Контрольная работа по «История экономических учений»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

Задание 1 . Общие черты и особенности классической школы , неоклассического направления и «неоклассического синтеза» Задание 2. Вклад Д. Рикардо в формирование предмета политической экономии

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная работа История экономических учений.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

Томский государственный  университет 

систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)

Факультет дистанционного обучения

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа № 1

по дисциплине «История экономических учений»

выполнена по методике Алферовой Л.А. , Мезенцевой Н.С. «История экономических учений»

 

 

 

 

Выполнил:

студент ФДО ТУСУР

специальности 080502

 

Перменова Ю.Г.

Номер пароля - 70

01 марта 2012 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Северобайкальск

2012г

 

 

 

 


 

Вариант-14

Задание 1 . Общие черты и особенности классической школы , неоклассического направления и «неоклассического синтеза»

         Исторические  условия , подготовившие возникновение  классической  школы , сложились  , прежде всего в Англии . Здесь  быстрее , чем в других странах  Европы , завершился процесс первоначального  накопления капитала . Были заложены основы мануфактурного производства , получившего большое развитие уже с середины XVII века . В результате обострения социальных противоречий в 1640 году в Англии началась буржуазная революция, покончившая с феодально-абсолютистским строем и ускорившая развитие капиталистических отношений . Вместе с ростом мануфактурного производства , развертыванием внешнеторговой экспансии , Англия в капиталистическом развитии значительно обогнала другие страны Европы .

Английская классическая политэкономия возникла и развилась в XVII-XVIII веках . Ее родоначальниками были Уильям Пети , Адам Смит и Давид Риккардо .

 Представители классической  политэкономии исследовали производство , положив начало экономическому  анализу . Он впервые применили абстрактный метод исследования , что имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии .

В ее рамках началась разработка трудовой теории стоимости . Было провозглашено , что богатство нации создается  в производстве , а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд . Это явилось выдающимся научным приобретением , сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии .

Классическая политическая экономия доказала научную несостоятельность  меркантилизма . Богатство нации создается не в торговле , а в производстве . Производство же основывается на естественных законах , а поэтому не нуждается во вмешательстве государства . Противники всякого рода монополий , классики политэкономии защищали свободу предпринимательства в условиях капиталистической конкуренции .

В начале XX века неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в современной западной экономической науке . Ее концепция вслед за классической школой базируется на признании существования в реальной действительности режима совершенной конкуренции , свое начало она берет от А.Маршалла , который считается основоположником этого направления .

Неоклассики , в отличие от представителей классической теории , исследуют не поведение экономики на длинных интервалах , а статичное состояние . Они рассматривают экономику в коротком периоде времени и широко применяют математический аппарат . Объектом их изучения являются как микро- так и макропроцессы . Главным в их теории считается изучение взаимной связи между поставленными целями и ограниченными ресурсами , имеющими альтернативные способы использования . Неоклассики для достижения своих целей широко использовали предельные величины .

С изменением экономической ситуации (существование монополий , вмешательство государства в экономику , увеличение количества объектов управления) неоклассическое направление приобретает новые черты . В развитии неоклассического направления в настоящее время выделяют два подхода : западногерманский неолиберализм и американский монетаризм . Объединяющим моментом служит общность методологических основ , а также разработка различных аспектов «чистой» экономической теории , имеющей , как правило , прикладное значение .

Истоки неоклассического синтеза , о есть сближения экономической теории Дж. Кейнса и неоклассической школы , восходят к первым годам существования кейнсианства . Итальянский экономист М.Модильяни , рассматривая «неоклассическую интерпретацию» теории Дж.М.Кейнса с позиции «неоклассического синтеза» , писал : «Такой подход был первоначально развит Хиксом (1937) и Модильяни (1944) и состоит в том , что работу Кейнса лучше всего рассматривать кА частный случай традиционной неоклассической теории …» .

В свою очередь Дж.Кейнс рассматривал неоклассическую школу в качестве частного случая «Общей теории занятости» , характерного ля условий полной занятости населения .

Тенденция к объединению , синтезу  направлений макроэкономического  анализа особенно ярко проявилась в 50-е и 60-е годы двадцатого века . «Неоклассический синтез» нацеливает на поиски согласований взаимоприемлемых выводов между различными , борющимися концепциями , представителями разных школ и направлений . «Синтез» - своего рода общая тенденция в развитии американской экономической мысли . Она отражает , прежде всего , состояние и специфику американской экономической мысли .

Характерной чертой «неоклассического  синтеза» становится использование  различных способов экономического анализа , широкое применение экономико-математических методов . Математические модели и расчеты помогают уточнить логические обоснования , выявить функциональные взаимосвязи , проверить выводы и предсказания .

 

Задание 2. Вклад Д. Рикардо в формирование предмета политической экономии

Высшей ступени развития классическая политическая экономия достигает в трудах Давида Рикардо (1772-1823 гг.) , талантливого финансиста , которого современники называли гением Сити .

Рикардо исследовал экономику как сложную систему , где действуют объективнее экономические законы . Наиболее полно он изложил свои взгляды в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) , в предисловии к которой пишет , что главная задача политической экономии определить законы , управляющие распределением созданного продукта . Его произведение состоит из 32 глав , в которых развивается трудовая теория Петти и Смита .

Признавая труд как единственную субстанцию стоимости , он обращает внимание на необходимость  учета в стоимости затрат на приобретение средств производства – «на стоимость  товаров влияет не только труд , применяемый к ним , но и труд , затраченный на орудия , инструменты и здания , способствующие этому труду» . Рикардо четко разделил цену и стоимость , правильно определял первую как денежное выражение второй . Поскольку стоимость товаров может изменяться , то для оценки этих изменений используется золото . Золото – это деньги , но деньги не обязательно золото . Все деньги в виде золота можно заменить бумажными деньгами . Ценность бумажных денег зависит  только от их количества в обращении .

В отличии от Смита , который , в конечном счете , представлял стоимость как результат сложения заработной платы , прибыли и ренты , Рикардо доказывал , что стоимость не складывается из этих компонентов , а разлагается на них . Тем самым признавалась первичность стоимости по отношению к формам распределения продукта .

Он показал , что стоимость , созданная  трудом рабочего , является источником , из которого возникает как заработная плата , так и прибыль и рента . Но его в большей степени интересовал  не только способ производства стоимости и ее составных частей , сколько способ распределения доходов между классами .

Теория заработной платы Рикардо базируется на положениях своего идейного противника Т.Мальтус . Он считал , что динамика заработной платы связана с движением численности работающего населения , которое воздействует на предложение рабочей силы . В зависимости от естественного прироста рабочего населения формируется спрос и предложение труда , а следовательно , колеблется заработная плата .

Вслед за Смитом Давид Рикардо охарактеризовал прибыль как вычет из продукта труда рабочего и показал противоречие в процессе распределения : «все , что увеличивает заработную плату Ю необходимо уменьшает прибыль» . увеличение прибыли создает большие возможности для инвестиций , привлечения новых работников , расширения производственных возможностей и возрастанию общественного богатства .

Теория земельной ренты неразрывно связана с его теорией стоимости . «Рента – это та доля продукта труда , которая уплачивается землевладельцу за пользование первоначальными и нерушимыми силами почвы» . Земля – ограниченный ресурс . Рента возникает тогда , когда количество плодородной земли ограничено . Разные участки земли имеют различное естественное плодородие . Капитал ¸ примененный на худшем участке , должен приносить среднюю прибыль , иначе капиталист не станет заниматься бизнесом . При этом худший участок ренты не приносит . Таким образом , Рикардо описал связь дифференциальной ренты с действием закона убывающего плодородия почвы .

Рикардо был первым экономистом , предложившим использование принципа сравнительного преимущества в международной торговле . Каждой стране целесообразно специализироваться на производстве таких товаров , по которым она имеет сравнительно боле низкие затраты труда и капитала .

 

Задание 3 . Основные положения  математической школы 

 

Основное отличие математической школы от других находится в области  методологии , где господствует математический метод . Он используется как для изложения  теоретических воззрений , главным образом маржиналистического характера , так и для исследования экономических явлений .

Основные положения математической школы звучат следующим образом :

    1. Наилучшее соотношение обмена одного товара на другой достигается тогда , когда оно обратно пропорционально соотношению их предельной полезности , а последние соотносятся между собой точно также , как цены этих товаров . Данное положение называется уравнением равновесия , которое выводит Девонс , руководствуясь принципом максимума полезности ;
    2. Леон Вальрас , математик , в своей работе «Элементы чистой политической экономии» предложил модель общего равновесия на базе теории спроса и предложения . Спрос и предложение определяются им как количество товаров , соответственно спрашиваемых и предлагаемых при определенной цене . В точке пересечения кривых спроса и предложения устанавливается равновесная цена , отражающая максимум эффективности по полезности для каждого участника обмена;
    3. Единственное решение системы общего равновесия может включать нулевые и даже отрицательные цены , что отражает затраты на избавления от некоторых бесплатных товаров ;
    4. Весь экономический мир разделен на две большие группы : фирмы и домохозяйства . Фирмы выступают на рынке факторов как покупатели и на рынке потребительских товаров как продавцы . Домашние хозяйства – владельцы факторов производства – выступают в роли их продавцов и в то же время как покупатели потребительских товаров . В этой модели роли продавцов и покупателей постоянно меняются . Все расходы производителей товаров превращаются в доходы домашних хозяйств . А все расходы домашних хозяйств – в доходы .

 

Задание 4. Джоан Робинсон и Э. Чемберлин о проблемах  несовершенной конкуренции 

 

            Теории монополий были разработаны  почти одновременно и независимо  друг от друга несколькими экономистами . Наиболее широкое признание получили взгляды Э.Чемберлина и Дж.Робинсона . Их исследованиям присущ глубокий анализ и осмысление действия рыночного механизма в условиях несовершенной конкуренции .

  Эдвард Хейстинг Чемберлин  (1899-1967гг.) преподаватель Гарвардского университета в своей книге «Монополистическая конкуренция» всесторонне проанализировал функционирование фирм в условиях , отличных от условий совершенной конкуренции и сделал важные выводы относительно несовершенной конкуренции .

Чемберлин показал , что рынки в  реальной действительности более или  менее несовершенны . В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста , который  формирует собственный круг покупателей . Монополия продавца невозможна без  дифференциации продукта . Основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака . Это признак для покупателя может быть как реальным , так и воображаемым , лишь бы он привел к тому , чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта . Рассматривая дифференциацию продуктов , он выделяет как особые свойства продуктов – фабричные марки , фирменные названия , своеобразие упаковки или тары , так и индивидуальные особенности , относящиеся к качеству , форме , цвету или стилю . Такое дифференцирование схожих продуктов , по мнению Чемберлина , ведет к тому , что рынки отдельных продавцов не сливаются воедино как в случае чистой конкуренции , а образуют сеть взаимосвязанных рынков отдельных продавцов .

Монополизм продавца , подчеркивал  Чемберлин , не отменяет , а , напротив , предполагает конкурентную борьбу . конкуренция  развивается в трех направлениях :

    1. манипулирование ценой ;
    2. внесение качественных изменений в продукт ;
    3. реклама.

                     Чемберлин доказывал , что фирмы  , максимизирующие прибыль на рынках совершенной конкуренции , не имеют стимулов для рекламы . Однако расходы на рекламу на множестве продуктовых рынках – достаточно известное явление , поэтому фирмы , продающие неоднородный продукт , всегда будут прибегать к рекламе .

Анализируя издержки производства и отпускную цену производителя , Чемберлин подчеркивает , что издержки не исчерпываются затратами на производство товаров в пределах фабрики , они включают еще и издержки на перевозку , сортировку , хранение , доставку на дом , так как «способствуют увеличению полезности товара». Издержки по сбыту определяются им как разность между конечной розничной ценой и ценой производителя . Отсюда он делает следующий вывод : проведение грани между двумя видами издержек имеет для теории стоимости такое же фундаментальное значение , как проведение различия между предложением и спросом . Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий продукт , а издержки производства увеличивают его предложение .

Информация о работе Контрольная работа по «История экономических учений»