Шпаргалка по "Теория и практика управления"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 14:31, шпаргалка

Краткое описание

Билет 1. Управление: понятие, аспекты, условия высокоэффективного управления.
Управление – воздействие управляющей системы на управляемую с целью приведения системы в необходимое состояние, соответствующее заранее выбранной траекторией развития.
Аспекты управления:
1)управление как организационные отношения
- организация отношения построена на основе прав и обязанностей управляющей и управляемой подсистем

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_prognozirovania_i_planirovania.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Билет 1. Управление: понятие, аспекты, условия высокоэффективного управления.

 

Управление – воздействие управляющей системы на управляемую с целью приведения системы в необходимое состояние, соответствующее заранее выбранной траекторией развития.

 

Аспекты управления:

 

1)управление как организационные  отношения

- организация  отношения построена на основе  прав и обязанностей управляющей  и управляемой подсистем

- определяющим  являются обязанности [объем прав  должен соответствовать объему  обязанностей]

 

2)управление как обмен информацией между управляющей и управляемой подсистемами

Существует 3 вида:

  • знание – практическое использование информации
  • сведение – то, что мы знаем
  • информация – бесполезные или излишние сведения

Требование  информации: 1)полнота. 2)достоверность. 3)всесторонность

 

3)управление как процесс выработки  и реализации управленческого  решения

Существует 3 стадии процесса:

  1. определение возможных перспектив развития и формулировка управленческого решения в виде плана, прогноза и программы.

План: директивен, адресен

- определяет: что  нужно делать? кто будет это  делать

Программа: директивна, не адресна

- определяет: что  нужно делать? что получит тот,  кто будет участвовать в выполнении  программы?

Прогноз: не директивен, не адресен

Прогноз – это система вероятных предположений о будущем состоянии объекта

  1. доведение управленческого решения до заинтересованных субъектов

План: до исполнения

Программу: до желающих участвовать в реализации программы

Прогноз: как  информация к сведению

  1. контроль и оперативное регулирование и корректирование управленческого решения

2-е группы  факторов, вынуждающих корректирование:

  • факторы объективного характера (вероятность экономических процессов), воздействие внешней среды на процесс
  • факторы субъективного характера (ошибки, непрофессионализм)

 

Условия высокоэффективного управления

1)принцип необходимого  разнообразия

2)скользящее  управление

Суть: количество инструментов воздействия должно быть не меньше количества типовых управленческих ситуаций

 

 

 

Билет 2. Этапы разработки управленческого решения.

 

3 этапа:

1)анализ и  целеполагание

2)расчет ресурсов

3)выбор наиболее  приемлемых вариантов управленческого  решения

 

1 этап – содержание цели определяет содержание анализа, а на основе анализа выявляются цели. Это двуединый процесс.

Анализ – это анализ количественных параметров объема, темпа и пропорций производства, а также степень удовлетворения общественных потребностей.

Источник удовлетворения потребностей – производство, но одновременно производство создает новые потребности. Чтобы оценить степень удовлетворения, нужно иметь какую-то оценку, стандарт.

Целеполагание – определение целей для будущего

Условия процедуры:

  • конкретные цели вытекают из более общих задач развития
  • цели обязательно должны учитывать возможности их достижения
  • обоснование целей строится в форме “дерева целей”

 

2 этап – ресурсы:1)необходимые (из целей). 2)расчет наличных (из анализа)

По содержанию: 1)материальные. 2)финансовые. 3)трудовые. 4)производственные. 5)информационные. 6)время (определяет единство выбора варианта)

Особая характеристика ресурсов – подозрит. на дефицитность. Дефицитность качественная. А не количественная характеристика. Оценивая ресурсы, ведем  расчеты по каждому виду.

 

3 этап – несколько вариантов достижения поставленной цели. Оценить варианты по 2 критериям:

  • по степени достижения поставленных целей
  • по степени использования ресурсов при достижении цели

 

Билет 3. Предвидение: понятия, формы. Различие и сходство плана и прогноза.

 

Предвидение – опережающее отображение действительности, основанное на познании законов природы, общества и мышления.

 

3 формы предвидения  (различаются ступенями познания  поведения объекта в будущем):

  • гипотеза
  • прогноз
  • план

 

Классификационные признаки:

  • по степени конкретности
  • по характеру воздействия на ход исследуемых процессов

 

Гипотеза – форма общетеоретического предвидения на основе общенаучных закономерностей и причинно-следственных связей. Гипотеза дает качественную характеристику возможности развития исследования объекта. Она выступает в качестве информационной базы для составления прогноза и плана.

 

Прогноз – это форма предвидения на уровне общеприкладной теории. Для прогноза характерна большая степень достоверности, но результаты не всегда совпадают с реальным проявлением в будущем. Он основывается и на качественном, и на количественном параметре. Этим определяется само содержание прогноза. Это научно обоснованная система вероятностных представлений о:

  • о возможном состоянии объекта в будущем
  • об альтернативных вариантах, путей и сроках достижения этих состояний.

 

План – это форма детального предвидения конкретных событий на основе результатов конкретной прикладной теории. Для плана характерны:

- наибольшая  конкретика, определения и директивы  заданий

- постановка  точно и четко сформулированных  целей

- предопределения  конкретных, детальных событий в развитии исследования объекта

- фиксирование  путей и средств развития в  соответствии с поставленными  задачами.

 

Общее:

1)завершающие  этапы познания и практических  реализаций знаний

2)конкретность

3)четко установленный  перечень мероприятий и заранее определенная последовательность их осуществления

 

Различия:

1)план директивен  и адресен, а прогноз лишь  адресен

2)объект исследования  прогноза – программа для комплексного  решения 1-ой крупной проблемы, а план разработан для одновременного решения нескольких проблем и обеспечения пропорционального и высокоэффективного развития объекта.

 

Билет 4. Автономность прогнозирования. Временные интервалы “план-прогноз”.

 

Существуют  случаи, когда используется только прогноз. Автономно-прогнозируем, но не планируем. Экономические процессы в сфере воспроизводства. Не поддаются однозначному регламентированному решению, т.е. не поддаются планированию. Мы не можем четко определять и реализовывать. Для этих процессов не характерна директивность, если они жестко не регулируются административными рычагами воздействия (пр: демографические процессы: миграция населения, опред. состава семьи, численности и т.д)

 

(Стр. 12-13)

 

Билет 5. Типы планирования. Временной  разрез.

 

Планирование – процесс разработки плана.

Отправная точка классификации планирования – это функция управления, то есть содержание управления определяет содержание планирования. Одновременно мы исходим из того, что классификация как стадия управления означает процедуру разработки управленческих решений в форме плана, отсюда и следует классификация:

 

1)по временному  признаку:

  • долгосрочное – 10 лет (3 года)
  • среднесрочное – 5 лет (1 год)
  • краткосрочное – 1 год (до декады – 10 дней)

2)по признаку  моделей управления национальной  экономикой

  • директивное
  • индекативное

3)по сложности  и предсказуемости планируемого  процесса

  • ординарное
  • стратегическое

 

Временной признак

Срочность –  категория непостоянная и зависит  от содержания объекта, который мы планируем, от характера воздействия

Долгосрочный  план обычно охватывает длительные периоды времени – 5-20 лет, а иногда и более. Такие планы призваны определять долговременную стратегию предприятия.

Долгосрочное  планирование основывается преимущественно  на экстраполяции сложившихся тенденций  и соответствует оценке состояния объекта в будущем.

Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры  долгосрочных планов, основывается на них и служит обеспечению их выполнения. Разрабатываются среднесрочные  планы на период от 1 до 5 лет.

Краткосрочные планы разрабатываются обычно сроком до одного года. Включают годовые, квартальные, месячные, недельные (декадные) и суточные планы. Наибольшую популярность сегодня получили планы, разрабатываемые на годовой период – текущие планы. Планы сроком действия до 1 года обычно относятся к категории оперативных планов.

 

Билет 6. Директивное и индикативное планирование.

 

Директивное планирование – это процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией. Директивное планирование может служить эффективным средством решения народнохозяйственных задач, имеющих общенациональное значение. Директивное планирование может успешно использоваться и внутри предприятия, например, в текущем планировании.

Индикативное  планирование носит направляющий, рекомендательный характер. В составе индикативного плана могут быть обязательные задания, но число их весьма ограничено. Задания индикативного плана называют индикаторами.

Индикаторы – это параметры, характеризующие состояние и направления развития экономики, выработанные органами госуправления и устанавливающие меры государственного воздействия на хозяйственные процессы с целью достижения указанных параметров.

В качестве индикаторов  используются показатели, характеризующие динамику, структуру и эффективность экономики, состояние финансов, движение цен, занятость и т.п.

Основная задача индикативного планирования заключается  в обеспечении взаимоувязки и  сбалансированности всех показателей  развития экономики, решения крупномасштабных задач страны.

 

3 формы индикативного  планирования:

1)коньюктурная  – учет интересов региона и  предприятия

2)структурная  – учет интересов государства  и региона

3)стратегическая  – учитываются интересы и государства,  и региона, и предприятия

По  модели управления национальной экономикой

  1. механизма управления национальной экономикой: 1)рыночный. 2)государство

2 типа планирования: 1) директивное. 2)централизованно-распределительное

 

Билет 7. Ординарное и стратегическое планирование. 3 чертыстратегического планирования.

 

Ординарное  – обычное

Стратегическое  – 3 черты, которые определяют содержание:

  • наличие генеральной цели
  • ориентация на развитие системы или ее структур
  • учет неконтролируемых, неуправляемых внешних факторов, оказывающих существенное воздействие на систему

 

Стратегическое  планирование — это алгоритм действий, связанных в пространстве (по исполнителям) и во времени (по срокам), нацеленных на выполнение стратегических задач.

 

Билет 8. Отличие бизнес-плана от стратегического плана развития предприятия.

 

Характеристика

Бизнес-план

Стратегический  план

1)назначение

определяет  жизнеспособность и устойчивость предприятия  в будущем

- снизить риск  предприятия

- определить перспективные  возможности инвестиций

- обосновать целесообразность приватизации, акционирования

определяет  вариант будущего развития предприятия  в условиях достаточной степени  неопределенности и риска, риск –  неотъемлемый элемент

2)учет целей  и факторов

учитывается в  основном внешние цели лиц, полезных делу; четкая внешняя направленность

учитываются и  внутренние, и внешние цели развития предприятия и внутренние и внешние  факторы воздействия, в том числе  и неуправляемые; учитываются соответствующие  внутренние цели развития внешней среде

3)стратегии

только стратегия роста

3 стратегии  развития:

- роста

- стабилизации

- выживания

4)временной  отрезок

- среднесрочные  стратегии (1-3 года)

- четко определены  по истечению заданного временного  отрезка, поставленные цели должны  быть выполнены

- среднесрочные  (3-5 лет)

- в рамках одной стратегии скользящее планирование, если стратегия не меняется, то учитывается внешняя среда, неуправляемые факторы

5)функциональная  составляющая

Функции стратегии  и базовая составляющая равнозначны

Функциональная  стратегия (финансы, НИОКР, маркетинг) подчинены базовой стратегии и меняются при изменении базовой стратегии

Информация о работе Шпаргалка по "Теория и практика управления"