Основные проблемы организации экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 13:46, контрольная работа

Краткое описание

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека - потребностей в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, и занимается экономика. Когда она выполняет эту задачу исправно, в обществе царят удовлетворённость, мир и порядок.
Само слово "экономика" происходит от греческого oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения

Содержание

Введение 4
Основные закономерности экономической организации общества. 5
Производство и экономика. 6
Закон возвышения потребностей. 8
Принцип ограниченности ресурсов. 9
Зависимость структуры личного потребления от дохода. Закон 12
Энгеля.

Вложенные файлы: 1 файл

КР по экономической теории.docx

— 30.77 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет путей сообщения»

 

Ярославский филиал МИИТ

 

Контрольная работа по дисциплине «Экономическая теория»

 

Тема «Основные проблемы организации экономики»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Швец Ирина Сергеевна

Учебный шифр 1340-п/ЭБс-0493

Проверил:

  Доцент Щеников В.Н

 

 

 

Ярославль. 2014

 

  1. Введение          4
  2. Основные закономерности экономической организации общества. 5
  3. Производство и экономика.       6
  4. Закон возвышения потребностей.      8
  5. Принцип ограниченности ресурсов.      9
  6. Зависимость структуры личного потребления от дохода. Закон    12

Энгеля.          

 

 

Введение

Современный человек имеет самые разнообразные потребности. Он прежде всего нуждается в реализации себя как творческой личности, в создании семьи, в гарантиях своей жизненной безопасности. Ему, кроме того, нужны уважение, дружба, любовь, общение с другими людьми и пр. Однако осуществление всего этого невозможно без удовлетворения основных материальных потребностей человека - потребностей в воде, пище, одежде, жилье. Их обеспечением, то есть созданием материальных условий для жизни людей, и занимается экономика. Когда она выполняет эту задачу исправно, в обществе царят удовлетворённость, мир и порядок.

Само слово "экономика" происходит от греческого oikonomike - искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Однако в современном языке оно более многозначно и имеет по меньшей мере три основных значения

Во-первых, экономика-это совокупность общественных отношений, связанных с производством, со всей хозяйственной деятельностью людей. По характеру этих отношений, формам собственности, принципам ведения хозяйства и распределения продуктов различают, например, экономику рабовладельческую и феодальную, капиталистическую и социалистическую, рыночную и административно-командную.

Во-вторых, экономика - это та или иная производственная система, хозяйство (отдельного города, района, края, страны, группы стран или всего мира). Говорят, к примеру, экономика Вологды или Улан-Удэ, народное хозяйство Татарстана или России в целом, экономика африканских стран, мировое хозяйство.

Наконец, в-третьих, экономикой называют научную и учебную дисциплину, изучающую какую-либо область хозяйственной жизни общества. Выделяют, например, экономику сельского хозяйства, промышленности, водного транспорта, экономику труда и др.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями. В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов; в XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, экономику начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов. 

Экономическая теория — дисциплина экономической науки. Представляет собой теоретическое и философское основание экономической науки. Состоит из множества школ и направлений. Экономическая теория не стоит на месте и её развитием в исторической ретроспективе занимается история экономических учений.

Основная задача экономической теории — дать объяснения происходящих событий в экономической жизни с помощью моделей действительности, отразить в себе реальную экономику.

 

Основные  закономерности экономической организации общества.

 

Для того, чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ - это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГО производить - это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

 

 

Производство и экономика.

Являются ли термины «производство» и «экономика» синонимами? Этот вопрос поставлен не случайно. На житейском, обыденном уровне принято считать, что производственная деятельность человека- это и есть экономика, экономическая жизнь людей. И следует логический вывод: экономическая наука изучает производственную, хозяйственную деятельность людей в различных исторических условиях.

Такие рассуждения не вполне корректны. Разумеется, трудно оспаривать утверждение, что деятельность людей, связанная с производством разнообразных благ, существовала и в первобытном, и в рабовладельческом обществе. Однако собственно экономики там не было. Производство материальных благ, например, в рабовладельческом обществе, при крепостном праве, в сталинскую эпоху в СССР было основано на насилии, принуждении, на тех методах, которые принято называть внеэкономическими. Экономика же появляется там и тогда, где и когда производство регулируется механизмами, которые основаны на ценовых сигналах, т. е. колебаниях рыночных цен, динамике прибылей и убытков и т. п. Все это - атрибуты рыночного хозяйства. Следовательно, строго говоря, экономика - это синоним не слова «производство», а синоним понятия «рыночное хозяйство». Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «экономика военного коммунизма», «социалистическая экономика» и т. п. основаны на отождествлении понятий  производство» и «экономика». Эти словосочетания стали привычными и не вызывающими сомнений в их теоретической правомерности. Но дело не только в том, что для многих людей слова «экономика» и «производство» означают одно и то же.

Разграничение этих категорий основано на подходе, свойственном пониманию предмета экономической теории как науки о рыночном хозяйстве. «История экономической мысли, - отмечает известный английский экономист Марк Блауг, - не что иное, как история наших попыток понять действие экономики, основанной на рыночных операциях». Откройте любой учебник современных западных экономистов, - и вы сразу увидите, что читателю объясняют такие категории, как рынок, рыночный спрос, предложение, цена и т. п. Однако, если еще раз вернуться к определению предмета экономической теории как науке о выборе, который осуществляют люди в условиях ограниченных ресурсов, то можно согласиться с тем, что проблема выбора в процессе хозяйственной жизни стояла и стоит перед людьми при любом социальном устройстве. С этой точки зрения мы и можем говорить об экономике иных, альтернативных рыночному хозяйству систем.

 

Закон возвышения потребностей.

 

Все люди в чем-то нуждаются. Прежде всего в том, что им необходимо для жизни, в средствах и условиях существования. И естественно, в том, что требуется для получения, создания средств и условий существования. Нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах, услугах, называют потребностями. Круг потребностей современного человека крайне разнообразен. Тем более что человеческие потребности включают не только индивидуальные нужды, но и потребности семьи, социальной группы, производственного коллектива, населения, народа, государства.

Количество видов благ, товаров, услуг, в которых испытывают потребности люди, исчисляется миллионами, тем не менее круг их непрерывно расширяется. Об этом свидетельствует тот простой факт, что в течение каждых десяти лет количество видов потребительских товаров и услуг увеличивается более чем в два раза при одновременном увеличении объема потребления многих видов. Так что потребности растут в количественном и в еще большей степени в качественном отношении. Эта подтверждаемая многолетней историей человечества закономерность заслуживает выделения и может быть названа законом возвышения потребностей.

Применение слова «возвышение» взамен напрашивающихся слов «увеличение», «рост» призвано подчеркнуть, что имеется в виду не только стремление к количественному возрастанию потребления, но в не меньшей степени изменение структуры потребностей, расширение их круга, разнообразия, смещение приоритетов, развитие взаимозаменяемости, качественное совершенствование. Во многих случаях изменение потребностей объективно обусловлено переменами в условиях жизни, в среде, окружающей людей. Стремление к увеличению продолжительности жизни, снижению заболеваемости, духовному совершенствованию, самовыражению личности, личной и общественной безопасности также служит объективным фактором расширения круга потребностей.

Таким образом, прогресс человечества, рост его культуры, знаний, преобладание духовных начал, расширяющиеся возможности экономики неизбежно обусловливают возвышение потребностей как закономерность человеческой цивилизации.

 

 

Принцип ограниченности ресурсов

Как ясно из предшествующего изложения, главная задача экономики (хозяйства) состоит в использовании экономических ресурсов (земля, труд, капитал, знания) в целях получения экономического продукта (продукция, товары, работы, услуги). Экономический продукт необходим человеку; семье, социальным группам, народу, обществу, государству для удовлетворения их многочисленных потребностей, нужд, интересов.

В предыдущем параграфе подчеркивалось, что потребности обладают печальной особенностью: в целом они не ограничены, не насыщаемы и к тому же непрерывно возрастают в количественном и в качественном отношении. Конечно, некоторые потребности отдельного потребителя вполне можно удовлетворить полностью, насытить. Как отмечают авторы одного из учебников по экономике, потребность человека в операции аппендицита вполне удовлетворяется одной операцией. Даже самому большому любителю пива достаточно десятка бутылок для насыщения. Вряд ли семье понадобится больше трех холодильников в квартире. Но индивидуальные желания в отношении богатства, денег не имеют явно выраженного предела. То же самое касается стремления людей приобрести те ценности, которых у них просто нет.

Если же говорить о коллективных, общественных, государственных потребностях, то они воистину во многом, если не во всем, практически беспредельны в том смысле, что трудно назвать четкие, конкретные пределы, уровни их полного удовлетворения.

Итак, люди, население, страны нуждаются, желали бы потреблять весьма значительное, практически неограниченное количество конечного экономического продукта в виде потребительских товаров и услуг. Для их производства необходимо еще большее количество и разнообразие промежуточных продуктов (факторов производства), получение которых требует изначального использования экономических ресурсов: природных, трудовых, основных и оборотных средств, информации. И вот здесь-то возникает неизбежное противоречие между желаемым и возможным, между потребностями и ресурсами.

Дело в том, что все виды экономических ресурсов, находящихся в распоряжении человечества в целом, отдельных стран, предприятий, семей, ограничены и в количественном и в качественном отношении. Их заведомо недостаточно для удовлетворения всей гаммы человеческих потребностей. В этом и заключается принцип ограниченности, редкости ресурсов.

Пахотные земли и земельные массивы для размещения экономических объектов, водные ресурсы, воздушный бассейн, полезные ископаемые, животный и растительный мир — все это имеет конечные пределы использования, во многом относится к не возобновляемым природным ресурсам.

Труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, трудовой отдачей, количеством рабочего времени.

Средства производства в виде зданий, сооружений, машин, оборудования, материалов обладают явно заданными пределами, обусловленными возможностями их создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования. Возникновение вторичных ресурсов в виде отходов производства и потребления лишь частично позволяет восстановить затрачиваемые ресурсы.

Хотя возможности познания беспредельны, но реальный объем накопленных знаний, сведений, данных, то есть информационных ресурсов, практически всегда оказывается количественно недостаточным и качественно несовершенным для решения экономических проблем, возникающих перед людьми.

Если же рассматривать денежные ресурсы как средство приобретения других видов ресурсов, то и они, будучи денежным эквивалентом натуральных ресурсов, также обладают ограниченностью.

Таким образом, принцип ограниченности экономических ресурсов носит всеобъемлющий характер, в связи с чем в зарубежной экономической литературе его именуют фундаментальным, а проблему ограниченности ресурсов относят к числу определяющих. Некоторые авторы, как уже упоминалось, определяют экономику (науку) как предмет, изучающий, каким образом общество, обладающее ограниченными, дефицитными ресурсами, решает, что, как и для кого производить. Главную задачу и проблему экономической науки эти авторы видят в нахождении способов максимизации потребительского эффекта, полезности с учетом ограниченности ресурсов, которые могут быть использованы для получения желаемого результата.

Информация о работе Основные проблемы организации экономики