Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2014 в 18:33, реферат
Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных).
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Российская Федерация является самым крупным государством в мире и общей площадью составляет 17,1 млн км2. Она лежит на самом большом материке - Евразия, в двух частях света: на востоке Европы и севере Азии, около 30% территории Российской Федерации располагается в Европе, а около 70% - в Азии, но несмотря на это представляет собой единый территориальный массив. На востоке Россия пересечена 1800 меридианом, в средней полосе – Северным полярным кругом.
МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
******************************
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Волгоградская государственная академия физической культуры»
*****
КАФЕДРА ГОСТИНИЧНОГО И ТУРИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
СРС на тему:
Экономико-географическое положение Российской Федерации.
Работу выполнила студентка
III курса, группы 302-М
Мельникова А.И
Работу проверила преподаватель:
Горбачева В.В
Волгоград, 2014
Экономико-географическое положение Российской Федерации.
Экономико-географическое положение (ЭГП) - это положение объектов в экономическом и социальном пространстве относительно друг друга, а также относительно границ (государственных, административных или иных).
По своему устройству Российская Федерация - суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.
Российская Федерация является самым крупным государством в мире и общей площадью составляет 17,1 млн км2. Она лежит на самом большом материке - Евразия, в двух частях света: на востоке Европы и севере Азии, около 30% территории Российской Федерации располагается в Европе, а около 70% - в Азии, но несмотря на это представляет собой единый территориальный массив. На востоке Россия пересечена 1800 меридианом, в средней полосе – Северным полярным кругом.
Коэффициент компактности
находится путём деления общего количества
постоянных жителей на площадь территорий
государства. (143666931/17100000=8,40чел/
На 1 января 2014 года по оценке Росстата в России было 143 666 931 постоянных жителей.
Плотность населения — 8,40 чел./км2 (2014). Население распределено крайне неравномерно: 65 % россиян проживает в европейской части России, составляющей менее 18 % территории всей России. Городское население — 73,86 %.
Крайние точки Российской Федерации.
Российская земля состоит из материковой и островной частей. Поэтому крайних северных точек две. Островная находится в архипелаге Земля Франца-Иосифа на острове Рудольфа - это мыс Флигели (81°49' с. ш.). Крайняя материковая северная точка России - мыс Челюскин (77°43' с. ш.) - располагается на полуострове Таймыр и является самой северной точкой всего материка Евразия.
Крайняя южная точка нашей страны расположена на Северном Кавказе в Республике Дагестан юго-западнее горы Базар-дюзю (41°11'с. ш.) на границе с Азербайджаном. Протяженность территории страны с севера на юг около 4 тыс. км.
Крайняя западная точка (19°38' в. д.) лежит на песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря близ города Калининграда.
Крайних восточных точек, как и северных, две: островная - на острове Ратманова (170° з. д., 65°30' с. ш.) в Беринговом проливе и материковая - на мысе Дежнева (169°40' з. д.) на Чукотском полуострове. Крайняя восточная точка материковой России также является и крайней восточной точкой материка Евразия. Расстояние между крайними западной и восточной точками более 10 тыс. км.
Россия - северная страна, лежащая к северу от Экватора. Государство лежит в климатических поясах от Субтропиков до Арктики, включая в себя 4 пояса, в том числе, Умеренный и Субарктический.
В связи со своими обширными территориями, Россия имеет наибольшее число пограничных стран на суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Абхазия и Южная Осетия, Азербайджан, Казахстан, Монголия, Китай, КНДР. И того, 16 пограничных стран на суше. Также Россия имеет 2х морских стран-соседей: США и Япония.
Россия занимает срединное положение в Северном полушарии, таким образом, положение между трёх океанов позволяет осуществлять связи со всеми странами всех материков. Россия граничит с 16 государствами на суше, имеющими важное экономическое значение для России: они сосредотачивают большой процент производства мира и его научного потенциала. На 1 соседский пояс приходится 1/3 росэкспорта и 2/5 импорта. Что касается соседей других порядков, то с 64 странами осуществляется более 90% внешней торговли нашей страны. Также, следует учесть что Россия – член многих международных организаций.
Моря и океаны, а также транспортно-географическое положение России.
Российская Федерация омывается водами 3х океанов, а точнее, их морями - морями Атлантики, Северного Ледовитого и Тихого океанов. Среди морей Атлантики выделяют: Балтийское, Чёрное и Азовское. В Тихом океане Россию омывают Японское, Охотское и Берингово моря. Чукотское, Восточно-Сибирское, море Лаптевых, Карское, Баренцево и Белое моря, относящиеся к Северному Ледовитому океану, также омывают государство.
Географические особенности экономических связей определяются транспортными возможностями. До распада СССР мы имели четыре основных выхода в мировой океан: балтийский, тихоокеанский, североморский, черноморский. С распадом СССР образовались независимые государства, в том числе, СНГ. Возможности самостоятельного выхода России к основным торговым путям резко ограничились, особенно через Балтийское и Черное море, что сказалось на ухудшении геополитической ситуации, например, отрыв России от стран Балтии с ее крупными портами.
На Балтике у РФ остался только один крупный порт - Санкт-Петербургский. Сегодня Санкт-Петербург – порт международного значения. Он обеспечивается системой внутренних транспортных путей, веером расходящихся от Санкт-Петербурга.
В Черноморско-Азовском бассейне сложилась аналогичная ситуация. Новороссийск и Туапсе – 2 порта, через которые вывозятся нефтяные грузы, и ввозится зерно. Но здесь Россия не имеет причалов для погрузки штучных грузов и контейнеров. К тому же у России нет на северо-западе и юге приморских участков пригодных для строительства портов без ограничения расходов.
Сложившееся положение ограничивает морские связи со странами Запада через Балтийское и Черное моря. Но, вместе с тем, увеличивается значение северных портов. Северный выход связан с рискованным высокоширотным мореходством. Для того чтобы северный морской путь обратился в действующую магистраль, понадобились многие десятилетия.
На данном этапе происходит реконструкция Калининградского порта. Порты Балтии используются слабо, следовательно страны Балтии не получают никого дохода.
На западных границах СССР было 25 железнодорожных пересечений, а Россия имеет только три: с Финляндией; из Калининградской области в Польшу и далее в Брест – 620 км по территории Белоруссии; и путь в 833 км из Санкт-Петербурга до Гродно на 2/3 проходящий по территории 3-х государств Балтии. На западе России возникло множество транспортных, автодорожных и газопроводных проблем. Перевозка по этим магистралям, идущим из России обходится дорого, так как, Россия вынуждена оплачивать все транспортировки.
Что касаемо транспортно-географического положения России, то нужно отметить ухудшения в развитии экономических связей после распада СССР. На данный момент, в России ведётся строительство новых и расширение старых портов. Важно для нашего государства Большое водное кольцо Европы, позволяющее осуществлять поставки судами типа «река-море». На западе транспортное положение определено большим количеством железных дорог и системой трубопроводов. На востоке уникальность положения обусловлена длиной Тихоокеанского побережья. Российские транспортные пути – важнейший ресурс государства.
Воздушные пути России.
Россия собирается задействовать 22 коридора воздушных сообщений. За эксплуатацию наших аэропортов, за проход через наше воздушное пространство иностранные компании будут платить около 500 млн. долларов. Особое место в организации воздушного коридора отводится северному воздушному коридору, где главный узел – Нижнее Приангарье. При этом отечественная авиапромышленность и другие, связанные с ней предприятия получат устойчивые заказы и новые высокооплачиваемые места, потому что в наших условиях могут хорошо себя чувствовать ИЛ-76.
Крупнейшие аэропорты России.
1. Московский международный аэропорт «Домодедово».
Аэропорт находится в Московской области. Является лидером по объему пассажирских перевозок на территории России.
2. ОАО «Международный аэропорт Шереметьево».
Крупнейший российский аэропорт по обслуживанию международных рейсов, один из шести основных аэропортов в Москве и Московской области. В аэропорту шесть пассажирских терминалов: А (бизнес-авиация), B, С (ранее Шереметьево-1), D, E и F (ранее Шереметьево-2). До терминалов D, E и F ходит «Аэроэкспресс», который отправляется с Белорусского вокзала.
3. Аэропорт «Пулково».
Находится в России, в 15 километрах от центра города Санкт-Петербург. Это один крупнейших, динамично развивающихся авиатранспортных узлов России.
4. Международный аэропорт «Внуково».
Входит в тройку крупнейших аэропортов РФ, имеет самую разветвленную и высокотехнологичную сеть транспортных коммуникаций среди московских аэропортов. Самолеты аэропорта летают в большинство регионов России, а также страны ближнего зарубежья, Западной Европы, Азии и Африки.
5. Аэропорт «Кольцово».
Кольцово» входит в пятерку крупнейших аэропортов России, по количеству пассажиров уступая лишь московским аэропортам «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково» и санкт-петербургскому «Пулкову». В 2003-2009 годы аэропорт пережил глобальную реконструкцию. Был добавлен новый международный терминал, отремонтирован старый, проведена железнодорожная линия до города и запущен аэроэкспресс, а также возведен гостинично-деловой комплекс «Анжело Аэропорт-Отель Екатеринбург». Сегодня из Екатеринбурга можно улететь в 100 городов мира.
6. Аэропорт «Толмчево».
Является лидером в Сибирском Федеральном округе и 6 аэропортом России по объему пассажироперевозок.
7. Международный аэропорт «Краснодар»
Основан в 1932 году и сегодня является одним из крупнейших аэропортов Юга России, наряду с другими южными аэропортами. Считается одним из самых надежных, безопасных и комфортных аэропортав России.
8. Международный аэропорт «Адлер - Сочи».
Находится в России, в 25 километрах от центра города Сочи. Обеспечивает обслуживание регулярных авиарейсов, выполняемых различными авиакомпаниями страны и осуществляет воздушное сообщение практически со всеми крупными административными, деловыми и экономическими центрами России.
9. Аэропорт «Волгоград»
Находится в России, в 18 километрах от центра города Волгоград.
10. Международный аэропорт «Емельяново»
Один из самых важных авиатранспортных узлов Красноярского края. Имеющий выгодное географическое положение. Аэропорт является стратегически транзитным узлом в воздушном сообщении между Европой и Азией.
Взаимоотношения Российской Федерации с соседями.
Взаимоотношений Российской Федерации
с важнейшими международными институтами, существующими на
европейском континенте, -Организацией по безопасности
и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Советом
Европы, Европейским Союзом, Организацией
Североатлантического договора
В отношениях с США приоритетным направлением определяется сотрудничество по проблемам разоружения, контроля над вооружением и нераспространением оружия массового поражения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных локальных и региональных конфликтов.
Важнейшим направлением российской внешней политики в Азии является развитие дружественных отношений с ведущими азиатскими государствами, в первую очередь с Китаем и Индией. Совпадение принципиальных подходов России и КНР к ключевым вопросам мировой политики – основа региональной и глобальной стабильности. Главная задача во взаимовыгодном сотрудничестве с Китаем – приведение масштабов экономического взаимодействия наших стран в соответствии с уровнем политических отношений. России также стремится углублять традиционное партнерство с Индией, способствовать к преодолению сохраняющихся в Южной Азии проблем и укреплению стабильности в регионе.
Российская Федерация выступает за устойчивое развитие отношений с Японией, за достижение подлинного добрососедства, отвечающего национальным интересам обеих стран.
В концепции дается обзор тех задач, которые российская внешняя политика должна решать в отношениях со странами Ближнего и Среднего Востока. Отмечается необходимость в расширении сотрудничества со странами африканского континента, государствами Латинской Америки.
В Конституциях ряда стран
подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества
со всеми странами. В современных условиях
развитие государств определяется процессом интегра
Информация о работе Экономико-географическое положение Российской Федерации