Конкуренция и монополия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является изучение конкуренции и монополии, их структуры, а также их места в рыночной экономике.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
рассмотреть такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию;
изучить содержание рыночной конкуренции;
рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции - монополию и ее виды;
показать проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике;
рассмотреть противоречия, порождаемые монополизацией рынков;
рассмотреть антимонопольное регулирование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики…….5
1.1 Понятие, функции и виды конкуренции……………………………….6
1.2 Совершенная конкуренция……………………………………………..8
1.3 Несовершенная конкуренция………………………………….……….11
1.3.1 Монополистическая конкуренция………………………..…………13
1.3.2 Монополия и её виды…………………………………………………17
2. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике……………………………………………………………………..22
2.1 Противоречия, порожденные монополизацией рынков………………24
2.2 Рыночное равновесие при монополии и совершенной конкуренции..26
2.3 Антимонопольная политика…………………………………………….28
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы………………………………………………………………33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик по экономике.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...2

  1. Конкуренция как механизм регулирования рыночной экономики…….5
  2. 1.1 Понятие, функции и виды конкуренции……………………………….6
  3. 1.2 Совершенная конкуренция……………………………………………..8
  4. 1.3 Несовершенная конкуренция………………………………….……….11
  5. 1.3.1 Монополистическая конкуренция………………………..…………13
  6. 1.3.2 Монополия и её виды…………………………………………………17
  7. 2. Проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике……………………………………………………………………..22
  8. 2.1 Противоречия, порожденные монополизацией рынков………………24
  9. 2.2 Рыночное равновесие при монополии и совершенной конкуренции..26
  10. 2.3 Антимонопольная политика…………………………………………….28                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Заключение……………………………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

Введение

В конце XX в. рынок был ещё не настолько развит, чтобы покупатель мог приобрести в определённый момент жизни нужный ему товар, а сегодня этого в избытке. У покупателя появилось право выбора. В связи с развитием большого количества отраслей промышленности, предприятий появилось очень много практически одинакового товара. 

 Есть некоторый  фактор, сильно влияющий на развитие экономики нашей страны - это конкуренция. Борясь за развитие своего предприятия, каждый предприниматель пытается сделать такое предложение потребителю, от которого он не смог бы отказаться и всегда впредь пользовался услугами только этого предпринимателя. Другой же, в свою очередь, попытается сделать тому же потребителю ещё более выгодное предложение, например, выпустив на рынок новый товар. Тогда первый будет стремиться вернуть своего потребителя. Это и есть борьба за первенство и качество. Монополия же контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени.

Сегодня для  прогрессивного развития промышленности, внедрения новейших технологических достижений нужна централизация ресурсов. Отдельное же предприятие не имеет ни ресурсов, ни интеллектуальных сил, чтобы уверенно держать сегмент рынка. Его технологический уровень может поддерживаться только в рамках группы предприятий, консолидирующих свои усилия и ресурсы в общем технологическом комплексе.

Послевоенное  развитие мировой экономики характеризуется выходом процессов концентрации и централизации капитала и производства за рамки национальных границ отдельных государств, подъемом их на интернациональный уровень. Большинство рынков занимает

промежуточное положение между монополией и  конкуренцией. В то же время необходимо сказать, что образование монополий не только следствие процессов концентрации и централизации, - это безусловно необходимая предпосылка, но в целом монополии - это результат научно-технического процесса.

В этой работе рассматриваются причины и сущность различных рыночных ситуаций - конкуренции и монополии; показано, что монополизация рынка зачастую объективно обусловленный процесс, который не устраняет конкуренцию, а поднимает ее на новый качественный уровень. Одновременно с этим это противоречивое явление, так как если не само укрупнение масштабов предпринимательской деятельности, то проводимая предприятиями монопольная, дискриминационная политика может нанести вред обществу, что находит свое выражение в необоснованном увеличении цен, снижении объемов производства. В этом смысле интерес для анализа представляет   политика   государства,   являющаяся   основным   регулятором монополистических противоречий в экономике.

Целью моей работы является изучение конкуренции и монополии, их структуры, а также их места в рыночной экономике.

В соответствии с целью были поставлены следующие  задачи:

    • рассмотреть такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию;
    • изучить содержание рыночной конкуренции;
    • рассмотреть и проанализировать отдельный вид несовершенной конкуренции - монополию и  ее виды;
    • показать проблемы соотношения между уровнем конкуренции и монополизации в экономике;
    • рассмотреть противоречия, порождаемые монополизацией рынков;
    • рассмотреть   антимонопольное регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкуренция  как механизм регулирования рыночной  экономики

Рынок - это совокупность всех случаев, когда сталкиваются спрос  и предложение на определенные товары. Действие двух основных факторов, спроса и предложения, зависит от рыночных ситуаций, которые характеризуются различными условиями, например, вхождением на рынок или выходом, движением товаров, обменом информацией и другими. Различные условия существования рынков породили особенность и противоречивость действия механизма конкуренции на субъекты экономических отношений.

Экономическая теория долгое время использовала количественный критерий, чтобы классифицировать различные  ситуации рынка. Так, она выделяла конкуренцию  между большим числом продавцов - совершенную конкуренцию, конкуренцию между малым числом продавцов - олигополию и ситуацию, когда присутствовал лишь один продавец.

Формы конкуренции и их краткая характеристика

 

Количество  и размер

Характер продукции

Условия выхода и входа

Доступность информации

Совершенная конкуренция

Множество мелких фирм

Однородная

Никаких затруднений

Равный доступ

Монополистическая конкуренция

Множество мелких фирм

Разнородная

Никаких затруднений

Некоторые затруднения 

Олигополия

Число невелико

Разнородная или  однородная

Возможны отдельные  препятствия

Некоторые ограничения

Монополия

Одна фирма

Уникальная 

Непреодолимые барьеры

Некоторые ограничения


 

1.1. Понятие, функции и виды конкуренции

Конкуренция, с одной стороны, - это экономическая состязательность за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, получение наивысшей прибыли. С другой стороны – элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала. По форме конкуренция представляет систему норм и правил организации, директив и рыночных методов функционирования структурных государственных и частных подразделений.

Конкуренция как  экономический процесс может быть представлена в виде совокупности определенных действий субъектов хозяйствования. Эти действия аккумулируются в виде экономического цикла, который включает следующие последовательные воспроизводственные процессы:

  • формирование материально-вещественных элементов производства и трудового коллектива;
  • организация производства, снабжение его сырьем, материалами, полуфабрикатами, а также взаимодействие с производственными, кредитно-финансовыми и проектными организациями на возмездной основе;
  • создание конкурентоспособной продукции;
  • сбыт продукции, включающий меры по определению объемов, времени и места ее реализации;
  • создание за счет прибыли инвестиционного фонда и его использование для расширения производства.

Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит продвижение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

  • внедрение, освоение новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;
  • фаза роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;
  • фаза зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;
  • фаза старения – заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

Необходимо  иметь в виду, что при организации  конкуренции  хозяйствующие субъекты нередко прибегают к недозволенным  методам воздействия на конкурентов. Такая деятельность получила в литературе название «недобросовестной конкуренции». Так, субъекты прибегают к дискредитации как конкурентов, так и товаров, выпускаемых ими. К числу наиболее распространенных актов дискредитации относятся:

  • распространение ложных или неточных сведений о конкуренте;
  • доведение до потребителя искаженной информации о характере, способе, месте изготовления товара и его качестве;
  • незаконное использование товарного знака конкурента, его фирменного наименования, маркировки;
  • реклама товара, не отвечающего требованиям качества;
  • символьное использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной или иной информации, компрометирующей товары.

 Борьба с  указанными нарушениями в Российской  Федерации возложена на Государственный  комитет по антимонопольной политике.

 

 

1.2. Совершенная конкуренция

Конкуренция - свойство товарного производства, способ его  развития. Под конкуренцией мы понимаем соревнование экономических элементов  на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей  прибыли. В докапиталистический период конкуренция не играла определяющей роли на становление экономических отношений. В период феодализма этот процесс сдерживался различного рода внеэкономическими ограничениями, монополиями, наличием закрытых для конкуренции зон. Только в условиях капиталистического хозяйства, в котором товарные отношения стали господствующими, были сняты ограничения на пути движения товаров, капитала, рабочей силы, образовался единый национальный рынок и стал складываться мировой,- конкуренция стала главным рычагом стихийного регулирования экономических отношений.

Исторически конкуренция  сформировалась и выступает в двух формах: внутриотраслевой и межотраслевой.

Внутриотраслевая  конкуренция выявляет и устанавливает общественную или рыночную стоимость товаров. Предприятия с более высоким техническим уровнем и более высокой производительностью труда получают дополнительную прибыль и вытесняют, таким образом, с рынка неконкурентоспособные предприятия. В целом, можно сказать, что внутриотраслевая конкуренция стимулирует научно-технический прогресс.

То есть внутриотраслевая конкуренция – это борьба за рынки  сбыта между производителями  одного товара. (Примером могут являться компании «Avon» и «Oriflame»).

Межотраслевая конкуренция - это борьба между предприятиями различных отраслей за получение наиболее высокой нормы прибыли. Она выражается в переливе капитала из одной отрасли, имеющей более низкую норму прибыли, в другую - с более высокой нормой прибыли. В итоге, межотраслевая конкуренция объективно создает условия для динамического равновесия, что обеспечивает получение равной прибыли на равный капитал независимо от того, где он вложен. (Примером межотраслевой конкуренции могут служить фирма «Сударь» и ОАО «Ковровский хлебокомбинат»).

Существование рынка совершенной конкуренции  характеризуется следующими условиями:

  • Атомизацией рынка.

На уровне как  спроса, так и предложения существует большое число экономических  единиц, и ни одна из них не обладает на рынке достаточными размерами и мощностью, чтобы оказывать какое-либо влияние на производство и цены рассматриваемой отрасли.

Информация о работе Конкуренция и монополия