Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 17:18, курсовая работа
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.
Введение……………………………………………………………………...........2
1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики………………………...3
1.1 Конкуренция как цен тральное звено рыночного механизма……………...3
1.2 Содержание рыночной конкуренции………………………………………...4
1.3 Конкурентоспособность товара……………………………………………...4
1.4 Совершенная и несовершенная конкуренция……………………………….6
1.5 Виды несовершенной конкуренции…………………………………………8
2. Конкуренция и монополия……………………………………………………10
2.1 Взаимосвязь между конкуренцией и монополией………………………...10
2.2 Сущность и виды монополии……………………………………………….11
2.3 Монополистические объединения………………………………………….13
3. Антимонопольное регулирование……………………………………………15
3.1 Негативные следствия чрезмерной монополизации производства………15
3.2 Сдерживание недобросовестной монополистической политики………...16
3.3 Способы антимонопольного регулирования экономики………………….17
3.4 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан…………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованной литературы…………………………………………...
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Роль конкуренции в развитии рыночной экономики………………………...3
1.1 Конкуренция как цен тральное
звено рыночного механизма……………
1.2 Содержание рыночной
1.3 Конкурентоспособность товара……
1.4 Совершенная и несовершенная конкуренция……………………………….6
1.5 Виды несовершенной
2. Конкуренция
и монополия……………………………………………………
2.1 Взаимосвязь между
2.2 Сущность и виды монополии……………
2.3 Монополистические объединения…
3. Антимонопольное
регулирование……………………………………………
3.1 Негативные следствия
3.2 Сдерживание недобросовестной
монополистической политики……….
3.3 Способы антимонопольного
3.4 Формирование нормативно-
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Любая попытка исследовать отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, мы ставим более реалистичную цель - определить и обсудить несколько основных рыночных структур, или моделей. Поступая так, мы познакомимся с наиболее общим способом, которым определяются цены и объем производства в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации:
Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.
В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».
Рассмотрим
такое понятие как «
Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в отрасли - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован о ценах продавцов и которые малы относительно
рынка и действуют независимо.
Все продавцы на рынке будут совершенными, если:
Рынки, на которых либо покупатели, либо продавцы принимают в расчет свою способность воздействовать на рыночную цену, являются несовершенно конкурентными.
Мы так же подробно рассмотрим и проанализируем отдельный вид
несовершенной
конкуренции монополию и
Монополия представляет собой крайний случай несовершенной конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.
1.1 Конкуренция как цен
тральное звено рыночного
Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна.
Способствуя
росту наиболее эффективных производств
и вымывая неэффективные
Конкуренция является особым способом взаимодействия рыночных субъектов.
С точки зрения отдельного предпринимателя, конкуренция - это процесс состязательной борьбы фирм за ограниченный платежеспособный спрос.
Сказанное
не означает, что все сводится только
к этому. В действительности конкурентные
отношения фирм выходят далеко за
границы отдельных рыночных сегментов
даже отраслей, является формой борьбы
за лучшие условия хозяйствования.
Именно этот аспект конкуренции позволяет
раскрыть ее значение и роль в развитии
экономики. Экономическая природа
конкуренции связана с
Во-вторых, обеспечивая равные принципы состязательности, она противодействует абсолютному доминированию, какого - либо из преимуществ фирм, изначально обусловливая существование самых разновидных их типов и форм. Крупные предприятия выигрывают за счет экономической мощи и масштабности производства. Малые, напротив, компенсируют свою экономическую слабость предпринимательской гибкостью. В то время как специализированные предприятия выигрывают благодаря своей способности к приспособляемости, «фирмы - новаторы» пользуются преимуществами первопроходцев. Отсутствие абсолютных преимуществ делает их сосуществование их неизбежным. При этом следует иметь в виду, что, если конкуренция как таковая в принципе предполагает существование разных по масштабу и форме организации предпринимательских структур, то реальное их многообразие в экономике зависит от степени ее жесткости.
Наконец конкуренция – это условие рыночной активности. Задавая критерии эффективности и ориентируя рынок на поиск лучших условий хозяйствования, конкуренция обусловливает необходимость непрерывного совершенствования форм и способов хозяйствования, становясь «вечным двигателем» развития самой рыночной функции. Не столько повышение качества и сокращение затрат, но и поиск новых рынков, создание новых товаров и услуг, применение новых методов предпринимательства становится повседневной заботой конкурентов.
Конкуренция – это соперничество между людьми, фирмами, организациями, территориями, заинтересованные в достижении одной и той же цели.
Предмет конкуренции – товар, посредством которого соперники стремятся завоевать потребителя и его деньга.
Объект конкуренция – это потребитель и покупатель, за расположение которого борются на рынке противоположные стороны.
Конкуренция на рынке имеет свои функции:
Начиная конкурентные отношения на рынке, необходимо определить:
Привлечение
потребителя модно только предложением
товара, который имеет преимущества
по сравнению с товарами соперниками
по удовлетворению нужд потребителя,
Если товар вашей фирмы таков,
то вы производите
Нельзя забывать, что конкурентоспособность – это прежде всего лишь сравнительная, а значит относительная оценка свойств товара.
Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает ваш товар, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.
Конкурентоспособность товара - это относительная и обобщенная
характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара-конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение.
Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трех групп элементов:
Технические параметры наиболее жесткие. По ним можно судить о назначении товара, его принадлежности к определенному виду продукции. Это так же характеристики, отражающие технико-конструкторские решения. Сюда относятся стандарты, нормы, правила, законодательные акты, определяющие границы изменения технических параметров. Это так же и эргономические показатели.
Экономические параметры представлены величиной затрат на производство товара: его ценой, расходами на транспортировку, установку, ремонт, эксплуатацию и техническое обслуживание, обучение персонала. Вместе все эти расходы образуют цену потребления. Цена потребления, как правило, выше цены продажи. Покупатель делает затраты не только на приобретение товара, но и на его потребление.
Наиболее конкурентоспособен не тот товар за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Социально - организационные параметры – это учет социальной структуры потребителей, национальных особенностей в организации производства, сбыта, рекламы товара. Как повысить конкурентоспособность товара? Рост конкурентоспособности товара может быть связан с:
Конкурентоспособность товара, конечно, во многом определяет конкурентоспособность самого предприятия, однако между этими понятиями имеются и отличия.
Конкурентоспособность фирмы – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности.
Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действуют достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара.
Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования. Этот тип называют «рынок свободной конкуренции».
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большой информацией о рынке, чем остальные продавцы, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, - ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут и спокойно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В тоже, самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.
Теперь сформулируем основные характеристики рынка, совершенной конкуренции:
В реальной
экономической действительности рынок
совершенной конкуренции в