Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 07:46, курсовая работа
В связи с этим возникла объективная потребность в расширении научных исследований региональных аспектов российской экономики с учетом решения проблем, связанных с переходом к рынку. Одним из важнейших теоретических и практических направлений в региональных исследованиях явилось выделение в качестве самостоятельной отрасли научных знаний региональной экономики. Что же собой представляет региональная экономика как наука, что лежит в основе этого понятия, каково место региональной экономики в системе экономических наук?
ВВЕДЕНИЕ
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
1.1 Понятие региональной экономики и ее предмет
1.2 Методы исследований в региональной экономике
1.3 Цели и задачи региональной экономической политики
2. ЭКОНОМИКА РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ
3. ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ
3.1 Минерально-сырьевая база
3.2 Промышленные предприятия области
3.3 Внешняя экономическая деятельность
3.3.1 Внешняя экономическая деятельность с Китаем
3.3.2 Внешняя экономическая деятельность с Монголией
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Экономическая теория"
Место региональной экономики в экономической системе
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК
1.1 Понятие региональной экономики и ее предмет
В сложных условиях переходного периода, связанного с формированием в России рыночного экономического механизма, все в большей степени проявляется роль регионального фактора, так как экономические преобразования осуществляются в пределах конкретных территорий, существенно различающихся по природно-географическим, социально-демографическим, экономическим и другим условиям.
В связи с этим возникла
объективная потребность в
Что же собой представляет региональная экономика как наука, что лежит в основе этого понятия, каково место региональной экономики в системе экономических наук?
Термин "региональная экономика"
был предложен известным
В этот же период ряд определений региональной экономики были даны академиком Н.Н. Некрасовым, при этом вначале говорилось о "науке о регионах". Позднее понятие "наука о регионах" им было связано с региональной экономикой: "Предметом региональной экономики как науки о регионах является широкое комплексное изучение совокупности экономических и социальных факторов с целью… формирования производственно-технической и социально-культурной базы отдельного района и всей системы экономических районов страны. Рациональное размещение производительных сил… представляет основу, главную часть науки о регионах".[5 с. 8]
Таким образом, уже в процессе формирования региональной экономики как науки сложились две точки зрения на содержание ее предмета. С одной стороны, региональная экономика рассматривается как одна из конкретных экономических наук, изучающая общие закономерности, факторы и проблемы развития регионов. При таком понимании региональной экономики как науки обоснованно на первый план выдвигаются исследование проблем и категорий, формирование всего социально-экономического комплекса региона, связанных с показателями производства и использования валового регионального продукта, темпов развития и структуры хозяйства региона, межотраслевыми и межрайонными взаимосвязями и пропорциями, развития социальной сферы, с финансовыми проблемами региона и т.д. Речь идет о том, что чтобы на основе изучения и анализа экономики отдельных регионов, их региональных особенностей разработать определенную систему научных знаний по этим вопросам, т.е. региональная экономика рассматривается здесь как одна из конкретных экономических наук по аналогии с отраслевыми экономиками. Все это дает основание говорить о региональной экономике как о самостоятельной науке, не дублирующей и не подменяющей другие экономические науки.
Определение региональной экономики как конкретной экономики регионов является довольно четко сформулированным и более полно отражающим существо предмета этой науки.
Сторонники другой точки зрения на предмет региональной экономики в основу этого понятия кладут рациональное размещение производительных сил, рассматривая его как главную составную часть региональной экономики. В этом случае на первое место в региональной экономике выдвигаются задачи изучения и познания закономерностей размещения. В связи с этим возникает вопрос - а не дублирует ли региональная экономика в таком понимании уже давно сложившиеся научные направления, например, экономическую географию? Анализ структуры и содержания предлагаемых учебных пособий (например, широко известного учебного пособия "Региональная экономика" под редакцией профессора Т.Г. Морозовой, изданного в 1995 г.) показывает, что основой этой дисциплины продолжает оставаться экономическая география и непосредственно связанные с ней проблемы размещения производительных сил. В связи с этим нельзя не согласиться с мнением академика РАН А.Г. Гранберга о том, что и экономическая география и размещение производительных сил как учебные дисциплины почти не связаны с фундаментальными дисциплинами современного экономического образования ("Макроэкономика" и "Микроэкономика"), оставляют в стороне основные проблемы рыночной экономики, только обозначают возможности применения современного аналитического инструментария, а также о том, что в идеале региональная экономика должна занять место третьего кита в фундаментальной подготовке экономистов вместе с макроэкономикой и микроэкономикой, что будет важным началом на пути регионализации экономического мышления и образования.
1.2 Методы исследований в региональной экономике
В исследованиях регионоведов используется широкий комплекс научных методов, важнейшими из которых являются следующие:[2 с. 71]
Системный анализ. Этот метод опирается на принцип поэтапности (постановка цели, определение задач, формулировка гипотезы, комплексное изучение особенностей оптимального варианта размещения отраслей). Это метод научного познания, позволяющий изучать структуры отраслей хозяйства, их внутренние связи и взаимодействие.
Метод систематизации. Он связан
с разделением изучаемых
Балансовый метод. Данный
метод характеризуется
Метод экономико-географического исследования. Этот метод подразделяется на три составные части: региональный метод (исследование путей формирования и развития территорий, изучение развития и размещения общественного производства в региональном развитии), отраслевой метод (исследование путей формирования и функционирования отраслей экономики в географическом аспекте, изучение развития и размещения общественного производства в отраслевом разрезе) и местный метод (исследование путей формирования и развития производства отдельного города, селения; изучение развития и размещения производства по его первичным ячейкам).
Картографический метод. Этот метод позволяет наглядно представить особенности размещения.
Метод экономико-математического
моделирования (моделирование
По мнению академика Н.Некрасова, основой региональных экономико-математических моделей являются следующие положения:
- социально-экономические
аспекты каждого конкретного
региона рассматриваются как
основная часть общей системы
регионов страны; отсюда вывод:
оценка различных вариантов
- региональные территориальные
модели корректируют
- региональные модели
неразрывно связаны с моделями
территориальных пропорций, с
отраслевыми экономико-
Научное направление в региональной экономике, занимающееся применением математических методов, т.е. региональным моделированием, называется регионометрикой.[2 с.73]Среди математических методов можно выделить следующие:
Метод таксонирования - процесс членения территории на сопоставимые или иерархические соподчиненные таксоны. Таксоны - равнозначные или иерархически подчиненные территориальные ячейки, к примеру, административные районы, муниципальные образования. Фактически процесс районирования на любом уровне является таксонированием. Поскольку объектом таксонирования выступают регионы, в данном случае можно употребить понятие регионализация.[2 с.73]
Вариантный метод размещения производительных сил региона. Этот метод чаще всего используется при разработке схем размещения производства по территории региона на первых этапах планирования и прогнозирования. Он предусматривает рассмотрение вариантов различных уровней развития хозяйства тех или иных регионов, вариантов территориальных экономических пропорций по регионам.
Методы социологических исследований. Они включают: стандартизированные интервью, индивидуальные собеседования с представителями разных отраслей и сфер социально-экономического комплекса региона; контент-анализ интервью и публичных выступлений руководящей элиты регионов, ученых и специалистов и т.д.
Важное место в региональных
исследованиях занимают методы сопоставления
региональных уровней жизни населения
и прогнозирования развития региональной
социальной инфраструктуры. Для анализа
уровня жизни населения регионов
центральными экономическими органами
разработана методика сопоставления
на основе системы синтетических
и частных показателей. В конечном
счете, основная цель территориального
анализа уровня жизни населения
заключается в выявлении
Информация о работе Место региональной экономики в экономической системе