Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 10:06, контрольная работа
Двадцатое столетие можно без сомнений назвать веком инфляции - цены на общемировом уровне росли быстрее, чем когда-либо в истории человечества. Период с 1914 г. до 1924 г. ознаменовался первой гиперинфляцией XX века. В августе 1914 г. началась Первая мировая война, приведшая к кризису в золотом блоке. В большинстве стран, вовлеченных в войну, ценовой уровень удвоился.
1
Причины ускорения темпов
Двадцатое столетие можно без сомнений назвать веком инфляции - цены на общемировом уровне росли быстрее, чем когда-либо в истории человечества. Период с 1914 г. до 1924 г. ознаменовался первой гиперинфляцией XX века. В августе 1914 г. началась Первая мировая война, приведшая к кризису в золотом блоке. В большинстве стран, вовлеченных в войну, ценовой уровень удвоился.
С завершением военного конфликта международное сообщество предприняло попытку вернуться к былой стабильности. Однако новый золотодевизный стандарт просуществовал всего несколько лет, до начала Великой депрессии. Послевоенная разруха и низкая собираемость налогов вынуждали национальные правительства финансировать госрасходы за счет денежной эмиссии. Последовавшая за этим инфляция переросла в гиперинфляцию. К середине 1920-х годов странам удалось стабилизировать ситуацию, однако вместо возврата к экономическому росту мир погрузился в депрессию, сопровождавшуюся дефляцией.
Вторая
мировая война всецело
Бреттон-Вудская валютная система позволила стабилизировать общемировую инфляцию на 25 лет. Бреттон-Вудские соглашения делали главный акцент на устойчивости валютных курсов. Доллар играл роль резервного актива так же, как эту роль играло золото в XIX столетии.
Соединенные Штаты Америки предпочли решать свои проблемы с помощью умеренной инфляции за счет остальных стран мира. С 1949 г. по 1974 г. потребительские цены в США удвоились, что привело к удорожанию товаров в остальных странах. С 1970-х годов началась эпоха самой высокой инфляции в истории человечества.
1.1 Исход по Нэшу
Существует несколько объяснений инфляции 70-х годов. Большинство из них основаны на трех предположениях.
Во-первых, центральные банки стремились удержать безработицу ниже равновесного («естественного») уровня. В 1960-1970-х годах центральные банки еще не обладали политической независимостью от исполнительной власти, и цели денежно-кредитной политики соответствовали целям правительств.
Как следует из отчетов ФРС США того времени, борьба с инфляцией не являлась приоритетом денежно-кредитной политики. Главной задачей центрального банка считалось удержание безработицы на столь низком уровне и таким образом, чтобы противодействовать негативным эффектам на рынке труда. ФРС Штатов стремилась неожиданно увеличить инфляцию, чтобы понизить реальную заработную плату и тем самым стимулировать занятость.
Во-вторых, заработная плата и другие контракты определяются в условиях рациональных ожиданий. Домашние хозяйства и фирмы предвидят, что центральный банк будет поддерживать высокую инфляцию. Они включают свои ожидания в контракты и добиваются повышения номинальных ставок зарплаты.
В результате игры общества с денежными властями последние проигрывают, и инфляция растет. Подобная ситуация не возникла бы, если б центральный банк вместо стимулирования занятости стремился обеспечить ценовую стабильность.
Третье предположение состоит в том, что центральный банк де-факто не может взять на себя обязательства. Когда ничто не сдерживает его от нарушения обязательств, единственной целью денежно-кредитной политики может быть такая инфляция, при которой денежные власти не имеют стимулов способствовать росту цен.
Таким образом, проблема инфляции в результате взаимодействия частного сектора и денежных властей трансформируется в проблему доверия к денежно-кредитной политике.
Исходя из трех описанных предположений, можно прийти к неутешительному выводу: игра частного сектора и денежных властей заканчивается тем, что инфляция в среднем будет избыточно высокой без какой-либо компенсации роста цен низкой безработицей. Профессор экономики Стэнфордского университета Т. Саджент назвал такой итог игры «исходом по Нэшу».
1.2 Гиперинфляционное затишье
Период с 1947 г. по 1984 г. оказался гиперинфляционным затишьем - в мире ни разу не наблюдался сверхвысокий уровень инфляции.
В итоге анализ современной гиперинфляции позволяет извлечь несколько уроков. Во-первых, гиперинфляция никогда не начинается внезапно, ей предшествует хроническая инфляция. Во-вторых, макроэкономическая стабилизация занимает годы, особенно в условиях слабого финансового сектора и противоречивой экономической политики, проводимой властями. В-третьих, успешная антиинфляционная программа включает в себя сокращение дефицита госбюджета, выбор номинального якоря денежно-кредитной политики и, в ряде случаев, смягчение валютного регулирования.
Каковы
же итоги инфляции в XX веке? Двадцатое
столетие, с экономической точки зрения,
характеризовалось беспрецедентным ростом
цен. Более чем в 2/3 стран мира наблюдалась
инфляция, превышающая 25% в год, в одной
трети инфляция зашкаливала за 50% в год,
в каждой пятой стране выходила за отметку
100%, а в 8% стран инфляция составляла порядка
400% в год. Средняя продолжительность эпизодов
высокой инфляции была значительно выше,
чем в XIX веке - около 3-4 лет.
2
Эффект Танзи-Оливера
Инфляция
снижает реальную величину налоговых
поступлений. Начисление налога происходит
раньше, чем его уплата. И так как не существует
механизма поддержания реальной величины
взимания налогов, то любое повышение
темпа инфляции в течение этого периода
обесценивает налоговые поступления.
Это явление известно как эффект Танзи-Оливера
— сознательное затягивание налогоплательщиками
сроков внесения налоговых платежей в
госбюджет в условиях повышения уровня
инфляции. Правительство стремится избежать
данного эффекта и прибегает к повышению
частоты уплачиваемых налогов. Названо
по имени экономистов, обративших внимание
на это явление в 70-х годах XX века в условиях
инфляции в Латинской Америке. Эффект
Танзи-Оливера будет тем больше, чем позже
платят налоги, и выше темпы инфляции.
Более низкие налоговые поступления еще
больше увеличивают дефицит бюджета. Растет
государственный долг, обесценение денег
подрывает конкурентоспособность национальных
фирм, поощряет ввоз товаров из-за границы.
3
Политика правительства ЦБ и российского
правительства в период экономического
спада 2008-2009
Мировой финансовый кризис 2008 года — финансово-экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная рецессия.
Предшественником финансового кризиса 2008 года был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надёжные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объёмов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Финансовый кризис и рецессия 2008—2009 годов в России как часть мирового финансового кризиса стали возможными, по мнению помощника Президента России А. Дворковича, из-за произошедшей интеграции российской экономики в мировую экономику, когда «любое событие за рубежом оказывает влияние на стоимость российских облигаций и акций, на ликвидность, доходы граждан и рост экономики».
Для российской экономики 2008 год оказался плохим: рост инфляции сочетался с замедлением экономического роста. Российские граждане могли заметить, что не все в экономике определяется способностью либо неспособностью России устоять перед лицом мирового кризиса. Перед началом года власти приняли на себя повышенные антиинфляционные обязательства — снизить годовую инфляцию с прошлогодних 11,9 до 8,5%. Уже в марте власти признали провал антиинфляционного плана (только за три месяца цены уже повысились почти на 5%) и выдвинули новый план в 9,5% (имея в виду уложиться в 10%). Затем хотели уложиться в 11,8%, чтобы хотя бы было меньше, чем в прошлом году. А в конце концов признали, что никакие пересмотренные планы выполнить не удастся. К началу декабря инфляция уже составила 12,5%.
В первоначальном варианте федерального бюджета на 2009 год инфляция была запланирована на уровне 8,5 процента. В середине декабря 2008 года Министерство экономического развития России заявило, что в 2009 году инфляция составит 11 процентов. Ранее Министерство финансов объявило, что рост потребительских цен в 2009 году может составить восемь процентов. Уже в январе 2009 года Минэкономразвития пересмотрело этот прогноз. Согласно новой оценке, в 2009 году рост потребительских цен составит 13 процентов. Позднее чиновники заявили, что инфляция может и не достичь этого показателя из-за обвала экономики. Согласно данным Росстата уровень инфляции за весь прошедший год составил 8,8%. По словам представителя Росстата, вышеуказанные значения инфляции за 2009 год являются историческим минимумом с 1991 года. В 2010 году правительство России планирует продолжить последовательное снижение темпов инфляции. Ожидается, что за год инфляция составит всего 6,5-7,5%.
Благодаря каким же мерам правительству и ЦБ удалось достичь определенных макроэкономических успехов, которые теперь позволяют рассчитывать на восстановление экономики?
Меры по урегулированию ситуации в российской банковской системе в период кризиса были одними из наиболее эффективных среди всех антикризисных мер, предпринятых властями. Удалось удержать банковскую систему от коллапса, клады населения были обеспечены, было восстановлено доверие.
В свою очередь, бюджетная политика правительства была адекватна вызовам, которые переживала российская экономика. Бюджет 2009 года носил антикризисный характер по своей направленности. Вместе с тем, новая бюджетная политика, проводимая правительством, стала одним из стимулов модернизации российской экономики.
Также эффективными были предпринятые правительством меры по поддержке рынка занятости. В рамках совместных программ с регионами – на фоне растущей безработицы – было создано от полумиллиона до миллиона рабочих мест.
Падения в российском агропромышленном комплексе вообще не наблюдалось, и это тоже связано с эффективными мерами правительства. Дополнительные меры поддержки АПК были весьма значительными. Вместо запланированных 100 млрд рублей по госпрограмме сельскому хозяйству было выделено свыше 180 млрд рублей. «Россельхозбанк» после дополнительной капитализации увеличил свой кредитный портфель более чем на 117 млрд рублей, а «Росагролизинг» после увеличения своего капитала на 15 млрд рублей значительно увеличил число своих операций.
Подводя
итог антикризисной политике правительства
за год можно сказать, что тремя ее главными
задачами были: во-первых, сохранение денежно-кредитной
системы и банковской системы страны,
доведение их до состояния стабильной
работы; во-вторых, обеспечение наименьшего
возможного падения российской экономики
с выходом во втором полугодии 2009 года
на позитивные тренды развития; и в-третьих
постепенное снижение уровня темпа инфляции
с ориентиром на 2008 год.
1
Причины ускорения темпов
Специфика российской инфляции в том, что она своими корнями уходит в существующую ранее централизованную систему хозяйствования. Оттуда проистекают два фактора: технологическая отсталость и монополизм.
Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высокая степень монополизации производства, распределения и денежно-кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности.
Цены в России в течение последних десятилетий повышались. Общий их уровень в государственной и кооперативной торговле с 1928 г. по 1940 г. вырос в 6,5 раза. К 1947 году, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию против довоенного. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.