Конкуренция и её роль в функционировании рынка. Форма и функции конкуренции. Закон конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2014 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Многообразие форм и методов конкурентной борьбы между субъектами рынка в значительной степени обусловливает действие рыночных законов. Кроме того, на наивысшем уровне развития стихийного рынка конкурентная борьба обусловила появление финансового и государственно-монополистического капитала, что коренным образом изменило условия ведения хозяйства как в отдельных странах, так и на международном уровне. Поэтому защита и сохранение конкуренции является необходимым условием существования мирового рынка.

Содержание

Вступление…………………………………………………………………………3
Раздел 1.Конкуренция как основной элемент рыночной экономики……
1.1. Сущность и значение конкуренции в рыночной экономике…………
1.2. Экономический закон конкуренции и функции конкуренции. ……...
1.3. Положительные и отрицательные последствия конкуренции……….
Раздел 2.Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций………………………………………………………………………
2.1. Виды конкуренции по территориальному и отраслевому признакам…
2.2. Виды конкуренции по колличеству субъектов рынка и степени их конкурентной силы……………………………………………………………
2.3. Виды конкуренции по методам конкурентной борьбы.
Раздел 3.Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика украины. методы регулирования конкуренции………………………………
3.1.Структура антимонопольного законодательства…………………………
3.2. Основные функции антимонопольного комитета украины……………….
3.3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством………………………………………………………………………
Вывод…………………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ ИГОРЬ.docx

— 120.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ УКРАИНЫ

Луганский национальный аграрный университет

 

 

Кафедра экономической теории

 и маркетинка

 

 

 

КУРСОВАЯ РОБОТА

По предмету « Экономическая теория»

на тему: «Конкуренция и её роль в функционировании рынка. Форма и функции конкуренции. Закон конкуренции»

 

 

                                                         Выполнил:студент I курса

                                                           экономического факультета

                                                                 специальности : «Менеджмент»

                           Шифр:

                                                          Заварыка Игорь Юрьевич

                                  Проверил:

 

 

 

Луганськ-2012р.

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление…………………………………………………………………………3

Раздел 1. Конкуренция как основной элемент рыночной экономики……

1.1. Сущность и значение  конкуренции в рыночной экономике…………

1.2. Экономический закон конкуренции и функции конкуренции. ……...

1.3. Положительные и отрицательные последствия конкуренции……….

Раздел 2.Формы конкуренции и соответствующие им типы рыночных ситуаций………………………………………………………………………

2.1. Виды конкуренции по территориальному и отраслевому признакам…

2.2. Виды конкуренции по колличеству субъектов рынка и степени их конкурентной силы……………………………………………………………

2.3.  Виды конкуренции по методам конкурентной борьбы.

Раздел 3.Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика украины. методы регулирования конкуренции………………………………

3.1.Структура антимонопольного законодательства…………………………

3.2. Основные функции антимонопольного  комитета украины……………….

3.3. Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством………………………………………………………………………

Вывод…………………………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………………

Приложения…………………………………………………………………………

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ:

Конкуренция - объективный экономический закон развитого товарного производства, действие которого для товаропроизводителей является внешней принудительной силой к повышению производительности труда на своих предприятиях, расширение масштабов производства, ускорения НТП, внедрения новых форм организации производства и систем заработной платы и тому подобное.

Многообразие форм и методов конкурентной борьбы между субъектами рынка в значительной степени обусловливает действие рыночных законов. Кроме того, на наивысшем уровне развития стихийного рынка конкурентная борьба обусловила появление финансового и государственно-монополистического капитала, что коренным образом изменило условия ведения хозяйства как в отдельных странах, так и на международном уровне. Поэтому защита и сохранение конкуренции является необходимым условием существования мирового рынка.

Невзирая на неопровержимые аргументы экономической теории, практики обычно подчеркивают, что даже в развитых странах лишь отдельные рынки приближаются к теоретическому идеалу конкуренции.

 Конкуренция присутствующая  как в общественной, так и в  индивидуальной деятельности людей, и являет собой необходимый  момент процесса принятия решений  о развитии.

Кульминация всякой драмы, связанной с конкурентной борьбой, - это акт выбора. Пик конкуренции продавцов на рынке - акт выбора покупателя в пользу того или другого товара.

 Актуальность темы  исследования. Важным составным  компонентом механизма рыночной  экономики является конкуренция. Самого рынка, механизма его действия  не может нормально существовать  без развитых форм конкуренции.

Конкуренция означает экономическое соперничество между отделенными производителями продукции, работ, услуг относительно удовлетворения интересов, связанных с продажей продукции, выполнением работ, предоставлением услуг одним и тем же потребителям.

 В экономике рыночно  развитых стран усиливаются как  процессы монополизации, так и  интенсивность конкуренции, поскольку  монополия и конкуренция - это  две стороны одного и того  же процесса движения капитала.

Рыночная власть - это возможность продавца(покупателя) влиять на цену товара то есть монополист стремится к максимизации прибыли путем установления контроля над ценами и объемом продажа, то есть устанавливает власть на рынке.

 Значение конкуренции  очень важно - завоевать рынок  в борьбе за потребителя, победить  своих конкурентов, обеспечить получение  постоянной прибыли. Конкуренция  способствует регулированию темпов  и объемов производства, способствует  внедрению научно-технических достижений, повышению производительности труда.

Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является создание на базе отечественного опыта определения конкуренции и монополизации рынка как основополагающих атрибутов рыночной экономики и процессов движения капитала. Для достижения цели необходимо решить такие вопросы:

- проанализировать существующие в научной литературе взгляды относительно сущности конкуренции и монополии как обязательных составляющих рынка;

- исследовать роль конкуренции  в рыночной экономике через  определенные функции, которые она  выполняет и определить роль рыночной власти;

- рассмотреть єкономический  закон конкуренции;

- вияснить положительные  и отрицательные последствия  конкуренции;

- определить различные  виды конкуренции;

- рассмотреть структуру  антимонопольного законодательства, функции антимонопольного коммитета,а  также основне направления и  инструменты регулирования конкуренции  государством.

Объектом исследования курсовой работы является конкуренция и рыночная власть монополий, анализ природы и перспектив возникновения конкуренции и монополии, а также их суть, формы и направления.

 Предметом исследования  является содержание экономической  конкуренции и рыночной власти  монополии их суть, формы и  направления.

 Научная новизна. В курсовой работе комплексно исследуется экономическая конкуренция и рыночная власть, их суть формы и направления. В результате работы над темой сделан ряд обобщений, выводов и предложений, которые отмечаются определенной новизной и дают основания сформулировать положение.

Теоретические и практические значения, заключается в том, что положения, которые сформулированные повышают уровень научных знаний в сфере экономической конкуренции и рыночная власть монополии. Результаты исследований могут использоваться в научной деятельности, в учебном процессе. Курсовая работа является определенным взносом в дело подготовки учебных пособий и сборников.

Методологической основой исследования являются современные методы познания как общенаучные, так и специальные: диалектико-материалистический, системный, социологический, исторический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, статистический, методы моделирования, прогнозирования. В ходе исследования проанализированная практика решения вопросов экономической конкуренции ее суть, формы и направления. Применение этих методов исследования дало возможность всесторонне рассмотреть вопрос экономической конкуренции.

 Структура курсовой работы состоит из вступления, трех разделов, вывода и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. КОНКУРЕНЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

1.1.Сущность и значение  конкуренции в рыночной экономике.

Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. [2]

Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.

Первый определяет конкуренцию как состязательность на рынке. Такой подход характерен для отечественной литературы.

Второй подход рассматривает конкуренцию как элемент рыночного механизма, который позволяет уравновесить спрос и предложение. Этот подход характерен для классической экономической теории.

Третий подход определяет конкуренцию как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка. Этот подход основывается на современной теории морфологии рынка.

Первый подход основывается на повседневном понимании конкуренции как соперничества за достижение лучших результатов на каком-либо поприще. Конкуренция, хотя и в различной интерпретации, все же определяется как соперничество экономических субъектов. Вот наиболее типичные определения:

  • состязательность хозяйствующих субъектов, предпринимателей, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможности каждого из них воздействовать на общие условия обращения товаров на данном рынке и стимулируют производство тех товаров, которые требуются потребителю;
  • состязательность на рынке в условиях отсутствия монополии;
  • состязательные, сопернические отношения между двумя или несколькими экономическими субъектами хозяйственной деятельности, проявляющиеся в виде стремления каждого из них обойти других в достижении единой цели, получить более высокий результат, оттеснить соперника;
  • это особый по замыслу вид честной экономической борьбы, в которой при наличии в принципе равных шансов у каждой из претендующих сторон верх одерживает более умелая, предприимчивая, способная сторона;
  • соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров;
  • соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей;

Для литературы советского периода характерно отрицательное отношение к конкуренции в целом. Конкуренция определяется как «антагонистическая форма экономического соревнования частных товаропроизводителей. Наибольшее развитие конкуренция получает в условиях капиталистического способа производства. Цель конкуренции - борьба за получение возможно большей прибыли. В ходе конкуренции происходит массовое разорение мелких и средних товаропроизводителей, банкротства предприятий».

В более поздней отечественной литературе отношение к конкуренции изменилось на диаметрально противоположное. Например, «конкуренция - естественная черта рыночных отношений. В условиях здоровой конкуренции в выигрышном положении оказываются потребители; в интересах получения прибыли поставщики, изготовители продукции и продавцы вынуждены стремиться к лучшему удовлетворению запросов покупателей».

В рамках классической экономической теории конкуренция рассматривается как неотъемлемый элемент рыночного механизма. А. Смит трактовал конкуренцию как поведенческую категорию, когда индивидуальные продавцы и покупатели соперничают на рынке за более выгодные продажи и покупки соответственно. Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. «Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования».

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка.

Понятие конкуренции настолько многозначно, что оно не охватывается каким-либо универсальным определением. Это и способ хозяйствования, и такой способ существования капитала, когда один капитал соперничает с другим капиталом. В конкуренции усматривается как главная сущностная черта, свойство товарного производства, так и способ развития. Кроме того, конкуренция выступает в роли стихийного регулятора общественного производства.

Следствием конкуренции является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой - повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение НТП.

Конкуренция относится к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, которые не могут управляться организацией.

Роль конкуренции в хозяйственной жизни общества глубока и многогранна. Способствуя росту наиболее эффективных производств и вымывая неэффективные хозяйственные звенья, конкуренция выступает в качестве механизма регулирования народнохозяйственных пропорций. Она проявляет себя как способ ориентирующий предпринимателей на повышение эффективности хозяйствования.

Информация о работе Конкуренция и её роль в функционировании рынка. Форма и функции конкуренции. Закон конкуренции