Контрольная работа по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 00:28, контрольная работа

Краткое описание

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена.

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная микроэкономика.docx

— 29.09 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Современная экономика - это постоянное движение массовых товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отдаленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, получение от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу  друг другу с целью взаимного  обмена.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рынка требования этого отбора оказываются  непомерными, и они выбывают из “игры” по причине убытков и банкротства. Экономический успех, прибыли других участников свидетельствуют об удачно выбранных производственных решениях, способах роста и направлениях деятельности.

В результате действия многообразных, часто противоречивых тенденций развития производительных сил складывается разнообразная  структура рыночных отношений, а  также форм и методов конкуренции  и регулирования.

Все многообразие рыночных структур охватывается четырьмя теоретическими моделями: совершенная  конкуренция, монополия, монополистическая  конкуренция, олигополия.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие конкуренции

 

Конкуренция (от лат. «конкурро» - сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства  за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров. В рыночной экономике такое  столкновение неизбежно, ибо оно  порождается следующими объективными условиями:

  • наличие множества равноправных рыночных субъектов;
  • полная экономическая обособленность каждого из них;
  • зависимость рыночных субъектов от конъюнктуры рынка;
  • противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса1.

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособлено и выступают  по отношению друг к другу как  конкуренты.

Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли (дохода). Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы его различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.

В условиях рыночной экономики конкуренция  является важным механизмом экономических  связей между производителями и  потребителями. Так, если на рынок доставляется больше товаров, чем способны приобрести покупатели, то продавцы будут бороться за покупателя, снижая при этом цены. Если же на рынок будет доставлено меньше товаров, чем готовы приобрести покупатели, то последние будут соревноваться  за продавца, способствуя тем самым  росту цен.

Конкуренция, хотя и связана с определенными  издержками, вместе с тем обеспечивает немалый экономический эффект, стимулируя снижение цен, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции, внедрение научно-технических достижений и др.

Развитие  конкуренции идет вместе с развитием  товарно-денежных отношений.

В современной  экономической науке выделяют четыре модели рынка, а соответственно и  четыре вида конкурентной борьбы:

  • совершенная (чистая) конкуренция,
  • монополистическая конкуренция,
  • олигополия,
  • чистая монополия.

Последние три вида конкуренции объединяются в общее название – «несовершенная конкуренция»

Степень конкурентности рынка определяется способностью фирм воздействовать на него и прежде всего на цены. Чем  меньше это влияние, тем более  конкурентным считается рынок2.

Характерные черты основных моделей рынка  представлены в приложении №1.

 

1.1 Совершенная конкуренция

 

Рынок совершенной  конкуренции представляет собой  рыночную структуру, характеризующуюся  большим числом небольших фирм, которые  не оказывают влияния на рыночную цену. Определяющими его признаками являются:

- атомизация рынка, свидетельствующая о присутствии большого количества покупателей и продавцов, рыночные доли которых столь малы, что субъекты рынка полностью подчинены влиянию рыночных сил и не могут оказывать воздействия на рыночные цены;

- стандартизация продукции, означающая такую однородность продукции разных фирм, что у потребителей нет оснований предпочитать продукцию одной фирмы продукции другой;

- прозрачность рынка, подразумевающая, что отрасль характеризуется свободным и бесплатным доступом к информации о ценах и альтернативах, а участники рынка располагают полной рыночной информацией;

- свободный вход в отрасль и выход из нее указывает на то, что в отрасли отсутствуют какие-либо препятствия для того, чтобы помешать новым фирмам начать производство, а действующим – прекратить операции;

- автономность поведения фирм, свидетельствующая о том, что принимая решения, фирмы не учитывают реакции своих конкурентов.

Данная  конкуренция характеризуется большим  числом продавцов, конкурирующих между  собой, которые предлагают стандартную, однородную продукцию многим покупателям. Объем производства и предложения  каждым отдельным производителем настолько  незначителен, что ни один из них  не может оказывать заметного  влияния на рыночную цену. Цена на однородную продукцию складывается стихийно под  воздействием спроса и предложения. В основе ее лежит общественная стоимость  товаров, которая определяется не индивидуальными, а общественно необходимыми затратами  труда на производство единицы продукции. Вследствие стандартизации продукции  отсутствует основание для неценовой  конкуренции, т.е. конкуренции на базе различий в качестве продукции, рекламе  или стимулировании сбыта.

 

 

1.2. Несовершенная конкуренция

 

Несовершенная конкуренция – тип  конкуренции, при котором фирмы  обладают рыночной властью и конкурируют  за объем продаж. Данный тип конкуренции  представляет способ соперничества  фирм, имеющих разные размеры и издержки, отличительные характеристики продукта и разные цели, а также применяющих различные конкурентные стратегии. Экономическое содержание этого типа конкуренции состоит в том, что рыночное взаимодействие фирм представляет собой постоянно модифицирующийся процесс противодействия господству на рынке отдельных фирм. А его отличительной особенностью является использование преимущественно неценовых факторов конкуренции3.

Наиболее распространенные формы  несовершенной конкуренции –  это:

  • монополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена уникальными особенностями их товара;
  • олигополистическая конкуренция, представляющая соперничество между фирмами, рыночная власть которых обусловлена их рыночной долей;
  • чистая монополия, когда один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего, к тому же, близких товаров-заменителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Конкурентоспособность

 

Конкурентоспособность — это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, которые определяют его успех на рынке.

Конкурентоспособность (то есть возможность коммерчески  выгодного сбыта на конкурентном рынке) можно определить, только сравнивая  товары конкурентов между собой. Одной из составляющих конкурентоспособности  является качество продукции (услуги). Качество продукции — это определенная совокупность свойств товара, способная в той или иной мере удовлетворять требуемым потребностям при их использовании по назначению, включая утилизацию или уничтожение.

Производственная  деятельность любого предприятия в  современных условиях зависит от того, насколько успешно решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью выпускаемой продукции. Только решив  эту проблему, предприятие может  эффективно функционировать и развиваться  в рыночной среде. Этим и обусловлена  актуальность выбранной темы.

Успешная  работа предприятий в условиях конкуренции  зависит от системы взаимосвязей внешнего и внутреннего характера.

Наибольшее  воздействие на конкурентоспособность  предприятий оказывают, по мнению многих ученых, интегральные факторы и, прежде всего, инвестиционные, инновационные  и финансовые.

Основными требованиями для достижения конкурентоспособного производства являются: использование  прогрессивной технологии, современных  методов менеджмента, своевременное  обновление фондов, обеспечение гибкости производства, пропорциональности, непрерывности  и ритмичности процессов.

 

 

 

3. Факторы конкурентоспособности

 

Факторы конкурентоспособности – это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут изменять конкурентоспособность предприятия в сторону повышения и в сторону уменьшения.

К факторам конкурентоспособности относят: финансовое положение предприятия; состояние  базы для собственных НИОКР и  уровень расходов на них; наличие  передовой технологии; обеспеченность высококвалифицированными кадрами; способность  к продуктовому и ценовому маневрированию; наличие сбытовой сети; состояние  технического обслуживания; возможность  кредитования; действенность рекламы  и средств стимулирования сбыта; платежеспособность основных покупателей.

Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих  факторов:

- ресурсного – затраты  ресурсов на единицу готовой  продукции;

- ценового – уровень  и динамика цен на все используемые  ресурсы и готовую продукцию;

- «фактора среды»  – в данный фактор входят: экономическая  и политическая обстановка в  стране и степень воздействия  государства на рыночного контрагента.

Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия  по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.

Внутренние  факторы – объективные критерии, которые определяют возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности (научно-технический потенциал, финансово-экономический потенциал, кадровый потенциал, эффективность рекламы, условия хранения, транспортировки, упаковки продукции, уровень сервисного и гарантийного обслуживания и т. д.)

Внешние факторы – социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна.

Под внешними факторами следует понимать:

- меры государственного  воздействия: экономического характера  (амортизационную, налоговую, финансово-кредитную  политику); административного характера  (совершенствование и реализацию  законодательных актов, демонополизацию  экономики, государственную систему  стандартизации и сертификации);

- основные характеристики  самого рынка деятельности данного  предприятия (его тип и емкость,  наличие и возможности конкурентов);

- деятельность общественных  и негосударственных институтов;

- деятельность политических  партий, движений, блоков, формирующих  социально-экономическую обстановку  в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Задача

 

Вы решили открыть собственное дело и уволились  с должности технолога с заработной платой 10 000 рублей в месяц. Вы зарегистрировали собственное ателье по пошиву курток. Пошив организовали в собственной приватизированной квартире, наняв двух швей с заработной платой 10 000 рублей в месяц каждой. Шить стали втроем. Наняли реализатора с заработной платой 6 000 рублей в месяц. Купили швейные машины за 150 тыс. рублей. Расходы на основные вспомогательные материалы составили 600 000 рублей в год. Плата за электроэнергию 8 000 рублей в год. Рыночная стоимость произведенной продукции 1 500 тыс. рублей. Если бы сдавали квартиру в наем, то получали бы 36 000 в год. Упрощенная прибыль 150 тыс. рублей. Процент по вкладам 10% годовых. Рассчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль.

Решение

Для определения  бухгалтерской прибыли необходимо рассчитать размеры внешних издержек.

В нашем  случае внешние издержки складываются из следующих затрат:

з/п швей 10 000 руб. × 2 × 12 мес. = 240 000 руб.;

з/п реализатора  6 000 руб. × 12 мес. = 72 000 руб.;

расходы на основные вспомогательные  материалы 600 000 руб.;

расходы на швейные машины 150 000 руб.;

расходы на электроэнергию 8 000 руб.

ИТОГО: 1 070 000 рублей. 

Бухгалтерская прибыль равна: Валовый доход  – внешние издержки = 1 500 000 руб. – 1 070 000 руб. = 430 000 руб.

Бухгалтерская прибыль превышает экономическую  на величину  альтернативных затрат или затрат отвергнутых возможностей. Поэтому экономическая прибыль  равна: Бухгалтерская прибыль –  упрощенная прибыль = 430 000 руб. – 150 000 руб. = 280 000 руб.

Заключение

 

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

Конкуренция является необходимым и определяющим условием нормального функционирования рыночной экономики. Но как любое  явление имеет свои плюсы и  минусы.

К положительным  чертам можно отнести: активизацию  инновационного процесса, гибкое приспособление к спросу, высокое качество продукции, высокую производительность труда, минимум издержек, реализацию принципом  оплаты по количеству и качеству труда, возможность регулировки со стороны  государства.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"