Механизм государственного регулирования экономики и направления повышения его эффективности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящего исследования является обоснование теоретико-методологических основ механизма государственного регулирования экономики с учетом влияния наиболее значимых факторов и выявление на этой базе направлений повышения эффективности государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- раскрыть понятие государственного регулирования экономики;
-исследовать эволюцию регулирующей функции государства;
-охарактеризовать механизм государственного регулирования экономики;
-оценить значение государственного регулирования экономики;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 440.08 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что содержание регулирующей функции государства и условия выполнения регулирующих программ существенно различаются в зависимости от характера экономических отношений на разных исторических этапах общественной жизни. Обоснование сущности механизма государственного регулирования, выявление его основных составляющих дает возможность определить основные направления действий государства для эффективного регулирования экономики страны.

Обозначенные теоретические и практические вопросы весьма актуальны и определили выбор и цели исследования.

Целью настоящего исследования является обоснование теоретико-методологических основ механизма государственного регулирования экономики с учетом влияния наиболее значимых факторов и выявление на этой базе направлений повышения эффективности государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

- раскрыть понятие государственного регулирования экономики;

-исследовать эволюцию регулирующей функции государства;

-охарактеризовать механизм государственного регулирования экономики;

-оценить значение государственного регулирования экономики;

-представить методологию определения эффективности государственного регулирования экономики;

-произвести компаративный  анализ государственного регулирования  экономики;

- предложить пути совершенствования механизма государственного регулирования экономики.

Предмет исследования – отношения по поводу государственного регулирования рыночной экономики и механизма государственного регулирования экономики и направления повышения их эффективности.

Объект исследования – механизм государственного регулирования экономики России.

В экономической литературе при существовании различных точек зрения на функции, выполняемые государством в сфере экономического регулирования, выделим работы Т. Вебера, Дж. Кейнса, А. Маршалла, Фр. Пегу, А. Пигу, А. Смита, Ф. Хайека.

Теоретической и методологической основой настоящего исследования послужили фундаментальные результаты, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых, в области государственного регулирования экономики. Методология исследования базируется на принципах системного подхода, объединения идей синтеза и анализа для статистических действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы исследования механизма государственного регулирования экономики

 

    1. Эволюция содержания регулирующей функции государства и механизма государственного регулирования экономики.

 

По мнению Б. А. Райзберга «государственное регулирование экономики воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике».

Современный экономический словарь приводит два основных определения понятия « государственное регулирование экономики»:

1.        Государственное  регулирование экономики - это воздействие  государства на деятельность  хозяйствующих субъектов и рыночную  конъюктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

2.        Государственное  регулирование экономики представляет  собой целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или  изменение экономических явлений и их связей.

В философском энциклопедическом словаре механизм понимается как «система движений или событий, а также устройство или приспособление в котором и посредством которого совершаются эти движения, определяемые законами природы».

В настоящее время в определении сущности экономического механизма сложились два основных подхода: функциональный и структурный. Первый подход преобладает в зарубежной экономической литературе, в котором любой экономический механизм есть функция зависимости одних явлений от других. Второй подход характерен для отечественной литературы. В нем экономический механизм рассматривается как структура связанных и форм, явлений, методов. Однако, на наш взгляд, представляется целесообразным рассматривать механизм государственного регулирования экономики как совокупность как функционального, так и структурного подходов.

Проследим эволюцию механизма государственного регулирования экономики на разных исторических этапах. Первые попытки осмысления государственного регулирования экономики уходят корнями к античной общественной мысли. Самые первые попытки государственного вмешательства в экономику были связаны с Судебником царя Хаммурапи (XVIII в.  до н. э.), в котором уже определялись сроки действия некоторых сделок, определялась плата за наемный труд и т. д.  В произведении «Законы» Платон утверждает о необходимости поддержания наименее обеспеченных граждан государством. Диалектиан (III-IV в. в. до н. э.), римский император, осуществил реформы, согласно которым регулировалось поведение продавцов на рынке, устанавливались твёрдые цены и твёрдые зарплаты.  Таким образом, уже мыслители древнего мира предлагают идею использования регулирующей функции государства.

В XV – XVII  веках, когда активно шло становление рыночных отношений, возникла первая буржуазная экономическая школа меркантилистов, выражавших интересы купеческого капитала (Томас Мен ). Идеи меркантилистов, которые превыше всего ставили накопление денег и положительный торговый баланс, исходили из необходимости государственного регулирования торговли и мануфактурной промышленности в стране. Учение меркантилистов  предоставляло государству неограниченную власть в экономической сфере. Новые формы промышленности требовали поддержки, но когда они выросли и окрепли, система регламентации и опеки стала для них обременительной и вызвала протест. В таких условиях необходимой предпосылкой прогресса должно было стать сужение сферы деятельности государства, ограничение его вмешательства в экономическую жизнь, что нашло свое отражение в учении физиократов. Их доктрина была оценена современниками одним словом – «свобода».

Представители более позднего периода – физиократы (Франсуа Кенэ, Анн Робер Тюрго) не разделяли мнения меркантилистов, согласно их принципу, свобода торговли – необходимое условие развития государства. Главная забота государства, с точки зрения физиократов, - защита так называемого естественного права, основой которого является частная собственность. «Государство не должно мешать действию законов, создающих естественный порядок, наиболее выгодный человеческому роду, устанавливающих естественное право всех людей. Эти вечные, неизменные законы подчиняют себе всякого разумного человека».

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита и Давида Рикардо в классической политэкономии. Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Давид Рикардо продолжил теорию А. Смита немного, доработав её, утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда затраченного на его изготовление; прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего, его учение-основа утопического социализма. Однако, не отрицалась прерогатива государства в собирании налогов, но, по их мнению, фискальная функция – не  главная деятельность государства. Представители этой школы были уверены в безграничных возможностях рынка. «Эта точка зрения присутствовала и у более поздних теоретиков, маржиналистов «первой волны» (К. Менгер, У. С. Джевонс)».

Итак, на основании анализа, можно отметить, что мыслители древнего мира и периода 17-19 веков понимали значение ГРЭ и его механизма, вместе с тем имелась и другая позиция, согласно которой радикальной вмешательство государства в экономику считалось негативным. В современных подходах к ГРЭ наблюдается тенденция к продолжеию либеральных направлений.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государсвенного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние экономического спроса на поток инвестиций и на формирование национального дохода.

«Джон Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии". Вместе с тем ряд теоретических положений Кейнс заимствовал из арсенала классической политической экономии А.Смита и Д.Ридардо, а также из экономической теории марксизма»

В рамках монетарной теории (Милтон Фридман), которая принадлежит к течению экономического либерализма, на первую позицию выходит тезис о головной роли финансовой системы, в частности оранизации и контроля со стороны государства денежного обращения. М. Фридман к основным действиям государства относит «регулирование рыночной экономики через регулирование денежной массы, при этом последняя не должна увеличиваться более, чем на 3,5% ежегодно, сопровождаясь сокращением государственных расходов, повышением ставки банковского процента и минимизацией зарплаты»

Данный исполнились рядом валютно-финансовых организаций в конце XX –начале XXI веков.  

Обобщая накопленный исторический опыт в области государственного регулирования экономики, можно констатировать, что в настоящее время достаточно четко обозначились два подхода государственного регулирования экономики. Первый, либерально-консервативный,  выдвигает идею, согласно которой стабилизация хозяйственной обеспечивается при относительно невысоких темпах экономического роста. Здесь главной целью является стабильность экономики, поэтому это положение связано с высокоразвитыми странами. Второй подход характерен для развивающихся экономик. Здесь приоритет отдается экономическому росту, а механизм государственного регулирования экономики вытекает из его планируемого роста.

 

1.2 Сущность и структура регулирующей функции государства

 

Совершенствование механизма ГРЭ проявляется в видоизменении соответствующих функций, представляющих собой некоторую совокупность действий, направленных на достижение определенных целей, стоящих перед государством. Все функции, через реализацию которых государство проявляет свою сущность и социальное предназначение, соотносятся с условиями, в которых оно вынуждено функционировать. Эволюция экономической функции государства, безусловно, связана с приданием ей характера выраженных регулирующих действий, имеющих несомненную специфику в условиях рыночных отношений. Определяется разумное соотношение между государственным регулированием экономики и саморегулированием, присущим рынку, имеется ввиду отход от тотального регулирования в рамках командно-административной системы. Определяется уровень  централизации и децентрализации в управлении экономическими процессами, а также формирование эффективного механизма регулирования в условиях многообразия форм собственности.

Обобщив результаты исследований, анализ осуществляемых на практике действий как в течение процесса развития общества, так и реализуемых в настоящее время, позволяет выделить шесть основных подфункций, которые могут рассматриваться как вполне самостоятельные, а их совокупность – как характеристика взаимоувязанного действия по регулированию современной экономики. К ним относятся:

1. Правовая, суть которой сводится к проведению государством выверенной конкурентной политики, в том числе с целью регламентации действий монополий в интересах большинства населения. Важные составляющие этой подфункции: защита прав собственности (включая интеллектуальную), меры административного и уголовного законодательства.

2. Стабилизационная, обусловленная, в том числе, возможными «провалами рынка», предусматривающая выравнивание последствий, включая аномальные, при циклических перепадах производства.

3. Протекционистская (защитная), направленная на развитие важнейших отраслей национальной экономики.

4. Хозяйственная, регламентирующая государственные имущественные интересы, производство товаров общественного значения.

5. Перераспределительная, направленная удовлетворение хотя бы самых необходимых потребностей малообеспеченных слоев населения при одновременном не подавлении предпринимательской активности бизнеса.

6. Социальная, которая в  явном виде стала выделяться  в 60-е годы XX

века в связи с растущей социализацией производства на основе акционирования, все большего объединения индивидуальных и общественных начал в процессе выпуска товаров.

Структура регулирующей функции представлена на Рис.1(Приложение).

 

1.3 Функциональное и структурное содержание механизма государственного регулирования экономики

 

Необходимым условием эффективности государственного регулирования основных состояний различных объектов является достижение взаимоприемлемого общего интереса, включающего, в первую очередь, интересы большинства населения. Если необходимый результат не достигается, добавляется число регулирующих подфункций, усиляется (ослабляется) какой-либо, параметр, определяющий подфункцию. Одновременно необходимо выяснить, как организуется при заданном множестве подфункций регулирование состояний в динамике функционирования всего объекта. Наряду с возможным изменением параметров регулирования возникает необходимость определить как именно должен работать механизм государственного регулирования. Существенным в функциональном содержании механизма ГРЭ является следующее:

Информация о работе Механизм государственного регулирования экономики и направления повышения его эффективности в России