Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 21:04, курсовая работа
Целью работы является исследование монополий и антимонополистических действий в экономике России. Рассмотреть варианты изменений на примерах крупнейших монополистов России. Следовательно, нам необходимо решить такие задачи как:
Определить сущность понятия монополия
Выявить признаки и типы монополий
Рассмотреть историю, и перспективы развития естественных монополий и антимонополистической деятельности в России.
Определить основные пути решения этой проблемы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Сибирский государственный
аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
______________________________
(институт, факультет, филиал)
______________________________
(кафедра)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине____________________
______________________________
на тему: ______________________________
______________________________
Руководитель:
Дата сдачи: «_____»________20___г.
Дата защиты: «____»_________20__г.
Оценка:__________________
Красноярск 20___ г.
Содержание
Введение
В странах с рыночной экономикой тема монополий является одной из самых важных. Потому что от их действий зависит жизнь общества и его благосостояние. Для того что бы обеспечивать высокий уровень жизни в страны и стабильность экономики , нужно учитывать фактор «естественных монополий». То есть нужно правильно регулировать действия этих субъектов. А в России не стабильное и шаткое социальное и экономическое состояние.
Монополии всегда изменчивы, они могут расширяться, сужаться, или вовсе исчезать, в зависимости от спроса на данный товар или других причин. Бесконтрольное действие и развитие монополий может привести к неблагоприятным последствиям (ухудшение экономического состояния страны, завышение цен и т.д.). Поэтому постоянное исследование естественных монополий и их изменения является необходимым.
Проблема монополий в России носит наиболее более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент переделать и заставить работать по рыночным правилам
Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.
Ученые работавшие над этой темой
Целью работы является исследование монополий и антимонополистических действий в экономике России. Рассмотреть варианты изменений на примерах крупнейших монополистов России. Следовательно, нам необходимо решить такие задачи как:
Предметом изучения будет являться реформирование монополий в РФ. Объектом изучения является естественная монополия в России.
Глава 1.
Определение понятия монополии.
Монополия (от греческого monos – один, poleo – продаю) – это исключительное право государства, предприятия, организации, торговца (т. е. принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной деятельности. Монополия является прямой противоположностью конкурентному рынку.
По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.
Нередко под монополией понимается определенная структура рынка, где присутствует абсолютное преобладание единоличного поставщика или продавца.
Чистая монополия, как и совершенная конкуренция, является абстракцией. Потому что, практически не существует продуктов, не имеющих заменителей, и редко когда на мировом рынке имеется только один продавец определенного продукта. Но на примере замкнутых рынков (маленький город), мы можем наблюдать явление чистой монополии
Характерные чертами монополии являются:
Адам Смит писал «Цена монополии во всех случаях является самой высокой из тех, которые можно выжать из покупателей или которые, как предполагается, они согласятся заплатить».
Монополия означает потерю экономического равноправия покупателя и производителя, т. е. производитель вынуждает покупателя переплачивать за товары.
Чтобы получить максимальную прибыль, монополист также использует неценовые факторы воздействия на рынок(реклама, улучшение внешнего вида товара и т.д. )Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому монополисты научились возводить барьеры на вход в контролируемые рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
Типы барьеров:
Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название “государственных монополий”
В некоторых случаях рождение монополии оказывается практически неизбежным по сугубо объективным причинам. Такие монополии называют обычно естественными. Поскольку порождающие их барьеры естественны, то есть закономерно присущи определенному рынку.
Такие барьеры возводятся самими фирмами-монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране.
Спрос на продукт монополиста.
Кривая спроса вы выпуск продукции совпадает с наклоненной вниз кривой рыночного спроса. Поэтому монополист наблюдает за реакцией покупателей на цену, когда устанавливает ее на свой продукт.
Монополист может установить цену своего товара, или его количество предлагаемого на продажу за определённый промежуток времени.
Монопольное предложение.
Как уже говорилось монополист сам устанавливает цену на свой товар. Монополия может выбрать ту цену, которая будет максимизировать ее прибыль, и давать покупателям права выбора, сколько покупать товара. Получается что невозможно дать определение кривой спроса. Фирма сама решает сколько ей производить, полагаясь на информацию о спросе на продукт. Если такая информация есть ,то фирма будет то фирма назначит такой выпуск при котором предельный доход будет равняться предельным издержкам.
Предельный доход монополиста
Кривая спроса на продукт монополиста направлена вниз, при увеличения количества товара он вынужден понижать цену. Предельный доход дополнительных продаж монополиста, всегда меньше чем цена.
Монопольная цена
Т.к. монополист сам устанавливает цену на свой товар, то появляется новая разновидность цены которая называется «Монопольной ценой». Она устанавливается предпринимателем, который занимает монопольное положение на рынке, это приводит к уменьшению конкуренции и к нарушениям прав потребителя. Плюс ко всему эта цена рассчитана на получение сверхприбыли.
Монопольная цена сильно отличается от точки рыночной цены, которая устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения.
Различают монопольную низкую и высокую цену. Первую устанавливает монопсонист по отношению к мелким производителям, которые не умеют права выбора. А вторую устанавливает монополист по отношению к покупателям, которые тоже не имеют права выбора.
Но, как показывает опят удержать такую цену в течение долгого времени невозможно. Сверхприбыль притягивает много новых конкурентов, которые ломают монополию. Но нужно помнить о том, что монополия может регулировать только производство, спрос она регулировать не в состоянии. Она вынуждена учитывать реакцию потребителей на изменение цен, следовательно монополизировать можно только то товар на который имеется неэластичный спрос. Но даже подорожание такой продукции может привести к уменьшению ее потребления.
В итоге у монополиста может быть только два выхода: можно применить небольшой дефицит для удержания высокой цены, или увеличить объем продажи, но уже по сниженным ценам.
Формы и виды монополий
Естественная.
Отрасль в которой монополист минимизирует долгосрочные средние издержки, где проникновение новых производителей(конкурентов) приводит к падению эффективности производства, за счет исчезновения эффекта масштаба. т.е. Деятельность одного производителя наиболее успешна, из-за наличия фактора экономии от масштаба, который обеспечивал рост производства.
Для такой отрасли наиболее эффективным является такой масштаб производства, который находится очень близко к количеству выпуска, по которому предъявляется спрос при любой цене товара.
Хозяйствующий субъект, занимающийся производством товаров в условиях естественной монополии, является субъектом естественной монополии.
К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования, который предоставляют услуги населению: коммунальное обслуживание, железнодорожный транспорт и т.д.
Существует 2 типа естественных монополий:
1)природные монополии. Появление таких барьеров происходит из-за барьеров для конкуренции, которые создала природа. Например, фирма, геологи которой обнаружили месторождение полезных ископаемых и которая купила права на эту земля, может быть монополистом. Следовательно, никто другой не сможет использовать это месторождение (закон защищает права собственности, даже если он монополист).
2)технико-экономические монополии. Такие монополии для появления, которых были либо технические, либо экономические причины, связанные с проявлением эффекта масштаба. Такими крупномасштабными монополиями обычно являются транспортные и энергетические, где масштаб подталкивает к увеличению размеров фирмы ради снижения затрат на производство товаров. Появления в таких отраслях вместо одной крупнейшей фирмы, несколько меньшего размера может привести к увеличению затрат на производство.
С. Фишер дает другое определение естественной монополии. Если производство любого объема продукции одной фирмы обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной монополией.
Административная монополия.
монополия, защищенная нормативно-правовыми актами, т.е. ее появлению способствовали не рыночные, а административные барьеры. Такие монополии, обычно, существуют, когда государство закрепляет за собой монопольное право производить и (или) продавать какую либо продукцию (допустим: военная техника, электроэнергия, алкогольная и табачная продукция и т.д.). К таким монополиям относятся фирмы, которые обладают патентом на производство какой-либо продукции, так как их монопольное положение защищает законодательство об авторских правах.