Недобросовестная конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 18:40, курсовая работа

Краткое описание

елью курсовой работы является комплексное изучение административной и гражданско-правовой ответственности за недобросовестную конкуренцию, выявление проблемных вопросов применения действующего законодательства, направленного на противодействие исследуемым правонарушениям.

Вложенные файлы: 1 файл

недобросовестная конкуренция.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

При рассмотрении структурной организации  рынка определяющее значение имеет  количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе обмена всеобщего  эквивалента стоимости (денег) на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие  конкуренции. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Конкуренция служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.

Выбранная тема приобретает все  большую актуальность в динамично  развивающейся экономике Российской Федерации. Увеличение количества хозяйствующих субъектов, усложнение хозяйственных связей между ними, динамично усложняющаяся структура рынка порождают все новые споры и проблемные моменты в сфере конкуренции, конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся  в связи с проявлениями недобросовестной конкуренции и судебная  практика применения правовых норм в данной сфере.

Предмет исследования составляют нормы  гражданского и административного права, относящиеся к правовому регулированию противодействия недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также научные теории по проблеме недобросовестной конкуренции.

Целью курсовой работы является комплексное изучение административной и гражданско-правовой ответственности за недобросовестную конкуренцию, выявление  проблемных вопросов применения действующего законодательства, направленного на противодействие исследуемым правонарушениям.

Задачи исследования вытекают из поставленных целей:

• определить и описать понятие и правовое регулирование недобросовестной конкуренции;  

•     изучить развитие законодательства о недобросовестной конкуренции;

• исследовать формы недобросовестной конкуренции;                                                   собрать и проанализировать информацию судебной практике, посвященной недобросовестной конкуренции;

 

 

 

 

1. Теоретические вопросы недобросовестной конкуренции

1.1 Понятие и сущность  недобросовестной конкуренции

 

Что такое конкуренция и что надлежит знать о ней тем, кто вступает в деловую жизнь?

Прежде всего подчеркнем: жесткость, конфликтность конкурентного взаимодействия между предпринимателями вовсе не уменьшилась в связи с широким развертыванием интеграционных процессов в зарубежной экономике. Конкуренция была и остается формой взаимного соперничества – с победителями и побежденными – субъектов рыночной экономики. Конкуренция обусловливается суверенным правом каждого из субъектов деловых отношений на реализацию своего экономического потенциала, а это неизбежно приводит к столкновению между ними, к достижению поставленных предпринимателями целей за счет ущемления интересов других деловых людей. Другими словами, конкуренция в современной цивилизованной рыночной экономике вовсе не есть состязание по олимпийскому принципу: важна не победа, а участие. Неизбежность конкуренции между предпринимателями вызвана приоритетом покупателей над продавцами на современном рынке. В своем стремлении к удовлетворению запросов потребителей предприниматели реализуют собственный экономический суверенитет, лишь вступая во взаимное соперничество за внимание потребителей.

Напротив, преобладание рынка продавца оборачивается конкуренцией покупателей за внимание продавцов.

Обычно разделяют понятия «конкурентная борьба» и «конкурентный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе – к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм, технология производства, типы продаваемых товаров и т. п.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.

Конкуренция в переводе с латинского языка  значит "сталкиваться", как было уже отмечено выше, означает борьбу между товаропроизводителями  за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно разделить  на добросовестную конкуренцию и  недобросовестную конкуренцию.

Добросовестная  конкуренция

Основными методами являются:

- повышение качества продукции

- снижение цен ("война цен")

- реклама

- развитие до- и послепродажного  обслуживания

- создание новых товаров и  услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

 

К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Недобросовестная конкуренция - действия хозяйствующих субъектов, нарушающие общепринятые правила и нормы конкуренции:

-демпинг;

-установление дискриминационных  цен или контроля за деятельностью  конкурента с целью прекращения  этой деятельности;

- экономический шпионаж;

- тайный сговор на торгах  и создание тайных картелей;

- подделка продукции конкурентов;

- ложная информация и реклама; 

- махинации с деловой отчетностью;

- нарушение качества, стандартов  и условий поставки продукции;

- коррупция и др.

Одним из элементов промышленной собственности, как она определяется Парижской конвенцией, является право на пресечение недобросовестной конкуренции, т.е. таких актов конкуренции, которые противоречат честной промышленной или торговой практике.

 

 

 

 

1.2 Классификация методов  недобросовестной конкуренции

Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида:

- все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять  предприятие, товары, промышленную  или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;

- ложные заявления в ходе  коммерческой деятельности, дискредитирующие  предприятие, товары, промышленную  или коммерческую деятельность  конкурента;

- использование в ходе коммерческой  деятельности указаний или обозначений,  которые вводят потребителя в  заблуждение относительно природы,  способа изготовления, характеристик,  пригодности для определенных  целей или количества товаров. 

Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:

1) подкуп покупателей конкурентов,  направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;

2) выяснение производственных или  коммерческих тайн конкурента  путем шпионажа или подкупа  его служащих;

3) неправомочное использование  или раскрытие ноу-хау конкурента;

4) побуждение служащих конкурента  к нарушению или разрыву их  контрактов с нанимателем;

5) угроза конкурентам исками  о нарушении патентов или товарных  знаков, если это делается недобросовестно  и с целью противодействия  конкуренции в сфере торговли;

6) бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;

7) демпинг, т.е. продажа своих  товаров ниже стоимости с намерением  противодействовать конкуренции  или подавить ее;

8) создание впечатления, что  потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;

9) намеренное копирование товаров,  услуг, рекламы или других аспектов  коммерческой деятельности конкурента;

10) поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;

11) выпуск рекламы, в которой  проводится сравнение с товарами  или услугами конкурентов;

12) нарушение правовых положений,  не имеющих прямого отношения  к конкуренции, когда такое  нарушение позволяет добиться  неоправданного преимущества перед  конкурентами.

 Признаки недобросовестной конкуренции:

а) недобросовестная конкуренция, в  отличие от монополистической деятельности, может осуществляться только активными  действиями, возможность пассивного поведения в виде бездействия  не предусмотрена;

б) данные действия будут рассматриваться как правонарушения, если они противоречат не только положениям действующего законодательства, но и обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности, справедливости;

в) субъектами недобросовестной конкуренции  могут быть лишь хозяйствующие субъекты, то есть российские и иностранные организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также индивидуальные предприниматели;

г) целью активных действий субъектов  недобросовестной конкуренции является приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности;

д) в результате действий конкурентам  могут быть причинены убытки или  нанесен ущерб их деловой репутации. Достаточно лишь потенциальной угрозы причинения убытков или нанесения  ущерба деловой репутации для  квалификации данного правонарушения как недобросовестной конкуренции.

Любой товар или услуга в большей  или меньшей степени конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие  факторы:

а) при его производстве:

-производительность труда;

-уровень налогообложения;

-внедрение научно-технических  разработок;

-размеры прибыли предприятия;

-величина оплаты труда.

б) при его потреблении:

-продажная цена товара;

-качество;

-новизна;

-послепродажное обслуживание;

-уровень предпродажной подготовки.

Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции:

1.функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;

2.видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3.предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;

4.ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5.скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов

-продажа личного товара по  цене конкурента

-снижение цены потребления товара

6.незаконные методы:

-антиреклама товаров конкурентов;

-производство товаров имитаторов (подделка).

Рыночные отношения оказывают  через спрос и предложение постоянное влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство, распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция