Монополия и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему как «Конкуренция и монополия».

Рассмотрим такое понятие как «конкуренция», включающее в себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по экономической теории .doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

             Любая  попытка  исследовать   отдельную  отрасль   экономики   была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много.  Следовательно, мы  ставим  более  реалистичную  цель  -  определить  и  обсудить  несколько основных рыночных структур., или моделей. Поступая так,  мы  познакомимся  с наиболее общим способом, которым определяются цены и  объем  производства  в большинстве типов рынка, которые характеризуют нашу экономику.

         Экономисты  различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации;

         • чистую конкуренцию;

         • чистую монополию;

         • монополистическую конкуренцию,

         • олигополию;

         Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо  от  того,  является  продукция  стандартизированной  или дифференцированной и  насколько  легко  или  трудно  новым  фирмам  войти  в отрасль.

         В данной курсовой работе мы рассмотрим такую тему  как  «Конкуренция  и монополия».

         Рассмотрим  такое  понятие  как  «конкуренция»,   включающее   в   себя совершенную и несовершенную конкуренцию, рассмотрим и проанализируем  виды несовершенной конкуренции. Изучим содержание рыночной конкуренции.

         Рынок является совершенно конкурентным, если все продавцы в  отрасли  - совершенно конкуренты и имеется много покупателей, каждый из которых хорошо информирован  о  ценах  продавцов  и  которые  малы  относительно  рынка  и действуют независимо. 

Все продавцы на рынке будут совершенными, если

    a. каждый их них мал относительно  рынка в целом

    b.  продукция является однородной

    c.  покупатели хорошо информированы о ценах продавцов

    d.  продавцы действуют независимо  друг от друга

    e.  фирмы могут свободно выходить  из отрасли и входить в отрасль.

         Рынки, на которых либо покупатели, либо  продавцы  принимают  в  расчет свою способность воздействовать на  рыночную  цену,  являются  несовершенно конкурентными.

         Отдельным   видом несовершенной конкуренции является монополия:

         Монополия представляет собой крайний случай несовершенной  конкуренции, где имеется один продавец и отсутствует возможность вхождения других.

              Так как монополия оказывает негативное влияние на экономику  рассмотрим такое понятие как антимонопольное регулирование.

              Антимонопольное регулирование  включает в себя:

           • административный контроль  над монополизированными рынками,

           • организационный механизм,

           • антимонопольное законодательство.

         Три     основных    дефекта    дают    экономическое     оправдание

         государственного    регулирования:    монопольная    власть,    внешние

         факторы и несовершенная информация.

         На  мой взгляд, полезно время от времени проводить различие, сравнение и взаимосвязь между конкуренцией и монополией и особенностями других основных моделей  рынка:  чистой  монополией,   монополистической  конкуренцией и олигополией. 
 
 

  1. Монополия и рыночная власть.

         В 1933 году в результате выхода в свет работ «Теория монополистической конкуренции» (Эдуард Чемберлин) и «Экономическая теория несовершенной конкуренции» (Джоан Робинсон) мир заговорил о несовершенной конкуренции. В этих работах были исследованы новые условия рынка.

         Последняя предполагает функционирование на рынке одной или нескольких крупных фирм, производящих основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии (один продавец) и мо-нопсонии (один покупатель), когда отдельный рыночный субъект занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара. Определяющим при этом являются не размеры предприятия, а его доля в объеме рынка. Существуют три модели несовершенной конкуренции: монополии, олигополии, дифференциации продуктов или монополистической конкуренции.

         Монополия (от греч. «моно» — один и «полео» —  продаю) — исключительное право  государства, предприятия, организации, торговца (т.е. принадлежащие одному лицу, группе лиц или государству) на осуществление какой-либо хозяйственной  деятельности. По своей природе монополия выступает силой, подрывающей свободную конкуренцию, стихийный рынок.

         В разных странах  и в различные исторические периоды  в экономике возникают различные  виды монополий:

         •  естественная монополия, которой обладают собственники и хозяйствующие субъекты, имеющие в своем распоряжении редкие и свободно не воспроизводимые элементы производства (редкие металлы, землю и др.);

         •  искусственная монополия, сосредоточивающая в отдельных руках производство и рынок сбыта какого-либо продукта. Она имеет случайную, устойчивую и всеобщую формы. Случайная форма возникает неожиданно, когда появляется исключительная возможность производить и продавать товар при лучших условиях производства и при временном благоприятном соотношении спроса и предложения. Устойчивая монополия возникает у крупнейших предприятий с захватом рынков сбыта в конце XX в. Известны такие формы устойчивых монополий, как пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты. Эти монополии возникали в какой-либо одной отрасли хозяйства. Однако появлениев одной отрасли избыточного капитала, неспособного приносить высокую прибыль, привело к образованию устойчивых монополий в различных отраслях (комбинированные тресты, концерны, конгломераты). Всеобщая форма монополий появилась во второй половине нынешнего столетия, когда на большинстве рынков объединения предпринимателей совместно или с помощью государства становятся основными либо покупателями, либо продавцам

         Появление монополий  явилось результатом концентрации производства (укрупнения производства за счет дополнительно вовлекаемого капитала) и централизации производства (слияния мелких и средних предприятий в единое крупное). Это слияние может происходить по-разному: либо путем поглощения в процессе конкурентной борьбы одним предприятием других (а именно скупки за бесценок предприятий разорившихся конкурентов), либо путем создания акционерных обществ. Свободная конкуренция достигла своего расцвета к 50—70-м годам XIX столетия, монополии в то время только зарождались, были очень непрочны и быстро распадались. В период промышленного подъема 1895—1910 гг. и кризиса 1900—1903 гг. монополия становится основой всей хозяйственной жизни крупных государств.

         Как экономическое  явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем  мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. В XX столетии они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.

         1.2.

Самым крупным  случаем  несовершенной  конкуренции  является  монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность  вхождения  в него других. Например до начала 80-х годов компания «Объединение прииски Де Бирс»  фактически  контролировала  все   источники   поставок   алмазов   в некоммунистическом  мире,  В  качестве  других  примеров   можно   привести монополию «Полароид» на моментальную  фотографию,  единственный  бакалейный магазин в  уединенном  маленьком  городе  и  владельцев  подавляющей  части

каналов местного кабельного телевидения.

     В  реальной жизни монополия - это  всегда вопрос меры власти  над  рынком. Можно  было  бы  утверждать,  что каждый   бакалейный   магазин   является монополистом, поскольку не  существует  даже  двух  магазинов  с  абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов.  Однако  такой  подход  к  рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным,  так  как  цены, назначенные одним магазином,  влияют  на  спрос,  с  которыми  сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист  не  имеет таких идентифицируемых соперников.

    Поскольку  монополист является единственным поставщиком  некоего  товара или вида услуг, цена, которую он получает за  свою  продукцию,  определяется рыночной кривой спроса на его продукцию.

    Продавец  обладает монопольной властью  (или властью над рынком), если  он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема  выпуска.

     В  условиях совершенной конкуренции  не существует никаких препятствий   к вхождению в рынок новых производителей. С другой  стороны,  на  монопольных рынках   существуют   барьеры   вхождению,   которые   делают   невозможным проникновение на рынок любого  нового  продавца.  В  силу  этого  монополия может иметь значительный приток прибыли. 

     Монополистическая  конкуренция 

    Как   подразумевает   само   название,   монополистической   конкуренции

свойственны черты   и  монополии,   и  совершенной  конкуренции.  Как  и  в

условиях монополии, каждая фирма производит продукцию,  которую  покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов,  однако  здесь  имеет место  и  конкуренция,  поскольку  множество  других  продавцов  предлагают близкие, хотя  и  не  полностью  взаимозаменяемые,  продукты.  По  существу монополистическая  конкуренция   -   это   совершенная   конкуренция   плюс дифференциация продукции.

    Рынок  характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.

    В  условиях монополистической конкуренции,  как и в условиях  совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в  рынок  новых  фирм.  Но поскольку  барьеры  вхождения   отсутствуют,   фирмы   в   монополистической конкуренции  не   рассчитывают   на   получение   значительной   прибыли   в долгосрочном периоде. 

      1. Особенности рыночной власти в условиях олигополии.

Олигополия     подразумевает     наличие     нескольких      продавцов.

Олигополистический  рынок -  это  такой  рынок,  на  которой  большая  часть

выпускаемой продукции производится горсткой крупных  фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на  весь  рынок  своими собственными  действиями.  Автомобильная,  сталелитейная  промышленность  и отрасль  по   производству   крупяных   изделий   для   завтрака   являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как  и  при монополии,  но  цена  определяется   действиями,   предпринимаемыми   всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции.  Это  обусловливает  большую сложность решений олигополистов по сравнению с  решениями  фирм  на  других типах рынков.

     Если дифференциация продукции  возможна, фирмы должны  побеспокоиться  о дизайне и рекламе продукции.

    Олигополия  занимает  промежуточное   положение   между   монополией   и конкуренцией и в другом  аспекте.  В  условиях  когда  конкуренция  является совершенной,  барьеры  вхождения  в  рынок  отсутствуют,  а   монополия   не оставляет возможности для проникновения других фирм.  На  олигополистических рынках обычно существует  некоторые  барьеры  вхождения,  но  они  не столь жестки для  того,  чтобы  сделать  его  абсолютно  невозможным.  Чем  слабее барьеры, тем белее вероятно, что отрасль,  в  которой  продавцы,  занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать  новые  фирмы, и, следовательно, тем ниже будет прибыли в отрасли в долгосрочном периоде. 
 

         Олигополии используют новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовую конкуренцию. В этом случае борьба идет на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, использования маркетинга, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов.

Информация о работе Монополия и рыночная власть