Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России;
2. дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
3. выделить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
Введение……………………………………………………………………...... 3
Теоретические основы налоговой системы РФ
История становление налоговой системы в России…………....................................................................................... 5
Понятие, принципы построения и основные функции налоговой системы РФ……………………………………………….................... 10
Правовое регулирование налоговой системы РФ………………….. 15
Анализ функционирования налоговой системы
Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы……………………………………………………………... 22
Анализ структуры и динамики налоговых доходов, поступивших в бюджетную систему РФ в 2011 году………………………………... 24
Направления совершенствования налоговой системы РФ
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования.. 27
3.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и
плановый период 2013-2014 годов………………………………….. 29
3.3 Перспективы совершенствованиям налоговой системы в
международном сотрудничестве…………………………………….. 32
Заключение…………………………………………………………………… 36
Список литературы……………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский
ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
Научный руководитель: ст. преподаватель
Слета Е.В.
Выполнил: студент группы 4А96
Багавиева Л.Ф.
Томск 2012
Введение………………………………………………………… |
|
|
|
| |
| |
| |
| |
| |
3.1. Предложения по совершенствованию налогового регулирования.. 27 3.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов………………………………….. 29 | |
3.3 Перспективы совершенствованиям налоговой системы в международном сотрудничестве…………………………………….. 32 Заключение…………………………………………………… Список литературы………………………………… Приложения…………………………………………………… |
Введение
Задачи любой налоговой системы меняются с учетом предъявляемых к ней политических, экономических и социальных требований. Из простого инструмента мобилизации доходов государственного бюджета налоги давно превратились в основной регулятор всего воспроизводственного процесса, влияя на темпы и условия функционирования экономики. Налогообложение всегда являлось и является важнейшей социально-экономической проблемой любого общества, так как ни одно государство не может обойтись без налогов. При этом налоговая система затрагивает интересы всех налогоплательщиков.
Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета и представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, без государственного регулирования системы налогообложения, невозможно. Устанавливая налоговые ставки, льготы и штрафные санкции, государство стимулирует ускоренное развитие важнейших регионов страны, отраслей и производств, способствуя решению актуальных для общества проблем.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.
По мере развития рыночных отношений присущие налоговой системе недостатки приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений. Это является тормозом экономического и социального развития государства и его территориальных образований, вызывает массовое недовольство налогоплательщиков.
В перспективе налоговая система Российской Федерации должна выработать такой механизм, где налоги являются одним из наиболее действенных методов государственного управления экономикой в условиях рыночных отношений. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны.
Сказанное позволяет заключить, что выбранная тема курсовой работы «Налоговая система России и пути её совершенствования» является актуальной.
Объектом исследования в курсовой работе выступает налоговая система Российской Федерации. Предметом исследования является налоговые доходы бюджетов всех уровней и проблемы их исполнения.
Цель курсовой работы – проанализировать налоговую систему РФ, выявить проблемы и определить перспективы её развития.
Для достижения указанной цели, в работе поставлены следующие задачи:
1. изучить
исторический аспект
2. дать детальную
характеристику налоговой
3. выделить
основные проблемы, которые характерны
для налоговой системы Российск
4. проанализировать
динамику налоговых доходов
5. оценить
перспективы развития
6. предложить
направления совершенствования
Теоретической базой курсовой работы выступили труды ведущих отечественных специалистов по экономике и налогообложению таких, как Врублевская О. В., Александров И.М, Казак А.Ю, Майбуров И.А, Перов А.В, Шаталов С. Д, Черник Д.Г., Пансков В.Г. и других; публикации в научных журналах, таких как «Налоги и налогообложение» и «Налоговая политика и практика»; экономические словари Архиповой А.И и Грязновой А.Г.
Курсовая работа состоит из трёх частей. В первой части излагаются теоретические основы налоговой системы РФ. Во второй части курсовой работы проводится анализ функционирования налоговой системы РФ. В третьей - на основе проведенного исследования рассматриваются перспективы развития налоговой системы РФ.
1. Теоретические
основы налоговой системы
1.1 История становление налоговой системы в России
Российская налоговая система на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.
Финансовая система Древней Руси стала складываться только с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались как «дань». Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем, дань выступила систематическим прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Дань взималась повозом, когда она привозилась в Киев, а также полюдьем, когда князья или его дружины сами ездили за нею. Единицей обложения данью в Киевском государстве служил «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом хозяйстве.
Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый «мыт» - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы. Размер дани выступал постоянным источником внутригосударственных конфликтов [28, c.4].
В период феодальной раздробленности Руси большое значение приобретают пошлины за провоз товаров по территории владельца земли, причем пошлины взимались за каждую повозку. Именно с этого момента зафиксированы первые попытки налоговой оптимизации купцы максимально нагружали товарами свои повозки, причем так, что иногда товары выпадывали. В качестве контрмеры местные князья ввели правило, согласно которому товар, выпавший из повозок переходил в их собственность.
В XIII в. после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Взимание дани началось после переписи населения, проведенной в 1257г. монгольскими «численниками» под руководством Китата, родственника великого хана. Единицами обложения были: в городах — двор, в сельской местности — хозяйство. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно на монгольского хана; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др. Ежегодно из русских земель в виде дани уходило огромное количество серебра. «Московский выход» составлял 5–7 тыс. руб. серебром, «новгородский выход» — 1,5 тыс. руб. Данные поборы истощали экономику Руси, мешали развитию товарно-денежных отношений.
Непомерные поборы выступали постоянной причиной вооруженной борьбы русского народа. Великий Московский князь Иван III Васильевич (1462—1505 гг.) в 1476 году полностью отказался от уплаты дани.
После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована Иваном III, который, отменив выход, ввел первые русские косвенные и прямые налоги. Основным прямым налогом выступил подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение при Иване III стали приобретать целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства. Их введение обуславливалось необходимостью осуществления определенных государственных расходов: пищальные (для литья пушек), полоняничные (для выкупа ратных людей), засечные (для строительства засек-укреплений на южных границах), стрелецкая подать (на создание регулярной армии) и т.д. Ведущее место в налоговой системе продолжали занимать акцизы и пошлины.
В царствование Ивана III закладываются первые основы налоговой отчетности. К этому времени относится и введение первой налоговой декларации — «сошного письма». Площадь земельных площадей переводилась в условные податные единицы «сохи», на основании которых осуществлялось взимание прямых налогов.
В царствование царя Алексея Михайловича (1629—1676 гг.) система налогообложения России была упорядочена. Так в 1655 году был создан специальный орган — Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
В связи с постоянными войнами, которая вела Россия в XVII в. налоговое бремя было чрезвычайно огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 году акциза на соль в четыре раза, привело к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.
Промахи в финансовой и налоговой политике государства настоятельно требовали подведения теоретической базы для деятельности государства на фискальном поле.
Эпоха реформ Петра I (1672—1725 гг.) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов и крепостей. К уже традиционным налогам и акцизам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога на бороды. В 1724 году, взамен подворного обложения Петр I вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий (крестьяне, посадские люди и купцы). Налог шел на содержание армии и был равен 80 коп. в год с 1 души. Необходимо отметить, что подушный налог составлял около 50% всех доходов в бюджете государства.
Кроме того, в связи с учреждением специальной государственной должности — прибыльщик, обязанных «сидеть и чинить государю прибыль» количество налогов регулярно увеличивалось. Так были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д. С церковных верований также взимался соответствующий налог. В результате реформы системы органов государственного управления из двенадцати коллегий-министерств — четыре отвечали за финансовые и налоговые вопросы.
В период правления Екатерины II (1729—1796 гг.) система финансового управления продолжала совершенствоваться. Так, в 1780 году по указу Екатерины II были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать — процентный сбор с объявленного капитала, причем размер капитала записывался «по совести каждого».
Основной чертой налоговой системы XVIII в. необходимо назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с налогами прямыми. Косвенные налоги давали 42% государственных доходов, причем почти половину этой суммы приносили питейные налоги [21, c.35].
Вплоть до середины XVIII в. в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые же в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году известный русский историк А. Поленов (1738—1816 гг.) в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России». А с XIX в. термин «налог» стал основным в России при характеристике процесса изъятия денежных средств в доход государства.
Информация о работе Налоговая система России и пути ее совершенствования