Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:12, реферат
Экономика является одной из древнейших наук. Она всегда привлекала внимание ученых и всех образованных людей. Объясняется это тем, что изучение экономики - это реализация объективной необходимости познания мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, законов хозяйствования во все времена - от Аристотеля и Ксенофонта до сегодняшних дней. Еще в прошлом веке А.С. Пушкин, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию или экономику.
Ведение 3
Исторические условия возникновения 4-9
Этапы развития 9-16
Основные теоритические достижения 16-21
Основные представители и их работы 21-22
Закдючение 22
Список используемых источников 23
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
«Юго-Западный государственный университет»(ЮЗГУ)
Кафедра экономики
Реферат на тему: Генезис развития экономических взглядов
Выполнил:
Проверил:
г.Курск
2013
Содержание
Титульный лист
Содержание
Ведение
Исторические условия возникновения 4-9
Этапы развития
Основные теоритические достижения 16-21
Основные представители и их работы 21-22
Закдючение
Список используемых источников
Введение
Экономика является одной
из древнейших наук. Она всегда привлекала
внимание ученых и всех образованных
людей. Объясняется это тем, что
изучение экономики - это реализация
объективной необходимости
Сутью термина «политическая
Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Экономическая теория изучает не ресурсы как таковые, а экономическое поведение людей. Поэтому экономическая теория не техническая, а гуманитарная (общественная) наука. Общепризнанным (в силу своей краткости и точности) является определение предмета экономической теории, данное английским экономистом Л. Роббинсом и с небольшими модификациями присутствующее в любом западном учебнике по экономике: «Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование».
Исторические условия возникновения
До зарождения основ классической школы в экономической науке в обществе главенствовало мнение о необходимости государственного вмешательства в экономику. Считалось, что именно этот способ единственный для формирования богатства и благополучия государства. Однако с конца XVII — начала XVIII века формируются идеи невмешательства государства в экономическую жизнь общества, то есть экономический либерализм.
Именно в это время
Представители классической школы заново сформулировали предмет и метод изучения экономической теории. Рост мануфактуризации (а затем индустриализации) выдвинул на первый планпромышленное производство, которое отодвинуло торговый и ссудный капитал. Отсюда в качестве предмета изучения на первое место выдвинулась сфера производства.
Во времена Древней Греции термин «ойкономия» означал «домохозяйство». В эпоху меркантилистов под экономикой стали понимать науку о государственном хозяйстве, управляемом монархом. Наконец, черты научной дисциплины экономика приобрела в конце 17-го — первой трети 19-го века.
2. Марксизм
В творчестве Маркса выделяют два периода:
Марксизм в России
В 1890-е годы в Российской империи существовал так называемый «легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: Пётр Струве, Михаил Туган-Барановский, Николай Бердяев, обличавшие народничество и выступавшие за демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии кадетов.
В первой половине XX века из
наиболее радикального крыла социал-демократии выдели
Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны
пробуржуазной политике ревизионистской социа
4 марта 1919 года по инициативе РКП(б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму Второго интернационала был создан Коммунистический интернационал.
3.Маржинализ
Возник в 70-е гг. XIX века в форме т. н. «маржинальной революции». Основателями школы являются К. Менгер, У. С. Джевонс и Л. Вальрас. Основными предшественниками данного направления считаются французские ученые О. Курно и Ж. Дюпюи, а также немцы И. фон Тюнен и Г. Госсен. Основной причиной возникновения маржинализма считается необходимость поиска условий, при которых данные производительные услуги распределялись бы с оптимальным результатом между конкурирующими направлениями использования. Подобная смена парадигмы экономической теории, в свою очередь, была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук.
4. Историческая школа Германии и институционализм
Историческая школа (англ. hist
Направление социально-экономических исследований, в частности рассматривающих политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан —институций.
5. Кейнсианство
Мировой экономический кризис 1920—1930-х годов, великая депрессия 1929—1933 годов наглядно продемонстрировали последствия, к которым приводит либеральный подход неоклассиков. Вероятно, именно они оказались главной «конкретно-исторической» причиной кейнсианства. Кейнс обособил макроэкономику в самостоятельную дисциплину, в то время как классики и неоклассики не выделяли макроэкономические вопросы в качестве самостоятельного объекта рассмотрения. Кейнс предложил варианты преодоления недостатков классического подхода к анализу экономической жизни:
Дж. М. Кейнс сформулировал знаменитый основной психологический закон, сутью которого является положение о том, что по мере роста доходов отдельного индивида в составе его расходов возрастает удельный вес сбережений. Подобный подход Кейнс аргументирует «здравым смыслом». При уменьшении доходов, наоборот, население уменьшает выделение средств на сбережение, чтобы сохранить прежний уровень жизни. Ввиду того, что государство обладает большим объемом информации, чем отдельные индивиды, Кейнс предполагает активное государственное вмешательство в экономические процессы с целью поступательного развития страны.
Кейнсианство впервые
за 100 лет подвергло критике
Я назвал эту книгу «Общая теория занятости, процента и денег», акцентируя внимание на определении «общая». Книга озаглавлена так для того, чтобы мои аргументы и вывод противопоставить аргументам и выводам классической теории, на которой я воспитывался и которая — как и 100 лет назад — господствует над практической и теоретической экономической мыслью правящих и академических кругов нашего поколения. Я приведу доказательства того, что постулаты классической теории применимы не к общему, а только к особому случаю, так как экономическая ситуация, которую она рассматривает, является лишь предельным случаем возможных состояний равновесия. Более того, характерные черты этого особого случая не совпадают с чертами экономического общества, в котором мы живём, и поэтому их проповедование сбивает с пути и ведёт к роковым последствиям при попытке применить теорию в практической жизни.
Влияние кейнсианства было столь велико, что в 1971 году президент США Ричард Никсон заявил: «Сегодня мы все — кейнсианцы»
6. Неоклассическая экономическая теория
Во второй половине XIX века
наряду с марксизмом возникает и
развивается неоклассическая
7. Американский монетаризм
Монетаризм представляет
собой одно из наиболее влиятельных
течений в современной
Этапы развития
1.Классическая политическая экономика
Принято считать, что классическая политическая экономия зародилась в конце XVII — начале XVIII в. в трудах У.Петти (Англия) и П.Буагильбера (Франция).
Время её завершения рассматривается с двух теоретико-методологических позиций. Так, марксистская позиция устанавливает период завершения развития первую четверть XIX века, и завершителями школы считаются английские ученые А.Смит и Д. Рикардо. По другой — наиболее распространенной в научном мире — классики исчерпали себя в последней трети XIX в. трудамиДж. С.Милля.