Организация рыночнй экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Проблема перехода к рыночной экономике занимает сейчас центральное место в изучении всех рыночных дисциплин. Современный рынок как продукт цивилизации существенно отличается от рынка эпохи свободной конкуренции, прежде всего тем, что предполагает гарантированный сбыт товаров, а также активную финансово – кредитную и денежную политику государства, наличие социальной защиты малоимущей части населения.
Идея ускоренного перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству является стержнем антикризисной программы, основой теории динамического развития экономики. Нельзя, однако, не отметить: с выбором и, особенно с реализацией этого курса наше общество опоздало на несколько лет. Ясно, что этот переход будет болезненным, но откладывать его далее невозможно.
В своей работе я ставлю цель, рассмотреть основы рыночной экономики и ее организацию

Содержание

Введение
1. Общая характеристика рыночной экономики
2. Функции рынка
3.Структура рынка
4. Инфраструктура рынка
Заключение
Источники

Вложенные файлы: 1 файл

Кафедра экономической теории и финансов.docx

— 22.67 Кб (Скачать файл)
 

Кафедра экономической теории и финансов  
Дисциплина «Экономическая теория» 
 
ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 

курсовая 
 
СОДЕРЖАНИЕ 
 
Введение 
1. Общая характеристика рыночной экономики 
2. Функции рынка 
3.Структура рынка 
4. Инфраструктура рынка  
Заключение 
Источники 
 
ВВЕДЕНИЕ 
Проблема перехода к рыночной экономике занимает сейчас центральное место в изучении всех рыночных дисциплин. Современный рынок как продукт цивилизации существенно отличается от рынка эпохи свободной конкуренции, прежде всего тем, что предполагает гарантированный сбыт товаров, а также активную финансово – кредитную и денежную политику государства, наличие социальной защиты малоимущей части населения. 
Идея ускоренного перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству является стержнем антикризисной программы, основой теории динамического развития экономики. Нельзя, однако, не отметить: с выбором и, особенно с реализацией этого курса наше общество опоздало на несколько лет. Ясно, что этот переход будет болезненным, но откладывать его далее невозможно.  
В своей работе я ставлю цель, рассмотреть основы рыночной экономики и ее организацию.  
 
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 
Рынок - это конкретная форма проявления товарного обмена и обращения, где функционирует торговый капитал и не только он. Отсюда рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. 
Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом  
обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.  
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).  
Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей. Материальную основу рыночных отношений составляет движение товара и денег.  
В последнее время все чаще появляются определения рынка как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже товаров, но и социально-экономические отношения (собственности, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.), дает основание рассматривать его в системе национальной экономики или экономической системы в целом как самостоятельную подсистему.  
На рынке как самостоятельной подсистеме имеют место: 
1) отношения производства (продолжение производства в сфере обращения), распределения (по доходам рыночных субъектов), обмена (собственно акты купли-продажи) и потребления; 
2) отношения собственности, реализация экономических интересов и организации рыночной деятельности; 
3) отношения регулирования экономики, конкуренции и др.  
Условия возникновения рынка: 
1) разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Только тогда и смогло появиться товарное производство в подлинном смысле слова, т.е. производство таких изделий, которые нужны их производителю не для собственного потребления, а в качестве носителя стоимости, позволяющего получить взамен десятки других нужных ему предметов.  
2) самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйственных субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов.  
3) свобода предпринимательства. Внерыночное регулирование хозяйства имеет место в любой системе. Институциональная система дополняет рынок. Институты - это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Но в целом, чем меньше скован товаропроизводитель, тем больше простора для развития рыночных отношений. 
-------------------- 
1. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник / Л.С.Гребнев, Р.М.Нуреев. – М.: Вита-Пресс, 2000. –99с. 
2. «Экономическая теория» - электронный учебник. Определение понятия «рынок». Режим доступа: http://el.tfi.uz/ru/et/gl4.html 
3. Булатов, А.С. Экономика : учебник для вузов / А.С.Булатов.- изд. 3-е перераб. и дополн.- М.:ЮРИСТ, 1999.- 30С.(461) 
 
2. ФУНКЦИИ РЫНКА 
1) Ценообразующая функция. 
В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. 
В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ. 
2) Информационная функция. 
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. 
Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены - об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия. 
3) Регулирующая функция. 
Она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена - сигнал к расширению производства; падает цена - сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. 
В то же время, являясь регулятором хозяйственной жизни, рынок неоднократно демонстрировал, что не все процессы макроэкономического регулирования ему подвластны. Это проявляется в периодических спадах, инфляции, безработице. 
4) Посредническая функция. 
Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщику. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем. 
5) Санирующая функция. 
Рыночный механизм - это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. 
----------------- 
4. Булатов, А.С. Экономика : учебник для вузов / А.С.Булатов.- изд. 3-е перераб. и дополн.- М.:ЮРИСТ, 1999.- 34 С.  
 
3.СТРУКТУРА РЫНКА 
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет свою собственную структуру. 
Структура рынка – это, внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Классификация структуры рынка показана в таблице.

 
По экономическому назначению объектов рыночных отношений

Рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок  труда, рынок инвестиций, финансовый рынок 

По географическому положению

Местный рынок, региональный рынок, национальный рынок, мировой  рынок 

По степени ограничения  конкуренции

Монополистический рынок, олигополистический рынок, рынок монополистической  конкуренции, рынок совершенной  конкуренции 

По отраслям

Автомобильный рынок, компьютерный рынок, рынок сельхозпродукции и  т.д. 

По характеру продаж

Оптовый рынок, розничный  рынок


 
Некоторые из выделенных рынков также  неоднородны и имеют собственную  структуру. Так товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок  предметов первой необходимости, рынок  товаров длительного пользования  и так далее), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного  назначения) и рынок информации. 
Не менее многолик и разнообразен финансовый рынок, где предметом купли-продажи выступают деньги, предоставляемые в пользование в различных формах. Финансовый рынок состоит из рынка инвестиций (долгосрочных вложений капиталов), рынка кредитов и ссуд, рынка ценных бумаг (первичного, связанного с эмиссией ценных бумаг, и вторичного предназначенного для их перераспределения), денежного (национальной денежной единицы) и валютного рынка.  
Также можно еще классифицировать рынок по степени законности на официальный (легальный) и нелегальный (черный) рынки. 
Официальный (легальный) рынок – это рынок, действующий с учетом действующего законодательства. 
Неофициальный (черный) рынок возникает при фиксации государством цен ниже равновесия и дефиците некоторых видов товаров. 
---------------- 
5. Экономическая теория : методическое пособие / сост. Л.А.Николаева, И.П.Черная. – Совет институту экономики и бизнеса ВГУЭС. – 70с.  
6. Селищев, А.С. Микроэкономика: учеб. Для вузов / А.С.Селищев.- СПб.: Питер, 2002. – 84с. 
 
4. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА 
Рыночная инфраструктура - совокупность институтов, обеспечивающих нормальное функционирование рыночной экономики. Эти институты различаются по своей природе, характеру и назначению. Рыночную среду формируют правовые, финансовые, организационные, материально-технологические, информационные элементы инфраструктуры. Они носят государственный, неправительственный и частный характер и подразделяются в зависимости от рынка, который обслуживают. 
Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономическом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечивающих жизнеспособность вооруженных сил (начало ХХ века). В 1940-е гг. на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства. 
Для нормального функционирования рынка необходима четко налаженная работа различных специализированных учреждений, предприятий, организаций и служб. Система таких учреждений, предприятий, организаций и служб, обеспечивающих движение товаров и услуг, представляет собой рыночную инфраструктуру. 
Рыночную инфраструктуру определяют по-разному: как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка; как совокупность учреждений, организаций, государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.  
В целом инфраструктуру можно определить как совокупность институтов, систем, служб, предприятий и организаций, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. 
Основными элементами инфраструктуры рынка в современных условиях являются: биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество; аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества; кредитная система, коммерческие банки эмиссионная система, эмиссионные банки система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда); налоговая система и налоговая инспекция; система страхования различных рисков и страховые компании; торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов; аудиторские компании; консультативные (консалтинговые) компании; общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности; специальные зоны свободного предпринимательства.  
Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями. 
К основным функциям инфраструктуры рынка относят: 
1) облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов, экономия средств и снижение издержек в ходе проведения различных операций;  
2) повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов деятельности;  
3) организационное оформление рыночных отношений;  
4) облегчение юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования хозяйственной деятельности. 
--------------------- 
7. Экономический сайт. Экономическая теория / Основы теории рыночной экономики. Режим доступа: http://deadbeef.narod.ru/work/docs/eko/10.htm 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
В своей работе я рассмотрела основную структуру рыночной экономики, ее функции и общее понятие, что же такое рынок. 
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управляющих, планирующих или других административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. 
Сущность рынка находит свое выражение в его главных экономически функциях. Экономическая функция - это основное назначение, которое призвана выполнять данная категория, отражающая ее сущность. 
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка. Признаками любой структуры являются: 
а) тесная связь между ее элементами; 
б) определенная устойчивость этих связей; 
в) целостность, совокупность данных элементов. 
Инфраструктура - это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы.  
Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура - это совокупность организационно-правовых форм, о последующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования. 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
1. Булатов, А.С. Экономика : учебник для вузов / А.С.Булатов.- изд. 3-е перераб. и дополн.- М.:ЮРИСТ, 1999.- 461с. 
2. Гребнев, Л.С. Экономика. Курс основ: Учебник / Л.С. Гребнев, Р.М. Нуреев. – М.: Вита-Пресс, 2000. – 214с. 
3. Нуреев, Р.М. Сборник задач по микроэкономике 6 учеб. пособие для вузов / Р.М. Нуреев.- М.: Норма, 2008.- 432с. 
4. Селищев, А.С. Микроэкономика: учеб. Для вузов / А.С.Селищев.- СПб. : Питер, 2002. – 448с. 
5. Экономическая теория: методическое пособие / сост. Л.А.Николаева, И.П.Черная. – Совет институту экономики и бизнеса ВГУЭС. – 227с. 
6. Экономический сайт. Экономическая теория / Основы теории  
рыночной экономики. Режим доступа: http://deadbeef.narod.ru/work/docs/eko/10.htm 
7. «Экономическая теория» - электронный учебник. Определение понятия «рынок». Режим доступа : http://el.tfi.uz/ru/et/gl4.html



Информация о работе Организация рыночнй экономики