Курс лекций по "Экономической географии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:38, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит конспекты лекций по "Экономической географии".

Вложенные файлы: 1 файл

ТЕМА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ азия.docx

— 3.03 Мб (Скачать файл)

ТЕМА 2 ЗАРУБЕЖНАЯ[31] АЗИЯ

35. Политическая карта и субрегионы зарубежной Азии

Зарубежная  Азия – огромный по размерам регион мира, занимающий 27,7 млн км2 с населением около 5 млрд человек. Политическая карта его формировалась на протяжении многих столетий, постепенно видоизменяясь под влиянием почти не прекращавшихся захватнических войн, а с конца XV в. – также колониальных захватов территорий европейскими странами. Еще после окончания Второй мировой войны здесь находились обширные колониальные владения Великобритании (включая Индию), Франции (страны Индокитая), Нидерландов (Нидерландская Индия – как тогда называли Индонезию), а также небольшие «осколки» бывшей португальской империи. Кроме того, многие из формально независимых стран зарубежной Азии (Иран, Афганистан, да и Китай) еще в XIX в. были фактически разделены на сферы влияния великими державами той эпохи.

Современная политическая карта региона выглядит совершенно иначе. В результате процесса деколонизации, наступившего сразу после Второй мировой войны, более 20 стран зарубежной Азии получили политическую независимость. А в начале XXI в. здесь насчитывается уже 38 суверенных государств, и все они являются членами ООН. Колониальных же владений фактически не осталось.

Особенности природных условий, исторического  развития, географического положения  зарубежной Азии привели к тому, что страны этого региона отличаются огромным разнообразием.

Начнем  с того, что они чрезвычайно  различны по размерам территории. Так, две из них можно отнести к странам-гигантам – это Китай и Индия. Четыре страны – Саудовскую Аравию, Индонезию, Иран и Монголию – следует отнести к категории очень больших: они имеют площадь от 1,5 млн до 2,2 млн км2. Еще шесть стран – Пакистан, Турция, Афганистан, Мьянма, Йемен и Таиланд – занимают территорию от 500 тыс. до 1млнкм2, т. е. тоже могут быть отнесены к большим странам. Далее следует самая многочисленная группа стран, имеющих площадь от 100 до 500 тыс. км2; среди них – Бангладеш, Вьетнам, Ирак, КНДР, Малайзия, Сирия, Япония и др. Но есть в зарубежной Азии и сравнительно небольшие страны с территорией менее 100 тыс. км2 (например, ОАЭ, Шри-Ланка, Республика Корея) и менее 20 тыс. км2 (например, Израиль, Кипр, Кувейт, Ливан). Наконец, три страны (Бахрейн, Мальдивская Республика и Сингапур) занимают менее 1 тыс. км2 каждая. Вот и получается, что огромный Китай по площади превосходит крошечные Мальдивы в 32 тыс. раз!

Не  менее разительны различия между  странами региона и по численности населения. В роли государств-гигантов, численность жителей которых уже превзошла рубеж в 1 млрд человек, выступают Китай и Индия. Кроме того, в первую десятку стран мира с населением более 100 млн человек входят еще четыре азиатских государства – Индонезия, Пакистан, Бангладеш и Япония. Пять стран (Вьетнам, Филиппины, Иран, Турция и Таиланд) имеют от 50 млн до 100 млн жителей, еще десять государств (Мьянма, Республика Корея, КНДР, Ирак, Непал, Малайзия, Саудовская Аравия, Афганистан, Йемен, Шри-Ланка) – от 20 млн до 50 млн человек. Население остальных стран региона сравнительно невелико. Два из них попадают в рубрику от 10 млн до 20 млн (Сирия, Камбоджа), население десяти – менее 10 млн человек. Самые же маленькие по численности жителей государства зарубежной Азии, с населением до 1 млн человек, – это Бахрейн, Бруней, Катар, Кипр, Бутан и Мальдивы. Хотя в этом случае Мальдивы, занимающие по числу жителей 168-е место в мире, уступают Китаю «лишь» в 3490 раз.

Существенны различия между странами зарубежной Азии и по особенностям их географического положения. Правда, из 39 суверенных государств подавляющее большинство имеют выход к морю. В том числе 25 нужно отнести просто к приморским, 4 (Кипр, Бахрейн, Шри-Ланка и Сингапур) – к островным и еще 4 (Индонезия, Филиппины, Япония, Мальдивы) – к странам-архипелагам. Но зато среди шести внутриконтинентальных, не имеющих выхода к морю, государств оказывается Монголия– самая большая по территории внутриконтинентальная страна мира. В эту же группу входят Афганистан, Иордания, Непал, Бутан и Лаос.

Различия  между государствами зарубежной Азии по уровню социально-экономического развития также весьма существенны. Начать с того, что из 39 стран только Япония и Израиль до недавнего времени относились к экономически развитым; теперь в эту группу включают также Республику Корея и Сингапур. Но и среди развивающихся стран региона есть как значительно более «продвинутые» (Китай, Индия, Пакистан, Турция), так и относящиеся к категории наименее развитых (Афганистан, Йемен, Бангладеш, Мальдивы, Непал, Бутан, Мьянма, Лаос). Особое место в регионе занимают нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие государства Юго-Западной Азии и Бруней, а также группа новых индустриальных стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Различия между ними наглядно проявляются в синтетическом показателе душевого ВВП. До недавнего времени безусловными лидерами в регионе были Япония, Республика Корея и Израиль с показателями душевого ВВП от 25 до 35 тыс. долл., а также Сингапур. Но в начале XXI в. их обогнали некоторые небольшие нефтедобывающие страны Персидского залива, в особенности Катар (76 тыс. долл. в 2007 г.), Кувейт и ОАЭ (по 55 тыс. долл.). На другом полюсе, как и можно было ожидать, находятся такие наименее развитые страны, как Бангладеш, Мьянма, Непал, Лаос, Камбоджа, Бутан, Тимор-Лесте с показателями от 1 до 2 тыс. долл. Однако показатели Индии, Пакистана, Вьетнама тоже находятся в пределах от 2 до 3 тыс. долл., а Индонезии и Филиппин – от 3 до 4 тыс. долл.

Характеристика  политической карты традиционно  включает в себя также данные о  формах правления и административно-территориального устройства стран.

В зарубежной Азии представлены все известные  ныне формы правления: из 39 суверенных государств 26 относятся к республикам (преимущественно президентским) и 13 – к монархиям. Примерами республик могут служить Китай, Индия, Пакистан, Индонезия, Южная Корея, Сирия, Израиль.[32]

При этом, однако, нужно иметь в виду, что в зарубежной Азии республиканский  строй в некоторых случаях  совсем не является синонимом такого понятия, как «демократия». Напротив, нередко он олицетворяет авторитарные и даже откровенно диктаторские режимы. В качестве примеров можно привести периоды правления президентов  Пак Чжон Хи в Республике Корея (1961–1979), Фердинанда Маркоса на Филиппинах (1963–1986), генерала Сухарто в Индонезии (1968–1998), Хафеза Асада в Сирии (1971–2000), Ким  Ир Сена в КНДР (1972–1994). Но едва ли не самый яркий пример такого рода являло собой президентство Саддама  Хусейна в Ираке (с 1979 г. до начала 2003 г.).

Среди девяти конституционных монархий зарубежной Азии есть одна империя (Япония), четыре королевства (Бутан, Иордания, Камбоджа и Таиланд), два эмирата (Кувейт и Бахрейн) и один султанат (Малайзия). А к пяти абсолютным монархиям принято относить Бруней, Катар, ОАЭ, Оман и Саудовскую Аравию. Это означает, что здесь расположены все существующие ныне абсолютные монархии. Можно добавить, что до сравнительно недавнего времени государств с монархическим строем в регионе было еще больше: до 1958 г. он существовал в Ираке, до 1973 г. – в Афганистане, до 1979 г. – в Иране. Однако есть и обратные примеры: в 2008 г. в Непале была упразднена монархия, просуществовавшая 240 лет.

Две страны зарубежной Азии относят к  разряду теократических монархий. Это  Саудовская Аравия и Бруней, где  соответственно король и султан стоят  во главе не только государства, но и церковной власти. Собственно говоря, к числу теократических государств можно отнести и Исламскую  Республику Иран, главой которой по конституции является религиозный  руководитель – аятолла, определяющий генеральную линию развития государства  и осуществляющий контроль за ее претворением в жизнь. Консервативная мусульманская  верхушка контролирует армию, спецслужбы, суды, телевидение, опираясь при этом и на свою вооруженную структуру  – Корпус стражей исламской революции. Иными словами, ислам шиитского  направления, возведенный в ранг государственной политики, определяет основные принципы всего существования Ирана, стремится не допустить распространения либеральных взглядов.

По  характеру административно-территориального устройства государства зарубежной Азии более однородны. Из 39 стран 33 имеют унитарное и только 6 (Индия, Пакистан, Малайзия, Мьянма и ОАЭ и с 2008 г. Непал) – федеративное государственное устройство. При этом федерации в Малайзии и ОАЭ отличаются некоторой оригинальностью. В первой из них, являющейся федерацией 13 султанатов, глава государства, называемый Верховным главой, раз в пять лет избирается на Совете правителей из числа местных султанов. Во второй, представляющей собой федерацию семи эмиратов, глава государства также избирается раз в пять лет на Совете эмиров.

Членение  зарубежной Азии на субрегионы в географической литературе можно считать общепринятым: обычно выделяют Юго-Западную Азию (ЮЗА), Южную Азию, Юго-Восточную Азию (ЮВА) и Восточную (или Центрально-Восточную) Азию.[33] По существу, это культурно-исторические регионы, в которых находит отражение комплекс исторических, этнолингвистических, религиозных факторов, сочетающихся с заметными природными различиями. Общее представление о таком четырехчленном подразделении дают таблица 25 и рисунок 76.

Рис. 76. Субрегионы зарубежной Азии

Анализ  этих данных красноречиво свидетельствует  о том, что по размерам территории и численности населения первенство принадлежит региону Восточной  Азии – благодаря, естественно, Китаю. Второе место по населению за Южной  Азией – благодаря Индии. А  по числу стран впереди Юго-Западная Азия, где преобладают сравнительно небольшие по территории и особенно по населению государства.

Таблица 25

СУБРЕГИОНЫ  ЗАРУБЕЖНОЙ АЗИИ

36. «Горячие точки» зарубежной Азии

Несмотря  на относительную устойчивость современной  политической карты зарубежной Азии, во второй половине XX в. этот регион не избежал многочисленных политических и военно-политических конфликтов, значительная часть которых досталась, так сказать, в наследство XXI в. Особое место среди них занимают противостояния с применением вооруженной силы. Международная статистика свидетельствует о том, что в 20 таких «горячих точках» в 60—90-х гг. XX в. погибли более 600 тыс. человек. В основе большинства конфликтов лежат территориальные споры, сепаратистские движения, этнорелигиозные разногласия. При этом они имеют место в каждом из четырех субрегионов зарубежной Азии.

Начнем  с Юго-Западной Азии, которая, несмотря на свое относительное арабо-мусульманское единство, по продолжительности и «горячему» характеру конфликтов, пожалуй, занимает во всем регионе первое место. Достаточно назвать израильско-палестинскую, курдистанскую, кипрскую и афганскую проблемы.

Израильско-палестинская проблема имеет уже более чем полувековую историю, оставаясь на протяжении всего этого времени едва ли не самой сложной, привлекающей внимание не только стран субрегиона, но и всего мирового сообщества. Десятилетиями казалось, что решения ее найти так и не удастся: уже не одно поколение израильтян и палестинцев выросло в атмосфере взаимной ненависти и непрекращающихся острых конфронтаций. И только в последнее время мирный процесс стал большей или меньшей реальностью.

Все началось с того, что в конце  1947 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла историческую резолюцию № 181, согласно которой на небольшой территории Палестины (раньше она была владением Турецкой, или Османской, империи, а в 1920 г. Лига Наций выдала мандат на управление ею Великобритании) должны были образоваться два независимых государства – арабское и еврейское. При этом были определены и линии раздела. А святой не только для тех и других, но и для христиан город Иерусалим, чтобы не стать «яблоком раздора», должен был получить международный статус. Именно на основе этой резолюции в 1948 г. было создано государство Израиль. Но ее вторая часть, касающаяся палестинского государства, так и не была реализована. После провозглашения государства Израиль пять арабских стран направили в Палестину свои войска, чтобы сразу же его уничтожить. Началась первая арабо-израильская война, но арабы ее проиграли, и Израилю удалось увеличить свою территорию с 14 тыс. до 21 тыс. км2. Однако западный берег р. Иордан и восточная часть Иерусалима с Храмовой горой, где находятся главные святые места трех религий – христианской, иудейской и мусульманской – остались за Иорданией. Вторая арабо-израильская война 1956 г., в которой на стороне Израиля участвовали Англия и Франция, не внесла изменений в палестинскую ситуацию. Зато третья, так называемая шестидневная, война в июне 1967 г. изменила ее радикально. В результате этой войны Израиль получил от Иордании западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима. На западном берегу началось строительство израильских поселений. Кроме того, Израиль ввел свои войска в Южный Ливан, захватил у Сирии стратегически важные Голанские высоты. Парламент Израиля еще в 1950 г. объявил Западный Иерусалим столицей своей страны, а в 1980 г. он провозгласил «вечной и неделимой» столицей весь Иерусалим, включая его восточную, арабскую часть. Арабо-израильские войны привели также к тому, что более 4 млн палестинцев оказались вынужденными эмигрировать, преимущественно в соседние арабские страны – Египет, Ливан, Сирию, Иорданию, где возникли многочисленные лагеря беженцев.

В ответ  на все это палестинцы создали  свой парламент (Национальный совет) в  изгнании и под руководством Организации  освобождения Палестины (ООП) продолжили борьбу за формирование собственного государства. Основных требований у  них было три: 1) вернуть им земли, предназначенные для создания Палестинского  государства и захваченные Израилем; 2) разрешить миллионам палестинских беженцев вернуться к своим очагам; 3) сделать Восточный Иерусалим  столицей государства Палестина. В  ответ на возвращение земель они  обещали прекратить нападения на Израиль и постоянные террористические акты против его жителей (формула: «мир в обмен на землю»). Первое из этих требований всегда поддерживалось мировым  сообществом. Еще в 1967 г. Совет Безопасности ООН обязал Израиль вывести свои войска со всех оккупированных им арабских территорий, что предполагалось сделать в три этапа. И позднее это требование не раз подтверждалось снова, оставаясь международно-правовой основой урегулирования израильско-палестинской проблемы. На нем настаивали и США – главный стратегический союзник Израиля, и другие страны, включая Россию.

Некоторый перелом к лучшему наступил в  1988 г., когда Национальный совет Палестины объявил о создании на части территории государства Израиль арабского государства Палестина, состоящего из двух частей – Западного берега р. Иордан и сектора Газа на побережье Средиземного моря. Вскоре новое государство было признано большинством стран мира и получило статус страны-наблюдателя при ООН. Однако признание этого факта Израилем произошло только в 1993 г. В 1994 г. в секторе Газа и на небольшой части Западного берега действительно началось создание Палестинской национальной автономии, а в 1996 г. руководитель ООП Ясир Арафат стал главой Палестинской национальной администрации; еще раньше он был избран президентом будущего независимого государства Палестина.

Ныне  территория Палестинской автономии  занимает 6020 км2, что при населении в 4,1 млн чел. соответствует его средней плотности 620 чел. на 1 км2 (в том числе на сектор Газа приходится 380 км2 и 1,5 млн чел.). Формально переговоры Израиля и Палестины продолжаются, но нельзя утверждать, что и в начале XXI в. они заметно продвинулись вперед. Чаще всего им мешают террористические действия исламских боевиков, на которые Израиль обычно отвечает своими вооруженными акциями. Положение еще более усложнилось после того, как в начале 2006 г. на парламентских выборах в автономии победу одержала радикальная, антиизраильская группировка ХАМАС. В 2007 г. длительная политическая борьба между движением ХАМАС и противостоящим ему движением ФАТХ (его возглавляет сменивший умершего Ясира Арафата новый лидер автономии Махмуд Аббас) переросла в открытое вооруженное противостояние – с перестрелками, взрывами, кровопролитием. В результате в автономии пришлось вводить чрезвычайное положение. Только в 2008 г. процесс мирного урегулирования получил реальное продолжение. Была достигнута договоренность о том, что государство Палестина будет провозглашено еще до конца 2008 г.

Информация о работе Курс лекций по "Экономической географии"