Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 17:48, курсовая работа
Вторая глава работы будет посвящена анализу и проблемам становления конкурентного рынка в нашей стране.
Здесь, во-первых, мы должны рассмотреть отечественную приватизацию как способ трансформации отношений собственности и проанализировать два этапа приватизации (ваучерной и денежной).
Во-вторых, нужно будет рассмотреть отечественные естественные монополии, которые играют огромную роль не только в российской экономике, но и политике, особенно монополизма в России вообще, и регулирование монополий в нашей стране.
В-третьих, общеизвестно, что в России одна из важнейших проблем в экономике инфляция. В данной работе мы рассмотрим какие проводятся в России антиинфляционные меры, политика и т.д.
Московский Гуманитарно-Экономический Институт
Калужский филиал
Курсовая работа
По экономической теории
На тему: «Конкуренция»
Студент: Александрова Ольга
группа Ээкс - 99
Преподаватель: Полянская Илона Владиславна
Дата сдачи:
Дата защиты: Оценка:
Калуга-2001
Содержание
Тема настоящей работы: «Конкуренция». Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. И именно в рыночной экономике она необходима.
В настоящее время под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам её характер и формы различны, на различных этапах, рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решения относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Рассматривая эту тему, мы уясним следующие моменты:
Понятие и виды конкуренции, типы рыночных структур (монополия, конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия); а также мы должны будем рассматривать регулирование монополий, т.е. антимонопольное (антитрестовское законодательство).
Вторая глава работы будет посвящена анализу и проблемам становления конкурентного рынка в нашей стране.
Здесь, во-первых, мы должны рассмотреть отечественную приватизацию как способ трансформации отношений собственности и проанализировать два этапа приватизации (ваучерной и денежной).
Во-вторых, нужно будет рассмотреть отечественные естественные монополии, которые играют огромную роль не только в российской экономике, но и политике, особенно монополизма в России вообще, и регулирование монополий в нашей стране.
В-третьих, общеизвестно, что в России одна из важнейших проблем в экономике инфляция. В данной работе мы рассмотрим какие проводятся в России антиинфляционные меры, политика и т.д.
Настоящая работе не претендует на принципиально новый взгляд на проблемы конкуренции и становления конкурентного рынка в России, и является преимущественно теоретической. Однако, во второй главе будут сделаны попытки анализа процесса приватизации и антиинфляционной политики в России.
Надеюсь, что работа сможет раскрыть основные вопросы, касающиеся проблем конкуренции.
В условиях стремления каждой фирмы к максимизации прибыли, и, следовательно, к расширению масштабов хозяйственной деятельности фирмы выступают по отношению друг к другу как конкуренты.
Под экономической конкуренцией понимается соревнование экономических агентов на рынке за предпочтение потребителей, или, как говорят, за «доллар» потребителя в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам ее характер и формы различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях. Это существенно влияет на поведение фирм и других экономических агентов при принятии решения относительно цен, объема производства продукции и других параметров хозяйственной деятельности.
Примерно до середины XIX века для экономики развитых стран была характерна совершенная (свободная) конкуренция, что определялось небольшими размерами предприятий и многочисленyостью производителя. Но со второй половины XIX века картина начинает существенно меняться: крупные предприятия постепенно захватывают все большую долю рынков (рынков отдельных товаров). Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом капиталоемких отраслей тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электрической энергии привело к образованию крупных и сверхкрупных по масштабам XIX века предприятий. Об усилении концентрации производства на рубеже XIX – XX веков свидетельствуют следующие данные.
В Германии крупные предприятия (с числом рабочих более 50) составляли в 1882 г. 0,3% всех предприятий, причем на них было сосредоточено 22% всех рабочих страны; в 1925 г. на долю крупных предприятий приходилось уже 1,2% общего числа предприятий, причем на них было сосредоточено 48% общего количества рабочих. В американской промышленности в 1904 г. крупнейшие предприятия с объемом производства в 1 млн. долларов составляли 0,9% от общего числа, на них было занято 25,6% рабочих. В 1909 г. таких предприятий насчитывалось уже 1,1% от общего числа, и на них было занято 30,5% всех рабочих, которые производили 43,8% всей промышленной продукции страны. 1
Эти процессы привели к существенному изменению конкурентной борьбы на рынках. Наряду со свободной конкуренцией появились новые ее виды, прежде всего, конкуренция несовершенная.
Наиболее глубокий и полный анализ кардинально новых моментов конъюнктуры был дан в фундаментальных работах «Экономическая теория несовершенной конкуренции» Джоан Робинсон и «Теория монополистической конкуренции» Эдварда Чемберлина.
Таким образом, мы установили, что до середины XIX века в национальных экономиках развитых государств существовала совершенная (свободная) конкуренция. В этом случае на том или ином отраслевом рынке находятся как многие продавцы, так и многие покупатели однородной, практически идентичной продукции. Кроме того, масштаб производственной деятельности каждого производителя – продавца настолько невелик, что он не может повлиять на установление рыночной цены на данный тип продукции. В этот период в наиболее «чистом» виде появляются такие формы конкурентной борьбы, как конкуренция внутриотраслевая и межотраслевая.
Совершенная конкуренция, как мы видим, ведет к развитию концентрации капитала и централизации производства.
Во второй половине XIX века постепенно начинают возникать крупные предприятия, их объединения, которые охватывают все возрастающую долю отраслевых рынков. Это связано с процессом развития концентрации производства, проявившемся в сосредоточении на все боле крупных предприятиях значительных масс рабочей силы, объемов производств. 2
Таким образом, конкуренция становится несовершенной (несвободной). Сокращается число производителей, продавцов, крупнейшие из оставшихся получают возможность в некоторой степени влиять на рыночную цену, производимая продукция нередко становится разнородной, дифференцированной.
Несовершенная конкуренция господствует в любой отрасли или группе отраслей, где индивидуальные производители являются несовершенными конкурентами.
В экономической теории существует метод, с помощью которого можно определить, является ли данный производитель «совершенным» или «несовершенным» конкурентом.
Рассмотрим этот метод. Отложим на вертикальной оси цену, которую товаропроизводитель может получить за любое продаваемое им количество товаров, и тогда, если его кривая спроса останется горизонтальной, (рис.1), он – совершенный конкурент. Иными словами, если контроль над ценой лежит вне возможностей товаропроизводителя и он может продать все, что захочет, лишь по существующей цене, то в этом случае он действительно является совершенным конкурентом.
Критерием для несовершенной конкуренции является крутизна кривой спроса фирмы (рис. 2.):
Совершенно конкурентная фирма может продать товаров столько, сколько она хочет, не оказывая этим влияния на рыночную цену, что очевидно по линии ДД. С другой стороны, у несовершенно конкурентной фирмы кривая спроса идет вниз, поскольку, чем больше количество ее товаров, тем меньше она может получить. И если она не обладает полной монополией, сокращение цены ее соперника заметно сдвигает линию ДД влево, в положение Д”Д”.
Предположим, что у какой-либо фирмы кривая спроса резко снижается, что показано на рис.». Это означает, что когда фирма выбрасывает на рынок большое количество товара, цена падает, что отражено на кривой ДД, Такую фирму экономисты называют «несовершенным конкурентом».
Окончательно подтвердить характер фирмы и дать ответ на вопрос, является ли она совершенным конкурентом, может лишь горизонтальная линия спроса. Для этого не имеет значения, является ли фирма прибыльной или убыточной, располагает ли она патентами, особыми секретами производства или другими преимуществами, дающими ей контроль над рыночной ценой. Фирма является «несовершенным конкурентом» до тех пор, пока кривая ее спроса понижается, и напоминает кривые спроса каждого мелкого совершенного конкурента в отрасли с совершенной конкуренцией.
Формами конкурентной борьбы являются:
Конкретные формы конкуренции между монополиями чрезвычайно многообразны. Можно лишить противников сырья, рынков сбыта, кредитов, планомерно сбивать цены до тех пор, пока соперники не разорятся, затем вновь установить цены, выгодные для фирмы. Все больше используются внерыночные формы борьбы: переманивание специалистов, финансовые махинации, борьба за государственные заказы, промышленный шпионаж и т.д. В ход пускаются и новые способы борьбы за покупателей, т.н. неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества, надежности изделий, эффективных методов сбыта, гарантий, условий оплаты труда и т.д. 3
В настоящее время различают три типа конкурентного поведения:
Существенным признаком креативной конкуренции является стремление рыночных контрагентов к изменению существующей структуры спроса и предложения.
Таким образом, в первой части работы мы установили, что конкуренция – это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли – продажи товаров. «Такое неизбежное столкновение порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка и т.д. Конкуренция является объективной стороной и закономерностью товарного производства. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание составили экономический закон товарного хозяйства»4.
Наиболее эффективный рыночный механизм действует в условиях свободной (совершенной) конкуренции. При совершенной конкуренции ни один из продавцов или покупателей сам по себе не в состоянии воздействовать на рыночную цену. Строго говоря, совершенная конкуренция в чистом виде никогда не существовала. Ее можно рассматривать как своего рода научную абстракцию, анализ которой тем не менее необходим как первый шаг для выяснения принципов функционирования рыночного механизма. Независимо от типа рыночных структур необходимым условием их нормального функционирования является экономическая свобода, самостоятельность, независимость субъектов экономических отношений.
Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, как и ряд других процессов, обычно называют рыночной структурой. Она характеризуется рядом черт: число и размер фирм, тип предлагаемого продукта, степень контроля над ценами, условия входя в отрасль и выхода из нее, доступность информации.
По сути дела, понятие «рыночная структура» шире категории «рынок». Оно фактически охватывает многие моменты рыночной организации всего национального хозяйства, и его нельзя сводить к рынку в его обыденной трактовке.
Несмотря на многообразие рыночных структур, обычно выделяют четыре их типа (модели рынка):
Каждая из названных структур отличается степенью конкурентности рынка, т.е. способностью фирм воздействовать на рынок, и прежде всего на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентным считается рынок. 5
Теперь подробно рассмотрим каждый тип рыночной структуры.
Рынок свободной конкуренции состоит из большого числа продавцов, конкурирующих между собой. Каждый из них предлагает стандартную продукцию многим покупателям. Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска, поэтому одна фирма не может оказать заметного влияния на рыночную цену, но должна «соглашаться с ценой», принимать ее как заданный параметр.