Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа
Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.
Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.
Введение. 6
Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9
§1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9
§1.2 Свободная конкуренция. 11
§1.3 Виды конкуренции. 16
§1.4 Типы рыночных структур. 17
§1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19
Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24
§2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24
§2.2 Совершенная конкуренция. 29
§2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31
§2.4 Монополистические объединения. 32
§2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38
2.5 1. Антимонопольное законодательство. 38
§2.6 Сотрудничество как средство повышения конкурентоспособности. 47
Заключение. 51
Список использованной литературы.. 53
Министерство образования и науки Российской Федерации Восточно-Сибирский Технологический колледж Курсовая работа на тему: Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме Выполнил: ст-нт гр.84-5 Медведев Ю.М. Зачётн. Кн. №88510 Проверил: к. э. н., доц. Сахаровский С.Н. Санкт-Петербург Рецензия на курсовую работу Студента______________________ "Экономический" Курс
(год обучения) ______________________________ Специальность_________________ Форма обучения_________________ Тема курсовой работы: ______________________________ Заключение о степени соответствия выданному заданию и требованиям, предъявленным к курсовой работе: ______________________________ Краткая аннотация курсовой работы: ______________________________ ______________________________ Недостатки курсовой работы
(включая логические противоречия,
стиль и грамотность ______________________________ Рекомендация о готовности
курсовой работы к защите: ______________________________ ______________________________ Мнения рецензента о возможности предоставления выполненной курсовой работы к внедрению, публикациям: ______________________________
Рецензент: ______________________________ "______"______________________ Содержание Введение. 6 Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение. 9 §1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике. 9 §1.2 Свободная конкуренция. 11 §1.3 Виды конкуренции. 16 §1.4 Типы рыночных структур. 17 §1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя. 19 Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме 24 §2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве. 24 §2.2 Совершенная конкуренция. 29 §2.3 Совершенная конкуренция и эффективность. 31 §2.4 Монополистические объединения. 32 §2.5 Синтез конкуренции и монополии. 38 2.5 1. Антимонопольное §2.6 Сотрудничество как средство
повышения Заключение. 51 Список использованной литературы.. 53 Введение Современная рыночная экономика
представляет собой сложнейший организм,
состоящий из огромного количества
разнообразных По определению рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определённой цене) и предложения производителей (предложение – это количество товара, которое производители продают по определённой цене) устанавливаются и цены товаров, и объёмы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренция (лат. concurro – сталкиваться, состязаться). Конкуренция это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объёмов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объёма спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идёт о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба это динамический (ускоряющий движение) процесс обеспечения рынка товарами. В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют например: качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу. В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объёма продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества. Именно это способствует
прогрессу экономики – В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия ограничивающие конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок, заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объёма продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь ограничение конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается на хозяйственной деятельности. Исторически конкуренция возникла в условиях простого товарного производства. Каждый мелкий производитель в процессе конкуренции стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наёмных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. в современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах. Цель данной работы – рассмотреть понятие конкуренции, её влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них. Глава 1. Конкуренция, её сущность и значение Наиболее мощным фактором,
диктующим общие условия Рыночной конкуренцией называется
борьба за ограниченный спрос потребителя,
ведущаяся между фирмами на доступных
им частях (сегментах) рынка. Конкуренция
это: а) соперничество между Но понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как одна сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства. §1.1 Понятие конкуренции, и её роль в экономике Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается. Другими словами вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учёт интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы – что? как? для кого производить? Развитие конкурентных отношений
тесно связано с расщеплением
экономической власти. Когда она
отсутствует, потребитель лишён
выбора и вынужден либо полностью
согласится на диктуемые производителем
условия, либо совсем остаться без необходимого
ему блага. Напротив, когда экономическая
власть расщеплена и потребитель
имеет дело с множеством поставщиков
аналогичных товаров, он может выбрать
тот из них, который в наибольшей
степени соответствует его Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных единиц. Через неё товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, Уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратится в разрушительную силу для экономики. Для обуздания и удержания её на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции. Конкуренция одновременно имеет
как положительные, так и отрицательные
стороны. Положительные стороны: а)
она способствует развитию научно-технического
прогресса, постоянно заставляя
товаропроизводителя применять
лучшие технологии, рационально использовать
ресурсы. В ходе конкуренции вымываются
экономически-неэффективные К числу негативных сторон можно отнести: а) придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства; б) ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения; в) её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов. Конкуренция предполагает свободу вступления экономических единиц в любую конкретную отрасль и свободу выхода из неё. Эта свобода необходима для того, чтобы экономика могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. §1.2 Свободная конкуренция Рыночное пространство –
это арена активного количество продавцов товаров определённого вида; свобода вхождения товаровладельцев на рынок и выхода из него; независимость (или зависимость) субъектов рынка друг от друга; возможность (или невозможность) установления рыночной цены со стороны отдельных товаровладельцев. В зависимости от состояния
указанных параметров взаимодействие
участников рыночных сделок принимает
два прямо противоположных Принципиальные различия между свободной конкуренцией и монополией указаны в таблице 1.1 Таблица 1.1 Свободная конкуренция и монополия
Конкретный анализ отмеченный в таблице 1.1 особенностей двух видов взаимоотношений участников рынка мы начнём с первого из них. Конкуренция – это соперничество
между участниками рыночного
хозяйства за лучшие условия производства,
купли и продажи товаров и
услуг. Для рыночного хозяйства
с самого начала характерна следующая
объективная причинно- Теперь постараемся выяснить: почему мы здесь называем конкуренцию свободной? Этот эпитет отражает момент
возникновения самой Однако в XVI – XVIII века цехи
ремесленников стали тормозом для
экономического развития. Они по-прежнему
поддерживали и охраняли мелкое ремесленное
производство. Цехи добивались признания
за их членами исключительного права
на изготовление и сбыт данного вида
продукции в пределах города и
его округа. Они строго ограничивали
выпуск и продажу ремесленных
изделий, чтобы устранить конкуренцию
в собственной среде. В цеховых
уставах определялись место и
условия закупки сырья и В конце XVIII – XIX веков цеховое ремесло было разрушено под мощным напором крупного индустриального производства и в результате установления развитых капиталистических отношений. Во Франции цехи были уничтожены во время великой революции 1791г. В Германии все ограничения свободы ремесленной деятельности со стороны цехов были отмечены рядом законов в течение XIX века. На смену принципам застоя и замкнутости цеховых объединений пришли принципы свободного капиталистического предпринимательства и неограниченной конкуренции. Свободная конкуренция имеет
ряд характерных признаков. Во-первых,
она означает, что на рынке имеется
множество независимых Свободная конкуренция имеет дополнительные определения, которые более полно характеризуют её свойства. В западной экономической литературе её называют чистой. Ибо она свободна от всякого вмешательства государства и рынок также чист от монополий. Классический вид состязательности имеет и такой признак. Участники рыночных сделок имеют совершенное знание о качестве товаров, ценах и выгоде торговли. Всё сказанное дало основание называть данный вид совершенной конкуренцией. Свободная конкуренция, естественно,
соответствует периоду Свободная конкуренция означает ничем не ограниченную "войну всех против всех". На рынке это всеобщее сражение ведётся на трёх фронтах: среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими участниками рыночных сделок. Свободное соперничество
характеризуется сравнительно мирными
методами. Оно сводится к экономическому
подавлению соперника (к его разорению)
главным образом методом Свободная конкуренция может
оказывать как положительное, так
и отрицательное воздействие
на состояние рыночной экономики, на
хозяйственное положение §1.3 Виды конкуренции Схема 1.1
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает
продажу товаров по наиболее низким
ценам, чем у конкурентов. Снижение
цены теоретически возможно либо за счёт
снижения издержек производства, либо
за счёт уменьшения прибыли. Мелкие и
средние фирмы, чтобы удержаться
на рынке, часто соглашаются на небольшую
прибыль. Крупные предприятия могут
себе позволить на некоторое время
вообще отказаться от получения прибыли,
чтобы с помощью дешёвой Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта. По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция
– это конкуренция Межотраслевая конкуренция
– это конкуренция между Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Для совершенной конкуренции характерна свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и т.д. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. Монополистическая конкуренция (несовершенная) главным образом отличается тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров. Подробнее последние два вида будут рассмотрены во второй главе. §1.4 Типы рыночных структур Поведение фирмы на рынке,
установление цены на продукцию и
выбор объёма производства зависят
от типа рынка, на котором она действует.
Наиболее сильным фактором, определяющим
условия функционирования того или
иного рынка, является степень развития
конкуренции и, как следствие
возможность фирмы В ходе конкурентной борьбы для достижения собственных интересов приходится учитывать интересы других, ибо рынок примет только те товары, которые нужны потребителю и продаются по более низким ценам. Развитие конкурентных отношений
тесно связано с силой По степени развития конкурентности
различают рынки совершенной
конкуренции и рынки 1) рынок совершенной конкуренции, 2) рынок монополистической
конкуренции, который 3) рынок олигополии, на
котором небольшое число фирм- 4) рынок монополии, На рынке совершенной
конкуренции функционирует В таблице 1.2 приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам. Таблица 1.2 Характерные черты основных моделей рынка*
*Подробнее (продолжение) об основных моделях рынка во второй главе. §1.5 Краткосрочное равновесие конкурентного производителя Целью фирмы является получение максимально возможной прибыли, которая в количественном выражении выступает как разница между общей выручкой и общими издержками. Следовательно, условиями, определяющими прибыль, являются издержки производства и общая выручка, зависящая, в свою очередь, от спроса на производимый продукт, поскольку TR = P × Q. При рассмотрении кривой спроса
конкурентного производителя 1. Поскольку доля каждой
отдельной конкурентной фирмы
в общем объёме предлагаемых
товаров и услуг незначительна, 2. Цена за единицу продукта
для покупателя является Таким образом, в связи с тем, что конкурентная фирма не может влиять на цену, у неё остаётся только единственная возможность увеличения прибыли – поиск такого объёма производства, при котором TR – TC = max. В краткосрочном периоде осуществлять поиск объёма производства, максимизирующего прибыль, фирма может лишь путём изменения величины переменных ресурсов. Решая эту задачу, фирма должна ответить на три вопроса: 1) следует ли производить; 2) если да, то какой объём; 3) какая при этом прибыль будет получена. В экономической теории существуют два основных подхода к определению уровня производства, максимизирующего прибыль: а) сравнение TR и TC; б) сравнение MR и MC. В современной экономике предпочтение отдаётся второму подходу. Каждый из этих подходов можно осуществить аналитическим и графическим путём. Исследуем три случая: максимизации прибыли, минимизации убытков и остановки производства. 1. Максимизация прибыли.
В условиях совершенной конкуренции кривая TR представляет собой луч, проведённый через начало координат. Наклон его равен MR = DTC/DQ (рисунок 1.1, а).
Рисунок 1.1. Случай максимизации прибыли Разница по вертикали между кривой TR и TC будет представлять прибыль при любом уровне производства. Максимизация прибыли достигается при Q0 и соответствует максимальной разнице между TR и TC и получается, когда наклон кривой TR равен наклону кривой TC. Сравнение кривых MR и MC (рисунок 1.1, б) показывает, что когда MR>MC, продажа дополнительной единицы товара увеличивает прибыль, когда MR<MC, продажа дополнительной единицы товара понижает прибыль. Следовательно, фирма максимизирует прибыль в точке B, где MR = MC, а объём производства, максимизирующий прибыль, равен Q0. Применение правила равенства MR и MC не ограничивается моделью совершенной конкуренции, а распространяется на все модели. Однако в условиях совершенной конкуренции, где кривая спроса совершенно эластична, P = MR. Поэтому правило равенства MR = MC можно записать как P = MC, которое является частным случаем правила равенства MR и MC. Определив равновесный выпуск, можно подсчитать прибыль, которая будет представлена площадью прямоугольника ABCD. Высота этого прямоугольника (P – AC) – это прибыль на единицу продукта. Ширина – равновесный выпуск. Общая прибыль будет равна произведению сторон прямоугольника. Однако она максимальна не в точке минимума средних издержек (точка M), а в точке, где MR = MC. Таким образом, когда цена больше средних издержек, фирма получает экономическую прибыль. Если же рыночная цена равна средним издержкам при выпуске, для которого MR (P) = MC, то прибыль равна нулю. Фирма будет лишь покрывать свои издержки. 2. Минимизация убытков. Когда цена падает ниже минимума средних издержек, все уровни производства будут приносить отрицательную прибыль (рисунок 1.2, а). Однако фирма должна продолжать производство до тех пор, пока её убытки меньше постоянных издержек. Фирма несёт убытки, равные площади прямоугольника ABCD, то есть произведению убытков на единицу продукции на объём выпуска. 3. Остановка производства. Если цена упадёт ниже минимума
средних переменных издержек, то убытки
превышают постоянные издержки и
фирма закрывается. Убытки на рисунке
1.2, б изображены площадью фигуры ABEF,
которая равна произведению AFC, представленных
разницей по вертикали между кривыми
средних общих и средних
Рисунок 1.2. Случаи минимизации
убытков и остановки При выпуске Q0 потери, представленные площадью ABEF, будут больше постоянных издержек. Таким образом, фирма: а) максимизирует прибыль, если P > AC или TR >TC = max; б) минимизирует убытки, если min AVC < P < min AC или TC > TR минимально и < FC; в) закрывается, если P < min AVC или убытки больше постоянных издержек. Глава 2. Место и роль конкуренции в современном хозяйственном механизме Конкуренция представляет собой
соперничество субъёктов При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. То есть производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этой борьбы выигрывает потребитель. §2.1 Роль конкуренции в рыночном хозяйстве Рыночное противоборство – мощная сила с многофункциональным назначением. Эта сила способна изменять соотношение спроса и предложения, уровень рыночной цены, структуру и последствия развития рынка. Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции. Первое направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены. Как нам известно, рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).
Рисунок 2.1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции В сложившихся условиях обостряется ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия. Результат конкуренции среди
товаровладельцев таков. После массового
уменьшения цены продукты раскупаются,
а зона их перепроизводства исчезает.
На уровне равновесной цены спрос
и предложения достигают На рынке возможен и
прямо противоположный случай: рыночная
цена опускается ниже равновесной точки.
Тогда спрос превышает В данной ситуации очень напряжённой становится обстановка на фронте противоборства покупателей. Последние всегда стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острая борьба, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену. Возникает другая цепная реакция: отдельные лица, а затем и все покупатели вынуждены приобретать товар по более высокой цене. Цена продвигается к точке равновесия с иной стороны. Итог соперничества Стало быть, конкуренция – сильное средство уравнения спроса и предложения и достижения равновесной цены. Второе направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров. Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры". В них отражаются те требования общественно нормального хозяйствования, которые предписывают объективные экономические законы. Уровень равновесной цены
выступает для Так конкуренция даёт наглядный урок всем, кто не учитывает общественно нормальные условия производства и реализации товаров. Третье направление: рыночное
соперничество стимулирует Как было установлено, конкуренция ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене. Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек сделал важное обобщение: "Общества, полагающиеся на конкуренцию… успешнее других достигают своих целей. Вот вывод… замечательно подтверждённый всей историей цивилизации. Конкуренция… показывает, как можно эффективнее производить вещи…"[1]. Четвёртое направление: противоборство агентов рынка усиливает их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками. В современных условиях в развитых странах имеется множество мелких предпринимателей, создающих свои крошечные предприятия (семейные магазины и фермы, бензоколонки и т.п.). Однако подавляющая часть из них не в состоянии продолжительное время нормально существовать и выдержать конкуренцию с более крупными предприятиями. К тому же постоянно растёт тот минимум денежных средств, который позволяет быть конкурентоспособным. Такую тенденцию можно
обнаружить, например, в США. Здесь
в 80-е годы насчитывалось около 10
миллионов крошечных Рыночное соперничество порождает не только неудачников, но и счастливых соперников, преумножающих своё богатство. Они расширяют хозяйство, нанимая на работу тех, кто отчуждён от средств производства. Пятое направление: конкуренция способствует продвижению рыночного хозяйства к монополии. Не по чьему-то умыслу, а
стихийно и объективно соперничество
продавцов и покупателей I) Конкуренция устраняет
с рыночной арены все II) Рыночное соперничество, как известно, укрепляет позиции крупного производства. Один промышленный гигант по объёму выпуска продукции можно сопоставить с суммарной производственной мощностью нескольких сотен и даже тысяч мелких предприятий. Поэтому рыночное хозяйство быстрее всего увеличивается за счёт абсолютного и относительного усиления роли крупных собственников. III) Главный фронт сражения
на рыночном поприще проходит
между армиями продавцов и
армией покупателей, стоящих Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме 2.1, к совершенно другому. §2.2 Совершенная конкуренция На конкурентном рынке, или рынке совершенной конкуренции, рыночный механизм и его основные закономерности проявляются в наиболее чистом виде. Идеально конкурентный рынок предполагает, что: а) все фирмы выпускают однородную стандартную продукцию, так что не существует каких-либо существенных отличий между товарами разных производителей; б) количество фирм в отрасли настолько велико, а доля одного производителя столь мала, что увеличение или сокращение продаж на рынке не может повлиять на рыночную цену; в) отсутствуют какие-либо ограничения для образования в отрасли новых фирм или выхода из отрасли ранее действующих предприятий. Невозможность влияния на рыночные цены приводит к тому, что конкурентная фирма вынуждена принимать цены как заданные извне. Увеличит ли эта фирма свой объём производства или сократит его до нуля, на рыночную цену её решение не повлияет. Вот почему кривая спроса на продукцию отдельной фирмы является горизонтальной линией и графически выглядит следующим образом (экономисты говорят в таком случае об абсолютной эластичности кривой спроса) (рисунок 2.2).
Рисунок 2.2. Графическое выражение спроса конкурентной фирмы Борьба между фирмами за увеличение объёма своих продаж носит преимущественно ценовой характер, то есть основывается на действии закона спроса (снижение цены на продукцию ведёт при прочих равных условиях к увеличению цены спроса на неё) и проявляется в установлении фирмой цены предложения ниже рыночного уровня. Если выполняются все
перечисленные выше условия, то предложение
на рынке является конкурентным, а
фирмы-производительницы ведут На практике лишь ограниченное число отраслей могут считаться конкурентными в том смысле, что фирма сталкивается с горизонтальной кривой спроса на однородную продукцию и что фирмы могут свободно входить в дело и легко выходить из него. Такими примерами могут являться рынок сельскохозяйственной продукции или рынок ценных бумаг. Тем не менее анализ совершенно конкурентного рынка необходим, ибо, во-первых, во многих отраслях фирмы действуют в условиях, близких к конкурентному, и для оценки степени конкурентности реального рынка необходимо иметь идеальную модель, своего рода эталон, во-вторых, модель совершенной конкуренции, как и всякая модель, будучи упрощённым изображением экономической действительности, позволяет выявить наиболее важные закономерности функционирования рыночного механизма в его наиболее чистом виде. §2.3 Совершенная конкуренция и эффективность Конкурентная экономика стремится использовать ограниченные ресурсы таким образом, чтобы получить максимальное удовлетворение потребностей. Эффективное использование ограниченных ресурсов предполагает: а) эффективность распределения ресурсов; б) производственную или технологическую эффективность.
Эффективное распределение ресурсов – это такое их распределение между фирмами и отраслями, которое позволяет получить весь необходимый обществу ассортимент товаров. Это возможно тогда, когда производство каждого товара будет осуществляться до той точки, в которой Р = МС (рисунок 2.3).
Рисунок 2.3. Эффективность распределения ресурсов При этом уровень цены показывает общественную меру относительной предельной ценности данного товара, а предельные издержки измеряют относительную ценность альтернативных товаров. Производство ниже этой точки
(P > MC) означает недополучение прибыли
для производителя и Производственная Сейчас настал черёд подробно
рассмотреть особенности §2.4 Монополистические объединения В первую очередь важно
учесть, что в экономической теории
термин "монополия" используется
для обозначения двух разных понятий.
Первое понятие - единовластие в присвоении
имущества (монополия собственности)
и в его хозяйственном Как известно, на рубеже XIX –
XX веков произошла Но в период становления
корпоративного и финансового капитала
свободная конкуренция уступила
многие свои позиции монополистическим
объединениям. Монополизация экономически
явилась закономерным следствием большого
скачка в концентрации и централизации
промышленного производства под
воздействием научно-технического прогресса.
Профессор П. Самуэльсон особо подчёркивает
это обстоятельство: "Экономике
крупного производства, возможно, присущи
определённые факторы, ведущие к
монополистическому содержанию организации
бизнеса. Это особенно наглядно проявляется
в быстро меняющейся области технологического
развития. Ясно, что конкуренция
не смогла бы долго просуществовать
и быть эффективной в среде
бесчисленного множества Монополии можно классифицировать на следующие виды, различающиеся по разным основаниям (схема 2.1).
Схема 2.1. Виды монополий I. По месту в торговых
сделках монополии б) Хозяйственное объединение, скупающее какие-то продукты у всех продавцов, - монопсония. Например, гигантские по своим размерам корпорации пищевой промышленности превращаются в монопсонии по отношению к фермам, сбывающим им сельскохозяйственную продукцию. II. С учётом степени
охвата рынка выделяются В отраслевом масштабе обычно
развёртывается деятельность чистой монопсонии.
В отсутствие каких-либо конкурентов
она полностью контролирует скупку
продукции множества б) В масштабе национального
хозяйства может сформироваться
абсолютная монополия. Она находится
в руках государства или его
каких-то хозяйственных органов (например,
государственная монополия Аналогично – в III. В зависимости от
характера и причин Так, в Федеральном законе "О естественных монополиях" (принятом Государственной Думой 19 июля 1995 года) естественной монополией признано состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства. Такая эффективность выражается в существенном понижении издержек производства на единицу товара по мере увеличения объёма производства. Причём товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами. Данный Федеральный закон регулирует деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. б) Легальные монополии, образующиеся на законном основании. К ним можно причислить формы монополизации, как бы защищённые от конкуренции: 1) патентная система. Такая
система действует в нашей
стране в соответствии с " 2) авторские права. Так,
Закон Российской Федерации " 3) товарные знаки. Согласно
Закону Российской Федерации
"О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях
мест происхождения товаров" (принятому
23 сентября 1992 года), владелец товарного
знака имеет исключительное в) Искусственные монополии. Под этим условным названием (которое отделяет данные организации от естественных монополий) имеются в виду объединения, создаваемые ради получения монополистических выгод. Искусственная монополия преднамеренно меняет структуру рыночного пространства в своих интересах: создаёт барьеры для вхождения на рынок новых соперников (захватывает источники сырья и энергоносителей, через зависимые банки не выдаёт кредиты для хозяйственных нужд новым предприятиям и т.п.); создаёт очень высокий (по сравнению с конкурентами) уровень технологии производства; применяет более крупный капитал, позволяющий добиться большего эффекта от масштабов производства; теснит конкурентов хорошо поставленной рекламой. Искусственные монополии выступают в виде ряда конкретных форм: картеля, синдиката, треста и концерна. Картель – союз нескольких
предприятий одной отрасли Монополизация рынка не случайна. Она расчищает рыночное пространство от конкурентов. Это даёт те экономические выгоды, которые образуются в результате установления монопольных цен. §2.5 Синтез конкуренции и монополии 2.5 1. Антимонопольное законодательство Если конкуренция и
перестаёт доминировать (преобладать)
на рынке, то она неустранима в
обществе, где сохраняется частная
(единоличная) и общая долевая
собственность. Борьба за экономическую
выгоду ведётся, во-первых, внутри монополии
(при распределении условий Однако монополистическое соперничество по своим методам существенно отличается от способов, какими велась свободная конкуренция. Монополии не брезгуют никакими средствами, чтобы отстоять и преумножить свои доходы. Часто они применяют неэкономические, насильственные методы: лишают соперников возможности получить сырьё, энергоносители, кредитные средства, новейшую технику и технологию; применяют "промышленный шпионаж" (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги "перебежчиков" с предприятий-конкурентов и т.п.); некоторые монополисты используют даже криминальные (уголовно наказуемые) средства поражения соперников – вплоть до поджогов их помещений, террористических актов и заказных убийств. Одним из следствий конкуренции среди монополий является тенденция ко всё большей централизации производства и рынка. Эта тенденция грозит появлению таких национальных по своим масштабам – абсолютных – монополий, которые могут стать угрозой существованию самой государственной власти. В правом и демократическом
государстве общественно Монополизация рынка особенно
широко развернулась в конце XIX века
в США. Тогда здесь началось массовое
выступление потребителей, мелких и
средних предпринимателей против гнета
монополий. В правовом государстве
данный конфликт был разрешён в результате
того, что государство ввело Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США? Это регулирование проводится по четырём направлениям. Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрепление производства, а только серьёзное ограничение торговли. По сути дела, главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признаётся трест, или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной (или превышающей) 60%. Иначе говоря, монопольное положение фирмы в определённой отрасли само по себе не преследуется. Предприятия монополизированных отраслей не могут автоматически числиться в нарушителях закона. Это противоречит демократической основе права – презумпции невиновности (признанию факта юридически достоверным, пока не будет доказано обратное). Законом запрещены лишь формы монополистического поведения на рынке, наносящие вред другим участникам торговых сделок. К тому же хозяйственные объединения, монополизировавшие производство определённой продукции, имеют возможность сбывать свои изделия за пределами национального рынка – во внешней торговле. Второе направление: запрещается
слияние конкурирующих Правда, Актом Клейтона не
приостановлен процесс Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе "лидерство" фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением запрета следит Федеральная торговая комиссия, созданная в 1914 году. С 1914 по 1977 годы Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен. Четвёртое направление: сохранение и поддержание конкуренции в её цивилизованных формах. Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей. Американское антимонопольное
законодательство признало незаконными
нечестные, или обманные, методы конкуренции.
В их числе снижение цен (демпинг)
для подрыва позиций К началу 90-х годов XX века
антимонопольное В 90-х годах в России
сделаны первые шаги по разработке
и применению антимонопольного законодательства.
В новом Уголовном кодексе
к преступлениям отнесены монополистические
действия и ограничения конкуренции.
Речь идёт о монополистических действиях,
которые совершены путём К числу экономических преступлений относится принуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения (статья 179); незаконное использование чужого товарного знака (статья 180); использование в рекламе заведомо ложной информации относительно товаров, работ или услуг, а также их изготовителей (исполнителей, продавцов), совершённое из корыстной заинтересованности и причинившее значительный ущерб (статья 182). В 1991 году впервые был принят
Закон РСФСР "О конкуренции
и ограничении Итак, антимонопольное 2.5.2 Формы синтеза монополии и конкуренции Процессы монополизации
рынка и подрыва свободной (совершенной)
конкуренции долгое время не получали
адекватного (вполне соответствующего)
отражения в экономической И вот в начале 30-х годов
в экономической теории произошла
своеобразная, по оценке некоторых
учённых, революция, которая покончила
с догмой о совершённой конкуренции.
С решительной критикой неконсервативной
концепции конкуренции Существенный вклад в
понимание несовершенной Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. В монополистической конкуренции
органически представлены две разные
стороны. Одна из них состоит в
том, что фирма создаёт легальную
монополию, которая с помощью
патентов, торговых и фирменных знаков
защищается от конкурентов. Этому же
способствует дифференциация товаров
– придание им таких индивидуальных
свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке,
условиям продажи), которые делают рынок
сбыта монополистическим. Другая сторона
заключается в том, что на рынке,
где продаются однородные товары
(например, аптеки, рестораны) имеется
много разных конкурентов, которые
в целях привлечения Э. Чемберлин так описывает
приёмы, применяемые в Таковы характерные черты одной формы синтеза монополии и конкуренции. В западных странах существует и другая подобная форма – олигополия. Олигополия (греч. oligos – немногий; poleo – продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции. При этом монополизация производства может достигать ещё больших масштабов. Примером может служить автомобильная промышленность США, где три гиганта – "Дженерал моторс", "Форд", и "Крайслер" - производят свыше 90% всей продукции. Олигополии возникли не случайно.
На Западе государство активно Олигополии вынуждены считаться с антимонопольным законодательством. Однако они нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают по крайней мере выгодные им цены. Уже то обстоятельство, что
олигополия стремится сохранить
или ещё более увеличить и
без того достаточно высокие цены,
исключает метод ценовой Неценовая конкуренция существенно меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи цен и стоимости. Поскольку на рынке господствует установленная олигополией высокая цена, то она уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара. Наоборот, величина стоимости – общественно необходимых затрат труда и материальных средств – изменяется в соответствии с уровнем зафиксированной цены продуктов. Так, в зависимости от остроты противоборства на рынке увеличиваются или снижаются расходы фирм на повышение качества изделий, на содержание сети обслуживания потребителя, на рекламу и т.п. В результате более быстро меняются затраты труда и материальных средств на изготовление и сбыт продукции, то есть производственный и сбытовой аппараты монополий оказываются более гибкими, чем рыночная цена. Когда конкуренция достигает крайнего обострения, то затраты производственных ресурсов нарастают и могут вплотную приблизиться к установленной высокой цене. И это не случайно: методы неценовой конкуренции предполагают наличие огромных капиталов и всевозможных резервов, чтобы обеспечить совершенствование продуктов, массовую рекламу их особых качеств, предоставление кредитов покупателям и прочее. Относительно слабые компании, не имеющие таких средств, теряют позиции на рынке и вынуждены "сотрудничать" с более мощными групповыми монополиями. Современное состояние рынка
на Западе авторы учебников экономикс
называют несовершенной конкуренцией.
Все они в один голос заявляют,
что сейчас почти не осталось и
следа от совершенной конкуренции.
На смену ей на рынке основными
формами своеобразного Таблица 2.1 Формы синтеза монополии и конкуренции
Подытоживая всё сказанное
о конкуренции, мы сможем представить
общее состояние рыночного 1. В небольшой мере осталась
свободная (совершенная) 2. Монополии ведут жёсткую
борьбу с аутсайдерами, мелким
и средним бизнесом, сохранившим
свою экономическую 3. Своеобразный синтез
монополии и конкуренции 5. Государство решительно
выступает против нечестных и
насильственных способов Наконец, можно подчеркнуть: в западных странах нет крайних состояний рынка – ни господства свободной конкуренции, ни абсолютной монополии, охватывающей всё национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР и других социалистических странах. Рынок создавать необходимо как социальный институт. Само движение к цивилизованному рынку надо начинать с разработки множества правовых норм и законов, регулирующих рыночную экономику. §2.6 Сотрудничество
как средство повышения Сотрудничество и конкуренция,
образуя противоречивое единство, пронизывают
всю деятельность национальных и
транснациональных Страны с развитым рыночным хозяйством, индустрией и наукой и их хозяйствующие субъекты, а также транснациональные компании (ТНК) накопили богатый и разнообразный опыт международного кооперационного взаимодействия и конкурентной борьбы, соединения конкуренции с сотрудничеством, кооперацией. Россия ныне значительно отстаёт от многих стран мира по масштабам и формам кооперационных связей. Одной из главных причин этого является свершившийся за последние годы разрыв хозяйственно-кооперационных связей внутри страны, а также с хозяйствующими субъектами ближнего и дальнего зарубежья. Переход России к рыночной экономике требует выработки новых подходов к сотрудничеству как национальному (отраслевому, межотраслевому, внутрикорпоративному), так и международному, с тем чтобы использовать его резервы и преимущества. Вступая в сотрудничество, хозяйствующие субъекты одной или нескольких стран преследуют определённые или общие цели, не забывая и свои частные, достижение которых в одиночку им не под силу, при этом инициаторы кооперации среди действующих конкурентов выбирают относительно равных себе партнёров по конкурентному потенциалу, особенно тех опыт и знания которых отсутствуют у фирмы инициатора кооперационного проекта. Более сильные конкурентные позиции имеют обычно крупные компании, особенно транснациональные. Последние быстрее реагируют на новейшие достижения научно-технического прогресса, активнее опираются на мощь патронирующих их государств. В определённых условиях конкуренты,
оперирующие в широких нишах
рынка, объединяются, руководствуясь своими
стратегическими интересами под
давлением серьёзных Договорная кооперация не гармонизирует раз и навсегда отношения фирм, взаимодействующих в её рамках. Скорее она выражает компромисс различающихся подспудных целей и стратегий каждого желающего объединиться, взаимовыгодный на определённом этапе и потому их объединяющий. В сфере высоких технологий
в настоящее время возобладала
комбинированная модель МПК, многократно
указавшая свои преимущества. Её особенность
состоит в заранее Повышение конкурентоспособности продукции российских предприятий, увеличение масштабов её реализации на рынках, особенно внешних, невозможно без активизации межфирменных связей, в том числе с зарубежными партнёрами. Любые формы устойчивого
взаимодействия партнёров в сфере
внешнеэкономических отношений
сводятся, в конечном счёте, к разделению
и кооперации труда (производства),
их взаимодействию, опосредуемому экспортно- Предприятия обрабатывающих отраслей промышленности, особенно машиностроения, не могут функционировать без широких горизонтальных и вертикальных кооперационных связей с партнёрами своей и зарубежных стран. Это предопределено характером продукции названных отраслей и применяемых в них технологий. Ныне международные Эффективное и конкурентоспособное
участие России, её хозяйствующих
субъектов в мирохозяйственных
процессах разделении труда и
кооперации производства, его интернационализации
и транснационализации возможно
лишь при обеспечении не только и
не столько частных, сколько принципиальных
организационно-экономических При разработке новой промполитики
России следовало бы предусмотреть
создание в России в короткий срок
развитой законодательно-нормативной,
правовой базы в основном прямого
действия, обеспечивающей возможности
и заинтересованность в активном
включении российских хозяйствующих
субъектов в процесс Коренного сдвига в повышении
конкурентоспособности Заключение Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое явление имеет свои плюсы и минусы. К положительным чертам можно отнести: активизацию инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, внедрение новых технологий, реализацию принципом оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны государства. К негативным чертам можно отнести: "победа" одних, "поражение" других, различие в условиях деятельности, что ведёт к нечестным приёмам, чрезмерная эксплуатация природных ресурсов, экологические нарушения и другое. Как было показано чрезмерная монополизация, появление конкурентной борьбы между монополиями, без соответствующего контроля со стороны государства может привести к созданию так сказать "государства в государстве", чем в принципе и являются ТНК. Монополизм приводит к замедлению научно-технического прогресса, консервирует низкое качество продукции, делает эту продукцию неконкурентоспособной на мировом рынке, утрачивая стимулы нахождения более эффективных решений функционирования в экономике и другое. Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что всё-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, то есть эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например, шпионаж оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И всё же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, так как если всё время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведёт к регрессу. В целом же, конкуренция несёт меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике. В данной курсовой работе детально
рассмотрена понятие В данной работе конкуренция выступает не только как непримиримое соперничество за право лидерства на рынке в погоне только за личной выгодой, но и представляется как конкуренция гуманная, честная, справедливая, партнёрская и созидательная. Эти четыре главных свойства конкуренции мы объединяем одним словом – сотрудничество. Нельзя не отметить тот
факт, что конкуренция и Конкуренция – определяющее
условие поддержания динамизма
в экономике, и в условиях конкуренции
создаётся большее национальное
богатство при меньшей Список использованной литературы 1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2002. – 568 с. 2. Экономическая теория / Л.Г. Симкина. – СПб.: Питер, 2003. – 448 с.: ил. – (Серия "Учебное пособие"). 3. Экономическая теория / Под ред.А.И. Добрынина, А.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.: Изд. СПбГУЭФ, Изд. "Питер", 2001. – 544 с.: ил. – (Серия "учебник для вузов"). 4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория в вопросах и ответах: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 2003. – 272 с. 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1998. – 448 с. 6. Вводный курс по экономической теории: Учебник для лицеев / Под общей ред. акад. Г.П. Журавлёвой. – М.: ИНФРА–М, 1999. – 368 с. 7. Липсиц И.В. Экономика: В 2 кн. Кн.1: Учебник для 9 кл. общеобразоват. учрежд. – 3-е изд. – М.: Вита-Пресс, 1998. – 304 с. 8. Макконел К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. – М.: Изд. "Республика", 1992, Т1. 9. Портер М. Международная конкуренция. – М.: 1994. [1] См.: Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12. С. 7. [2] Самуэльсон П.А. Экономика. Т.1. М., 1993. С. 54. [3] Джоан Вайолет Робинсон (1903 – 1983) – английский экономист. В 1965 – 1971 гг. – профессор Кембриджского университета. Дж.Робинсон была признанным лидером радикального крыла западной экономической теории, решительным противником её неоклассического направления. Выдвинула теорию несовершенной конкуренции. [4] Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции / Пер. с англ. М., 1986. С. 400. [5] Эдуард Хейстингс Чемберлин (1899 – 1967) – американский экономист. Обучался в университете штата Айова, Мичиганском и Гарвардском, Парижском и Копенгагенском университетах. Стал вице-президентом Американской экономической ассоциации, членом Королевского экономического общества. Основное направление научных исследований – анализ соотношения монополии и конкуренции на рынке. [6] Чемберлин Э. Теория монополистической конкуренции. Реориентация теории стоимости / Пер. с англ. М., 1959. С. 103 – 104. [7] Самуэльсон П.А. Экономика. М., 1993. С. 53. |
Информация о работе Конкуренция, её виды, место и роль в современном хозяйственном механизме