Налоговая система: сущность, структура, противоречия.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение 3

1 Налоговая система России, её сущность и структура 5

1.1 Сущность и основные принципы построения налоговой системы в экономике России 5

1.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации 6

1.3 Основные налоги, собираемые на территории России……………………………………...12

2 Налоговая реформа в России…………………………………………………….20

2.1 Пути реформирования налоговой системы………………………………...23

2.2 Пути реформирования правовой базы налоговой системы………………...23

3 Противоречия и перспективы развития налоговой системы России………….26

3.1 Противоречия действующей налоговой системы России………………….26

3.2 Основные группы проблем правовой базы налоговой системы…………...26

3.3 Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации...28

3.4 Нестабильность налоговой системы России…………………………………29

3.5 Налоговая система и кризис в России………………………………………………...30

Заключение 33

Список используемой литературы 35

Приложения 36

1

Вложенные файлы: 1 файл

МинистерствоПередел( норм).doc

— 239.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа

по экономической теории

Тема: Налоговая система: сущность, структура, противоречия.

Налоговая реформа в России.

 

 

 

Содержание.

Введение              3

1 Налоговая система России, её сущность и структура              5

1.1 Сущность и основные принципы построения налоговой системы в экономике России              5

1.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации              6

1.3 Основные налоги, собираемые на территории России……………………………………...12

2 Налоговая реформа в России…………………………………………………….20

2.1 Пути реформирования налоговой системы………………………………...23

2.2 Пути реформирования правовой базы налоговой системы………………...23

3 Противоречия и перспективы развития налоговой системы России………….26

3.1 Противоречия действующей налоговой системы России………………….26

3.2 Основные группы проблем правовой базы налоговой системы…………...26

3.3 Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации...28

3.4 Нестабильность налоговой системы России…………………………………29

3.5 Налоговая система и кризис в России………………………………………………...30

Заключение              33

Список используемой литературы              35

Приложения              36

1

 


 

Введение.

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.

Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.

До перехода к рыночным отношениям, в условиях централизованной плановой экономики, налоговая система в нашей стране практически отсутствовала. Существовавшие ее отдельные элементы представляли интерес исключительно лишь для узкого круга специалистов-профессионалов. При этом в СССР одной из целей экономической политики государства было провозглашено построение первого в мире государства без налогов, что не могло не привести к негативному, пренебрежительному отношению большинства членов к налогам как таковым.

В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Созданная в 1992 г. в результате копирования западных, прежде всего германской, моделей, налоговая система России на первых порах представляла собой многоступенчатую, сложную и нередко недостаточно ясную систему налогообложения, к тому же подверженную частным и не всегда продуманным изменениям. С момента создания налоговой системы в России был принят пакет законопроектов налоговой системы.

1

 


Среди них:

     «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»,

     «О налоге на прибыль предприятий и организаций»,

     «О налоге на добавленную стоимость» (введён с 01.01.92) и другие.

Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Принятые и действовавшие на протяжении почти десятилетия налоговые законы зачастую не были актами прямого действия. Их применение сопровождалось функционированием многочисленных нормативных документов, издаваемых органами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном, и муниципальном, уровнях, продолжавших действовать до вступления в силу в полном объеме Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Начатая в 1998 г. с принятия части первой НК РФ налоговая реформа к настоящему времени практически завершена. В 2004 г. приняты законы, отменяющие действие закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» и установившие налоговую систему Российской Федерации.

В данной курсовой работе раскрыты сущность и структура налоговой системы, выделены её основные противоречия и пути её реформирования.

1

 


 

1 Налоговая система России, её сущность и структура.

 

«Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему» [3].

 

1.1 Сущность и основные принципы построения налоговой системы в экономике России.                       

Для того, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны и заключаются в следующем: уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа, т.е. обязательность уплаты налогов.

Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в  свою очередь к нестабильности и ещё большей

противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе   есть   и положительные моменты.

На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах: приоритетное направление по налоговым изъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). В условиях рыночной экономики такое явление -анахронизм - требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан.

Достаточно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший - прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.

Создание разветвлённой системы федеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинение входящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которых является обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные. Наличие широкого перечня разнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулирование производства.

Разработаны и утверждены жёсткие санкции за различные нарушения налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

Установлена              обязательность              постановки              всех  субъектов

предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт в налоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

Определена первоочерёдность направления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов,  по  сравнению  с  остальными расходами предприятия.

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Для более детального рассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

Налоговое бремя - это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика.

Итак, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользу общества определённой части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВП и составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

 

 

1.2 Структура действующей налоговой системы Российской Федерации.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные, региональные и местные.  Федеральные

налоги взимаются по    всей    территории   России.    В    настоящее   время   к федеральным относятся следующие налоги:

а)              налог на добавленную стоимость;

б)              акцизы на отдельные группы и виды товаров;

в)              налог на доходы банков;

г)              налог на доходы от страховой деятельности;

д)              налог от биржевой деятельности;

е)              налог на операции с ценными бумагами;

ж)              таможенные пошлины;

з)              отчисления из производства материально-сырьевой базы, зачисляемые в
специальный внебюджетный фонд РФ;

и) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республик в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусматриваемых законодательными актами РФ;

к) подоходный налог с физических лиц;

м) налоги, служащие источниками, образующие дорожные фонды;

н) гербовый сбор;

о) государственная пошлина;

п) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

р) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образовываемых на их основе слов и словосочетаний;

с) налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженных в иностранной валюте.

Все суммы поступлений от налогов указанных в подпунктах "а"-"ж" и "р" зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах "к" и "л"являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, в областной бюджет автономной области, в окружные бюджеты автономных округов и в бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.

Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах «н» - «п» зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом при утверждении

соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом. Федеральные налоги (в т.ч. размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются   на  всей   её территории.

Суммы поступлений от налога, указанного в подпункте «с» зачисляются в соответствующие бюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации об этом налоге.

К налогам республик в составе РФ и налогам краёв, областей, автономных областей, автономных округов относятся:

а)              налог на имущество предприятий, сумма платежей по налогу равными
долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, в
краевые, областные бюджеты краёв и областей, в областной бюджет
автономной области, в окружные бюджеты автономных округов и в районные
бюджеты районов, в городские бюджеты городов по месту нахождения
плательщиков;

б)              местный доход;

в)              плата  за   воду,   забираемую    промышленными    предприятиями    из
водохозяйственных систем;

г)              республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги,   указанные   в   подпунктах   «а»,   «б»   и   «в»,   устанавливаются

законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей её территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.

Сборы, указанные в подпункте «г», Зачисляются в республиканский бюджет
республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты
краёв и областей, в областной бюджет автономной области, в окружные
бюджеты автономных округов и используются целевым назначением на
дополнительное финансирование образовательных учреждений. Ставки этого
сбора не могут превышать размера одного процента от годового фонда
заработной              платы    предприятий,    учреждений    и    организаций.    Они

устанавливаются законодательными актами республик в составе Российской Федерации, решениями органов государственной власти краёв, областей, автономной области и автономных округов.

К местным относятся следующие налоги:

а)              налог на имущество физических лиц, сумма платежей по налогу
зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта
налогообложения;

б)              земельный налог, порядок зачисления поступлений по налогу в
соответствующий бюджет определяется законодательством о Земле;

в)              регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся
предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется в бюджет по
месту их регистрации;

г)              налог на строительство объектов производственного назначения в
курортной зоне;

д)              курортный сбор;

е)              сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими
(без районного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими
органами исполнительной власти; сбор уплачивается путём приобретения
разового талона или временного патента и полностью зачисляются в
соответствующий бюджет;

ж)              целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций
независимо от их организационно - правовых форм, на содержание милиции,
на благоустройство территорий и другие цели. Ставка сборов в год не
может превышать размера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной
месячной оплаты для физического лица, а для юридического лица - размера
1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя из
установленного Законом размера, минимальной месячной оплаты труда.
Ставки в городах и районах устанавливаются соответствующими органами
государственной власти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на
собраниях и сходах жителей;

з)              налог на рекламу: уплачивают юридические и физические лица,
рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости
услуг по рекламе;

и) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; налог устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;

к) сбор с владельцев собак, его вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год;

л) лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц - 50 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда год, с физических лиц - 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера, балы, гуляния и другие мероприятия - половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый день торговли;

м) лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей, сбор вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты;

н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья;

о) сбор за парковку автотранспорта, его вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец. оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами государственной власти;

п) сбор за право использования местной символики, сбор вносят производители продукции, на которой используется местная символика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5% стоимости реализуемой продукции;

р) сбор за участие в бегах на ипподромах, его вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами государственной власти, на территории которых находится ипподром;

с) сбор за выигрыш в бегах, его вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша;

т) сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме, сбор вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;

у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами, сбор вносят участники сделки в размере, не превышающем 0.1% суммы сделки;

ф) сбор за право проведения кино- и телесъёмок, его вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующие от местных органов государственного управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами государственной власти;

х) сбор за уборку территорий населённых пунктов, его вносят юридические и физические лица, в размере, установленном органами государственной власти;

ц) сбор за открытие игорного бизнеса, плательщиками сбора являются юридические и физические лица - собственники указанных средств и оборудования независимо от места их установок. Ставки сборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти;

ч) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5% объёма реализации продукции (работ, услуг), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующей территории.

Налоги, указанные в пунктах "а" - "в" устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.

При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решением органов государственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное    не предусмотрено законодательным актом РФ.

Налоги, указанные в пунктах "г" и "д" могут вводиться городскими органами власти, на территории которых находится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районные бюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов, посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, в краевые, областные бюджеты, в бюджеты краёв и областей, на территории которых  находится курортная местность.

Налоги и сборы, предусмотренные пунктами "з" - "х" могут устанавливаться решениями районных и городских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются в районные бюджеты, в бюджеты районов, городов, либо по решению районных и городских органов власти - в районные бюджеты районов (в городах), бюджеты посёлков и сельских населённых пунктов.

1

 


Расходы предприятий и организаций по уплате налогов, и сборов, указанных в пунктах «ж», «з», «о», «ф», «х» и «ч» относятся на финансовые результаты деятельности предприятий, земельного налога на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).

По объекту налогообложения существующие налоговые платежи и сборы можно разделить на:

      налоги с доходов (выручки, прибыли, заработной платы);

      налоги с имущества (предприятий и граждан);

      налоги с определённых видов операций, сделок и   деятельности   (налог на операции с ценными бумагами, лицензионные сборы).

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые налоги - налоги на доходы и имущество:

      подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);

      на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);

      поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;

      налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

Косвенные налоги - налоги на товары и услуги:

      налог на добавленную стоимость;

      акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);

      на наследство;

      на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие.

Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном  плане  эластичность  предложения растет,  и на   потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

 

 

 

 

 

1.3Основные налоги, собираемые на территории России.

Несмотря на довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета. Для налоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов. Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги. И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5 налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняют счётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекций и налоговой полиции.

Основная доля поступлений в федеральный бюджет обеспечена:

             

НДС -48,3%,

акцизами - 23,3%,

налогом на прибыль - 19%,             

подоходным налогом с физических лиц - 2,7%,      

платежами за пользование природными ресурсами - 3,5%,

прочими налогами и сборами - 3,2%.             

Распределение налогов по видам по субъектам Федерации таково:
НДС-15,9%,             

акцизы - 3,1%;

налог на прибыль - 24,1%;

подоходный налог с физических лиц - 19,2%;             

платежи за пользование недрами и природными ресурсами - 5,1%

 

прочие - 32,6 %

Рассмотрим эти налоги подробнее.

Подоходный налог с физических лиц[4].

Подоходный налог с физических лиц является одним из основных видов прямых налогов и взимается с доходов трудящихся.

Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства.

1

 


Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

При налогообложении учитывается совокупный доход, полученный как в денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральной форме пересчитываются по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам. Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целей налогообложения в рубли по официальному курсу.

Если физическое лицо получило доход от предпринимательской
деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физического лица,
уменьшается        при        документальном              подтверждении              уплаты

соответствующего налога.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не
подлежащих налогообложению. Так, не подлежат налогообложению
государственные пособия по социальному страхованию и по социальному
обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности), а также
другие виды в денежной и натуральной форме, оказываемой физическим
лицам из средств внебюджетных, благотворительных и экономических
фондов, зарегистрированных в установленном порядке. Не подлежат
налогообложению    все виды       пенсий,       назначенных              в              порядке,

установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для различных категорий лиц.

Совокупный    доход,              полученный              физическими              лицами в

налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста.

Важно отметить, что указанное уменьшение облагаемого налогом дохода производится супругам, опекуну или попечителю, на содержании которых находится ребенок (иждивенец).

1

 


Не облагаются налогом суммы, полученные физическими лицами и перечисленные ими на благотворительные цели.

Определение совокупного годового дохода осуществляется на основе декларации, заполняемой самостоятельно физическим лицом и представляемой налоговому органу по месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

Сравним ставку подоходного налога в нашей стране и в экономически
развитых странах Ниже приведены высшие ставки подоходного налога в
экономически развитых странах:

Австралия

47%

Япония

40%

Италия

51%

Германия

53%

Франция

54%

Швеция

72%

             

 

 

 

В России высшая ставка этого налога составляла, впрочем, как и сейчас, 13%.

Из приведенных данных видно, что в большем количестве стран высшая ставка этого налога выше, чем у нас, но в этих странах налоговый пресс производителей (различных фирм, предприятий и т.д.) намного меньше, чем в нашей стране. Поэтому в России не выгодно регистрировать своё дело и производить что-либо. В последние два десятилетия заметна тенденция понижения ставок подоходного налога.

Многие российские экономисты полагают, что для «справедливой» налоговой системы нужны ярко выраженные прогрессивные ставки подоходного налога, т. е. богатые должны платить больший налог, чем бедные.

Налог на прибыль предприятий и организаций.

Налог на прибыль предприятий и организаций - основной вид налога юридических лиц. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-

1

 


правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Законодательство «О налоге на прибыль предприятий и организаций» не распространяется на:

     банки, кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковских операций и сделок;

     предприятия по доходам страховой деятельности;

     предприятия любых организационно-правовых форм - в части прибыли, полученной от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции.

От других видов деятельности названные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.

Объектом обложения налогом является валовая прибыль. В этой .связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

Если предприятие получает доходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению в совокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов на валютный счет. Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на суммы:

        направленные на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения при условии полного использования предприятиями              сумм начисленного   износа (амортизации) на последнюю отчетную дату;

        в размере 30% от капитальных вложений на природоохранительные мероприятия;

        затрат (по нормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятий объектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищные фонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;

 

1

 


              взносов на благотворительные цели, в различные фонды социально-
культурные и оздоровительные, на восстановление объектов
культурного и природного наследия, переквалификацию
военнослужащих и другие с учетом установленных ограничений по
отношению к облагаемой налогом прибыли.

Особые льготы, помимо общих, установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:

              исключаемая из налоговой базы прибыль, которая направляется на
строительство, реконструкцию и обновление основных производственных
фондов, освоение новой техники и технологии, но не более 50% суммы
налога, исчисленного по полной ставке;

              освобождение на первые два года работы от уплаты налога на
прибыль предприятий по производству и переработке
сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного
потребления, строительных, ремонтно-строительных и по
производству строительных материалов - при условии, если выручка
от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы
выручки от реализации продукции (работ, услуг).

Важном моментом налогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.

Законом предусмотрены особенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью на территории Российской Федерации.

Предприятия, организации и иностранные юридические лица платят налог на прибыль в размере 32%; биржи и брокерские конторы, а также предприятия по прибыли от посреднических  операций  и  сделок .-    45%. Что касается налоговой ставки этого налога, то с 1 января 2009 года в России действует новая ставка налога на прибыль - 20 процентов вместо прежних 24.

 

 

Международные договоры об избежании двойного налогообложения и предотвращению уклонения от налогов на доходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных интересов двух или нескольких стран, заинтересованных    во    взаимной      защите      капиталовложений      и

1

 


обеспечении    идентичного    налогового    режима    для    юридических    лиц, договаривающихся стран.

Предприятия России помимо налогов на прибыль уплачивают налоги с других видов доходов и прибыли.

Кроме того, предприятия, организации, учреждения, предприниматели,
являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской
Федерации, включая созданные на территории России предприятия с
иностранными инвестициями, уплачивают налог на пользование
автомобильных дорог в размере 0,4% от суммы реализации продукции,
выполняемых работ и предоставляемых услуг, заготовительные, торгующие
(в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые
организации в размере 0,03% от оборота.

Важное место в налоговой системе предприятий занимают платежи, связанные с социальным страхованием, обеспечением занятости населения, медицинским страхованием, пенсионным фондом. Так страховой тариф взносов по—отношению к начисленной оплате труда по всем источникам претптейятий, организаций, учреждений независимо от форм собственности в размере 39%, в том числе;

-фонд социального страхования - 5,4%;

-государственный фонд занятости населения – 2 %

-обязательное медицинское страхование - 3,6%;     

-в пенсионный фонд для названных работодателей - 28%. Активизация      перехода      к     рыночным      отношениям      обусловливает необходимость появления   новых  налогов,    непосредственно    связанных   
формированием стоимости. Таким налогом является налог на добавленную
стоимости.

Налог на добавленную стоимость.

Этот налог включает в себя в основном оплату труда и прибыль и практически исчисляется как разница между стоимостью готовой продукции, товаров и стоимостью сырья, материалов, полуфабрикатов, используемых на их изготовление. Кроме того, в добавленную стоимость включается амортизация и некоторые другие элементы. Таким образом, налог на добавленную стоимость, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ,

1

 


услуг производства     и     обращения     и  стоимостью  материальных затрат, отнесенных на издержки.

Плательщиками налога с оборота являются:

       предприятия и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и их филиалы;

       предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и коммерческой деятельностью;

       индивидуальные (семейные), частные предприятия;

       различные международные объединения и иностранные юридические лица.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Данные лица не были плательщиками НДС до 31 декабря 2000 г. С 1 января 2001 г. с принятием части второй НК РФ указанные лица являются плательщиками данного налога, при условии, что их годовая выручка от реализации товаров (работ, услуг) превышает 500 тыс. руб.

Налогооблагаемой базой для данного налога служит валовая стоимость на каждой стадии движения товара от производства до конечного потребителя, т.е. только часть стоимости товаров, новая, возрастающая на очередной стадии прохождения товара. Отсюда объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров на территории Российской Федерации, в том числе производственно-технического назначения, как собственного производства, так и приобретенных на стороне, а также выполненных работ и оказанных услуг.

Объектами налогообложения являются также товары, ввозимые на территорию России в соответствии с установленными таможенными режимами, исключая гуманитарную помощь.

Законом определен перечень товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога. Этот перечень является единым на всей территории Российской Федерации.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость услуги в сфере народного образования, связанные с учебно-производственным процессом, плата за обучение детей и подростков в различных кружках и секциях, услуги по содержанию детей в детских садиках, яслях, услуги по уходу за больными и престарелыми, ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев,     а также соответствующих предприятий; услуги учреждений

1

 


культуры   и   искусства, религиозных    объединений,    театрально-зрелищные, спортивные   и   другие развлекательные мероприятия.

Освобождаются от платы налога на добавленную стоимость научно-
исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет
государственного    бюджета,    и    хоздоговорные    работы,              выполняемые

учреждениями народного образования.

Акцизы.

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный 1 января 1992 г. этот налог заменил вместе с НДС действующий в условиях централизованной системы налог с оборота. По данным за 2007 г. поступления этого налога занимают 9,3% общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет России.

Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с" иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

Объектом налогообложения является оборот (стоимость) подакцизных товаров собственного производства, реализуемых по отпускным ценам, включающим акциз. К числу таких товаров, подлежащих обложению акцизами, относятся: винно-водочные изделия, этиловый спирт из пищевого сырья, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, грузовые автомобили емкостью до 25 т., ювелирные изделия, бриллианты, изделия из хрусталя, ковры и ковровые изделия, меховые изделия, а также одежда из натуральной кожи.

Сумма акциза учитывается в базе обложения налогом на добавленную стоимость. Отдельные товары акцизами не облагаются. Ставки акцизов утверждаются Правительством Российской Федерации и являются едиными на всей территории России.

1

 


2        Налоговая реформа в России.

 

Эффективность российской налоговой системы по меньшей мере оставляет желать лучшего, а по большому счету - требует резкого улучшения. Это положение не вызывает серьезных возражений ни с чьей стороны, включая и нынешнее правительство. Разногласия начинаются скорее с вопроса о причинах низкой эффективности фискальной системы.

Многие считают, что существующий уровень налоговых и прочих изъятий из национального продукта для государственного перераспределения в России сейчас неоправданно велик и настаивают на его снижении, с тем чтобы, во-первых, освободить ресурсы для более эффективного использования их частным сектором; во-вторых, ликвидировать структурные перекосы, связанные с якобы гипертрофированными размерами общественного сектора в российской экономике; а в-третьих, повысить степень собираемости основных налогов. В принципе этот же тезис составляет основное содержание и правительственного видения налоговой реформы - в качестве средне- и даже долгосрочной стратегии такой реформы предлагается снижение налоговых ставок при сохранении основ существующей налоговой системы в более или менее неизменном виде.

Что не устраивает нас в таком подходе?

Во-первых, на наш взгляд, здесь происходит некорректная подмена причинно-следственной связи - на самом деле высокие налоги являются не столько причиной, сколько отражением перекошенности и неэффективности экономики и государственного аппарата. Слабую эффективность выполнения последним государственных функций приходится компенсировать повышенной величиной затрат на его содержание, а реальный сектор экономики, в свою очередь, настолько слаб, что даже не очень высокое по международным меркам налоговое бремя является для него чрезвычайно высоким.

Во-вторых, абсолютизация показателя общей величины налогового бремени

-              это признак непонимания сути проблемы. Если размер налоговых изъятий из
ВВП не выходит за рамки здравого смысла, а остается в пределах разумного, то
гораздо большее значение (чем, например, увеличение или уменьшение его на
2-3 процентных пункта) имеет то, насколько равномерно и справедливо они
распределятся, как такое распределение влияет на систему стимулов
хозяйственной деятельности и как соотносится с этими стимулами характер
использования мобилизуемых через налоговую систему средств.

В-третьих, что касается собственно налоговой системы и ее эффективности, ни в коем случае нельзя сводить проблему только к ставкам обложения. Налоговое администрирование в современных условиях - это сложный механизм, в рамках которого едва ли не большее значение, чем ставки, имеют определение и учет налогооблагаемой базы, система изъятий из нее, соотношение между различными видами и формами налогов, наконец, механизм их уплаты и сбора.

Простое снижение ставок означает только снижение налоговых поступлений

-              и ничего более. Настоящая же налоговая реформа в наших условиях - это не
просто снижение ставок, это система мер, которые обеспечат: 1) переход на
максимально прозрачные и неизбегаемые формы обложения с упором на
косвенные налоги (прежде всего на потребление) и рентные платежи; 2)
создание эффективной системы антистимулов для неплательщиков, вплоть до
фактического блокирования их предпринимательской активности; 3) снижение
номинального налогового бремени до уровня фактического и затем - некоторое
повышение фактического налогообложения до уровня, близкого к
среднеевропейскому.

Исходной точкой налоговой реформы должно быть осознание, что нынешнюю налоговую систему (кстати говоря, по существу списанную с некоей «среднеевропейской») в существующих условиях нельзя заставить работать эффективно - ее предпосылкой является наличие высокоразвитого гражданского общества и зрелых рынков, чего в России пока нет. Налоговая система, в которой сегодня нуждается Россия, - это достаточно простая, но вместе с тем тщательно продуманная по структуре система прямых и косвенных налогов, которая бы облагала посильными, но ощутимыми налогами на использование природных ресурсов и потребительские расходы, и в то же время поощряла бы предпринимательскую активность в несырьевых отраслях, а также сбережения и инвестиции. Кроме того, налоговая система должна быть содержательно связана с промышленной политикой и экономической стратегией государства в целом. Налоговая система не может и не должна быть чисто фискальным инструментом - она должна быть также средством макроэкономического регулирования, селективной поддержки тех видов хозяйственного поведения, которые отвечают системе общественных приоритетов. Другими словами, главное отличие нашего подхода от правительственного заключается в том, что мы рассматриваем налоговую систему не просто как средство обложения бизнеса данью, а как важный рыночный институт, который нуждается в комплексном реформировании с учетом всех аспектов его воздействия на экономику. Именно с этой точки зрения мы оцениваем налоговые инициативы правительства, которые не всегда соответствуют названным принципам.

С другой стороны, структура и содержание налоговой системы должны быть адаптированы к ныне существующим в России условиям, так чтобы величина и значимость отдельных видов налогов для фискальной и бюджетной систем соответствовала их реальной собираемости на федеральном и местном уровнях. Для этого, в свою очередь, необходима серьезная предварительная аналитическая работа по определению степени уклонения от тех или иных видов налогов как в отраслевом, так и в территориальном разрезах с привлечением к ней квалифицированных экспертов из частных структур и академической среды. Нынешние манипуляции со ставками основных налогов - это на самом деле игра вслепую, поскольку истинные размеры базы, подлежащей обложению (а значит, и степень реальной собираемости того или иного налога), остаются неизвестными не только для налоговых ведомств, но и для аналитиков.

Параллельно необходимо тщательно продумать систему мер для мотивации выполнения налогового законодательства субъектами хозяйствования. В частности, наряду с мерами репрессивного характера в отношении неплательщиков реальная практика должна предусматривать определенные положительные стимулы в виде обусловливания некоторых хозяйственных прав и привилегий (например, получение государственных и муниципальных заказов, участие в публичных тендерах, возможность легально осуществлять инвестиции за рубежом и др.) определенным уровнем налоговых платежей. Одновременно злостное уклонение от уплаты налогов, в том числе относительно легальными методами (проведение операций через фирмы-«однодневки», использование подставных лиц, оффшорных схем и пр.), должно служить основанием для занесения предпринимателей в «черные списки» лиц, в отношении которых может применяться практика запрета на привлечение их к любым сделкам с участием государственных организаций и предприятий или бюджетных средств.

Для того чтобы система стимулов и наказаний в этой области реально функционировала, необходимо также юридическое урегулирование в той или иной форме вопроса об ответственности за налоговые нарушения, совершенные в прошлом. Учитывая, что фактически те или иные нарушения налогового законодательства имеются в работе большей части хозяйствующих субъектов, а также то, что многие из положений этого законодательства были заведомо невыполнимы в существовавших условиях, без подведения определенной черты под прошлым невозможно реализовать главный стимул к законопослушному поведению - гарантию от уголовного преследования со стороны государства.

Естественно, одним из главных условий и важнейшей предпосылкой налоговой реформы является также повышение эффективности налоговых служб, четкое определение их прав и полномочий, искоренение коррупции в их рядах, без чего расширение полномочий налоговых органов приведет к повышению собираемости не налогов, а взяток. Уточнение и кодификация правил налогообложения в процессе разработки и принятия Налогового кодекса - важный, но недостаточный шаг в этом направлении.

Наконец, в вопросе об оптимизации совокупного налогового бремени необходимо понимание того, что нельзя сводить задачу государственной политики к простому снижению доли налогов в ВВП. Во-первых, как уже было сказано выше, для экономики вопрос о том, кто и как несет это бремя, не менее важен, чем его величина. Даже сравнительно невысокие налоги могут оказывать на экономический рост удушающее воздействие, если они сосредоточены на тех экономических субъектах, на которые приходится большая часть совокупной занятости и инвестиционной активности. В то же время грамотный (как с чисто экономической, так и с социальной точки зрения) выбор  точек и  относительной  тяжести  налогообложения  может позволить серьезно уменьшить негативное влияние даже очень значительных налоговых сборов на динамику производства инвестиций.

А во-вторых, эффективная налоговая политика - это постоянный поиск баланса между тяготами налогового бремени и эффектом от производимых за его счет общественных благ, в первую очередь общей и хозяйственной инфраструктуры и институциональных условий экономической деятельности (безопасность, поддержание порядка и законности, соблюдения правил игры в сфере отношений между хозяйствующими субъектами и т.п.). С этой точки зрения облегчение налогового бремени за счет урезания государственных расходов на дорожное строительство, обустройство границ и таможенной инфраструктуры, общее образование, поддержку НИОКР в профильных технических областях и т.п. фактически ведут к снижению, а не увеличению темпов роста экономики в средне- и долгосрочной перспективах.

 

2.1 Пути реформирования налоговой системы.

За последние годы в основном определились контуры этой системы,
требующие дополнительной отладки и шлифовки в соответствии с
объективными экономическими и социальными условиями. Для того чтобы
налоги в полной мере соответствовали предъявленным требованиям,
необходима              выработка   долгосрочной      концепции      развития      и совершенствования   налоговой     системы России, в которой были бы чётко сформулированы цели и задачи её развития, обоснована налоговая политика.

 

2.2 Пути реформирования правовой базы налоговой системы.

На стадии становления налоговой системы, когда сама налоговая материя эмпирична, подвижна и нестабильна, правовая форма налогообложения не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя ещё утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. Идут разговоры о «корректировке» курса реформ, о приоритете социальных аспектов в их проведении. В этих условиях оценка системы налогообложения на макроуровне, как справедливо отмечают многие экономисты, может быть дана лишь при наличии чётко сформулированных целей социально-экономической политики, проводимой государством на определённом этапе развития общества. Только при «совместимости» налоговой системы с общеэкономическими целями и задачами, которые ставят перед собой и пытаются решить общество и государство, возможна её относительная стабилизация, что в свою очередь является важнейшей предпосылкой для того, чтобы не повторить ошибок в конструировании правовой формы налогообложения, допущенных на ранних стадиях становления налоговой системы. К настоящему моменту всё же возобладало мнение о том, что экономический каркас налоговой системы сформирован и она не должна подвергаться в этом отношении серьёзным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения её правовой формы, главным образом, за счёт повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.

Одним из начальных шагов в формировании концепции является доработка и принятие Налогового кодекса РФ. Принятие Налогового кодекса РФ позволит в определённой мере решить отдельные проблемы, накопившиеся в налоговой системе. Прежде всего, его принятие позволит законодательно закрепить  общепринятые     налоговые     термины     и     положения,     будет

способствовать их однозначному толкованию, улучшит взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов. Несмотря на критику, он соответствует основным требованиям, предъявляемым к налоговым кодексам стран с рыночной экономикой. При этом в нём, в основном, сохранена преемственность с уже действующей в стране налоговой системой. Высказываемые критические замечания в её адрес совсем не означают, что она негодна в принципе и её нужно «разрушить до основания». Нет, механизм нужно попросту отладить и заставить работать. Хотя не секрет, были предложения коренным образом изменить её, отказавшись, к примеру, от налога на прибыль, а основной крен сделать в сторону налогов на потребление, на недвижимость и т. д.

Но практика показывает, что наша действующая, хотя и несовершенная, налоговая система в принципе соответствует налоговым системам стран Западной Европы, США, Японии. А поскольку Россия всерьёз намерена участвовать в международном разделении труда, то такая корреляция вполне уместна. Кроме того, наши счётные работники, бухгалтеры, налоговые органы привыкли и более-менее научились работать с действующими налогами. Это тоже немаловажно. К несомненным достоинствам Кодекса относится то, что в нём значительно снижено общее количество налогов. При этом ряд «родственных» налогов, к примеру, таких, как отчисления в фонды обязательного медицинского страхования, социального страхования, в фонд занятости, теперь объединяются в единый социальный налог, который государство затем будет «расщеплять» и направлять денежные средства в соответствующие   сферы. Укрупняются налоги, имеющие сходную базу.

Кодекс предусматривает изменения самой методологии исчисления налоговых платежей. Это коснётся, в частности, такого ключевого налога, как налог на прибыль. Налоговая база будет определяться как разница между выручкой и затратами, связанными с извлечением прибыли. При этом предприятиям даётся значительно больше прав списывать в расходы свои материальные издержки, связанные с ведением бизнеса. Это, несомненно, позволит значительно стимулировать обновление основных фондов. Не секрет, то порядка 50-60% оборудования на отечественных предприятиях (а в ряде отраслей и того больше) безнадёжно устарело и его надо немедленно менять. К сожалению, ставка налога на прибыль пока остаётся достаточно высокой - 35%. Однако предполагается установить определённые льготы по этому налогу, в частности, для стимулирования малого бизнеса. Рассматривая вопросы совершенствования налоговой системы, следует обратить внимание на необходимость поиска механизма повышения собираемости налогов. Необходимо упорядочить процедуру регистрации юридических лиц, увязать её с регистрацией в налоговом органе, разрешить её по почтовому адресу производства или местоположения основного офиса.

Однако любая система безжизненна и не выполняет поставленных задач без соответствующего кадрового обеспечения. История развития цивилизации наглядно показывает, что действительно «кадры решают всё». Следовательно, на одно из первых мест по значимости выходит проблема подготовки профессиональных кадров для системы налоговой службы Российской Федерации. Анализ качественного состава работников налоговой службы свидетельствует о том, что сформировалась отдельная самостоятельная отрасль, требующая особого подхода к профессиональной подготовке и переподготовке специалистов. Это обусловлено особой ролью налоговых работников в механизме рыночных преобразований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Противоречия и перспективы развития налоговой системы России.

 

3.1 Противоречия действующей налоговой системы России.

Основы налоговой системы России законодательно оформлены в 1991 г. Создание новой особой формы взаимоотношений государства и налогоплательщика не обошлось без противоречий между налогообложением и отдельными элементами хозяйственного механизма:' кредитованием, ценообразованием, валютным регулированием и др. Главным препятствием к   становлению   эффективной налоговой системы является кризис экономики.

Нынешние налоги в своей основе формировались в условиях
экономического кризиса, что не могло не отразиться на их количестве,
структуре и ставках. Характерным является крен в сторону выполнения
фискальной функции налогов. Это не удивительно, т. к. в условиях
бюджетного дефицита, падения объёмов производства, инфляции был велик
соблазн все экономические проблемы государства решить при помощи
налогов. Отсюда их чрезмерное количество, завышенные ставки,
противоречивое воздействие на процессы воспроизводства. Как следствие,
попытки налогоплательщиков разными путями уйти от налогов, отсюда
чрезмерно высокая недоимка налогов в бюджеты разных уровней. Во
многом действующая налоговая система соответствует, по крайней мере, по
форме, налоговым системам зарубежных стран. Слишком велико было
желание внедрить сразу все атрибуты рыночной экономики уже на
переходном этапе, который переживает российская экономика. Новые
налоги тяжёлым бременем легли на предприятия, экономика которых и без
того была подорвана непродуманными мерами в области политики цен.
Налоги повлекли также и снижение уровня жизни россиян. Особенно
удушающим              оказался        НДС,   первоначальная   ставка  которого   была

установлена на уровне 28%. Несмотря на то, что его ставка в последующем была снижена, он по-прежнему является одним из факторов роста цен. К серьезным недостаткам налогового режима, ухудшающим инвестиционный климат в России, следует отнести его нестабильность. Нестабильность налоговой системы является существенным, если не основным, экономическим фактором, сдерживающим привлечение иностранного капитала в российскую экономику.

Не удивительно, что к существующей налоговой системе в настоящее время предъявляется масса претензий. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и «качеству» налогов и слишком сложна для налогоплательщика. Несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей,

она допускает и сверхдоходы, и сильную   имущественную   дифференциацию. Все эти замечания справедливы.

 

3.2 Основные группы проблем правовой базы налоговой системы.

 

Сегодня, по сути, у нас сложилась едва ли не тупиковая ситуация. С одной стороны, мало кто знает, как правильно платить налоги, с другой - мало кто понимает, как эти налоги взимать. Усилия Государственной налоговой службы по развитию налогового законодательства и по его пропаганде среди налоговых инспекторов и налогоплательщиков, видимо, можно признать героическими. Между тем, налоговый механизм весьма непрост, даже если отвлечься от специфических особенностей переживаемых нашей страной реформ. Об этом свидетельствует и мировой опыт.

Первая группа проблем - это совершенствование понятийного аппарата. Известно, насколько некорректны определения понятий, данные в действующем Законе «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В статье 2 этого закона таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики. (Приложение 1).

Определение понятия «плательщик налога» неполно. (Приложение 2).

А определение объекта налогообложения дано путем перечисления возможных объектов без выделения общих признаков, присущих этому явлению. (Приложение 3).

Следует подчеркнуть, что в необходимости определения этих понятий нет никакой схоластики, она диктуется сугубо практическими целями.

Определить понятия «налог» и «сбор», адекватно отразив в определении их существенные признаки, - значит выявить категории обязательных платежей, входящих в налоговую систему, уяснить компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления в области установления и взимания такого рода платежей, отграничить налоги и сборы от других обязательных взносов в доход государства, например, некоторых видов имущественных санкций.

Если правительство определяет налогооблагаемую базу по налогу на прибыль банков и страховых организаций, т. е. по существу определяет размер налога, то этим нарушается один из основных принципов налогового права: установление  налогов   суть   прерогатива  законодательного   органа.   И    уже совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве «устраняются» разъяснениями Госналогслужбы и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня.

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят рамочный характер, подчас представляют собой каркас дома с возведенными стенами, но без отделочных работ и установки оборудования.

Подведем итог: никакой другой государственный орган не обладает такой подробной информацией о недостатках налогового законодательства, его спорных положениях и неясностях, как налоговая служба, поэтому ни она, ни Минфин, ни Таможенный комитет не могут быть отстранены от участия в разработке и издании правоприменительных актов по налогам.

Третья группа проблем, которые необходимо разрешить в новом налоговом
кодексе,       касается       взаимоотношений       налоговых       органов с

налогоплательщиками. Налоговые органы - это властные органы. Их властные полномочия должны осуществляться в рамках строгих правовых процедур, детально регламентированных. Отсутствие таких процедур - один из самых крупных недостатков налогового законодательства, которое в этом отношении чревато откровенным произволом.

Наблюдается    явная              несбалансированность              между              властными

полномочиями налоговых органов и правами налогоплательщиков. Да, можно обратиться в суд, но ведь и наша судебная система далека от совершенства, особенно по своим материально-техническим возможностям.

Необходимо, чтобы права и обязанности обеих сторон налоговых правоотношений были не просто продекларированы, а имели четкие механизмы их реализации и были снабжены указаниями на правовые последствия их нарушения и неисполнения. Например, если на налоговый или другой государственный орган возлагается обязанность информировать налогоплательщика об изменениях в налоговом законодательстве или о тех налогах, которые он должен уплачивать, то необходимо указать, какие последствия      наступят,      если налогоплательщик неправильно    подсчитает

налоговые суммы или не уплатит вовремя тот или иной налог по вине налогового органа.

Одной из самых сложных и слабо разработанных считается система ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения. Неопределенность составов, отсутствие дифференциации санкций в зависимости от субъективной стороны правонарушений, полное игнорирование принципа вины в системе налоговой ответственности, дичайшая жесткость налоговых санкций, отсутствие законодательных процедур их применения -все это от начала до конца требует пересмотра, полной замены норм, регулирующих ответственность налогоплательщиков и налоговых органов, вообще формирования иных подходов к решению проблемы.

 

3.3 Противоречия основных налогов, собираемых в Российской Федерации

 

Практически все основные налоги, собираемые на территории России, имеют множество противоречий и недоработок. В качестве примера рассмотрим действие налога на добавленную стоимость. Ни для кого не секрет, что это один из наиболее критикуемых действующих налогов.

В условиях инфляционных процессов и огромной ставки НДС этот налог
стал сегодня одним из решающих факторов сдерживания развития
производства в связи с нарушением расчетов в народном хозяйстве. Ведь он
увеличивает почти на четверть и так уже выросшие многократно цены. Его
роль проявляется в том, что реализуется только 65-70% произведенной
продукции, а также катастрофических размеров достигла взаимная
задолженность предприятий и организаций. Так как этот налог несомненно
очень перспективен в рыночной экономике, то согласиться с предложениями
о его ликвидации нельзя. Нужно отрабатывать его механизм, имея ввиду
существенное снижение ставки. Снижение ставки НДС, в свою очередь,
нацелено на увеличение объемов производства, работ и услуг, что, как
показывают    расчеты,    может              значительно    расширить    ограниченные

возможности бюджета. Кроме того, этого же можно было бы добиться при оправданном увеличении ставок   налога  на  имущество предприятий.

Налог на добавленную стоимость дополняется акцизами на отдельные виды продукции. Это сравнительно новая для нас, но общепринятая в мировой практике форма изъятия сверхприбыли, получаемой от производства товаров со   значительной   разницей   между   ценой,   определяемой      потребительной

стоимостью,   и      фактической      себестоимостью.      Рыночная      экономика неизбежно   порождает необходимость в акцизах.

 

 

 

3.4 Нестабильность налоговой системы России.

 

В настоящее время налогоплательщики сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых льгот и т. д., что объективно порождает значительные трудности в организации производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей. Дело в том, что 90-е годы является периодом возрождения и становления налоговой системы России.

Система налогов, введенная в 1991-1992 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала новых явлений и тенденций, практически она устарела уже к моменту начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия о налогах.

Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректирования отдельных-элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

В декабре 1993 года президентским указом было отменено положение о норме, в соответствии с которой региональные и местные органы власти в праве вводить или не вводить лишь те налоги, которые оговорены законом «Об основах налоговой системы в Российской федерации». В результате, как грибы после дождя, стали появляться такие экзотические налоги, как налог на падение объемов производства или на инвестиции за пределами региона, за прогон скота или на содержание футбольной команды. Тревожно, что на основании указа внутри России возникли своеобразные таможенные барьеры в виде сборов за въезд или за ввоз товаров на территорию области или республики, а также за вывоз товаров за пределы региона.

Налоговая система России стала напоминать лоскутное одеяло, число лоскутов в котором стремительно увеличивается. Это не только не стабилизирует налоговую систему, но и приводит в отчаяние те крупные предприятия, которые осуществляют свою деятельность в разных регионах страны или принимают решения об инвестициях в российскую экономику.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным.

 

 

 

3.5 Налоговая система и кризис в России.

 

Налоговая нагрузка в России будет уменьшаться. Это пообещал в интервью «Радио Свобода» заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

   Отвечая на вопрос, есть ли у России возможность последовать примеру других стран, борющихся с падением производства снижением налогов, Шаталов заявил: «Снижение налогов в условиях кризиса - абсолютно необходимая мера. И в этом плане возможности России оказались достаточно большими еще и потому, что нам помогут те резервы, которые были созданы в благополучные годы. В условиях, когда мы все-таки берем на себя обязательство профинансировать все социальные расходы, которые запланированы в бюджете 2009 года, нам придется более активно пользоваться этими резервами. Они будут направлены, в том числе, и на понижение налоговой нагрузки».

   С 1 января 2009 года в России действует новая ставка налога на прибыль - 20 процентов вместо прежних 24. Смягчение налогового давления на производителя осуществлено за счет федерального бюджета. Закон об этом в срочном порядке приняла Госдума, утвердил Совет Федерации и буквально накануне нового года подписал президент Медведев.

   Однако, как считают эксперты, такой меры для стимулирования экономики явно недостаточно. Особенно в условиях падения производства, когда многие предприятия работают практически без прибыли. Об этом, в частности, говорил на последнем в минувшем году заседании Совета Федерации сенатор Виктор Пичугов, заявивший, что во всем мире реальный сектор сейчас поддерживают, уменьшая НДС.

   За снижение НДС выступает, в частности, фракция «Справедливая Россия», недавно обнародовавшая свои антикризисные предложения. Кроме того, эсеры настаивают на введении налоговых каникул для малого бизнеса, облегчении для него перехода на упрощенную систему налогообложения, установлении ряда налоговых льгот для инновационных предприятий - так как именно развитие малого и особенно инновационного бизнеса даст толчок буксующей российской экономике.

На анонсированное как "окончательное" совещание по НДС в Кремле Дмитрий Медведев собрал всех ответственных за налоги чиновников, включая первого вице-премьера Игоря Шувалова, вице-премьера Алексея Кудрина, главу Минэкономики Эльвиру Набиуллину, председателя ЦБ Сергея Игнатьева. Предваряя обсуждение, президент объявил, что принятые решения не должны "ставить под удар бюджетные обязательства, которые существуют сегодня". Уже из этого можно было сделать вывод о том, что кардинального снижения НДС не будет — ведь способов компенсировать резкое сокращение ставки налога для бюджета у сторонников этого шага нет. Это предположение подтвердилось. "Решено отложить вопрос по ставке НДС на 2009 год, чтобы еще раз все взвесить, посмотреть за динамикой событий на мировых рынках, за ситуацией с ценой на нефть, которая пока падает",— объявил итоги Алексей Кудрин.

Еще недавно снижение НДС казалось делом практически решенным. В феврале 2008 года Владимир Путин еще в ранге президента пообещал бизнесу введение "единой и максимально низкой ставки НДС", а Дмитрий Медведев призвал правительство "как можно быстрее принять закон" по этому поводу. Минэкономики оформило эти обещания в предложение о снижении НДС до 12-13% с 2009 года. Минфин свои доводы против снижения изложил в бюджетной стратегии до 2023 года: потери бюджета в размере 950 млрд руб., "незначительный эффект" для экономики, угроза неисполнения бюджетных обязательств государства. Теперь к этим доводам Алексей Кудрин добавил макроэкономические риски, во множестве возникшие в связи с продолжающимся на рынках кризисом. Этот же довод не позволил министрам одобрить и новое снижение налогов на "нефтянку". "Окончательное решение на сегодня не принято, но в ближайшее время будут разработаны меры о дополнительном снижении нагрузки на нефтяной сектор с целью стимулирования добычи нефти",— сообщил вице-премьер. Нет решения и по ЕСН, эффективную ставку которого Минфин предлагает увеличить для решения финансовых проблем пенсионной системы.

Новости для налогоплательщиков президент с министрами все же приготовили. Минэкономики удалось добиться увеличения размера так называемой амортизационной премии — права компаний экономить на налоге на прибыль за счет отнесения на расходы не 10%, как сейчас, а сразу 30% стоимости вводимых в действие основных фондов. Цена вопроса — 65-70 млрд руб. Как пояснил  источник в правительстве, речь идет о так называемых активных группах оборудования — новация, по его словам, будет введена с 2010 года. Другое давно ожидаемое бизнесом решение — уплата НДС с авансовых платежей, отвлекающая сейчас значительные оборотные средства предприятий, с 2009 года отменяется. В части администрирования решено упростить порядок реструктуризации налоговой задолженности компаний. По словам источника в правительстве, это решение исключит ситуации "внезапного наезда" налоговиков на компании — у них будет возможность рассрочить уплату долга перед бюджетом.

Наконец, два решения чиновники приняли по налогам на фондовом рынке. Решено с 2010 упростить порядок освобождения дивидендов от налогов, уплачиваемых дочерними предприятиями своим "материнским" компаниям. Эта льгота, введенная для привлечения холдингов в Россию, уже действует, но из-за множества ограничений практически не работает. Также для стимулирования долгосрочных инвестиций в ценные бумаги на совещании решено ввести льготу по налогу на доход от продажи акций, которыми граждане владели более года.

   Напомним, что на съезде «Единой России» премьер-министр Путин, говоря о планах правительства по налоговому стимулированию роста производства, упомянул и о намерении втрое снизить ставку единого налога для малых предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Однако федеральная власть в этой связи ничего предпринимать не стала, передав решение вопроса на места. С учетом плачевного состояния местных бюджетов, подавляющее большинство регионов предпочли не терять доходы от «малышей».
 В интервью «Радио Свобода» замминистра финансов Сергей Шаталов не отрицал, что в кризисное время «возможности большинства регионов будут

весьма и весьма ограничены»: «Их основные доходные источники - налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Очевидно, что в 2009 году прибыль сожмется, сожмется весьма значительно. Налог на доходы физических лиц, если подрастет, то не столь значительно, как это было в предыдущие годы»

1

 


 

 

 

Заключение.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы:

           размеров ставок;

           предоставляемых льгот и привилегий;

           объектов налогообложения;

           усиления или замены одних налогов на другие.

Однако в сегодняшнее время необходима принципиально иная налоговая система, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.

На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

Подчеркнем, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой

зрения отдельных коллективов и специалистов. В настоящее время на роль нового, профессионально составленного, с учётом предыдущих ошибок и неудач, в том числе существующего на данный момент финансового кризиса, налогового законодательства претендует Налоговый кодекс, разработанный Правительством РФ, однако, как уже говорилось, он тоже не лишён недостатков и сейчас находится на доработке. Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, чтобы их можно было решить в том порядке, в котором они решались, отдельными указами и поправками. Лишь незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по-видимому, до принятия Налогового кодекса.

А до этого времени наша налоговая система будет, практически, не способна выполнять те функции, которые на неё возложены, что, в свою очередь, будет препятствовать экономическому развитию страны. Поэтому так важно, как можно скорее, доработать и принять Налоговый кодекс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

1)        Закон Российской Федерации « Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями на 2008 год). - М.,2008

2)        Налоговый Кодекс. Проект. - Внесён Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания 1 января 2008 год.

 

3)   Акуленок Д. Н. Налоговый портфель//Сомитек. - М.,2008 г.

4)   Булатова А. С. Экономика// Учебник. - Бек. - М.,2008 г.

5)   Винк А. Московский международный налоговый центр // Налоги. – 2007 г. - № 2. - С. 67

6)              Дубов В. В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования
// Финансы. – 2008 г. - № 4. - С. 22-24

7)   Камаев В. Д. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом/Камаев В.Д., Домненко Б.И.// М., 2003 г.

8)   Князев В. Совершенствование налоговой системы и подготовка кадров для налоговой службы // Налоги. – 2008 г. - № 2. - С. 28-33

9)  Лившиц Р. 3. Теория права//Бек. - М.,2007 г.

10)              Макконнелл Кемпбелл Р. Экономикс: Принципы, проблемы и
политика/Макконелл Кемпбелл Р.,Брю Стенли Л.// М.,2007 г.

11)   Пепеляев С. Г. Подоходный налог с физических лиц // Налоги. – 2008 г. -№1.- С. 43-52

12)   Слом В. И. Что есть налоговое законодательство? // Налоги. – 2008 г. - № 1.- С. 3-6

13)   Хритиан В. Ф. О направлениях развития налоговой реформы // Финансы. -2007 г.-№ 4.- С.29

14)   Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации//М.,2008 г.

15)   http://www.polit.ru/story/nalogi.html

16)   http://www.yabloko.ru/Publ/Diser/Yav_dissert/dis_yav045.html

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

Приложение 1.

Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Глава 1: «Общие положения».

Статья 2. Понятие налога, другого платежа и налоговой системы.

Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,   определяемых законодательными актами.

Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее -налоги), взимаемых в установленном порядке, образуют налоговую систему.

Приложение 2.

Статья 3. Плательщики налогов.

Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги.

Плательщики налогов, указанные в настоящей статье, в дальнейшем именуются налогоплательщиками.

Приложение 3.

Статья 5. Объекты налогообложения.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определённых товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т.21, с.171

[2] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

С изменениями и дополнениями на 2008 год. Глава 1, статья 3

[3] Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

[4] Существующий порядок налогообложения физических лиц определяется

законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 года «О подоходном налоге с

физических лиц»

1

 

Информация о работе Налоговая система: сущность, структура, противоречия.