Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 01:06, реферат
Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет. Слово «бюджет» (англ. budget) переводится как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства, так что с экономической точки зрения бюджет можно трактовать как состояние «денежной сумки» государства. Отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40—50% ВВП.
Почему бюджет является ведущим звеном финансовой системы?
В чем состоит назначение бюджета государства?
Чем определяется количество бюджетов, ежегодно составляемых в стране?
Сколько бюджетов составляется в городе (области, районе), где Вы живете?
Какие основные бюджетные права Вы знаете?
Резервный фонд и Фонд будущих поколений
Содержание
Тема 4. Бюджет государства
Все сферы и звенья финансовой системы тесно взаимосвязаны между собой и постоянно взаимодействуют. Ведущим звеном финансовой системы является государственный бюджет. Слово «бюджет» (англ. budget) переводится как «сумка и ее содержимое». Бюджетом называли денежный портфель министра казначейства, так что с экономической точки зрения бюджет можно трактовать как состояние «денежной сумки» государства. Отличительной чертой государственных бюджетов является их возрастающая роль в перераспределении национального дохода. Объемы этого перераспределения составляют 40—50% ВВП.
Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план. По своей экономической сущности государственный бюджет представляет денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами относительно перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда. Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым планом государства, государственный бюджет дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий.
В бюджете
ежегодно централизуется часть денежных
доходов предприятий и
Кроме того, за счет бюджета удовлетворяются и коллективные потребности путем финансирования затрат на образование, здравоохранение культуру и искусство. С помощью бюджета государства государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Кроме того, бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет государства фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Бюджетное устройство характеризует организацию бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования; оно устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетная устройство Российской Федерации включает три уровня:
федеральный бюджет;
бюджеты субъектов РФ;
местные бюджеты.
Бюджетная система Российской Федерации включает федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет республик в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюджет автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты). Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Бюджетные
права являются неотъемлемым элементом
правового статуса любого субъекта
бюджетного права. Через систему
этих прав определяются участие субъектов
в формировании бюджетной системы
и их взаимоотношения в
Бюджетные права Российской Федерации, исходя из особенностей ее бюджетно-правового статуса, можно подразделить на две группы:
1) бюджетные
права Российской Федерации
2) бюджетные
права Российской Федерации в
отношении собственного и
К бюджетным
правам Российской Федерации как
единого и неделимого суверенного
федеративного государства
• установление
видов бюджетов, порядка и принципов
их объединения в бюджетной
• определение видов расходов, включаемых в бюджет текущих расходов и в бюджет развития;
• определение состава доходных источников, поступающих в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
• установление общего порядка формирования расходной части бюджетов разного уровня;
• установление
общего порядка и принципов
• утверждение единых бюджетных классификаций, действующих на всей территории РФ, и их виды;
• установление принципов и основ организации бюджетного процесса в РФ независимо от уровня его осуществления;
• установление
основ бюджетных прав субъектов
РФ и органов местного самоуправления;
принципов бюджетных
• осуществление методического руководства в бюджетной деятельности и контроля за соблюдением федерального бюджетного законодательства на всей территории Российской Федерации;
• установление общей системы мер по сбалансированию бюджетов всех уровней;
• составление консолидированного бюджета Российской Федерации.
Вторая группа бюджетных прав включает права по формированию, распределению и использованию федерального бюджета и права по отношению к бюджетам нижестоящего территориального уровня, а именно право на:
• свой бюджет;
• получение закрепленных доходов, включаемых в федеральный бюджет;
• определение
направлений использования
• организацию и осуществление бюджетного процесса;
• установление предельного размера дефицита федерального бюджета и разработку мер по его сокращению на стадии исполнения;
• утверждение перечня защищенных статей текущих расходов федерального бюджета;
• утверждение оборотной кассовой наличности в составе федерального бюджета;
• образование резервных и иных целевых фондов в составе федерального бюджета;
• законодательное регулирование всех вопросов по формированию, распределению и использованию федерального бюджета;
• утверждение порядка реализации стадий бюджетного процесса на федеральном уровне;
• определение перечня регулирующих источников доходов в составе доходов федерального бюджета;
• уточнение статей доходов и расходов по федеральному бюджету в процессе его исполнения;
• введение механизма секвестра по федеральному бюджету;
• утверждение отчета об исполнении федерального бюджета.
Бюджетные права Российской Федерации по отношению к бюджетам ее субъектов включает:
• утверждение дифференцированных или единых нормативов отчислений от регулирующих доходов для зачисления их в государственные бюджеты субъектов РФ;
• определение
размеров субвенций для передачи
в бюджеты субъектов РФ, а также
целевых направлений
• определение размеров дотаций, передаваемых из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ;
• принятие специального законодательства, регулирующего порядок предоставления дотаций и субвенций из федерального бюджета и их использование;
• закрепление
за бюджетами субъектов Российской
Федерации на срок не менее чем
пять лет любых регулирующих доходов
и передача в эти же бюджеты
своих закрепленных доходов в
целях обеспечения
• определение расходной части минимального бюджета субъектов РФ, гарантируемой своими финансовыми возможностями;
• осуществление контроля в рамках своих полномочий за соблюдением субъектами РФ федерального законодательства;
• возмещение
выпавших доходов и ущерба, причиненного
бюджетами субъектов РФ в результате
своих правомерных и
Государственный
резервный накопительный фонд —
специальный денежный фонд, который
используется для стабилизации государственного
бюджета в периоды снижения государственных
доходов и/или для
В России Стабилизационный фонд существует с 2004. В него перечисляются государственные доходы от добычи и экспорта нефти (в части экспортных пошлин и налога на добычу полезных ископаемых) при превышении мировой цены на нефть специально определённой «цены отсечения». То есть госбюджет получает средства, как если бы цена нефть была равна «цене отсечения», а всё сверх этого идёт в Стабилизационный фонд. Первоначально «цена отсечения» была установлена на уровне $20 за баррель, затем была повышена до $27[источник не указан 242 дня].
На 30 января 2008 года в Стабфонде насчитывалось $157,38 миллиард (3 851,80 млрд. руб.).
С 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд был разделён на две части: Резервный фонд в 2011 году составил $125,41 миллиард (3 069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния $31,98 миллиард (782,8 млрд руб.).