Формирование ассортимента в фирменном магазине и пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 23:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать показатели финансовой состояния деятельности филиала фирменного магазина «Управляющей компании холдинга «Забудова», изучение работы по изучению спроса и организация формирования ассортимента данного торгового объекта, а также дать рекомендации по совершенствованию ассортимента и улучшению торговой деятельности в целом в исследуемом торговом объекте.
Задачи можно сформулировать следующим образом: изучить финансовое состояние филиала фирменного магазина «Управляющей компании холдинга «Забудова» и с помощью коэффициентов, оценивающих рациональность ассортимента определить степень удовлетворённости покупателей представленным ассортиментом товаров данного торгового объекта.

Содержание

Введение…………………………………………………………….…………..4
1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента организаций розничной торговли………………………….…...……………..6
1.1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров…..………………………………………….……………..6
1.2. Формирование ассортимента, управление торговым ассортиментом, ассортиментная политика, ассортиментная стратегия…………..………………………………………...…...11
2. Анализ работы по формированию ассортимента в фирменном магазине ОАО «УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ХОЛДИНГА «ЗАБУДОВА»……………………………………………......………………..23
2.1. Организационно-экономическая характеристика фирменного магазина ОАО «УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ХОЛДИНГА
«ЗАБУДОВА»…………………………………..………………..23
2.2. Анализ организации изучения спроса в филиале «ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН «ЗАБУДОВА»…………………..30
2.3. Оценка состояния ассортимента в фирменном магазине «ЗАБУДОВА»………………………………….……………..…34
3. Направления совершенствования работы фирменного магазина «ЗАБУДОВА»………………............................................................................38
3.1. Совершенствование деятельности фирменного магазина «ЗАБУДОВА» по изучению спроса…..……………………..…38
3.2. Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента…………………………………...….…………….41
Заключение…..…………………………………………………..…………….43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………............46

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 346.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

Кафедра коммерческой деятельности на внутреннем и внешнем  рынках

 

 

 

Курсовая  работа

 

по  теме: «Формирование ассортимента в фирменном магазине и пути его совершенствования».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2013

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 52 страницы, 1 таблица.

 ТОВАРНЫЙ  АССОРТИМЕНТ, ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА, АССОРТИМЕНТАНАЯ  ПОЛИТИКА, АССОРТИМЕНТНАЯ МОДЕЛЬ  МАГАЗИНА, АССОРТИМЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ.

Объектом исследования является филиал фирменного магазина «Управляющей компании холдинга «Забудова».

Предмет – изучение работы по изучению спроса и организация  формирования ассортимента в филиале  фирменного магазина «Управляющей компании холдинга «Забудова».

Цель моей работы – исследовать показатели финансовой состояния деятельности филиала  фирменного магазина «Управляющей компании холдинга «Забудова», изучение работы по изучению спроса и организация  формирования ассортимента данного  торгового объекта, а также дать рекомендации по совершенствованию ассортимента и улучшению торговой деятельности в целом в исследуемом торговом объекте.

 Задачи можно  сформулировать следующим образом:  изучить финансовое состояние  филиала фирменного магазина  «Управляющей компании холдинга «Забудова» и с помощью коэффициентов, оценивающих рациональность ассортимента определить степень удовлетворённости покупателей представленным ассортиментом товаров данного торгового объекта.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние филиала фирменного магазина «Управляющей компании холдинга «Забудова», а все заимствованные из литературных и других источников теоритические, методологические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

                                                                                   ________________

                                                                                      (подпись студента)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………….…………..4

  1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента организаций розничной торговли………………………….…...……………..6
    1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров…..………………………………………….……………..6
    2. Формирование ассортимента, управление торговым ассортиментом, ассортиментная политика, ассортиментная стратегия…………..………………………………………...…...11
  2. Анализ работы по формированию ассортимента в фирменном магазине ОАО «УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ХОЛДИНГА «ЗАБУДОВА»……………………………………………......………………..23
    1. Организационно-экономическая характеристика фирменного магазина ОАО «УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ХОЛДИНГА

«ЗАБУДОВА»…………………………………..………………..23

    1. Анализ организации изучения спроса в филиале «ФИРМЕННЫЙ МАГАЗИН «ЗАБУДОВА»…………………..30
    2. Оценка состояния ассортимента в фирменном магазине «ЗАБУДОВА»………………………………….……………..…34
  1. Направления совершенствования работы фирменного магазина «ЗАБУДОВА»………………............................................................................38
    1. Совершенствование деятельности фирменного магазина «ЗАБУДОВА» по изучению спроса…..……………………..…38
    2. Рекомендации по совершенствованию формирования ассортимента…………………………………...….…………….41

Заключение…..…………………………………………………..…………….43

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………............46

ПРИЛОЖЕНИЕ  А……………………………………………….……………48

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б………………………………………………..……………49

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход Республики Беларусь к рыночной экономике создал условия для развития предпринимательской  деятельности в сфере потребительского рынка. Одним из наиболее прогрессивных  и перспективных направлений развития торговли стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий.

В результате организации  фирменных магазинов отдельные  производственные предприятия пытаются выйти из кризисной ситуации, в  которой они находятся в последние годы. Однако не единичны случаи, когда под маркой фирменного магазина в городах открываются предприятия самого разнообразного профиля. В этой связи следует выделить понятие «фирменный магазин» и требования, которым он должен отвечать, так как подделка под фирменный магазин дезориентирует покупателей, дискредитирует саму систему фирменной торговли.

В нашей стране фирменная торговля занимает значительный удельный вес и в целом развита  очень неплохо. Также фирменная  сеть имеет устойчивую тенденцию к расширению. Тем не менее, большое число фирменных магазинов пока не удовлетворяют требованиям, изложенным в Типовом положении о фирменном магазине.

Проблема фирменной  торговли и путей ее дальнейшего  развития  является актуальной в настоящее время, так как в связи с переходом к рыночным отношениям фирменная торговля получает существенное развитие. Совет Министров Республики Беларусь принял решение о передаче промышленным предприятиям, колхозам и совхозам до 30% продовольственных и непродовольственных магазинов для организации фирменной торговли.

Существует  много проблем, с которыми сталкиваются учредители фирменных магазинов, особенно трудно занять свою нишу на зарубежных рынках. Некоторые из этих проблем  будет описано в данной курсовой работе.

Основные проблемы, в области формирования ассортимента, с которым сталкиваются компании таковы:

  • Современная конъюнктура рынка вынуждает компании постоянно обновлять ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы.
  • Высокая конкуренция приводит к тому, что новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение.
  • Ошибки в планировании и оптимизации работы с ассортиментом увеличивают дополнительные расходы и сокращают прибыль.

В целом грамотная  ассортиментная политика даёт очень  серьёзные конкурентные преимущества и может привести к желаемому росту продаж и увеличению прибыли, в то же время выстраивание грамотной ассортиментной политики – процесс кропотливый и сложный, и ему необходимо уделять большое внимание.

Актуальность  рассматриваемой темы курсовой работы подтверждается тем, что сейчас в условиях нестабильности экономической ситуации основная задача большинства компаний – это сокращение затрат и увеличение эффективности коммерческой деятельности. Для решения этих задач необходимо внимательно подходить к ассортиментной политике; оптимизации товарных остатков на складах; сбалансированной ассортиментной матрице, рыночному соотношению цены и качества товара. Только комплексный подход в этом вопросе позволит компании пережить трудные времена, не потерять своих позиций, а может быть, даже и укрепить их.

 

  1.   Теоретические основы формирования товарного ассортимента организаций розничной торговли

 

    1. Понятие, классификация и показатели ассортимента товаров

 Ассортимент  – это состав и соотношение различных видов продукции, товаров, услуг на предприятии[3, с. 94].

Товарная категория  – это набор товаров, которые  потребители рассматривают как  взаимозаменяемые (субституты). Каждая категория может быть представлена товарами одного или нескольких поставщиков. Товарная единица – это низшая подконтрольная единица в классификации товаров.  Решения о закупках принимаются на основе товарных категорий. Все товарные единицы в рамках одной товарной категории являются более или менее полноценными товарами- субститутами. Разнообразие – это число товарных категорий, предлагаемых в отделе и магазине. [11, с. 200-201]. 

С экономической  точки зрения ассортимент - это отражение  межотраслевой и отраслевой пропорций  в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности организаций и предприятий сферы товарного обращения.

Если на промышленном предприятии насчитывается несколько  ассортиментных групп, то принято говорить о товарной номенклатуре.

Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных позиций, предлагаемых конкретным производителем.

 Различаются  укрупнённая и детализированная  номенклатура.

Укрупнённая номенклатура – это перечень всех ассортиментных групп товаров, выпускаемых определённым производителем, например, укрупнённая номенклатура ОАО «Коммунарка» включает наборы и коробки конфет, шоколад, конфеты, ирис, карамель. Детализированная (развёрнутая) номенклатура – это перечень всех товарных позиций, выпускаемых производителем [23, с. 81].

Широта номенклатуры – это общая численность ассортиментных групп, входящих в товарную номенклатуру. Это количество позиций в укрупнённой номенклатуре продукции предприятия.

 Показатель  широты позволяет определить  стратегию предприятия: специализацию  или диверсификацию. Согласно зарубежной практике, однопродуктовым считается предприятие, у которого на одну ассортиментную группу приходится более 95% объёма производства, предприятием с доминирующим товаром – от 70% до 95%, остальные считаются в той или иной степени диверсифицированными.

Длина номенклатуры – это общее количество ассортиментных групп в товарной номенклатуре предприятия, которое определяется, как сумма длин ассортиментных групп.

Длина ассортиментной группы – это количество входящих в неё ассортиментных подгрупп.

Глубина ассортиментной подгруппы – это варианты предложения  каждого отдельного товара с учётом основных свойств, т.е. количество ассортиментных позиций в ассортиментной подгруппе. Показатель глубины свидетельствует  о степени разработанности товара, а, следовательно, о возможности удовлетворения потребностей нескольких сегментов рынка.

Насыщенность  номенклатуры – это общее количество разновидностей товаров, выпускаемых  конкретным предприятием, т.е. количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах и подгруппах.

Гармоничность номенклатуры – это степень сопоставимости или близости между товарами различных  ассортиментных групп и подгрупп. Наиболее высока гармоничность номенклатуры у предприятий, имеющих узкую  специализацию, наименее – у диверсифицированных[23, с.84-85].

Товарный ассортимент  – это группа товаров, тесно связанных  между собой либо в силу схожести и функционирования, либо в силу того, что их продают одним и  тем же группам клиентов, или через  одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен [9, с.310].

Ассортиментные  группы могут создаваться по признакам  общности сырья и материалов, применяемой  технологии и т.д. Ассортимент характеризует  номенклатуру с позиций: производства, продаж, транспортировки, потребления и др. Каждая ассортиментная группа постоит из ассортиментных позиций.

 Деление  товарной номенклатуры на отдельные  ассортиментные группы является, по сути, её классификацией и  направлено на оптимизацию управления  товарной номенклатурой, т.е. построение оптимального соотношения ассортиментных групп.

Классификация номенклатуры может проводиться  по следующим признакам: доля на рынке  и темпы роста объёмов продаж, этап жизненного цикла товаров, степень  новизны, сегмент потребителей, типы заказчиков, особенности технологии.

 Согласно  матрице Бостонской консалтинговой  группы, по долям на рынке и  темпам роста объёмов продаж  и с точки зрения прибыльности  все товары условно классифицируются  на «звёзды», «дойные коровы»,  «собаки»  и «трудные дети».

 Товары-«звёзды» - пользуются большой популярностью, имеют высокую окупаемость и быстро продаются. На них уходят большие суммы оборотных средств. Обычно у их потребителей хорошая платёжеспособность, устойчивое финансовое положение. По мере изменения жизненного цикла товара реализация замедляется и «звёзды» превращаются в «дойных коров» или, если их доля на рынке сокращается, в «собак».

Информация о работе Формирование ассортимента в фирменном магазине и пути его совершенствования