Функции управления предприятием и пути их адаптации к условиям рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
раскрыть такие понятия, как «управление», «функции управления», их виды и суть;
• изложить сущность проблемы;
• отметить существующие недостатки, их причины;
• рекомендовать возможные пути решения экономической проблемы;
• в соответствии с методологией определить величину показателей, характеризующих эффективность будущего

Содержание

Введение………………………………………………………………..стр.3
ГЛАВА I
Раздел 1: Виды и содержание функций управления предприятием……стр.4-7
1.1. Необходимость управления…………………………………………..стр.4-5
1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание………стр.5-7
• Функции классической (традиционной) системы управления предприятием
• Общие, или универсальные, функции
• Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики
Раздел 2: Пути адаптации функций управления предприятием к условиям рыночной экономики………………………………………………………стр.8-15
2.1. Принципы осуществления функций управления. Делегирование…стр.8-11
2.2. Конкурентоспособность как локальная функция управления
предприятием…………………………………………………………...стр.11-12
2.3.Механизм осуществления функции «организация»…………………..стр.12-13
2.4. Функция управления «мотивация»: понятие, содержание, методы…стр.13
2.5. Эффективность управления предприятием в современных условиях
развития рынка………………………………………………………….стр.14-15
ГЛАВА II
1. Расчетное задание…………………………………………………………………стр.16-17
2. Решение задания по 4-му варианту на основе затратного
Ценообразования……………………………………………………...стр.17-22
Заключение…………………………………………………………………...стр.23-24
Список использованной литературы…………………………………….стр.25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 147.00 Кб (Скачать файл)

 


 



 

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и региональной экономической  политики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая   работа

на тему:

 

« Функции управления предприятием и пути их адаптации к условиям рыночной экономики  »

 

 

по дисциплине «Экономика предприятий»

 

 

 

 

 

Выполнил:  

Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

План

 

Введение………………………………………………………………..стр.3

ГЛАВА I

 

Раздел 1: Виды и содержание функций управления предприятием……стр.4-7

1.1. Необходимость управления…………………………………………..стр.4-5

1.2. Функции управления предприятием: их виды и содержание………стр.5-7

  • Функции классической (традиционной) системы управления предприятием
  • Общие, или универсальные, функции
  • Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики

 

Раздел 2: Пути адаптации функций управления предприятием к условиям                                                    рыночной экономики………………………………………………………стр.8-15

2.1. Принципы осуществления  функций управления. Делегирование…стр.8-11

2.2. Конкурентоспособность  как локальная функция управления

       предприятием…………………………………………………………...стр.11-12

2.3.Механизм осуществления  функции «организация»…………………..стр.12-13

2.4. Функция управления  «мотивация»: понятие, содержание, методы…стр.13

2.5. Эффективность управления  предприятием в современных условиях

        развития рынка………………………………………………………….стр.14-15

 

ГЛАВА II

  1. Расчетное задание…………………………………………………………………стр.16-17
  2. Решение задания по 4-му варианту на основе затратного

Ценообразования……………………………………………………...стр.17-22

 

Заключение…………………………………………………………………...стр.23-24

 

Список использованной литературы…………………………………….стр.25

 

 

 

 

 

Введение

 

      Переход  к рыночным отношениям требует  определенных изменений  и  дополнений уже существующих  функций управления предприятиями.  Приватизация предприятий способствовала их преобразованию в самостоятельные хозяйствующие субъекты, несущие полную ответственность за результаты своей деятельности. Одновременно нарушились сложившиеся между предприятиями связи, которые ранее поддерживались централизованно, ухудшились условия обновления производственного потенциала, обеспечения конкурентоспособности продукции. Выяснилось, что сама по себе смена формы собственности не гарантирует повышения эффективности работы предприятий. Сегодня руководителям украинских предприятий необходимо принимать решения, которые бы способствовали выживанию и закреплению позиций в условиях жесточайшей конкурентной борьбы. Таким образом, тема функций управления предприятиями и путей их адаптации к условиям рыночной экономики является чрезвычайно актуальной.

В данной работе я попытаюсь  наиболее широко раскрыть поставленные задачи на основании литературных и нормативных материалов

    • такие понятия, как «управление», «функции управления», их виды и суть;
    • изложить сущность проблемы;
    • отметить существующие недостатки, их причины;
    • рекомендовать возможные пути решения экономической проблемы;
    • в соответствии с методологией определить величину показателей, характеризующих эффективность будущего бизнеса.

 

ГЛАВА I

 

Раздел 1:Виды и содержание функций управления предприятием

 

1.1. Необходимость  управления

  Управление - это сложная интеллектуальная деятельность человека, требующая специальных знаний и опыта, всегда существовало в каких-то формах  там, где люди работали группами. Например, египетские пирамиды требовали четкости в планировании, организации работы множества людей, контроля за их деятельностью.

I-й исторический период (до XVIII века) - накопление опыта управления.

II-й исторический период (1776-1890) - индустриальный период. Работы  А.Смита (государственное управление), Р.Оуэна (гуманизация производства) и другие. Возникновение фабрик как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей. Индивидуальные владельцы не в состоянии наблюдать за деятельностью всех рабочих. Первые менеджеры - это лучшие работники, представляющие интересы владельцев на рабочих местах.

III-й исторический период - период систематизации. Формирование  науки об 

управлении.

 Управление возникло  из кооперации для координирования  деятельности людей. Одна из  сфер применения - экономическая  - изыскание, производство и  распределение ресурсов;

 Очевидной характеристикой  любого предприятия есть разделение  труда, ведь предприятие - это  искусственная система, созданная  человеком ради его собственных  интересов, прежде всего совместной  работы.  Поскольку работа  на предприятии распределена между подразделами и отдельными исполнителями, кто-то  должен координировать их действия, чтобы достичь общей цели деятельности. Поэтому объективно возникает потребность в обособлении управленческой деятельности от исполнительной. Итак, необходимость управления связанна с процессами разделения труда на предприятии.

 Управление, которое  (в широком понимании) есть  деятельностью, направленной на  координацию работы других людей  (трудовых коллективов) опирается   на  теорию и практику управления, но является  больше искусством, чем знанием  так как  представляет собой скорее способ использования знаний в конкретных рациональных формах и модификациях, чем само знание. Управление есть искусство, суть которого состоит в применении науки к реальностям ситуации.

 

1.2. Функции   управления предприятием: их виды  и содержание.

 

   Предприятия различаются  между собой размерами, сферами  деятельности, технологическими процессами  и т.п. Тем не менее, все  они имеют определенные общие  характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.

 Функции  управления - это конкретный вид управленческой  деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

 

    • Функции классической (традиционной) системы управления предприятием

Содержание и набор  функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, армейская и т.д.), от размеров организации и сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов. Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.

В 1916 г. А.Файоль сгруппировал все виды управленческой деятельности в 4-е основных функции управления: планирования, организации, руководства и контроля.

1.Функция планирования, состоящая в выборе целей и  плана действий по их 

достижению;

2.Функция организации,  посредством которой происходит  распределение задач между отдельными  подразделениями или работниками  и установление взаимодействия между ними;

3.Функция руководства,  состоящая в мотивировании исполнителей  к осуществлению запланированных  действий и достижению поставленных  целей;

4.Функция контроля, заключающаяся  в соотнесении реально достигнутых  результатов с теми, что были запланированы.

 

    • Общие, или универсальные, функции

Присущи управлению любым  бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд  этапов или видов  работ , классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции : целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование ), стимулирование, контроль ( учет, анализ деятельности ).

? Целеполагание - выработка  основных, текущих и перспективных  целей.

? Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по

реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных , адресных, плановых решений, касающихся их подразделений  и исполнителей.

? Организация - это  процесс установления порядка  и последовательности 

согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

? Координирование - уточнение характера действия исполнителей.

? Регулирование - выполнение  мероприятий по устранению отклонений  от 

заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

? Стимулирование - разработка  и использование стимулов к эффективному

взаимодействию субъектов  деятельности и их высокорезультативному  труду.

? Контроль - наблюдение  за ходом происходящих процессов  в управляемом 

объекте, сравнения его  параметров с заданными, выявление  отклонений.

? Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.

? Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности  при помощи 

аналитических, экономико-математических методов.

Эти  основные функции  тесно связаны между собой  в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.

 

 

 

    • Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Усложнение взаимодействия с внешним окружением привело к большему количеству функций современного предприятия.

Таблица 1

                        ФУНКЦИИ                                   ОСНОВНОЙ  ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ РЕСУРС  

Планирование                                                  

Время

Маркетинг                                                         

Потребитель

Предпринимательство                                     

Бизнес

Финансы                                                            

Деньги

Организация                                                      

Люди

Производство                                                     

Технология

Инновация                                                          

Идеи

Информация                                                       

Данные

Социальное развитие                                        

Культура


В условиях рыночной экономики  целесообразно:

? усиление стратегического  планирования и прогнозирования;

? усиление контроля  за качеством продукции на всех этапах от разработки до

серийного выпуска;

? придание приоритетного  значения информатике и экономическому  анализу 

деятельности на основе ЭВМ;

? придание большего, чем  раньше значения вопросам производства  и управления 

персоналом;

? привлечение работников к участию в акционерном капитале;

? поощрение работников  за новые идеи в области  совершенствования технологии,

создания и внедрения  новой продукции;

? усиление внимания  к социально-психологическим аспектам  управления;

? усиление внимания  в области маркетинговой деятельности, повышение 

эффективности затрат на проведение маркетинга.

 

 

 

 

 

 

Раздел 2: Пути адаптации функций управления  предприятием к                                        условиям рыночной экономики

 

 2.1. Принципы осуществления функций  управления.  Делегирование.

 

    1. Специализация исполнителей (чем уже специализация - тем выше результат)
    2. Ритмичность управленческой деятельности (управленческая деятельность должна осуществляться в установленном режиме функционирования)
    3. Непрерывность управленческой деятельности (Должна осуществляться постоянно в выработанном режиме)
    4. Прямоточность (должна осуществляться по найкратчайшему и оптимальному маршруту)
    5. Качественная и количественная пропорциональность частей системы управления.  
    6. Регламентация деятельности (установление объема и порядка выполнения работ каждым сотрудником)
    7. Четкое распределение функций между сотрудниками аппарата управления
    8. Единоначалие (руководитель отвечает за результаты работы)
    9. Единство распорядительства (работник получает указание от одного лица)
    10. Сочетание централизации и децентрализации
    11. Сочетание функций и полномочий
    12. Сочетание власти и полномочий.
    13. Делегирование -  Передача полномочий, функций на нижестоящий уровень.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Реализация этого принципа при построении (улучшении) структур управления

позволяет разгружать верхние  уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления. Полномочия – ограниченное право распоряжаться определенными ресурсами и работниками в организации. Полномочия передаются должности, а не лицу. Соотношение власти и полномочий: власть – право принимать окончательное решение или действовать на ситуацию. Властью обладает собственник.

Информация о работе Функции управления предприятием и пути их адаптации к условиям рыночной экономики