Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2012 в 20:21, контрольная работа
1. . В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения:
1) собственно монополию,
2) олигополию (тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.),
3) монопсонию (ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж) 4) олигопсонию (ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей)).
2. Государственный бюджет и его сбалансированность
Центральное место в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона.
1. Монополия и конкуренция: модели современного рынка………………3
2. Государственный бюджет и его сбалансированность…………………...8
3. Экономические и социальные последствия инфляции…………………14
4. Переходные процессы и особенности современной российской экономики………………………………………………………………………...20
Задачи…………………………………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………30
Задачи………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Монополия (от греч. monos – один + poleo – продаю) – в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком смысле значения под ней подразумевают любое господствующие положение одного или группы лиц, в какой либо сфере деятельности. В экономике различают четыре варианта монопольного (господствующего) положения:
1) собственно монополию,
2) олигополию (тип
рыночной структуры
3) монопсонию (ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж) 4) олигопсонию (ситуация на рынке, для которой характерно ограниченное число потребителей и большое число продавцов (производителей)).
По происхождению можно выделить два основных вида монополии: естественная и искусственная.
Естественная монополия возникает и существует по объективным причинам. Например в отраслях (газовая, энергетическая промышленность), где экономически оправдано крупномасштабное производство, обеспечивающее большую эффективность, низкие затраты, а значит и возможность покупать продукцию по более низким ценам. Или там, где целесообразно иметь единый хозяйственный комплекс (метрополитен, водоснабжения), поскольку разделения этих комплексов на отдельные конкурирующие предприятия привело бы к неоправданному дублированию капитальных сооружений и росту затрат. Также монополия естественна при добыче редких ископаемых или производстве редких сортов чая, винограда, табака в особо благоприятных для этого природных условиях и т.д. Искусственная монополия – это монополия «рукотворная», специально создаваемая путем концентрации в чьих-то руках определенной хозяйственной деятельности. При этом для получения рыночной власти и сверхприбылей отдельные компании гигантски укрепляют свое производство, поглощают конкурентов или объединяются в различные монополистические союзы, чтобы не конкурировать, а владеть рынком совместно. Исторически сложилось три главные формы союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные их различия между ними – в широте соглашений участников и масштабах их объединения. Так, наиболее простая и до сего дня распространенная форма – картель – предполагает, что его участники договариваются о разделе рынков и производственных квотах (доля, часть, норма чего либо) (кто и сколько производит), а также об уровнях цен. При этом картельные соглашения, где они запрещены, часто заключаются путем тайного сговора (без соответствующего оформления). Также бывает что фирмы принимают устное соглашения на основании которого при подъеме цен одной фирмой другая молчаливо поступает также.
Чтобы получить дополнительные доходы, монополисты используют и другие ценовые «хитрости». Так, на сопряженные, дополняющие друг друга товары (принтер и краска к нему) устанавливается «система связанных цен»: на основанной продукт (принтер) цена относительно невелика (для стимулирования его сбыта), а на сопутствующий (краску) – завышенная (для получения компенсирующей сверхприбыли).
Следующий монополистический союз, который используют международные фирмы – синдикат. Синдикат организует совместный сбыт продукции и единые закупки сырья в определенных количествах и по определенным ценам. Эта форма согласованных действий сегодня характерна для некоторых промышленных фирм, договаривающихся о реализации своей продукции с крупными торговыми компаниями. Первым синдикатом европейского типа, появившимся в России, можно считать основанный немецкими капиталистами в 1886 г. синдикат гвоздильных и проволочных фабрик. Он заложил базу для создания в 1903 г. синдиката "Гвоздь", после распада, которого в 1908 г. был образован один из крупнейших синдикатов России "Проволока". Первым же чисто российским синдикатом принято считать созданный при самом близком участии правительства в 1887 г. синдикат сахарозаводчиков. Министр финансов Н.X. Бунге писал в 1886 г. об этом синдикате в докладе Совету Министров: "Соглашение заводчиков между собой во имя их общего интереса могло бы принести существенную пользу делу, и заводчики могли бы образовать между собою синдикат" (Цит. по: Цыперович Г. Синдикаты и тресты в России. 8-е изд. Пг., 1920. С. 31). Политика синдиката (нормирование объемов производства каждого завода с обязательством вывоза за границу всего излишка, произведенного сверх нормы) и правительства (высокий акциз на сахар, возврат акциза при вывозе, да еще премии за вывоз сахара из страны) привела к повышению внутренних цен и одновременному бросовому экспорту. Так, в 1900 г. наш сахар в Лондоне стоил 2 руб. 8 коп. за пуд, а в России - 6 руб. 15 коп. за пуд.
Наконец третьим и последним монополистическим союзом принято считать – Трест. Трест является более тесным монополистическим союзом. Входящие в него предприятия объединяются полностью под единым управлением. Именно такие гигантские сверх монополии были типичны для экономии бывшего СССР. Достаточно вспомнить знаменитый «Аэрофлот. Но, к сожалению, плюсы данного союза остаются только для фирм входящих в состав трестов, для потребителей, же это только одни большие минусы. Большинство трестов создаются для контроля над потребителем, союзники могут контролировать уровень цен, количества выпускаемой продукции и многое другое.
Таким образом, тресты – наиболее сильное и антиобщественное проявления монополизма. Не случайно сегодня в большинстве стран мира они запрещены законном. [7, с.258]
Иногда среди монополистов могут оказаться и так называемые концерны. Концерн – это главная форма современных объединений. Обычно он представляет собой крупный диверсифицированный (многоотраслевой) экономический комплекс, в который входят промышленные, торговые, банковские и другие предприятия, подчас разбросанные по многим странам мира. Их объединения вокруг себя обеспечивает так называемый холдинг – головная компания, сосредоточившая у себя акции участников концерна и благодаря этому влияющая на их деятельность. При этом в отдельных сферах деятельности концерна может сложиться монополизм.
Конкуренция - соперничество участников рыночного хозяйства за лучшие условия купли-продажи товаров. Чистая конкуренция имеет место там, где действует множество независимых производителей однородных товаров и услуг (например, стандартизированной пшеницы или молока, услуг по обмену валют или купле продаже ценных бумаг и т. п.). В этих условиях доля каждого отдельного производителя в общеотраслевом выпуске настолько мала, что он не может ощутимо изменить совокупность предложение продукции, а значит, и сложившуюся рыночную цену. Из-за одинаковости товара неценовая конкуренция здесь отсутствует. Приспосабливаясь к рыночной цене, фирмы стремятся добиться эффективности и рентабельности своего производства. Сотни и тысячи из них при этом не выживают. Однако свободный доступ в подобные конкурентные отрасли привлекает туда все новых и новых предпринимателей.
Монополистическая конкуренция, как следует из ее названия, предполагает сочетания монополии и конкуренции. Причем если конкуренция присутствует здесь в очень значительном объеме, то монополия – лишь в небольшой дозе. Такая рыночная ситуация может складываться там, где много сравнительно небольших производителей предлагают похожую, но не одинаковую продукцию. Например, различные виды одежды или обуви, мебели или книжной продукции. Многочисленность этих независимых фирм, как правило, не позволяет каждой из них в отдельности существенно влиять на рыночное предложение и цену. То же обстоятельство мешает их тайному сговору для овладения рынком. Поэтому между ними идет как ценовая, так и неценовая конкуренция. Что касается монополии, то она возникает здесь в результате дифференциации продуктов (создания их разновидностей) компаниями соперницами. Классический пример дифференциации продукта – аспирин. Все его виды не отличаются друг от друга по химическому составу, но цена аспирина весьма различна. Аспирин фирмы «Байер АГ» продается в несколько раз дороже, чем менее известных производителей. В значительной мере дифференциация продукта в этом случае обязана рекламе, «Байер» сумел убедить потребителей, что его аспирин самый эффективный. Но дело не только в рекламе. В какой-то мере виды аспирина отличаются друг от друга по чистоте, противопоказаниям для детей, упаковкой и пр.
Таким образом, современные рыночные отношения невозможны без существования, как монополии, так и конкуренции. Монополия является хорошей формой существования фирмы при крупномасштабном производстве. В свою очередь конкуренция необходима для сравнительно меньших предприятий для подержания ценовой политики и качества производимой продукции. [9, с. 158]
Центральное место в системе государственных финансов принадлежит государственному бюджету. В самом общем виде им является план доходов и расходов государства на текущий год, составленный в форме баланса и имеющий силу закона. В любой стране государственный бюджет - ведущее звено финансовой системы, единство основных финансовых категорий: налогов, государственных расходов, государственного кредита - в их действии. Тем не менее, являясь частью финансов, бюджет можно выделить в отдельную экономическую категорию, отражающую денежные отношения государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такого многовидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе с тем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньях экономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.
Таким образом, при правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средством государственного экономического регулирования, он может реально влиять на рост экономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства. Но здесь важно подчеркнуть, что проявление присущих бюджету свойств, его использование в качестве инструмента распределения и контроля возможно только в процессе человеческой деятельности, что находит свое выражение в создаваемом государством бюджетном механизме, который является конкретным выражением бюджетной политики, отражающим нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Понятие и роль государственного бюджета
По своему материальному содержанию бюджет - это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли - регулятор производства и потребления в обществе, по социальной природе - система денежных и иных общественных отношений между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».
Бюджет выступает в качестве экономической категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономической и социальной политики.
Любой бюджет выполняет следующие основные функции:
· Перераспределения внутреннего валового продукта (ВВП);
· Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;
· Осуществления
социальной политики государства и
финансового обеспечения
· Контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств; [1, с. 125]
Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Информация о работе Контрольная работа по "Экономической теории"