Государственное регулирование деятельности фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2014 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

Развитие экономических реформ в России в связи с переходом ее к рынку обусловило необходимость адекватного научного обеспечения стратегии государственного регулирования предприятий, отраслей промышленности и всей экономики в целом. Существуют различные теоретико-методологические подходы к исследованию основ государственного регулирования деятельности предприятий.
В экономике действуют в основном юридически и экономически независимые от государства предприятия, которые осуществляют сознательное саморегулирование, включающее в себя внутреннюю и внешнюю координацию хозяйственных отношений. Необходимость корректирующего воздействия со стороны государства обусловлена стремлением повышения эффективности действия механизмов внутреннего и внешнего саморегулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

эк.фирмы.docx

— 36.19 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ БАНКОНВСКИЙ ИНСТИТУТ

 

Специальность «________________________»

 

Предмет «_____________________________

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

Тема «Государственное регулирование деятельности фирмы»

 

 

 

 

                                                           

 

 

 

 

                                             Выполнил: студент группы БЭЗУбс/24 - 1

                                                                         Куприянова К.Н.                 

 

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013г.

 

Оглавление

 

 

 

Введение

Развитие экономических реформ в России в связи с переходом ее к рынку обусловило необходимость адекватного научного обеспечения стратегии государственного регулирования предприятий, отраслей промышленности и всей экономики в целом. Существуют различные теоретико-методологические подходы к исследованию основ государственного регулирования деятельности предприятий.

В экономике действуют в основном юридически и экономически независимые от государства предприятия, которые осуществляют сознательное саморегулирование, включающее в себя внутреннюю и внешнюю координацию хозяйственных отношений. Необходимость корректирующего воздействия со стороны государства обусловлена стремлением повышения эффективности действия механизмов внутреннего и внешнего саморегулирования.

Государственная поддержка предприятий является составляющим элементом государственного регулирования, которое, с одной стороны, выполняет ограничительную функцию, с другой же осуществляет стимулирующее воздействие, реализуясь через систему государственной поддержки. Государственная политика поддержки предприятий предусматривает оказание им экономической, организационной, технической и иной помощи, направленной на создание условий для их успешного функционирования в соответствии с рыночными принципами хозяйствования.

В рамках реализации поставленных задач в работе исследуется механизм государственной поддержки предприятий, включающий в себя функции, цели, формы, методы и инструменты, а также институциональный механизм её реализации (субъекты, объекты).

Составными элементами институционального механизма реализации государственной поддержки выступают субъекты - государственные органы управления и контроля, объекты (то, на что направлена деятельность субъектов) - реальный сектор экономики (предприятия, отдельные виды производств, отрасли).

Цели государственного регулирования развития промышленности направлены на поддержание экономической стабильности, сбалансированности спроса и предложения на всех уровнях и сегментах рынка, так, чтобы это способствовало совершенствованию структуры национальной экономики и повышению уровня жизни населения.

Цель работы - рассмотреть государственное регулирование деятельности предприятий.

В качестве исходной информационной базы для написания работы были изучены теоретические материалы, исследования различных авторов, учебники и учебные пособия по данной теме.

 

1. Принципы и цели государственного регулирования

Общая стратегия государственного регулирования базируется на следующих принципах:

1. Государство должно  финансировать только те социально  значимые отрасли, которые не  привлекают частный бизнес.

2. Государственное предпринимательство  должно не конкурировать, а помогать  развитию частного бизнеса. Игнорирование  этого принципа способно привести  к искусственному доминированию  государственных предприятий над  частными.

3. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика  должна способствовать экономическому  росту и социальной стабильности.

4. Государственное вмешательство  в рыночные процессы тем эффективнее, чем в более "рыночную" форму  оно облачено.

5. Особую значимость государственное  регулирование приобретает в  период общехозяйственных кризисов, а также для процессов в  сфере межгосударственных экономических  отношений.

Таким образом, современная рыночная экономика является "государственно регулируемой". Более того, именно государство превратилось сегодня в гаранта стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Государственное регулирование рыночной экономики преследует три цели:

  • минимизацию неизбежных негативных последствий рыночных процессов,
  • создание правовых, финансовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики,
  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Для достижения названных целей современное государство располагает мощными средствами регулирующего воздействия на рыночную экономику.

 

2. Государственное предпринимательство

Государство выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Объектами государственной собственности являются предприятия, которые оказываются экономически не эффективными для целей частного бизнеса. Часть государственных предприятий полностью финансируется из государственного бюджета. Разновидностью государственного предпринимательства следует считать и предоставление концессий - сдача в коммерческую аренду принадлежащих государству природных и производственных ресурсов. В результате предпринимательства государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и непосредственным участием в производственно - коммерческих операциях.

Задача государства в регулировании деятельности предприятий - с помощью государственных планов (программ) направлять частный интерес в русло общественного. Можно выделить основные методы, с помощью которых государство достигает своей цели:

1. Структурное регулирование. Структура экономики - это соотношение  отраслей, сфер и видов производства. Государство на основе долгосрочных  интересов нации должно стимулировать  приоритетные отрасли.

2. Регулирование цен. Через  ценовой контроль государство  проводит определенную структурную  и конъюнктурную политику, борется  с инфляцией, стимулирует НТП, не  позволяет монополиям диктовать  цены потребителям, смягчает социальную  напряженность. Через ценовое регулирование  и контроль государство защищает  интересы потребителя, стимулирует  производство в сырьевых областях, предпринимательство во внешнеэкономической  деятельности.

3. Социальная функция  государства. Термин “социальная  защищенность” обозначает систему  мер, защищающих любого гражданина, любого жителя этой страны  от экономической и социальной  деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения  дохода, болезни, травмы и т.п. Социальная  функция государства осуществляется  при помощи различных конкретных  механизмов государственного регулирования  социальной сферы: принятие законодательных  актов, направленных на обеспечение  социальной защиты определенных  категорий населения; развитие органов  социального страхования; развитие  системы государственного образования  и здравоохранения; политика на  рынке труда и т.д.

4. Налоги и госбюджет. Гибкая государственная политика  в области налогообложения и  может поддерживать приоритетные  отрасли экономики. Важным рычагом  поддержки предприятий может  быть государственное финансирование  и дотации из госбюджета. По  некоторым оценкам сила их  воздействия на экономику сравнима  с директивным централизованным  планированием в социалистической  экономике.

5. Госзаказ. Становится рычагом  централизованного управления структурными  сдвигами в экономике, развития  НТП,

6. Правовая обеспеченность  государством хозяйственной деятельности. Это важнейшая прерогатива любого  государства. Рыночное хозяйство  особенно нуждается в правовом  обеспечении. Наиболее важна здесь  правовая защита рыночной конкуренции.

 

3. Государственное регулирование  деятельности предприятия

 

Как рыночный субъект государство характеризуется тремя признаками:

1. "Регулирующий объект". Роль государства в механизме  рыночной экономики - основная проблема  современной экономической теории. Дело в том, что исходный пункт  становления рыночной экономики - ее освобождение от удушающих  пут государства. И долгое время  невмешательство государства в  сферу частного бизнеса осталось  условием реальности рыночной  экономики как системы свободного  предпринимательства.

2. "Внерыночное происхождение  государственного дохода". "Рыночным" является такой экономический  субъект, который получает постоянный  доход, за счет которого осуществляет  расходы. Следовательно, государство  в той мере включено в рыночную  экономику, в какой располагает  доходом и производит расходы. Если убрать ограниченную сферу  государственного предпринимательства, то доход государства возникает  как результат неэкономических  действий - как следствие перераспределения  части доходов "первичных" рыночных  субъектов (домохозяйств и фирм) в пользу государства. Это позволяет  квалифицировать государство как "вторичный", "производный" рыночный  субъект, экономическая сила которого всецело зависит от питающего государство частного бизнеса.

3. "Императивный статус  государства". Государство - единственный  субъект в рыночной экономике, требования которого обязательны  для всех негосударственных субъектов.

Основной механизм экономического вмешательства государства - "налоги", "закупки", "платежи". Государство всегда выступало особым экономическим субъектом, так или иначе, участвуя в экономической жизни общества. Оценка меры и последствий такого участия была и остается остро дискуссионным вопросом экономической науки.

 

4. Размещение государством ресурсов в предприятия

Одним из основных способов является размещением государством ресурсов в предприятия либо оказание инвестиционной поддержки потенциальным субъектам рыночных отношений. Как правило, размещение ресурсов осуществляется на конкурсной основе, что позволяет, во-первых, должным образом разместить непосредственно государственные средства, во-вторых, привлечь средства других инвесторов - отечественных и иностранных. Другими целями конкурсного размещения централизованных инвестиционных ресурсов являются повышение инвестиционной активности, рост общеэкономической и коммерческой эффективности инвестиций по всем видам собственности, включая государственную, сокращение продолжительности строительства предприятий и сооружений. Порядок конкурсного размещения централизованных ресурсов по инвестиционным проектам определяет этапы и условия организации и проведения конкурса, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, Комиссии по инвестиционным конкурсам при Министерстве экономики Российской Федерации, права и обязанности организаторов и участников конкурса, основные требования к конкурсной документации и конкурсным предложениям участников, процедуру рассмотрения этих предложений, а также оформление результатов конкурсов.

В случае участия в реализации проекта нескольких инвесторов в конкурсе участвует единое предприятие, которое должно иметь оформленные в установленном порядке уставные документы и самостоятельный баланс. При этом государственная поддержка может предоставляться указанному претенденту только после внесения в уставный капитал средств всеми учредителями. Размер собственных средств претендента в денежной форме не может быть меньше суммы запрашиваемой государственной поддержки. При наличии нескольких альтернативных проектов, обеспечивающих достижение разными средствами одинаковых результатов, Комиссия по инвестиционным конкурсам или - по согласованию с ней - отраслевые органы управления организуют экспертизу, в результате которой определяется наиболее перспективный вариант. Требования, предъявляемые ко всем участникам конкурса, являются тождественными. Принятый подход обеспечивает выбор наиболее эффективного инвестиционного проекта, соответствует принципам равенства и объективности оценок предложений участников конкурса.

Для коммерческих проектов, конкурс по которым проводится согласно предложениям частных инвесторов, обязательными условиями являются:

  • доля государственной поддержки за счет федерального бюджета устанавливается в размере не более 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта и, соответственно, доля собственных и заемных средств, включая иностранные инвестиции, не может быть менее 80 процентов;
  • доля собственных средств инвестора, формируемых за счет прибыли, амортизации и продажи акций, в указанных затратах должна составлять не менее 20 процентов от капитальных вложений, предусмотренных по годам реализации проекта.

Объем долевого участия государства в финансировании инвестиционного проекта устанавливается: для вновь начинаемого строительства - от сметной стоимости проекта; для переходящего строительства - от остаточной сметной стоимости проекта.

Не включаются в стоимость инвестиционного проекта ранее произведенные затраты на создание основных фондов, пополнение оборотных средств и другие расходы, непосредственно не связанные с реализацией проекта. Источниками собственных средств инвестора, направляемыми на финансирование проекта, являются:

  • прибыль (фонд накопления) на начало реализации проекта;
  • разница между начисленной и использованной амортизацией (в соответствии с данными приложения - форма 5 к бухгалтерскому балансу предприятия - претендента) за отчетный период;
  • средства от продажи акций в объеме их поступлений насчет инвестора на начало реализации проекта.

Информация о работе Государственное регулирование деятельности фирмы