Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 15:15, реферат
Фирмы-эксплеренты по-другому называют «пионерскими». Это организации, работающие преимущественно в зоне максимальной изобретательской активности, на стартовых этапах выпуска продукции. Фирмы-эксплеренты чем-то напоминают венчурные – они невелики по размерам, их деятельность связана с поиском нового и сопровождается высокими рисками. Эксплеренты на рынке играют роль инновационного локомотива, предлагая новые решения и выступая ориентиром для развития среднего и крупного бизнеса.
Фирмы-эксплеренты по-другому называют «пионерскими». Это организации, работающие преимущественно в зоне максимальной изобретательской активности, на стартовых этапах выпуска продукции. Фирмы-эксплеренты чем-то напоминают венчурные – они невелики по размерам, их деятельность связана с поиском нового и сопровождается высокими рисками. Эксплеренты на рынке играют роль инновационного локомотива, предлагая новые решения и выступая ориентиром для развития среднего и крупного бизнеса. Именно фирмами-эксплерентами были подготовлены условия для научно-технического скачка в западной экономике.
Элементы малого научно-технического предпринимательства постепенно развиваются и в России, но остро нуждаются в организационной и финансовой поддержке. Для решения этой задачи создаются технопарки и бизнес-инкубаторы. Последние, как правило, патронируются банком, готовым инвестировать капитал в рисковые проекты. На базе ведущих научных заведений работают агентства по трансферу технологий (АТТ) – новые структуры, ориентированные на помощь инновационному предпринимательству.
Помимо внешней поддержки, для развития фирмы-эксплерента важен выбор правильного стратегического курса. Когда новинка разработана, становится актуальной задача наращивания объемов производства. Собственных ресурсов бывает недостаточно, поэтому эксплерент заключает альянс с крупной компанией. Такое решение позволяет быстро приступить к тиражированию зарекомендовавшего себя новшества, прежде чем оно привлечёт внимание недобросовестных конкурентов - производителей копий и аналогов.
Среди подобных фирм первопроходцы в выпуске персональных компьютеров (ЭППЛ, «Зенит», «Осборн» и другие), биотехнологии («Джинентек») и другие.
Фирмы эксплеренты в 85 случаях из 100 терпят крах, но за счет 15 случаев получают огромный технический, финансовый и моральный успех. Они являются двигателями научно-технического прогресса.
Девиз эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится».
2) Фирмы-патиенты работают на узкий сегмент рынка и удовлетворяют потребности, сформированные под действием моды, рекламы и других средств. Они действуют на этапах роста выпуска продукции и одновременно на стадии падения изобретательской активности. Требования к качеству и объемам продукции у этих фирм связаны с проблемами завоевания рынков. Возникает необходимость принимать решения о проведении или прекращении разработок, о целесообразности продажи и покупки лицензий и т. п. Эти фирмы прибыльны. В то же время существует вероятность принятия неверного решения, ведущего к кризису. В таких фирмах целесообразна должность постоянного инновационного менеджера, призванного обезопасить их деятельность.
Патиентная (нишевая) стратегия типична для фирм, вставших на путь узкой специализации для ограниченного круга потребителей. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает обычная продукция.
Их девиз: «Дорого, зато хорошо».
Они стремятся уклониться от прямой конкуренции с ведущими корпорациями. Эти фирмы называют «хитрыми лисами» экономики.
Для отечественных фирм эта стратегия может быть принята в качестве предпринимательской философии. Она призывает не бороться напрямую с ведущими корпорациями, а выискивать недоступные для них сферы деятельности. Такой подход серьезно повышает шансы слабого в соперничестве с сильным.
Вероятно, в дальнейшем в патиенты превратятся многие наши передовые предприятия, в том числе оборонные.
3) Фирмы-виоленты - фирмы с “силовой” стратегией. Они обладают крупным капиталом, высоким уровнем освоения технологии. Виоленты занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих “средние запросы” к качеству и удовлетворяются средним уровнем цен.
Виоленты работают в “окрестностях” максимума выпуска продукции. Их научно-техническая политика требует принятия решений о сроках постановки продукции на производство (в том числе, о приобретении лицензий); о снятии продукции с производства; об инвестициях и расширении производства; о замене парка машин и оборудования.
Фундаментальный источник сил – производство продукции хорошего (среднего) качества по низким ценам. За счет этого фирма обеспечивает большой запас конкурентоспособности.
Девиз фирм: «Дешево, но прилично» (но не «Дорого и плохо»).
Примеры: автомобили «Тоёта», «Шевроле», холодильники «Сименс», «Электролюкс», сигареты «Мальборо», «Кэмел» и др. К ним относится большинство российских крупных предприятий.
Как и фирмы-патиенты , виоленты прибыльны. Прибыльность - непременное условие деятельности фирм. Они должны иметь должность инновационного менеджера и быть очень осторожны в изменении своей политики .
4)Фирмы-коммутанты действуют
Коммутантная (соединяющая) стратегия преобладает при обычном бизнесе в местных (локальных) масштабах. Сила местного неспециализированного предприятия в его лучшей приспособленности к удовлетворению небольших по объему (а нередко и кратковременных) нужд конкретного клиента. Это путь повышения потребительской ценности не за счет сверхвысокого качества (как у патиента), а за счет индивидуализации услуги. «Вы доплачиваете за то, что я решаю именно Ваши проблемы» - лозунг коммутантов.
Виоленты и патиенты не всегда могут удовлетворить индивидуальные потребности, тогда на сцену выступают коммутанты, готовые использовать любую возможность для бизнеса. Они получили название «серые мыши». Повышенная гибкость коммутантов позволит им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.
Коммутантная стратегия характерна для многих частных российских фирм.
Инновационный менеджер такой фирмы должен хорошо разбираться в специфике покупателя товара, сложившейся ситуации на рынке, точно, оперативно и достоверно предвосхищать возможные кризисы. Организационная схема управления фирмами зависит от их особенностей