Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 12:35, курсовая работа
Цель работы: Изучить и проанализировать место, роль и значение инфраструктуры в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
• рассмотреть и систематизировать теоретические подходы к определению содержания категории "инфраструктура рынка";
• проанализировать сущность рынка и дать его определение;
• систематизировать представление о функциях рынка;
• выявить влияние инфраструктуры рынка на развитие экономики.
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Разработка теории и инфраструктуры рынка в научно-экономической литературе…………………………………………………………………….......4
2. Инфраструктура рынка и ее основные элементы: понятие, сущность, функции…………………………………………………………………………...7
2.1 Сущность инфраструктуры экономической модели рынка и ее место в рыночных отношениях…………………………………………………………..7
2.2 Функции инфраструктуры рынка………………………………………..…10
3. Инфраструктура рынка в России………………………………………………..
3.1 Формирование и особенности процесса становления рыночной инфраструктуры в России……………………………………………………
3.2 Характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики....
3.3 Основные элементы рыночной инфраструктуры в России………………
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы…………………………………………………………………
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Экономический факультет
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
По микроэкономике
«Инфраструктура рынка, ее роль и значение»
Киров 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Разработка теории и инфраструктуры
рынка в научно-экономической литературе……………………………………………………
2. Инфраструктура рынка и ее основные
элементы: понятие, сущность, функции……………………………………………………………
2.1Сущность инфраструктуры экономической
модели рынка и ее место в рыночных отношениях……………………………………………………
2.2Функции инфраструктуры рынка………………………………………..…10
3. Инфраструктура рынка в России…
3.1Формирование и особенности процесса становления рыночной инфраструктуры в России……………………………………………………
3.2 Характеристика рыночной инфраструктуры российской экономики....
3.3Основные элементы рыночной инфраструктуры в России………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Процесс эволюции российской экономики неразрывно связан с проблемой формирования и развития рынка и его инфраструктуры.
Россия имеет богатейший опыт реформирования своей экономики. Практически с середины 80-х годов XX века идет непрерывный процесс рыночных преобразований, суть которых сводится к превращению общественно-государственной собственности в различные формы частной, частно-государственной и коллективной собственности, а, вместе с этим, к переходу от плановых административных к рыночным формам хозяйствования.
Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой обеспечивается состоянием её инфраструктуры, зрелостью действующих институтов рынка. В настоящее время происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации и функционирования различных видов рынка. На современном этапе развития российской экономики роль инфраструктуры в экономике увеличивается, и продолжается процесс ее совершенствования.
Цель работы: Изучить и проанализировать место, роль и значение инфраструктуры в рыночной экономике.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
1 РАЗРАБОТКА ТЕОРИИ И ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА В НАУЧНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В ходе исторического процесса развития товарного производства формируется рынок, который прошел путь от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением и электронными технологиями.
Рынок всегда вызывал интерес экономистов. Проблемам функционирования рынка уделяли особое внимание такие видные ученые, как Ж.Б. Сэй, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. М. Кейнс, Ф. Хайек, М. Фридмен, П. Самуэльсон и др. В этой связи в ходе развития экономической науки сложилось несколько подходов к определению рынка и рыночных отношений, их сущности.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место осуществления торговых операций. Такое понимание рынка сложилось давно, еще в период разложения первобытнообщинного строя, когда обмен продуктами труда производился в определенном месте и в определенное время. В дальнейшем, по мере развития ремесла и торговли, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. В этом значении термин "рынок" часто используется и сегодня.
По мере общественного развития понятие "рынок" приобретает более сложное толкование. Например, французский экономист А. Курно (1801-1877) под рынком понимал не просто рыночную площадь, а всякий район, где отношений покупателей и продавцов свободны, цены легко и быстро выравниваются. Таким образом, он выделил важные признаки рынка – свободу его участников и гибкое ценообразование.
Английский экономист У. Джевонс (1835-1882) определил рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Таким образом, в качестве критерия рынка выдвинута "теснота" связи между продавцами и покупателями.
Дальнейшее развитие товарного обмена и товарно-денежных отношений приводит к усилению внимания к сфере обращения. Это нашло отражение и в определениях рынка [10]:
Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.
Рынок – это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции.
Несмотря на важность сферы обращения, содержание рынка не следует сводить лишь к сфере обмена. Углубленное понимание категории "рынок" требует учета его места во всей системе общественного воспроизводства, включая производство, распределение, обмен и потребление. В частности, этот аспект был воспринят отечественными экономистами, которые стали рассматривать "рынок" как элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, как форму движения основных составных частей этого продукта [13].
В западной экономической литературе получил распространение подход, в котором рынок рассматривался с точки зрения субъектов рыночных отношений. Так, Ф. Котлер определил рынок как сферу потенциальных обменов. К. Макконнелл и С. Брю трактуют его как институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. А. Маршалл также указывает внимание на наличие связи между предложением и спросом, а также группы людей, участвующих в сделках по поводу любого товара.
Ф. Хайек (1899-1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.
П. Самуэльсон акцентирует внимание на особом значении механизма цен, который, действуя через предложение и спрос на конкурентных рынках, имеет целью разрешение трех основных проблем экономической организации – что, как и для кого производить.
Перечисленными формулировками не исчерпывается все многообразие подходов к трактовке рынка. Приведенные определения свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания рынка как экономического явления, раскрывают разные его грани. В целом рынок – сложное многофункциональное комплексное понятие, включающее, с одной стороны, рынок товаров и услуг, а с другой – рынок ресурсов, во взаимосвязи и взаимодействии которых идентифицируется современный экономический механизм.
В широком смысле слова рынок есть всеобщая форма взаимосвязи субъектов экономической деятельности, посредством которой реализуются переливы товаров, рабочей силы и капиталов в различных точках экономического пространства. С функциональной точки зрения рынок можно определить как совокупность экономических отношений, охватывающих стадии производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, функционирующих на основе законов стоимости, спроса и предложения.
Таким образом, рынок предполагает существование определенных взаимосвязей, отношений между участниками экономической системы (ее субъектами), которые наиболее полно выражают сущность категории "рынок".
2 ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
2.1 Сущность инфраструктуры
Впервые термин инфраструктура был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и предоставлении различных услуг населению. Во-вторых, под инфраструктурой понимается совокупность единиц, деятельность которых направлена на обеспечение нормального функционирования национальной экономики.
Инфраструктура как самостоятельная область национальной экономики прошла следующие этапы развития:
1) разделение сельского
2) разделение сельского
Особенность производственной инфраструктуры заключается в том, что она не производит конкретного продукта, которые был бы осязаем, а создает условия для общественного производства, его нормального функционирования и развития.
Она состоит из определенных элементов, сущность которых, характер их взаимодействия между собой зависят от их целей, которые определяются интересами всей национальной экономики, ее потребностями. Цели имеют тенденцию к изменению и обособлению от производственной сферы.
Переход России к экономике трансформировал устоявшееся понятие инфраструктура в категорию рыночная инфраструктура.
Рыночная инфраструктура – совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном пространстве. [4]
Состав инфраструктуры
Рис. 1 Основные виды инфраструктуры рынка
Необходимость и важность изучения инфраструктуры и ее элементов определяется той существенной ролью, которую она играет в рыночном процессе. Для государственной статистики инфраструктура рынка вне зависимости от формы собственности – часть национального богатства и производственного потенциала страны.
В свою очередь для предпринимателя необходимость изучения инфраструктуры связана с тем, что она, по существу, представляет собой организационный и технологический инструмент выполнения функций маркетинга и осуществления рыночного процесса.
Основными целями статистики рыночной инфраструктуры являются оценка состояния и возможностей материально-технической базы, изучение потенциала обеспечения товародвижения и реализации услуг, характеристика эффективности их использования.
Реализация задач, целей и характеристик инфраструктуры и ее элементов осуществляется с помощью системы статистических показателей. В нее входят:
• эффективность использования основных фондов предприятиями торговли, массового питания и услуг;
• размер предприятия, торговой единицы: магазина и предприятия услуг – площадь (для предприятия массового питания – число мест для посетителей, для склада – площадь, или емкость);
• удельный вес площади торгового зала (зала для посетителей) в общей площади предприятия;
• для интерактивного маркетинга – число web-сайтов, связанных с коммерческой деятельностью;
• число электронных магазинов;
• время, затрачиваемое покупателями на приобретение товаров: на дорогу в торговое предприятие и обратно, в очереди на обслуживание, на выбор товара, на отпуск товара, в расчетном узле (в предприятиях услуг: прием и оформление заказа на изготовление и ремонт изделия, на выдачу или исполнение заказа, на оказание услуги);
• число и удельный вес в общей численности универсальных, специализированных и смешанных предприятий;
• коэффициенты плотности торговых предприятий;
• число транспортных средств, средств связи, информационно-вычислительной техники на одно предприятие (фирму) или на 1 млн руб. оборота;
Информация о работе Инфраструктура рынка, ее роль и значение