Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2014 в 11:37, реферат
Экономическая теория — понятие очень широкое, сложно дать точное определение науке, изучающей практически все явления, тенденции и процессы экономической составляющей жизни человека и общества. Многие ученые, занимающиеся этой наукой, давали ей свои определения. К. Маркс называл экономическую теорию наукой, изучающей капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, А. Смит — наукой, изучающей природу богатства
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Монополистическая конкуренция. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции………………………………………………..5
2. Место и роль малых предприятий в экономическом развитие общества…..7
3. Экономические блага. Общественный выбор и благосостояние населения…………………………………………………………………………12
Заключение……………………………………………………………………….18
Министерство образования и науки РФ,
ФГБОУ ВПО «Сибирская Автомобильно-Дорожная Академия, (СибАДИ)»
Кафедра «Общая экономика и право»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Экономическая теория»
Выполнил: студент I курса
Группа:
Преподаватель:
Омск-2014
Введение
Экономическая теория — понятие очень широкое, сложно дать точное определение науке, изучающей практически все явления, тенденции и процессы экономической составляющей жизни человека и общества. Многие ученые, занимающиеся этой наукой, давали ей свои определения. К. Маркс называл экономическую теорию наукой, изучающей капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена, А. Смит — наукой, изучающей природу богатства. По определению П. Самуэльсона, это наука, изучающая, как люди и общество осуществляют конечный выбор редкостных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения — например, машины и технические знания), чтобы изготавливать различные товары и распределять их для потребления. Существуют и более современные определения:
- экономическая теория — наука
о видах деятельности, связанных
с обменом и денежными
- экономическая теория — наука,
изучающая производственные
Экономическая теория изучает экономические категории и явления, присущие общественному производству независимо от общественно-экономической формации и рассматривает экономические закономерности общественного производства, денежных отношений и миро вой экономики в широком общечеловеческом плане. Экономическая теория изучает и объясняет процессы и явления экономической жизни, проникая в суть глубинных процессов, вскрывая законы и предсказывая пути их использования. По жалуй, это и отличает экономическую теорию от прочих экономических дисциплин, таких как маркетинг, менеджмент, технико-экономический анализ и др., изучающих экономические категории, процессы и явления с какой-либо одной стороны и с вполне определенной целью. Экономическая теория является основой всех остальных экономических наук, так как дает базовое представление об экономической жизни общества, определяет саму суть всех экономических понятий и явлений.
Благодаря своей глобальности и фундаментальности экономическая теория, наверное, как никакая другая экономическая наука, тесно связана с целым рядом учебных дисциплин — историей, политологией, статистикой, социологией, психологией, математикой. Она формирует и помогает рас крыть суть многих понятий, изучаемых вышеуказанными науками, и в то же время использует эти науки для изучения своего предмета.
Определение предмету экономической теории, так же как и самой науке, давали многие ученые. П. Самуэльсон предметом экономической теории считал повседневную деловую жизнь и деятельность людей, а также способы применения ограниченных производственных ресурсов для достижения поставленных целей. Дж. Робинсон считал, что предмет экономической теории — это поведение людей, имеющих определенные цели, в обществе с ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. Маржиналисты предметом экономической теории считали поведение индивидуумов и социальных институтов (фирм, групп, людей и т.д.), анализ методов и средств достижения ими своих целей. Представители кейнсианской школы — функционирование национальной экономики как единого целого.
Таким образом, предметом экономической теории в широком смысле являются экономические (производственные) отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления, независимо от экономической формации общества. Если же рассматривать вопрос более детально, то пред мет экономической теории — это все экономические явления и процессы, общие и частные экономические законы, влияющие на экономические явления, определяющие развитие производства и обмена материальных благ на различных этапах развития общества, хозяйственная деятельность общества, природа богатства, мотивация человеческой деятельности, общественные отношения между людьми, возникающие в различных формациях и обусловленные общественным строем производства.
Монополистическая конкуренция - это тип рынка несовершенной конкуренции, в рамках которого продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж. Продукция фирм на рынке монополистической конкуренции является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, то есть каждая из множества мелких фирм производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов.
Количество фирм на рынке может достигать 25, 40, 60 и т. д. Сюда относятся рестораны, пекарни, станции техобслуживания, производство зубной пасты, мыла, дезодорантов, стирального порошка, рынок лекарств, и др.
Рынок монополистической конкуренцией характеризуется следующими основными признаками:
В краткосрочном периоде поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции во многом аналогично поведению монополии. Так как товар данной фирмы отличается от товаров фирм-конкурентов особыми качественными характеристиками, которые нравятся определенной категории покупателей и достаточное число потребителей готово заплатить более высокую цену, то фирма может поднять цену своего товара без падения продаж.
Как и монополия, фирма несколько недопроизводит продукцию и завышает на нее цену. Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии тем, что фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров.
В долгосрочном периоде монополистическая
конкуренция аналогична соверше
Это происходит потому, что сокращение спроса сделало бы невозможным для фирм покрывать свои экономические издержки. Они выйдут из отрасли и переместят свои ресурсы в более выгодные предприятия. В результате кривые спроса и предельного дохода, оставшихся на рынке продавцов сместятся вверх. Выход фирм из отрасли будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнуто новое равновесие.
Место и роль малых предприятий в экономическом развитие общества
Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.
Малый бизнес - это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность, совокупность мелких и средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое предприятие.
Малое предпринимательство - с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой - сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).
Так предпринимательская деятельность как малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.
Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные предприятия и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого предпринимательства наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.
Присущие малому предпринимательству гибкость и высокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.
Так малое предпринимательство - сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ доступных публикаций показывает, что в развитых рыночных экономиках, и в условиях постсоциалистических народно-хозяйственных комплексов осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т.п.
В целом государства в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), - везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.
Малое предпринимательство играет в экономике любой страны довольно большую роль. Оно является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.