Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:15, контрольная работа
В широком смысле анализ выявляет связи и зависимости среди явлений окружающего мира, путем их разделения на составные части. Но иногда приходится применять, кроме анализа, другие способы осмысления. Наиболее близок к этому синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.
I.Теоретическая часть:
Введение……………………………………………………………………3
1.Экономическая сущность метода анализа хозяйственной
деятельности……………………………………………………………….5
2.Характеристика основных приемов и методов экономического
анализа…………………………………………………………………….9
3.Методы комплексной оценки хозяйственно-финансовой
деятельности………………………………………………………………13
Заключение…………………………………………………………….…..17
II.Практическая часть:
Задача………………………………………………………………………18
Список литературы…………………………………………….………….21
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
Кафедра : Менеджмента
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория экономического анализа»
на тему: «Метод экономического анализа»
Санкт-Петербург
2011
Содержание: стр.
I.Теоретическая часть:
Введение…………………………………………………………
1.Экономическая сущность метода анализа хозяйственной
деятельности………………………………………………
2.Характеристика основных приемов и методов экономического
анализа……………………………………………………………
3.Методы комплексной оценки хозяйственно-финансовой
деятельности………………………………………………
Заключение……………………………………………………
II.Практическая часть:
Задача………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………….……
I.Теоретическая часть
Введение
Экономический анализ занимает важное место, как в широком, так и узком смысле слова в экономической деятельности организации и во многообразных зависимостях нашей жизни.
Изучение явлений природы и общественной жизни невозможно без анализа. Сам термин «анализ» происходит от греческого слова «analyzis», что в переводе означает «разделяю», «расчленяю». В узком плане анализ представляет собой расчленение явления (предмета) на составные его части для изучения их как частей целого. Это позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.
В широком смысле анализ выявляет связи и зависимости среди явлений окружающего мира, путем их разделения на составные части. Но иногда приходится применять, кроме анализа, другие способы осмысления. Наиболее близок к этому синтез, который выявляет связи и зависимости между отдельными частями изучаемого предмета, соединяет их в единое целое. Только анализ и синтез в единстве обеспечивают научное изучение явлений во всесторонней диалектической связи.
В науке и практике применяются разные виды анализа: физический, химический, математический, статистический, экономический и др. Они отличаются объектами, целям и методикой исследования. В отличие от остальных, экономический анализ относится к абстрактно-логическому методу исследования экономических явлений. Существует общетеоретический экономический анализ и конкретно-экономический анализ на микроуровне – анализ хозяйственной деятельности.
В связи с постоянно изменяющимися факторами: численность населения совершенствование средств производства, рост материальных и духовных потребностей человека анализ стал первейшей жизненной необходимостью цивилизованного общества. Анализ стал важным средством планового управления экономикой предприятия, выявления резервов повышения эффективности производства.
Экономический анализ продолжает развиваться и совершенствоваться, хотя ряд методик используется в управлении производством на разных уровнях. Перспективам развития анализа хозяйственной деятельности способствуют совершенствование экономического механизма через переход к рынку, конкуренция предприятий и формы собственности.
1. Экономическая сущность метода анализа хозяйственной деятельности
Формирование рыночной экономики в России ведет к появлению новых проблем в экономическом анализе.
Только комплексный анализ рыночной ситуации, учет всех взаимосвязанных факторов, влияющих на ее состояние и владение специальным аналитическим и математическим аппаратом для анализа и прогноза рынка делает возможным успешное функционирование любого предприятия в современных условиях.
В этих условиях старые, традиционные методы анализа могут оказаться малоэффективными из-за недостатка информации о состоянии рынка, и в полной мере проявляется необходимость адаптации к современным условиям традиционных способов анализа и прогнозирования поведения предприятия таких, как экономико-математические модели, экспертные методы и системные оценки, которые в настоящее время приобретают все большую распространенность.
Рассмотрим особенности методики экономического анализа применительно к изучению спроса на товар.
Прогнозирование спроса может осуществляться различными методами, в частности можно выделить три основные группы: методы экономико-математического моделирования (экстрополяционные методы), нормативные методы, методы экспертных оценок.
Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии товарно-групповой структуры спроса на базе анализа динамического ряда.
Для экстраполяции информацию о динамике рынка представляют в той или иной форме – графической, статистической, математической, логической. В любом случае считают, что экономическим процессам присуща «инерция» или обязательное продолжение направления их течения в ближайшем будущем. Экстраполяции требуют от исследователя рынка крайней осмотрительности. Мало изучить прошлые тенденции рынка – необходимо принять в расчет новые условия и факторы, которые не были характерны для прошлого, но возможно появятся в будущем. Одновременно необходимо избавляться от учета факторов и обстоятельств, которые потеряли свою актуальность и уже не оказывают влияния на ход развития событий на данном рынке.
Данный метод достаточно прост и доступен, однако использование его целесообразно только на такой период, в котором маловероятно изменение тенденций, то есть на краткосрочный, и для укрупненных товарных групп.
К методам простой экстраполяции относятся и расчеты эластичности спроса в зависимости от изменения какого-либо фактора.
Экономико-математические методы основаны на использовании корреляционного и регрессионного анализа, позволяющего устанавливать тесноту связи и вид зависимости среднего значения какой-либо величины от некоторой другой или от нескольких величин. В нашем случае – это установление зависимости развития спроса от влияния наиболее главных факторов. в практике прогнозирования товарно-групповой структуры спроса чаще всего применяются трендовые и регрессионные модели:
Трендовые модели прогнозирования спроса представляют собой уравнения, формализующие устойчивые процессы его развития. Они применяются для прогнозирования наиболее стабильных закономерностей по крупным товарным подотраслям (например, соотношение спроса на продовольственные и непродовольственные товары). Основной параметр трендовых моделей – время, то есть по существу речь также идет об экстраполяции на прогнозируемый период тенденций и закономерностей базисного периода.
Регрессионные (факторные) модели отражают количественную связь одного показателя с другим или с группой других (множественная регрессия). В качестве переменных выступают факторы, определяющие динамику спроса. Математическую основу построения моделей составляют важнейшие положения теории вероятности, математической статистики и высшей математики. Процесс построения подобных моделей состоит из нескольких последовательных этапов.
Первым и важнейшим этапом моделирования развития товарно-групповой структуры спроса населения является отбор факторов. Они должны отражать объективные процессы изучаемого явления, быть количественно измеримыми и независимыми друг от друга.
На втором этапе рассчитывается сила влияния или теснота связи между факторами и спросом в базисном периоде. Она определяется с помощью коэффициентов корреляции и критериев согласия.
На третьем этапе выявляется математическая форма связи или вид зависимости спроса от факторов, подбираются функции, наиболее точно описывается процесс развития спроса.
Четвертый этап: расчет параметров уравнения. Параметры уравнений выражают степень и направление воздействия каждого фактора на спрос и рассчитываются методом наименьших квадратов.
Пятый этап: оценка прогностической ценности модели на основе ретроспективных расчетов.
Экономико-математические методы эффективно используется при краткосрочном прогнозировании. Так как объективная реальность нашей экономики состоит в том, что довольно трудно выявить и определить количественно более менее стабильные факторы, влияющие на прогнозируемый процесс. Поэтому составление среднесрочных и, тем более, долгосрочных прогнозов представляется довольно затруднительным в современных условиях. И как правило, преобладает прогнозирование на краткосрочные периоды. Экономико-математическое моделирование является основой экономической прогностики. Оно позволяет на строго количественной основе выявить характер связей между отдельными элементами рынка и теми факторами, которые влияют на его развитие. Что особенно важно – математические модели дают возможность наблюдать, как станут развиваться события при тех или иных начальных допущениях
При экономико-математическом моделировании спроса может также использоваться группа методов – экспоненциальное сглаживание и прогнозирование, основанные на использовании уже сделанных прогнозов тенденций развития спроса и самых последних данных о продаже товаров.
Математические методы помогают вскрыть количественные явления и взаимосвязи. Но они лишь продолжение экономического анализа, конечный результат в первую очередь зависит от выбора базисного периода, отбора факторов, от того, правильно ли определена степень устойчивости явления.
Нормативный метод основан на использовании показателей рекомендуемого уровня потребления материальных благ и применяется как основной инструмент среднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса в целом по стране. С помощью данного метода рассчитывают либо сроки достижения норм рационального потребления (исходя из фактически сложившихся среднегодовых темпов потребления этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимых для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. Обычно расчеты проводятся параллельно. Первый имеет большое значение для среднесрочных, а второй для долгосрочных прогнозов, являясь целевой установкой.
Сложность заключается в разработке самих нормативных показателей. Рекомендуемые нормы потребления продуктов питания основаны на физиологических потребностях организма в белках, жирах, углеводах, витаминах.
Рекомендуемые уровни потребления непродовольственных товаров могут разрабатываться, например, на основе опросов представительных групп потребителей.
При применений метода экспертных оценок ставится задача выяснить мнение специалистов торговли, промышленности или покупателей о тех или иных товарах и на основе этого выявить тенденции развития спроса на товары народного потребления. Использование метода экспертных оценок позволяет осуществить расчеты объемов и структуры спроса, потребностей в товарах по широкому кругу позиций ассортимента в условиях, когда другие методы не могут быть применены из-за отсутствия необходимой информации. С помощью экспертных оценок можно получать информацию о состоянии и перспективах развития спроса в форме, наиболее удобной для коммерческих работников.
Методы экспертных оценок – это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации. В практической деятельности по изучению и прогнозированию спроса метод экспертных оценок может быть использован для решения следующих задач: 1) Разработка средне- и долгосрочных прогнозов групповой структуры спроса на товары народного потребления. 2) Прогнозирование внутригрупповой (в развернутом ассортименте) структуры спроса на предстоящий хозяйственный год. 3) Определение групп потенциальных потребителей. 4) Оценка величины неудовлетворенного спроса по группам, видам и разновидностям товаров.