Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 15:02, контрольная работа
Задание 1 . Общие черты и особенности классической школы , неоклассического направления и «неоклассического синтеза» Задание 2. Вклад Д. Рикардо в формирование предмета политической экономии
Томский государственный университет
систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР)
Факультет дистанционного обучения
Кафедра экономики
Контрольная работа № 1
по дисциплине «История экономических учений»
выполнена по методике Алферовой Л.А. , Мезенцевой Н.С. «История экономических учений»
Выполнил:
студент ФДО ТУСУР
специальности 080502
Перменова Ю.Г.
Номер пароля - 70
01 марта 2012 года.
г. Северобайкальск
2012г
Вариант-14
Задание 1 . Общие черты и особенности классической школы , неоклассического направления и «неоклассического синтеза»
Исторические
условия , подготовившие возникновение
классической школы , сложились
, прежде всего в Англии . Здесь
быстрее , чем в других странах
Европы , завершился процесс
Английская классическая политэкономия возникла и развилась в XVII-XVIII веках . Ее родоначальниками были Уильям Пети , Адам Смит и Давид Риккардо .
Представители классической
политэкономии исследовали
В ее рамках началась разработка трудовой теории стоимости . Было провозглашено , что богатство нации создается в производстве , а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд . Это явилось выдающимся научным приобретением , сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии .
Классическая политическая экономия доказала научную несостоятельность меркантилизма . Богатство нации создается не в торговле , а в производстве . Производство же основывается на естественных законах , а поэтому не нуждается во вмешательстве государства . Противники всякого рода монополий , классики политэкономии защищали свободу предпринимательства в условиях капиталистической конкуренции .
В начале XX века неоклассическая школа представляла собой ведущее направление в современной западной экономической науке . Ее концепция вслед за классической школой базируется на признании существования в реальной действительности режима совершенной конкуренции , свое начало она берет от А.Маршалла , который считается основоположником этого направления .
Неоклассики , в отличие от представителей классической теории , исследуют не поведение экономики на длинных интервалах , а статичное состояние . Они рассматривают экономику в коротком периоде времени и широко применяют математический аппарат . Объектом их изучения являются как микро- так и макропроцессы . Главным в их теории считается изучение взаимной связи между поставленными целями и ограниченными ресурсами , имеющими альтернативные способы использования . Неоклассики для достижения своих целей широко использовали предельные величины .
С изменением экономической ситуации (существование монополий , вмешательство государства в экономику , увеличение количества объектов управления) неоклассическое направление приобретает новые черты . В развитии неоклассического направления в настоящее время выделяют два подхода : западногерманский неолиберализм и американский монетаризм . Объединяющим моментом служит общность методологических основ , а также разработка различных аспектов «чистой» экономической теории , имеющей , как правило , прикладное значение .
Истоки неоклассического синтеза , о есть сближения экономической теории Дж. Кейнса и неоклассической школы , восходят к первым годам существования кейнсианства . Итальянский экономист М.Модильяни , рассматривая «неоклассическую интерпретацию» теории Дж.М.Кейнса с позиции «неоклассического синтеза» , писал : «Такой подход был первоначально развит Хиксом (1937) и Модильяни (1944) и состоит в том , что работу Кейнса лучше всего рассматривать кА частный случай традиционной неоклассической теории …» .
В свою очередь Дж.Кейнс рассматривал
неоклассическую школу в
Тенденция к объединению , синтезу
направлений
Характерной чертой «неоклассического синтеза» становится использование различных способов экономического анализа , широкое применение экономико-математических методов . Математические модели и расчеты помогают уточнить логические обоснования , выявить функциональные взаимосвязи , проверить выводы и предсказания .
Задание 2. Вклад Д. Рикардо в формирование предмета политической экономии
Высшей ступени развития классическая политическая экономия достигает в трудах Давида Рикардо (1772-1823 гг.) , талантливого финансиста , которого современники называли гением Сити .
Рикардо исследовал экономику как сложную систему , где действуют объективнее экономические законы . Наиболее полно он изложил свои взгляды в работе «Начала политической экономии и налогового обложения» (1817) , в предисловии к которой пишет , что главная задача политической экономии определить законы , управляющие распределением созданного продукта . Его произведение состоит из 32 глав , в которых развивается трудовая теория Петти и Смита .
Признавая труд как единственную субстанцию стоимости , он обращает внимание на необходимость учета в стоимости затрат на приобретение средств производства – «на стоимость товаров влияет не только труд , применяемый к ним , но и труд , затраченный на орудия , инструменты и здания , способствующие этому труду» . Рикардо четко разделил цену и стоимость , правильно определял первую как денежное выражение второй . Поскольку стоимость товаров может изменяться , то для оценки этих изменений используется золото . Золото – это деньги , но деньги не обязательно золото . Все деньги в виде золота можно заменить бумажными деньгами . Ценность бумажных денег зависит только от их количества в обращении .
В отличии от Смита , который , в конечном счете , представлял стоимость как результат сложения заработной платы , прибыли и ренты , Рикардо доказывал , что стоимость не складывается из этих компонентов , а разлагается на них . Тем самым признавалась первичность стоимости по отношению к формам распределения продукта .
Он показал , что стоимость , созданная
трудом рабочего , является источником
, из которого возникает как заработная
плата , так и прибыль и рента
. Но его в большей степени
Теория заработной платы Рикардо базируется на положениях своего идейного противника Т.Мальтус . Он считал , что динамика заработной платы связана с движением численности работающего населения , которое воздействует на предложение рабочей силы . В зависимости от естественного прироста рабочего населения формируется спрос и предложение труда , а следовательно , колеблется заработная плата .
Вслед за Смитом Давид Рикардо охарактеризовал прибыль как вычет из продукта труда рабочего и показал противоречие в процессе распределения : «все , что увеличивает заработную плату Ю необходимо уменьшает прибыль» . увеличение прибыли создает большие возможности для инвестиций , привлечения новых работников , расширения производственных возможностей и возрастанию общественного богатства .
Теория земельной ренты
Рикардо был первым экономистом , предложившим использование принципа сравнительного преимущества в международной торговле . Каждой стране целесообразно специализироваться на производстве таких товаров , по которым она имеет сравнительно боле низкие затраты труда и капитала .
Задание 3 . Основные положения математической школы
Основное отличие
Основные положения
Задание 4. Джоан Робинсон и Э. Чемберлин о проблемах несовершенной конкуренции
Теории монополий были
Эдвард Хейстинг Чемберлин (1899-1967гг.) преподаватель Гарвардского университета в своей книге «Монополистическая конкуренция» всесторонне проанализировал функционирование фирм в условиях , отличных от условий совершенной конкуренции и сделал важные выводы относительно несовершенной конкуренции .
Чемберлин показал , что рынки в реальной действительности более или менее несовершенны . В результате каждый продавец рассматривается им в качестве монополиста , который формирует собственный круг покупателей . Монополия продавца невозможна без дифференциации продукта . Основным признаком дифференцированного продукта является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного отличительного признака . Это признак для покупателя может быть как реальным , так и воображаемым , лишь бы он привел к тому , чтобы было отдано предпочтение разновидности именно данного продукта . Рассматривая дифференциацию продуктов , он выделяет как особые свойства продуктов – фабричные марки , фирменные названия , своеобразие упаковки или тары , так и индивидуальные особенности , относящиеся к качеству , форме , цвету или стилю . Такое дифференцирование схожих продуктов , по мнению Чемберлина , ведет к тому , что рынки отдельных продавцов не сливаются воедино как в случае чистой конкуренции , а образуют сеть взаимосвязанных рынков отдельных продавцов .
Монополизм продавца , подчеркивал Чемберлин , не отменяет , а , напротив , предполагает конкурентную борьбу . конкуренция развивается в трех направлениях :
Чемберлин доказывал , что фирмы , максимизирующие прибыль на рынках совершенной конкуренции , не имеют стимулов для рекламы . Однако расходы на рекламу на множестве продуктовых рынках – достаточно известное явление , поэтому фирмы , продающие неоднородный продукт , всегда будут прибегать к рекламе .
Анализируя издержки производства и отпускную цену производителя , Чемберлин подчеркивает , что издержки не исчерпываются затратами на производство товаров в пределах фабрики , они включают еще и издержки на перевозку , сортировку , хранение , доставку на дом , так как «способствуют увеличению полезности товара». Издержки по сбыту определяются им как разность между конечной розничной ценой и ценой производителя . Отсюда он делает следующий вывод : проведение грани между двумя видами издержек имеет для теории стоимости такое же фундаментальное значение , как проведение различия между предложением и спросом . Издержки сбыта увеличивают спрос на соответствующий продукт , а издержки производства увеличивают его предложение .
Информация о работе Контрольная работа по «История экономических учений»