Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 07:37, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью настоящей работы является раскрытие сущности понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и ее последствий в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
- изучение теоретических воззрений на сущность конкуренции;
- рассмотрение современных особенностей механизма конкуренции;
- характеристика влияния конкуренции на рыночную эффективность

Содержание

Введение…………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Сущность конкуренции и ее особенности………………………...4
1.1. Три составляющих рыночных отношений…………………….. 4
1.2. Механизм конкуренции…………………………………………..8
1.3. Современные особенности конкуренции………………………13
Глава 2. Влияние конкуренции на рыночную эффективность…................17
2.1. Виды конкурентной борьбы…………………………………… 18
2.2. Виды конкурентного поведения…………..…………………… 22
Глава 3. Конкуренция и экономическая политика…….…………………. 27
3.1. Конкуренция и современные тенденции развития
мировой экономики………………..…………………………...... 27
3.2. Проблемы теоретического описания конкуренции
и экономическая политика………….……………………………29
Заключение…………………………………………….……………………. 35
Список использованной литературы………………….…………………… 37

Вложенные файлы: 1 файл

Конкуренция.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ.

 

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: экономическая теория

на тему: «Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ЭК-519              Лободина Е.С.

Проверил: к.э.н., ст. преп.     Понятовская А.Ф.

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2013 г.

 

 

 

Содержание

стр.

Введение…………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Сущность конкуренции и ее особенности………………………...4

1.1. Три составляющих рыночных  отношений…………………….. 4

1.2. Механизм конкуренции…………………………………………..8

1.3. Современные особенности конкуренции………………………13

Глава 2. Влияние конкуренции на рыночную эффективность…................17

2.1. Виды конкурентной борьбы…………………………………… 18

2.2. Виды конкурентного поведения…………..…………………… 22

Глава 3. Конкуренция и экономическая политика…….…………………. 27

3.1. Конкуренция и современные  тенденции развития 

мировой экономики………………..…………………………...... 27

3.2. Проблемы теоретического описания  конкуренции 

и экономическая политика………….……………………………29

Заключение…………………………………………….……………………. 35

Список использованной литературы………………….…………………… 37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мировой опыт убедительно показал, что в рыночной среде ключевой фигурой является предприниматель, который, организуя производственный процесс, самостоятельно изыскивает возможности приобретения сырья, материалов, комплектующих по возможно низким ценам, объединяет имеющиеся у него ресурсы, сокращая внутрипроизводственные издержки, ищет рынки сбыта, позволяющие получить максимальную прибыль.

А для того, чтобы предприниматель мог реализовать свой потенциал, необходимым условием является конкуренция. Конкуренция способствует активизации предприятий в процессах поиска соответствующего сегмента рынка, выработки концепции новой продукции, товара, работы, услуги, нахождения возможности опережения потребностей потребителя.

На современном этапе экономического развития проблема конкуренции и конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкурентоспособности касается всех уровней ее иерархии: продукции (товаров и услуг), предприятия, отрасли, региона и страны в целом, но особую важность приобретает конкурентоспособность предприятия как основного звена экономики. Несмотря на большое количество факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия, все же основным и определяющим из них остается его способность производить конкурентоспособную продукцию и создавать условия для ее продвижения на рынок.

Основной целью настоящей работы является раскрытие сущности понятия конкуренции, как движущей силы развития хозяйствующих субъектов и ее последствий в современной экономике. В ходе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

- изучение теоретических воззрений  на сущность конкуренции;

- рассмотрение современных особенностей  механизма конкуренции;

- характеристика влияния конкуренции  на рыночную эффективность;

- оценка современных тенденций  и проблем конкуренции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность конкуренции и ее особенности

 

1.1. Три составляющих рыночных отношений

 

Одним из важнейших факторов, повышающих эффективность экономической системы рыночного типа, служит конкуренция между предприятиями, организациями, предпринимателями. Это сильнейший способ непрерывного возбуждения экономических субъектов. С известной степенью условности конкуренцию можно назвать цивилизованной формой борьбы за существование. Стремление обойти конкурента, не уступить, не отстать от него создает мощный стимул экономического прогресса. А угрозы выбытия из игры в борьбе за экономическое существование и процветание действуют надежнее всех иных стимулов.

В рыночной экономике благодаря многообразию форм собственности и свободе хозяйственного поведения возникают и автоматически поддерживаются условия конкурентной борьбы. В отличие от искусственного, навязываемого, внешне организуемого соревнования рыночная система порождает конкуренцию сама, по своей природе, вследствие чего есть основания считать принцип конкурентности имманентным такой системе.1

Если рассматривать рыночные отношения в их наиболее чистом виде, то они базируются на системном единстве трех составляющих: 1) многообразие форм собственности на экономические ресурсы с опорой на частный интерес и децентрализированное право принятия решений; 2) цены как инструмента рыночного управления; 3) конкуренция как двигатель эффективных действий хозяйствующих субъектов и индивидов. Частная собственность на экономические ресурсы выступает основой основ становления и дальнейшего развития рыночных отношений. Пребывая в органической связи со стремлением к прибыли, она действует как инструмент поощрения к экономической активности и выступает наиболее простой и надежной формой гарантии рационального поведения индивидуумов и хозяйствующих субъектов. Отношения частной собственности лежат в основе практически всех форм проявления экономической свободы на рынке и в производстве.

Экономические свободы оформляют право децентрализации принятия решений хозяйствующими субъектами и индивидами. Реализуется оно не только в праве на самостоятельное определение рыночного поведения или образа действий в сфере производства, но и в обязанности предпринимателя брать на себя результаты принятых им самим экономических решений, какими бы они ни были.

Децентрализованное право принятия решений допускает значительное число частных решений. Однако цена должна установить спрос и предложение и отобразить экономическую ограниченность ресурсов и товаров. К тому же на рынке, насыщенном различными информационными потоками, цена несет в себе основную информацию для принятия решения относительно объемов производства и использования факторов производства. Этим рыночная цена наиболее точно укажет целесообразность затрат и даст общественную оценку всех товаров и ресурсов.

Признание или непризнание обществом того или иного товара, которое происходит через рыночное ценообразование, управляет процессом производства. И здесь определяющую роль играет конкуренция. Конкуренция принуждает производителей направлять свое предложение на удовлетворение желаний покупателей и требует цены, которая отвечает фактическим отношениям ограниченности ресурсов и товаров. Одновременно конкуренция выступает способом предотвращения ограничения экономической свободы. В идеальном варианте конкуренция может защитить экономическую свободу и одновременно привести в соответствие частные и общественные экономические интересы. В конкурентной экономике экономический прогресс всех людей, в особенности в их функции потребителей, подчеркивал Л. Эрхард, идет им на пользу и в то же время преимущества, которые являются следствием высокой производительности экономической деятельности, ликвидируются. Этим конкуренция создает достаток, влияет на социализацию технического прогресса и поддерживает личное стремление к производительному труду2.

Таким образом, частная автономия и децентрализованное управление, свободное ценообразование и конкуренция, образуя системное целое, формируют конкурентно-рыночный механизм. В организации этого механизма заложены потенциальные гарантии также и политических свобод: экономическая свобода, создаваемая конкурентно-рыночным механизмом, не совместима с политической несвободой, точно так же и политическая свобода не может быть объединена с экономической несвободой.

Говоря о положительной стороне рыночных отношений, выражающейся в обеспечении экономической эффективности стимулов и принципов хозяйствования рыночной системы, не следует забывать и о присущих ей недостатках, являющихся следствием законов рынка, механизма рыночного саморегулирования. Они вызывают к жизни тенденции к нестабильному развитию экономики - инфляцию, безработицу, экономические циклы с падением темпов роста, а также к усилению неравенства в распределении доходов, ограничивают возможности развития сферы общественных благ и услуг. Все это определяется колебаниями и неравномерностью развития платежеспособного спроса различных групп населения. Отсюда необходимость государственного регулирования в современной рыночной экономике. Его масштабы, формы, сферы и т. п. значительно отличаются в разных странах. Но везде они являются элементами современного рыночного механизма, этики рыночных отношений.

Термин «конкурентоспособность» в наиболее общем виде характеризует возможности участника конкурентной борьбы для решения задач, стоящих перед ним в сложившихся условиях. Конкурентоспособность - величина в первую очередь относительная. Специфика категории конкурентоспособности состоит в том, что ее можно применять как к предмету конкуренции (конкурентоспособность продукции), так и к субъектам конкуренции (конкурентоспособность предприятия, отрасли, региона).

Но основании обобщения научных представлении о природе конкурентоспособности продукции нами предпринята попытка предложить свое определение конкурентоспособности продукции - это относительная величина, характеризующая количественную соотнесенность важнейших характеристик двух аналогов продукции. Конкурентоспособность продукции свидетельствует о степени удовлетворения потребностей покупателя одним аналогом продукции относительно другого.

Конкурентоспособность предприятия - это его способность выпускать и продавать конкурентоспособные товары. Количественные методы оценки конкурентоспособности предприятия разработаны в настоящее время пока недостаточно.

Классическое определение конкурентоспособности отрасли представлено М. Портером: «Мы определяли отрасль конкретного государства как успешно функционирующую в международных масштабах в том случае, если она обладала конкурентными преимуществами в сравнении с наиболее конкурентоспособными участниками мирового рынка... Мы выбрали в качестве наиболее оптимальных параметров наличие существенного и стабильного экспорта в достаточно большое количество других стран и/или весомый экспорт инвестиций, базирующийся на опыте и созданных активах в своей стране».3 Ценность данного определения, по нашему мнению, состоит в том, что оно определяет критерии конкурентоспособности, по которым можно достаточно точно определить, является ли отрасль конкретной страны конкурентоспособной в мировой экономике или нет. Конкурентоспособность регионов является сегодня, пожалуй, одной из наименее изученных областей исследования. Пока нет единого определения конкурентоспособности региона, отсутствуют и количественные методы их оценки.

Оценка условий конкуренции представляет собой определение факторов, влияющих на конкуренцию и их исследование. Методология оценки условий конкуренции разработана М. Портером и основывается на «национальном ромбе» (детерминантах конкурентного преимущества стран)

Модель конкуренции - упрощенное схематичное отображение процессов конкурентной борьбы. В стадии разработки находятся модели минимума цены, максимума «цена - качество», максимума качества.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить: конкуренция - это сложное многогранное явление, его механизм включает в себя множество структурных элементов. Оценивать конкуренцию сегодня необходимо сегодня как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

 

1.2. Механизм конкуренции

 

Конкуренции противоречит монополия. Понятие «монополия» означает исключительное право, возможность заниматься каким-либо видом деятельности, которым обладает отдельное лицо, группа лиц или государство. Установление монополии подрывает конкуренцию и рыночные механизмы саморегуляции.

Широкая монополизация экономики многих стран, наблюдавшаяся с конца XIX века, явилась закономерным результатом гигантской концентрации промышленного производства под воздействием научно-технического прогресса. Однако тенденции к укрупнению производства, его концентрации и монополизации не являются безусловно преобладающими. В последнее время научно-технологическое развитие породило иную тенденцию — повышение роли средних и малых хозяйственных форм, предприятий и фирм небольших по размеру и первоклассно технически оснащенных. Их доля в ряде развитых стран составляет 70-80% хозяйственных организаций, что способствует развитию конкуренции. В то же время элементы монополизма неизбежны и в рыночной экономике. С одной стороны, он прорастает как сорная трава на ниве экономики. С другой стороны, существует государственный, официальный, узаконенный монополизм. В рыночной экономике он не носит столь глобального характера, как в огосударствленной, но и в ней существуют так называемые естественные монополии.

Главным инструментом, способствующим конкуренции, служат меры по демонополизации структур в отдельных отраслях и видах производства, противодействие захвату рынка монополистами. Таким образом, наряду с тем, что конкуренция существует в рыночной экономике, будучи ее естественным свойством, она поддерживается, стимулируется и даже в какой-то степени насаждается извне с помощью специальных управляющих воздействий.

В странах свободного рынка действует антимонопольное законодательство, препятствующее образованию и деятельности структур, способных взять в свои руки производство определенного вида товаров, отстранив от него конкурентов или вытеснив их с рынка.

Конкуренция на внутренних рынках стран с рыночной экономикой поддерживается также благодаря относительно свободному притоку иностранных товаров. Так что наряду с внутренними конкурентами приходится иметь дело и с внешними.

Конкуренция оживляет и стимулирует бизнес, повышая его эффективность. В современной экономической структуре преобладающие позиции принадлежат крупным производителям, корпорациям, состоящим из огромного количества звеньев и подразделений, имеющих зачастую транснациональный характер. Возможности самонастройки рыночного механизма в таких экономических «монстрах» ослаблены. Поэтому во всех развитых странах стала распространенной практика конкурентной борьбы между предприятиями, входящими в одну корпорацию. Первой с идеей внутренней конкуренции выступила более 60 лет назад «Дженерал моторс», сегодня ее используют все крупные передовые корпорации.

Информация о работе Конкуренция: сущность и социально-экономические последствия