Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 16:41, реферат
Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85 процентов ТЭР импортировать из-за рубежа.
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гродненский государственный университет им.Я.Купалы»
Факультет «Экономики и управления»
Кафедра экономики и управления на предприятии
РЕФЕРАТ
«Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь
Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь
Важнейшим приоритетом государственной энергетической политики в Республике Беларусь наряду с устойчивым обеспечением страны энергоносителями является создание условий для функционирования и развития экономики при максимально эффективном использовании топливно-энергетических ресурсов (ТЭР).
Республика Беларусь не располагает значительными собственными запасами ископаемых ТЭР и вынуждена до 85 процентов ТЭР импортировать из-за рубежа.
Республиканским органом государственного управления, уполномоченным Правительством Республики Беларусь для проведения государственной политики в сфере энергосбережения, является Комитет по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь. Основными задачами Комитета по энергоэффективности при Совете Министров Республики Беларусь являются:
— проведение государственной политики в сфере энергосбережения;
— осуществление государственного надзора за рациональным использованием топлива, электрической и тепловой энергии.
Стратегической целью деятельности в области энергосбережения является снижение энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) и, как следствие, снижение зависимости республики от импорта ТЭР, что может быть достигнуто за счет:
— повышения
эффективности использования
— структурной перестройки отраслей экономики и промышленности;
— оптимизации топливного баланса республики с увеличением доли местных видов топлива, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии.
Основными принципами государственного управления в сфере энергосбережения являются:
* осуществление государственного надзора за рациональным использованием топливно-энергетических ресурсов;
* разработка
государственных и
* международное сотрудничество в сфере энергосбережения;
* приведение
нормативных документов в
* создание системы
финансово-экономических
* повышение
уровня самообеспечения
* осуществление
государственной экспертизы
* создание и
широкое распространение
* реализация
демонстрационных проектов
* информационное обеспечение деятельности по энергосбережению и пропаганда передового отечественного и зарубежного опыта в этой области, включающие проведение выставок, конгрессов, конференций и семинаров;
* обучение производственного
персонала и населения методам
* создание других
экономических, информационных, организационных
условий для реализации
Экономические показатели развития Республики Беларусь последних лет не только подтверждают правильность выбранной правительством политики в отношении эффективного использования энергоресурсов, но и убеждают, что альтернативы ей нет.
Эффективность проводимой государственной политики в сфере энергосбережения подтверждается тем фактом, что с 1996 года прирост валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается практически без увеличения энергопотребления, за последние 9 лет значение показателя энергоемкости ВВП снижено более чем в 1,75 раза.
Общий потенциал энергосбережения в республике оценивается на уровне 30 процентов валового потребления ТЭР. Основные пути его реализации: структурная перестройка экономики (около 30 процентов), научно-технический прогресс (около 50 процентов), совершенствование организационных и экономических механизмов стимулирования энергосбережения (около 20 процентов).
Программными
документами, определяющими пути реализации
потенциала экономии энергоресурсов в
Республике Беларусь, являются Республиканские
программы по энергосбережению, утверждаемые
в установленном
К основным техническим приоритетам деятельности в области энергосбережения относятся:
— повышение эффективности работы генерирующих источников за счет изменения структуры генерирующих мощностей в сторону расширения внедрения парогазовых и газотурбинных технологий, увеличения выработки электроэнергии на тепловом потреблении, преобразования котельных в мини-ТЭЦ, оптимизация режимов работы энергоисточников и распределения нагрузок энергосистемы;
— модернизация
и повышение эффективности
— внедрение котельного оборудования, работающего на горючих отходах производства, сельского и лесного хозяйства, деревообработки;
— снижение потерь и технологического расхода энергоресурсов при транспортировке тепловой и электрической энергии, природного газа, нефти и нефтепродуктов за счет снижения расходов на собственные нужды обслуживаемых подразделений, технического перевооружения и оптимизации режимов загрузки электрических сетей и трансформаторных подстанций, тепловых сетей и тепловых пунктов, компрессорных станций на газопроводах, насосных в тепловых сетях, на нефте- и продуктопроводах с внедрением регулируемого электропривода;
— создание мини-ТЭЦ на базе ПГУ и ГТУ на компрессорных станциях газопроводов;
— создание технических условий (объединение тепловых сетей, строительство перемычек, аккумуляторов теплоты и т.п.) для максимальной передачи нагрузок от котельных любых ведомств на ТЭЦ со стоимостью тепловой энергии для владельцев котельных на уровне ее себестоимости на ТЭЦ;
— наладка и автоматическое регулирование гидравлических и тепловых режимов тепловых сетей (перерасчет и шайбирование, замена сетевых насосов, регулировка и т.п.);
— замена отопительных электрокотельных на топливные котлы (преимущественно на местных видах, горючих отходах), а также перевод всевозможных электросушильных установок и нагревательных печей (где это целесообразно) на топливоиспользующие установки;
— внедрение автоматических систем регулирования потребления энергоносителей в системах отопления, освещения, горячего и холодного водоснабжения и вентиляции жилых, общественных и производственных помещений, в технологических установках всех типов;
— разработка и
внедрение новых
— дальнейшее развитие системы учета всех видов энергоносителей, включая учет их расхода на отопление жилых помещений, а также внедрение многотарифных счетчиков энергии;
— максимальная утилизация тепловых вторичных энергоресурсов (горячей воды, конденсата, дымовых газов, вентвыбросов, канализационных стоков) в технологических процессах, системах отопления и горячего водоснабжения промышленных узлов и отдельных городов и населенных пунктов;
— разработка и
внедрение эффективных
— разработка и внедрение технологии использования бытовых отходов и мусора для топливных целей;
— внедрение теплонасосных установок на промышленных предприятиях в централизованных и индивидуальных системах отопления;
— экономически целесообразное внедрение ветро-, гелио- и других нетрадиционных источников энергии;
— техническое перевооружение автомобильного транспорта и тракторов, включая перевод на дизельное топливо, сжиженный и сжатый природный газ, разработка и внедрение экономичных двигателей, совершенной системы диагностики и регулирования, оптимальных режимов эксплуатации;
— разработка и
внедрение технологии получения
топлива для дизельных установо
— разработка, организация производства и внедрение энергосберегающего оборудования, приборов, материалов;
— децентрализация систем энергообеспечения потребителей теплом, топливом, сжатым воздухом с малыми нагрузками и резкопеременными режимами работы;
— максимальное
снижение энергозатрат в жилищно-коммунальном
хозяйстве путем внедрения
— совершенствование технологии брикетирования торфа.
В Республике Беларусь выстроена четкая система финансирования энергосбережения. Финансирование мероприятий по энергосбережению осуществляется за счет:
— собственных средств предприятий;
— средств целевого фонда энергосбережения;
— средств инновационных фондов министерств и ведомств;
— средств республиканского и местных бюджетов;
— средств кредитов банков, в том числе льготных;
— средств международных финансовых организаций.
Реализации государственной политики в сфере энергосбережения в республике способствует развитая нормативная правовая база:
— Закон Республики Беларусь «Об энергосбережении» от 15.07.1898 № 190-3З;
— более 20 постановлений Правительства Республики Беларусь;
— ведомственные нормативно-
В продолжение проделанной работы подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О возобновляемых источниках энергии».
Указанными нормативно-
В целях предупреждения нерационального использования ТЭР в настоящее время организовывается работа по проведению государственной энергетической экспертизы проектных решений.
Для усиления работы по энергоэффективности, выполнения повышенных заданий по энергосбережению в республике широко используется передовой зарубежный опыт эффективного использования ТЭР и активно привлекаются средства международных финансовых организаций, в том числе Всемирного Банка, ПРООН, ГЭФ.
Информация о работе Основные направления энергосбережения в Республике Беларусь