Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 13:21, реферат
Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику, которая, как нам известно, находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Поэтому, чтобы тщательно изучить основной предмет «Макроэкономики», нужно обладать неким специальным инструментарием, т. е. методами. Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.
Введение
1. Общенаучные методы макроэкономического исследования национальной экономики
2. Особенности макроэкономический исследований
Заключение
Список используемой литературы
Министерство образования и науки РФ
Ярославский Государственный Технический Университет
Кафедра «Экономическая теория»
Костина А. А.
Контрольная работа на тему
«Основные задачи и принципы макроэкономического исследования»
По дисциплине «Экономика»
Работу выполнил
Студент группы ЗСДМ-43а
Башигин Г. В.
2012 год
Содержание:
Введение
Заключение
Список используемой литературы
Введение.
Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику, которая, как нам известно, находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Поэтому, чтобы тщательно изучить основной предмет «Макроэкономики», нужно обладать неким специальным инструментарием, т. е. методами. Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.
Актуальность темы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, методы макроэкономики не просто описывают макроэкономические явления и процессы, но с их помощью выявляется закономерности и зависимости между ними, исследуются причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических методов и свободное оперирование ими позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики.
Как и другие науки, макроэкономика
обладает специфическими методами, основными
из которых являются агрегирование
и моделирование. Эти два метода
обуславливают особенности макр
1.Общенаучные методы макроэкономического исследования национальной экономики.
Наиболее значимыми общенаучными методами являются диалектический и метафизический, диалектики общего, особенного и единичного, абстрагирования, единства исторического и логического, анализ и синтез, индукция и дедукция, генетический, причинно-следственный и функциональный, системный и структурный. Внимание будет акцентировано на их особенностях с учетом методологии макроэкономики.
Диалектический метод требует рассмотрения макроэкономических явлений и процессов в их непрерывном движении, взаимосвязях и взаимозависимостях, когда накопление количественных изменений влечет за собой изменения качественные, а источником восходящего развития является единство и борьба противоположностей. Диалектический метод реализуется благодаря многим более конкретным подходам.
Например, генетический
подход предусматривает исследование
возникновения и становления
макроэкономического явления
Причинно-следственный
подход предполагает
Принципиальное значение для макроэкономической науки является использование потенциала диалектики общего, особенного и единичного. Национальная экономика Беларуси, безусловно, является уникальным образованием хотя бы потому, что иной такой же не существует. Однако именно такой она является, в том числе и потому, что ей присущи, с одной стороны, особые черты, которые характерны для постсоциалистических переходных экономик, а с другой, – общие, носителем которых является экономика каждой страны, как неотъемлемой составляющей глобальной (международной) экономики. Таким образом, национальная экономика Беларуси должна изучаться как объективное противоречивое единство общего, особенного и единичного. Макроэкономическая наука призвана адекватно отразить это объективное состояние, его возможные изменения и на этой основе предложить соответствующие меры экономической политики государства. Это будет способствовать прекращению некритического копирования уникальных характеристик других национальных экономик, а также использованию зарубежного опыта исключительно с учетом белорусских реалий.
В отличие от диалектического метода, метафизический метод требует концентрации внимания на статическом состоянии объекта макроэкономических исследований, вне его связей с другими объектами, на его функционировании, а не развитии. Этим требованиям более адекватен функциональный подход, в соответствии с которым непосредственно изучаемому макроэкономическому объекту присваивается статус функции, а влияющим на него объектам – переменных аргументов. Применение математического инструментария делает возможным установление функциональной зависимости между ними, в частности, степени изменений функции в зависимости от изменений аргументов.
Диалектический и метафизический методы являются всеобщими методами познания, которые не исключают, а дополняют друг друга. Понятно, что каждый из них более адекватен решению вполне определенных научных задач (например, диалектический метод является более адекватным изучению проблем макроэкономического развития, а не функционирования, а метафизический – напротив), каждому из них в большей мере соответствуют вполне определенные общенаучные и специфические подходы (например, диалектическому методу – динамические, прогностические; метафизическому – статические, равновесного анализа), но для большей полноты и глубины познания объекта необходимо их комплиментарное взаимодействие.
Именно в этом контексте необходимо использовать методы абстрагирования, единства исторического и логического, анализ и синтез, индукции и дедукции. Хотя исторически они возникли в рамках метафизической по своему характеру формальной логики, с развитием науки они обрели диалектический "колорит" и в современных условиях являются неотъемлемыми составляющими любого научного исследования.
В общенаучном
смысле абстрагирование означает формирование
образов и моделей
Метод единства
исторического и логического
базируется на определенных отношениях
между исторически развивающейс
Метод макроэкономического
анализа предусматривает
Макроэкономический синтез может выступать и в форме взаимосвязи, симбиоза различных, в том числе конкурирующих теорий или их отдельных базовых постулатов. Одним из примеров подобного синтеза является концепция кейнсианско-неоклассического синтеза.
Анализ и синтез тесно взаимосвязаны. Анализ является необходимой предпосылкой синтеза, последний невозможен без первого. В свою очередь, синтез стимулирует дальнейший анализ, определяет его характер и направления. Поэтому не случайно иногда пишут о методе единства анализа и синтеза.
Макроэкономическая индукция – это движение познания от непосредственно конкретных, единичных процессов и явлений к тому общему (к законам, закономерностям, принципам и т. п.), которое их объединяет в тот или иной класс процессов и явлений. Роль индукции в познании определяется необходимостью обобщения опытных исследовательских данных, и на этой основе – возможностями предвидения с большой степенью вероятности дальнейшего хода событий. При перечислительной индукции в ряде отдельных случаев обнаруживается определенная регулярность, которая является основанием для соответствующего вывода. Так, из множества случаев роста (снижения) объема спроса на тот или иной товар в ответ на снижение (рост) цены его единицы вполне естественно делается вывод об обратно пропорциональной зависимости объема совокупного спроса от уровня цен в экономике. Но подобные обобщения являются эмпирическими. Поэтому научная индукция предусматривает установление причин и предпосылок указанной регулярности. Примером может служить объяснение упомянутой зависимости объема совокупного спроса от уровня цен эффектами ставки процента, богатства и импортных закупок.
В методологии науки дедукция имеет два основных определения. В соответствии с первым, она представляет собой процесс логического выведения, перехода от некоторых посылок (в частности, причин) к заключениям (следствиям) на основе использования правил логики. В экономической науке этот метод получил название логического, а собственно дедукцией признается ее второе общенаучное определение: переход в познании от общих положений (принципов, закономерностей, законов) к конкретным и единичным. Благодаря дедукции в макроэкономике любое общее положение (например, зависимость между инфляцией и безработицей) может применяться к изучению конкретных случаев (например, соотношение между инфляцией и безработицей в Беларуси в период экономического кризиса), а также при обосновании выдвигаемых гипотез.
Дедукция и индукция диалектически взаимосвязаны. С одной стороны, сам процесс индуктивных обобщений является дедуктивно "нагруженным", поскольку осуществляется, как правило, не спонтанно, а на основе выдвинутых гипотез, существующих теорий и парадигм. С другой стороны, единичные конкретные факты считаются объясненными, если они включены в определенную теоретическую систему понятий, из которой они могут быть получены посредством дедукции.
В макроэкономике также широко используются общенаучные методы аналогии (дает основания для перенесения определенной информации, полученной при исследовании одного объекта, в процесс изучения другого объекта с учетом их отличий); сравнения (состоит в сопоставлении различных объектов с целью выявления их возможных взаимосвязей, общих и особых черт); единства количественного и качественного анализа (изучение количественных и качественных характеристик объекта, их взаимосвязей в различных условиях, в частности, взаимопереходов) и некоторые другие.
Информация о работе Основные задачи и принципы макроэкономического исследования