Основные задачи и принципы макроэкономического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику, которая, как нам известно, находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Поэтому, чтобы тщательно изучить основной предмет «Макроэкономики», нужно обладать неким специальным инструментарием, т. е. методами. Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.

Содержание

Введение
1. Общенаучные методы макроэкономического исследования национальной экономики
2. Особенности макроэкономический исследований
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гриша.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки РФ

Ярославский Государственный  Технический Университет

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

 

 

 

                                                                                            Работу принял  

                                                                                                преподаватель

Костина А. А.

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему

«Основные задачи и принципы макроэкономического исследования»

По дисциплине «Экономика»

 

 

 

 

 

 

Работу выполнил

Студент группы ЗСДМ-43а

Башигин Г. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 год

 

Содержание:

Введение

  1. Общенаучные методы макроэкономического исследования национальной экономики
  2. Особенности макроэкономический исследований

Заключение

Список используемой литературы

 

 

Введение.

Изучение макроэкономики приобретает все большее значение в новых экономических условиях. Макроэкономика в основном изучает рыночную экономику, которая, как нам известно, находится в процессе постоянного развития и совершенствования. Поэтому, чтобы тщательно изучить основной предмет «Макроэкономики», нужно обладать неким специальным инструментарием, т. е. методами. Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.

 Актуальность темы определяется в первую очередь возникшим в последнее время интересом к изучению макроэкономики. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, методы макроэкономики не просто описывают макроэкономические явления и процессы, но с их помощью выявляется закономерности и зависимости между ними, исследуются причинно-следственные связи в экономике. Во-вторых, знание макроэкономических методов и свободное оперирование ими позволяет оценить существующую в экономике ситуацию и показать, что нужно сделать для ее улучшения, и, в первую очередь, что должны предпринять политические деятели, т.е. позволяет разработать принципы экономической политики.

Как и другие науки, макроэкономика обладает специфическими методами, основными  из которых являются агрегирование  и моделирование. Эти два метода обуславливают особенности макроэкономических исследований.

1.Общенаучные методы макроэкономического исследования национальной экономики.

 

Наиболее значимыми  общенаучными методами являются диалектический и метафизический, диалектики общего, особенного и единичного, абстрагирования, единства исторического и логического, анализ и синтез, индукция и дедукция, генетический, причинно-следственный и функциональный, системный и структурный. Внимание будет акцентировано на их особенностях с учетом методологии макроэкономики.

Диалектический  метод требует рассмотрения макроэкономических явлений и процессов в их непрерывном движении, взаимосвязях и взаимозависимостях, когда накопление количественных изменений влечет за собой изменения качественные, а источником восходящего развития является единство и борьба противоположностей. Диалектический метод реализуется благодаря многим более конкретным подходам.

Например, генетический подход предусматривает исследование возникновения и становления  макроэкономического явления или  процесса, а также выведение его  каждого последующего состояния из предыдущего.

 Причинно-следственный  подход предполагает обязательность  определения причин и следствий  макроэкономических явлений и  процессов (объектов). Например, в  конкретных экономических условиях  взаимодействия инфляции и безработицы  необходимо выяснить их общие причины и последствия, а также точно ответить на вопрос: "Безработица является причиной инфляции или наоборот?" Конечно, нужно учитывать, что в разных условиях причины и следствия могут меняться местами. Без учета этих обстоятельств вряд ли возможно эффективное регулирование занятости и цен.

Принципиальное  значение для макроэкономической науки  является использование потенциала диалектики общего, особенного и единичного. Национальная экономика Беларуси, безусловно, является уникальным образованием хотя бы потому, что иной такой же не существует. Однако именно такой она является, в том числе и потому, что ей присущи, с одной стороны, особые черты, которые характерны для постсоциалистических переходных экономик, а с другой, – общие, носителем которых является экономика каждой страны, как неотъемлемой составляющей глобальной (международной) экономики. Таким образом, национальная экономика Беларуси должна изучаться как объективное противоречивое единство общего, особенного и единичного. Макроэкономическая наука призвана адекватно отразить это объективное состояние, его возможные изменения и на этой основе предложить соответствующие меры экономической политики государства. Это будет способствовать прекращению некритического копирования уникальных характеристик других национальных экономик, а также использованию зарубежного опыта исключительно с учетом белорусских реалий.

В отличие от диалектического метода, метафизический метод требует концентрации внимания на статическом состоянии объекта  макроэкономических исследований, вне его связей с другими объектами, на его функционировании, а не развитии. Этим требованиям более адекватен функциональный подход, в соответствии с которым непосредственно изучаемому макроэкономическому объекту присваивается статус функции, а влияющим на него объектам – переменных аргументов. Применение математического инструментария делает возможным установление функциональной зависимости между ними, в частности, степени изменений функции в зависимости от изменений аргументов.

Диалектический  и метафизический методы являются всеобщими  методами познания, которые не исключают, а дополняют друг друга. Понятно, что каждый из них более адекватен  решению вполне определенных научных  задач (например, диалектический метод  является более адекватным изучению проблем макроэкономического развития, а не функционирования, а метафизический – напротив), каждому из них в большей мере соответствуют вполне определенные общенаучные и специфические подходы (например, диалектическому методу – динамические, прогностические; метафизическому – статические, равновесного анализа), но для большей полноты и глубины познания объекта необходимо их комплиментарное взаимодействие.

Именно в  этом контексте необходимо использовать методы абстрагирования, единства исторического и логического, анализ и синтез, индукции и дедукции. Хотя исторически они возникли в рамках метафизической по своему характеру формальной логики, с развитием науки они обрели диалектический "колорит" и в современных условиях являются неотъемлемыми составляющими любого научного исследования.

В общенаучном  смысле абстрагирование означает формирование образов и моделей макроэкономической реальности посредством использования  познавательных процедур отвлечения и  пополнения, то есть путем использования лишь части из множества соответствующих данных об объекте и прибавления к этой части некоторой новой информации, непосредственно не вытекающей из этих данных. В процессе восхождения от чувственно-конкретного к абстрактному изучаемые макроэкономические объекты очищаются от случайного, мимолетного, несущественного (с точки зрения целей и задач исследования), в них выделяется главное и существенное. Таким образом, формируются первичные абстракции, например, уровень цен, ставка процента, уровень безработицы и т. п. В процессе восхождения от абстрактного к всеобще-конкретному, прежде всего, устанавливаются связи между сущностями и формируется соответствующий абстрактный образ (модель) реальности. Далее, путем поэтапного пополнения этого образа более конкретными данными (от которых на предыдущем этапе макроэкономические объекты были очищены) достигается все более полное, многостороннее и целостное отражение макроэкономических реалий. Полученное таким образом всеобще-конкретное отличается от первичного чувственно-конкретного тем, что представляет те же макроэкономические объекты и реалии, но в качестве целостного, органичного образа, обогащенного научным видением их сущности, форм выражения, связей между ними, функционирования и развития. Та или иная макроэкономическая модель тем практически значимее, чем полнее учитывает многосторонность макроэкономических реалий, не теряя при этом их сущностного видения.

Метод единства исторического и логического  базируется на определенных отношениях между исторически развивающейся объективной реальностью и ее отражением в теоретическом познании. Рассмотрим эти отношения подробнее. Национальная экономика в целом на любом этапе эволюции является целостным организмом, в котором все составляющие элементы, находятся в таких взаимосвязях, которые в концентрированном виде воспроизводят исторический процесс ее становления, но уже освобожденный мыслью от случайностей, зигзагов, забегания вперед и т. п. Изучение истории национальной экономики помогает глубже понять взаимосвязи ее нано -, микро-, мезо - и макроуровней и составляющих, а исследование ее современной структуры, процессов функционирования придает научный характер историческому исследованию. По Ф.Энгельсу, логический метод исследования (с помощью которого изучается внутреннее строение национальной экономики как системы) представляет собой тот же исторический метод (с помощью которого изучается история национальной экономики), но освобожденный от исторической формы и мешающих случайностей. В то же время, некоторое несоответствие исторического и логического обусловлено тем, что не все экономические процессы и явления, являющиеся причинами и факторами становления национальной экономики, выполняют роль необходимых условий ее воспроизводства и развития. Поэтому важной предпосылкой разработки эффективной экономической политики государства является, в частности, точное определение тех исторических процессов и явлений, которые являются системообразующими для национальной экономики

Метод макроэкономического  анализа предусматривает мысленное расчленение национальной экономики и ее макроуровня на составляющие части (по разным признакам в зависимости от целей и задач исследования), выявление их внутреннего строения, свойств, признаков, функций и т. п. Метод макроэкономического синтеза состоит в определении связей между полученными в процессе анализа составляющими частями и указанными характеристиками, их сочетании и соединении в единое целое. Например, анализ совокупного спроса и совокупного предложения, выявление их предпосылок, характера, ценовых и неценовых факторов, аналитическое и графическое моделирование предваряют их синтез – изучение макроэкономического равновесия и нарушений в нем.

Макроэкономический  синтез может выступать и в  форме взаимосвязи, симбиоза различных, в том числе конкурирующих теорий или их отдельных базовых постулатов. Одним из примеров подобного синтеза является концепция кейнсианско-неоклассического синтеза.

Анализ и  синтез тесно взаимосвязаны. Анализ является необходимой предпосылкой синтеза, последний невозможен без первого. В свою очередь, синтез стимулирует дальнейший анализ, определяет его характер и направления. Поэтому не случайно иногда пишут о методе единства анализа и синтеза.

Макроэкономическая  индукция – это движение познания от непосредственно конкретных, единичных процессов и явлений к тому общему (к законам, закономерностям, принципам и т. п.), которое их объединяет в тот или иной класс процессов и явлений. Роль индукции в познании определяется необходимостью обобщения опытных исследовательских данных, и на этой основе – возможностями предвидения с большой степенью вероятности дальнейшего хода событий. При перечислительной индукции в ряде отдельных случаев обнаруживается определенная регулярность, которая является основанием для соответствующего вывода. Так, из множества случаев роста (снижения) объема спроса на тот или иной товар в ответ на снижение (рост) цены его единицы вполне естественно делается вывод об обратно пропорциональной зависимости объема совокупного спроса от уровня цен в экономике. Но подобные обобщения являются эмпирическими. Поэтому научная индукция предусматривает установление причин и предпосылок указанной регулярности. Примером может служить объяснение упомянутой зависимости объема совокупного спроса от уровня цен эффектами ставки процента, богатства и импортных закупок.

В методологии  науки дедукция имеет два основных определения. В соответствии с первым, она представляет собой процесс  логического выведения, перехода от некоторых посылок (в частности, причин) к заключениям (следствиям) на основе использования правил логики. В экономической науке этот метод получил название логического, а собственно дедукцией признается ее второе общенаучное определение: переход в познании от общих положений (принципов, закономерностей, законов) к конкретным и единичным. Благодаря дедукции в макроэкономике любое общее положение (например, зависимость между инфляцией и безработицей) может применяться к изучению конкретных случаев (например, соотношение между инфляцией и безработицей в Беларуси в период экономического кризиса), а также при обосновании выдвигаемых гипотез.

Дедукция и  индукция диалектически взаимосвязаны. С одной стороны, сам процесс  индуктивных обобщений является дедуктивно "нагруженным", поскольку  осуществляется, как правило, не спонтанно, а на основе выдвинутых гипотез, существующих теорий и парадигм. С другой стороны, единичные конкретные факты считаются объясненными, если они включены в определенную теоретическую систему понятий, из которой они могут быть получены посредством дедукции.

В макроэкономике также широко используются общенаучные методы аналогии (дает основания для перенесения определенной информации, полученной при исследовании одного объекта, в процесс изучения другого объекта с учетом их отличий); сравнения (состоит в сопоставлении различных объектов с целью выявления их возможных взаимосвязей, общих и особых черт); единства количественного и качественного анализа (изучение количественных и качественных характеристик объекта, их взаимосвязей в различных условиях, в частности, взаимопереходов) и некоторые другие.

Информация о работе Основные задачи и принципы макроэкономического исследования