МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафдра
Экономической теории
РЕФЕРАТ
по
дисциплине: Микроэкономика
Студент
ФМ,
1-й курс, ДКТ
Д.А. Сорока
конд. экон. наук,
И.И. Воробьева
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОБЛЕМА
ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ В РБ 4
1.1
Формирование конкурентной
среды РБ. 4
1.2
Регулирование конкуренции
в РБ. 8
1.3
Меры по улучшению
конкурентной среды
в РБ. 14
ВЫВОДЫ 19
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ: 20
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция как метод экономического
контроля стоит обществу минимальных
затрат, но является при этом важной силой,
которая постоянно толкает производителя
на сокращение издержек производства
и цен, стимулирует борьбу за потребителя
и улучшение качества товаров.
Тема конкуренции сейчас
стала очень актуальна,
особенно у нас, в
Республике
Беларусь, когда страна находится
в глубочайшем кризисе, а
её
руководство
выбирает, как решить хотя бы часть
тех проблем, с которыми мы
столкнулись.
Нынешняя власть уповает на старые
советские методы командно-
административного
управления экономики, хотя в мире давно
известно про их
неэффективность
и отсталость. Как мне кажется(и
я далеко не одинок в своём мнении),
идти необходимо в совершенно противоположном
направлении- путём
рыночных
реформ и преобразований какими бы
тяжелыми они не были.
Таким
образом конкуренция- это лекарство
от застоя в производстве, залог
экономической
мощи производителей и государства
в целом. Поэтому необходимо как
можно лучше исследовать тему конкуренции.
Целью
моей курсовой работы является:
1)
выяснить понятие и сущность
конкуренции, определить её виды
и то, как
они влияют на развитие товаропроизводителей
и национальной экономики
в
целом.
2)
установить, как конкуренция (положительно
или отрицательно) влияет
на
экономику и производителей в
различных рыночных ситуациях.
3)
определить, с помощью чего в
Республике Беларусь развивается
конкуренция
и какие меры наиболее эффективны
для этого в нашей стране.
ПРОБЛЕМА
ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ В РБ
1.1 Формирование
конкурентной среды
РБ.
Особенность переходной экономики
Республики Беларусь состоит
в том, что рыночные преобразования
в ней осуществляются медленно
и противоречиво.
Структурные диспропорции, наличие
элементов административно-командной
системы, отсутствие традиций
рыночной экономики, сильное влияние
уравнительно-коллективистской психологии,
распад единого хозяйственного
комплекса СССР делают переход
к рынку в стране более длительным
и болезненным. В республике
существует гипертрофированная
хозяйственная система с господством
псевдорыночных отношений и государственного
монополизма, высшей формой проявления
которого выступает монополия управленческой
власти.
Процесс становления новых организационно-хозяйственных
структур в промышленности, да
и в экономике в целом, практически
носит искусственный и формальный
характер. В настоящее время акционерными
обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными
группами, корпорациями и т.п.
нередко именуются структуры,
далекие по природе, статусу
и содержанию от подобных формирований
в рыночной экономике. Их отличают
отсутствие реальной свободы,
принудительная «добровольность»
формирования, осуществление жесткой
централизации управления н финансовых
ресурсов, сравнительно небольшие
(по западным меркам) размеры и
количество структурных единиц,
административная и финансовая
зависимость от центрального
звена, отсутствие необходимого
научно-технического и производственного
потенциала.
В
настоящее время в республике
преобладает капитал обращения,
т.е. денежный и товарный, что соответствует
этапу его первоначального накопления.
Вместе с тем еще не созданы
условия для функционирования производительной
формы капитала. Вследствие глубокого
общественного кризиса постоянно
перераспределяются права собственности,
имеют место крайне неравномерный
переход к рыночным отношениям, натурализация
экономических связей хозяйствующих
субъектов, расширение товарообмена на
основе бартера, расчет с работниками
предприятий собственной продукцией,
введение различных денежных суррогатов,
криминализация экономической жизни.
Во
всем этом заключается своеобразие
трансформации экономики Беларуси.
Для
республики также характерно формальное
копирование компонентов развитых
рыночных систем, активная их пропаганда.
Это касается приватизации, содержания
антимонопольного закона, формирования
финансово- промышленных групп, концернов,
холдингов, пенсионных и инвестиционных
фондов, трастовых компаний и целого ряда
других явлений и процессов. Для их развития
должны быть созданы: так называемый критический
объем частной собственности, охрана ее
неприкосновенности законом, развитой
обмен, конкуренция, достаточно крупные
размеры капитала и т.д.
Формирование
конкурентной среды - сложный процесс
с точки зрения практики и четкости
определения его содержания в
экономической теории.
Конкурентную
среду можно определить как исторически
конкретную социально- экономическую
структуру общественного хозяйства,
обеспечивающую товарно- денежный обмен,
согласно законам товарного производства.
Полноценная конкурентная среда создает
предпосылки для рационального размещения
ресурсов, оптимального их использования,
свободного движения факторов производства
(включая перелив капитала), для развития
деловой активности.
Наличие
такой среды характерно для рыночной
экономики - особой фазы в развитии
общественного производства. Известно,
что не всякое товарное производство
и рынок рождают рыночную экономику.
Но последняя всегда базируется на высоком
уровне развития товарного производства
и товарно-денежного обращения.
Формированию конкурентной среды
предшествуют становление рыночной
конкуренции как таковой и
столкновение частных экономических
интересов, обусловленных собственностью
на факторы производства, продукт
и доход. Чем больше носителей
и самих экономических интересов,
тем вероятнее возможность возникновения
полноценной конкуренции как
системы отношений между экономически
самостоятельными хозяйствующими
субъектами, определяющими новые
способы реализации своих экономических
интересов.
В Беларуси рыночная конкуренция
была устранена с ликвидацией
частной собственности в советский
период в результате тотального
огосударствления экономики. Вместе
с этим исчезли рынок и товарное
производство, а также одно из
исходных условий появления конкуренции
- обособленность свободных производителей
как собственников средств производства
и произведенного продукта. Характерной
чертой советской экономики была конкуренция
потребителей. Они боролись за место в
очередях, за доступ к закрытым распределителям,
базам и т.п. Однако ни в одной стране, где
преобладает рынок покупателей, конкуренция
между ними не имеет доминирующего значения.
Основными конкурентами там выступают
предприниматели.
Между советскими предприятиями
шла острая борьба за прикрепление
к выгодным поставщикам, за
фонды и лимиты. Это была конкуренция
ведомств и организаций за
ресурсы общества. В коррумпированных
слоях административно- командной
системы велась борьба за выживание
любой ценой. Имела место также
конкуренция руководителей за
изменение собственного положения
на иерархической лестнице руководства.
В результате сегодня в нашей
экономике, прежде всего в сфере
материального производства, нет
полноценной конкуренции. Существующие
же гипертрофированные формы
конкурентных отношений, как правило,
носят недобросовестный, зачастую
криминальный характер.
В трансформационной экономике Беларуси
появились разнообразные виды конкуренции
в сфере товарного (оптовая и розничная
торговля) и денежного обращения, на рынке
банковских и страховых услуг, среди предприятий
общественного питания и сферы услуг вместо
здоровой конкуренции возникла "теневая"
- между монопольными группами "дельцов",
монопольными структурами по проведению
ростовщических и спекулятивных операций
(например, в торговле - между государственными
магазинами за наиболее выгодную перепродажу
дефицитных импортных товаров коммерческим
организациям). Легкая промышленность
ощущает острую конкуренцию со стороны
импортной продукции (в республике ее
50 %), в экспорте - конкуренцию с дешевыми
азиатскими товарами.
В настоящее время в Беларуси
возникает конкуренция между
государственным и негосударственным
секторами белорусской экономики.
По оценкам специалистов, в 1996-1997
гг. на 80 обследованных негосударственных
предприятиях не было падения
объемов производства; 60 —имели незначительную
кредиторскую и дебиторскую задолженность,
были рентабельны и обеспечены собственными
оборотными средствами, что позволило
некоторым из них провести реинвестирование.
Кроме того, имеет место конкуренция
между иностранными экспортерами
и белорусскими производителями
на рынке производственной и
бытовой электронной аппаратуры;
между самими иностранными экспортерами
на рынке транспортных средств
(микроавтобусы, легковые и грузовые
автомобили малой грузоподъемности,
экскаваторы) в связи с отсутствием
отечественных производителей; между
ведущими автомобилестроительными
фирмами республики, что обусловило
создание на Минском автозаводе
ПО "Белавтомаз" дилерской сети (здесь
используются услуги посредников, системы
гарантийного и сервисного обслуживания,
принимаются новые управленческие решения),
а также между действующими предприятиями
по переработке сельскохозяйственной
продукции и появляющимися мелкими и средними
предприятиями (цехами) колхозов и совхозов.
Однако данную конкуренцию нельзя назвать
ни совершенной, ни эффективной.
Появление и развитие конкуренции
на отдельных товарных рынках
(потребительских товаров, торговых,
бытовых, медицинских и строительных
услуг, связи, автомобильного
транспорта) обусловливает смену
стратегии поведения отдельных
хозяйствующих субъектов.
Возникающая конкуренция между
банками за предоставление краткосрочных
кредитов способствует накоплению
не производительного, а ростовщического
капитала непроизводственного происхождения,
увеличению доходов коммерсантов-
финансистов без прироста товарного предложения
и, как следствие, росту неотоваренной
денежной массы ограниченного числа субъектов.
Это ведет к банкротству ряда небольших
коммерческих банков и укрепляет монополию
крупных.
Сегодня на первый план в
рыночной борьбе выступает уже
не столько ценовая конкуренция,
сколько конкуренция новых товаров
и услуг, что весьма актуально
и проблематично для предприятий
текстильной промышленности
Беларуси. На большинстве предприятий
есть сложности в обеспечении
производств современным оборудованием,
использовании новых технологий,
без чего изначально невозможно
делать конкурентоспособную продукцию.
Износ оборудования нашей текстильной
промышленности составляет более 70%. Для
сравнения: в США — в среднем 15—20%. Действующий
же механизм замены средств производства
на большинстве не предприятий республики
не адекватен изменившемуся характеру
управления, не обладает необходимыми
свойствами для решения вопросов, связанных
с обеспечением желаемого уровня качества
выпускаемой продукции, не использует
все экономические резервы и возможности.
Немало производственников из-за боязни
экономического риска предпочитают применять
уже испытанные технологии для производства
продукции. Получается замкнутый круг:
для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную
продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь
— необходимо продать качественные изделия.
В данной ситуации предприятиям важно
не столько ждать помощи от государства,
сколько самим производственникам проводить
активную маркетинговую стратегию: изучать
спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности
аналогичных товаров, мгновенно реагировать
на изменения рынка и т.д.