Рынок и рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 16:29, реферат

Краткое описание

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей ипродавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).docx

— 24.95 Кб (Скачать файл)

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

 

 

 

Факультет : финансы

1 курс , группа 31R

Студентка : Гасанова Афсана

Тема : рынок и рыночная экономика

Предмет : микроэкономика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                         Баку 2012

В процессе функционирования основнойРы́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев  рынка является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей ипродавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

К функциям рынка относятся

  1. информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Формы организации

Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения.

Формами организации рынка  служат базар, магазин, аукцион и т. д.

Классификации рынков


 

 По территориальному признаку:

  1. местный
  2. региональный
  3. национальный
  4. мировой

По субъектам, вступающим в обмен:

  1. рынок потребителей
  2. производителей
  3. промежуточных продавцов
  4. государственных учреждений

По объектам обмена:

  1. рынки средств производства
  2. рынок товаров и услуг
  3. финансовый рынок
  4. рынок интеллектуальной собственности

По степени конкуренции:

  1. конкурентный (совершенная конкуренция)
  2. с монополистической конкуренцией
  3. олигопольный
  4. монополия

С учётом ассортимента:

  1. замкнутый
  2. насыщенный
  3. смешанный

По степени соблюдения законности:

  1. легальный (официальный)
  2. нелегальный (теневой)
  3. чёрный (в некоторых словарях «чёрный» = «нелегальный»)

По степени насыщенности:

  1. равновесный (спрос = предложение)
  2. дефицитный (спрос > предложение)
  3. избыточный (спрос < предложение)

По степени развитости экономической свободы:

  1. свободный
  2. регулируемый

По характеру продаж:

  1. оптовый
  2. розничный

Экономические законы, действующие на рынках[править]


  • Закон стоимости
  • Закон спроса и предложения
  • Закон конкуренции

Способы измерения  концентрации рынка[править]


  • коэффициент Джини
  • индекс Херфиндаля (HHI)
  • коэффициент Лернера

Моделирование конкуренции  на рынке[править]


  • модель Бертрана
  • олигополия Курно
  • модель Штакельберга

Определение степени  монополизма на рынке


Учитывается превышение цены на продукцию над предельными  издержками производства.

  • коэффициент Лернера (L) (обратнопропорционален эластичности спроса на продукцию фирмы);
  • коэффициент Тобина (q) (отношение рыночной стоимости активов к восстановительной стоимости активов).

Рыночная система — это сложный механизм взаимодействия производителя и потребителя, действующий свободно через систему цен и рынков, через механизм связи, служащий для объединения действий миллионов индивидуумов. Но это не царство хаоса и анархии. Рыночная система обладает определенным внутренним порядком и подчиняется определенным закономерностям. 
Выбор товаров и услуг для производства происходит через «голосование рублем». Ресурсы поставляются в те отрасли и тем организациям, на продукцию которых есть спрос. Что касается распределения производственного продукта, то любой рыночный продукт распределяется между потребителями на основе их желания и способности заплатить за него рыночную цепу (ключевую роль в формировании структуры расходов потребителей играют цены на продукты). 
Рыночная система способна сигнализировать об изменениях потребительских вкусов и вызывать надлежащую реакцию со стороны организаций и поставщиков ресурсов через функцию цен. 
Рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру прогрессивной организации, в противном случае их ждут убытки или даже банкротство.


Информация о работе Рынок и рыночная экономика