяются на природные, социально-экономические и производственно-экономические.

Природные факторы  оказывают большое влияние на результаты деятельности в сельском хозяйстве, в лесном хозяйстве и  других отраслях. Учет их влияния дает возможность точнее оценить результаты работы субъектов хозяйствования.

К социально-экономическим  факторам относятся жилищные условия  работников, организация оздоровительной  работы на предприятиях с вредным  производством, общий уровень подготовки кадров и др. Они способствуют более  полному использованию производственных ресурсов предприятия и повышению  эффективности его работы.

Производственно-экономические  факторы определяют полноту и  эффективность использования производственных ресурсов предприятия и конечные результаты его деятельности.

По степени воздействия  на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и второстепенные. К основным относятся факторы, оказывающие решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Необходимо отметить, что в зависимости от обстоятельств один и тот же фактор может быть и основным, и второстепенным. Умение выделить из всего множества факторов главные обеспечивает правильность выводов по результатам анализа.

Факторы делятся на внутренние и внешние, в зависимости от того, влияет на них деятельность данного предприятия или нет. При анализе основное внимание уделяется внутренним факторам, на которые предприятие может воздействовать.

Факторы подразделяются на объективные, не зависящие от воли и желаний людей, и субъективные, подверженные влиянию деятельности юридических и физических лиц.

По степени распространенности факторы делятся на общие и специфические. Общие факторы действуют во всех отраслях экономики. Специфические факторы действуют в пределах отдельной отрасли или конкретного предприятия.

В процессе работы организации  одни факторы оказывают воздействие  на изучаемый показатель непрерывно на протяжении всего времени. Такие  факторы называются постоянными. Факторы, воздействие которых проявляется периодически, называются переменными (это, например, внедрение новой технологии, новых видов продукции).

Большое значение для  оценки деятельности предприятий имеет  деление факторов по характеру их действия на интенсивные и экстенсивные. К экстенсивным относятся факторы, которые связаны с изменением количественных, а не качественных характеристик функционирования предприятия. В качестве примера можно привести увеличение объема производства продукции за счет увеличения числа рабочих. Интенсивные факторы характеризуют качественную сторону процесса производства. Примером может служить увеличение объема производства продукции за счет повышения уровня производительности труда.

Большинство изучаемых  факторов по своему составу являются сложными, состоят из нескольких элементов. Однако есть и такие, которые не раскладываются на составные части. В связи с этим факторы делятся на сложные (комплексные) и простые (элементные). Примером сложного фактора является производительность труда, а простого - количество рабочих дней в отчетном периоде.

По уровню соподчиненности (иерархии) различают факторы первого, второго, третьего и последующего уровней  подчинения. К факторам первого уровня относятся те, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, влияющие на результативный показатель косвенно, при помощи факторов первого уровня, называют факторами второго уровня и т. д.

Понятно, что при  изучении влияния на работу предприятия  какой-либо группы факторов необходимо их упорядочить, то есть проводить анализ с учетом их внутренних и внешних  связей, взаимодействия и соподчиненности. Это достигается с помощью  систематизации. Систематизация - это  размещение изучаемых явлений или  объектов в определенном порядке  с выявлением их взаимосвязи и  подчиненности.

Создание факторных систем является одним из способов такой систематизации факторов. Рассмотрим понятие факторной системы.

Факторные системы

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий  находятся во взаимозависимости. Связь экономических явлений - это совместное изменение двух или более явлений. Среди многих форм закономерных связей важную роль играет причинно-следственная (детерминистская), при которой одно явление порождает другое.

В хозяйственной деятельности предприятия некоторые явления  непосредственно связаны между  собой, другие - косвенно. Например, на величину валовой продукции непосредственное влияние оказывают такие факторы, как численность рабочих и  уровень производительности их труда. Множество других факторов косвенно воздействует на этот показатель.

Информация о работе Факторный анализ рентабельности