Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2013 в 19:18, контрольная работа
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависи¬мости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы.
1. Теоретическая часть
1.1 Основы анализа спроса и предложения. Равновесная цена.
Экономика как наука существует уже почти две с половиной тысячи лет, со времен проявления трудов великих греков - Ксенофонта и Аристотеля, посвященных проблемам хозяйства. И уже с тех самых пор одним из основных вопросов экономической теории признается вопрос о сущности и происхождении ценности благ и о рыночной цене как форме ценности. В зависимости от способа ответа на этот вопрос ученые-экономисты разделились на две большие группы.
Представители первой группы утверждают, что ценность блага определяется, прежде всего, количеством и качеством живого и овеществленного труда (средств производства), затраченного на его создание. Данное направление получило название трудовой, или классической теории ценности (стоимости), к нему можно отнести таких известных ученых, как У. Пети, А. Смит, Д. Риккардо, К. Маркс и другие. Другое направление, которое можно условно назвать концепцией полезности (У. Джевонс, К. Менгер, Е. Бем-Баверк), утверждает, что в основе ценности блага лежат не затраты производителя, а его реальная потребительская полезность, способность удовлетворять потребности человека.
И та, другая теория имеют свои сильные и слабые стороны, каждая по-своему права в известном смысле логически неуязвима, хотя и небесспорна. По-видимому, для точного решения поставленного вопроса экономической пачке требовался некий компромисс, а точнее - синтез этих двух направлений, который позволил бы соединить в себе положительные элементы обеих теорий и объяснить происхождение ценности именно как результат взаимодействия двух равноправных рыночных агентов - производителя и потребителя. Над этим синтезом работали многие ученые-экономисты, особенно во второй половине XIX века, среди которых особенное место принадлежит английскому ученому А. Маршаллу.
А. Маршалл предложил идею рыночного равновесия, основной смысл которой заключается в следующем. Предполагается, что на рынке существуют и взаимодействуют две большие группы равноправных агентов - покупатели, представляющие рыночный спрос и продавцы, представляющие рыночное предложение. Под равновесием предполагается такое устойчивое состояние рынка, при котором подавляющее большинство агентов не заинтересовано в изменении рыночной конъюнктуры (условий купли-продажи), т.е. не имеет серьезных стимулов к изменениям. Это, возможно, прежде всего, при равенстве объемов спроса и предложения, а само «уравновешивание» происходит при посредстве действия механизма цен. А. Маршалл показал это графически и аналитически, доказав при этом существование и устойчивость равновесия. Данная модель в своей концептуальной основе не претерпела серьезных изменений и до сих пор считается базовой для объяснения сущности и особенностей функционирования рыночных систем.
Термин спрос имеет
для экономистов специфическое
значение. Человеку свойственно естественное
желание потреблять, однако экономическая
наука имеет дело лишь с теми потребностями,
которые воплощаются в
Итак, спрос - это зависимость между ценой товара и его количеством, которое покупатели желают и могут приобрести в данный период времени и по заданной цене.
Объемом спроса на какой-либо товар называется максимальное количество этого товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях. К числу этих условий относятся: цена данного товара, цены других товаров, величина денежных доходов, вкусы и предпочтения потребителей, накопленное имущество и др.
На спрос влияет не только цена самого товара, но и иные факторы:
1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя,
2) изменение вкусов и предпочтений.
3) ценовые и дефицитные ожидания,
4) колебание расходов на рекламу,
5)изменение цен товаров-субститутов (заменителей) и комплементарных (дополняющих) товаров,
6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.
Спрос является функцией всех этих факторов:
QD = f (P, I, Z, W, Psub, Pcom, N, B),
где
QD – спрос;
P – цена;
I – доход;
Z – вкусы;
W - ожидание(waiting);
Psub - цена на товары-субституты;
Pcom - цена на комплементарные товары;
N - количество покупателей;
B - прочие факторы.
На рис. 1.1 линия DD представляет графическое отображение функции спроса от цены. Она называется линией спроса. Абсциссы точек линии спроса характеризуют объем спроса, а ординаты — цены спроса.
Необходимо различать изменение объема спроса и изменение спроса. Изменение объема спроса имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема спроса от цены (1.2) — движение вдоль линии спроса. Например, как видно на рис. 1.2, при снижении цены с Р1 до Р2 объем спроса увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения доходов или вкусов покупателей установится новая зависимость между ценой и объемом спроса, т.е. изменится функция спроса от цены, то произойдет сдвиг линии спроса от D1D1 до D2D2, так что при цене P1 объем спроса возрастет с Q1 до Q3, а при цене Р2 — с Q2 до Q4. В этом случае говорят, что увеличился сам спрос. Очевидно, что при снижении спроса, скажем, в результате сокращения доходов новая линия спроса пройдет левее и ниже DD.
Известны и включения из закона спроса, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью:
1) Парадокс Гиффена (низкокачественные товары и заменители). Англ. Экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в 19 веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, так же возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, сведя последнее к потреблению лишь картофеля, т.е. при постоянном и многократном повышении цен на продукты питания спрос на некоторые из них растет, несмотря на цены;
2) Асимметричная информация (низкие цены ”сигнализируют ”покупателю о низком качестве товара или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;
3) “Престижное ” потребление (эффект Веблена). Товар в этом случае покупается за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится как бы потребительским благом;
4) Эффект ожидаемой инфляции. В периоды экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициируют инфляционные ожидания, что может привести к росту объёма покупок.
Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке со стороны предложения, то легко заметим, что зависимость величины предложения от цены прямая: чем выше цена, тем большее количество товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Например, при цене 20 тенге производители согласны продать лишь 2 единицы блага Х, при цене 30 тенге – 4 единицы, а при цене 50 тенге -6 единиц блага Х.
В общем виде:
QS = f (P),
где
Qs- величина предложения (supply),
Р- цена.
Прямая связь между
ценой и количеством
Функция предложения (supply function) определяет предложение в зависимости от влияния различных факторов. Как мы уже выяснили, важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент времени. Изменение цены означает движение по кривой предложения.
В действительности на предложение блага влияют не только цены самого блага, но и другие факторы, влияющие на сдвиги кривой предложения:
1) цены факторов производства (ресурсов),
2) технология,
3) ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики,
4) размер налогов и субсидии,
5) количество продавцов.
Предложение является функцией всех этих факторов:
QS = f (P, Pr, K, T, N, B),
где
Р - цена самого блага;
Рr – цены ресурсов;
К- характер применяемой технологии;
Т- налоги и субсидии;
N- количество продавцов;
B- прочие факторы.
На рис. 1.3 линия SS представляет графическое отображение функции предложения от цены. Она называется линией предложения.
Изображенная кривая S (от англ. Supply) характеризует уровень цен и объём продаж блага Х в определенный момент времени. Она имеет положительный наклон, свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цены. Как и при рассмотрении спроса, следует различать изменение объема предложения и изменение предложения. Изменение объема предложения имеет место при изменении цены товара и неизменном характере зависимости объема предложения от цены — движение вдоль линии предложения. Например, как видно на рис. 1.4, при повышении цены с Р1 до Р2 объем предложения увеличивается с Q1 до Q2. Если же в силу изменения какого-либо другого фактора (например, в связи с неблагоприятными погодными условиями в случае сельскохозяйственного производства) устанавливается новая зависимость между ценой и объемом предложения, т.е. изменяется сама функция предложения, происходит сдвиг линии предложения с S1S1 до S2S2, так что при прежней цене P1 объем предложения составит лишь Q3, а при цене Р2 — Q4. В этом случае говорят, что уменьшилось само предложение. Очевидно, что при увеличении предложения линия предложения сместится вправо от SS.
Рассмотрим неценовые факторы, влияющие на объём предложения:
1) Цены на факторы производства. Чем ниже затраты производителя на исходное сырьё, материалы, топливо, а также рабочую силу, тем большее количество продукции по более низкой цене предприниматель сможет предложить на рынок. Т.о. кривая предложения сместится вправо и вниз.
2) Технологические возможности производителя зависят от развития научно-технического прогресса. Чем выше уровень прогресса, тем эффективней становится производства, т.е. на каждую единицу затраченных ресурсов производится всё больше конечной продукции. Кривая предложения, следовательно, смещается вправо и вниз.
3) Ценовые и дефицитные ожидания агентов рыночной экономики.
4) Товары могут находиться между собой в отношении взаимозаменяемости и взаимодополняемости как в потреблении, так и в производстве. В частности, снижение цены на говядину может побудить фермеров больше выращивать и предлагать к продаже мясо птицы. И на оборот, повышение цены на говядину приведет к сокращению предложения мяса птицы. Следовательно, изменение цен на другие товары способно смещать кривую предложения.
5) Число продавцов. Чем больше производителей выпускают данный вид товара, тем больше рыночное предложение смещает кривую вправо. По мере уменьшения числа производителей в отрасли кривая предложения будет смещаться влево и вверх.
6) Ожидания производителей. Если в определенной ситуации, например, производители зерна не хотят продавать его ни государству, ни населению, так как ожидают, что в дальнейшем цены на зерно повысятся, и они более выгодно его реализуют. Кривая предложения зерна в данный момент сместится влево и вверх. Но может и возникнуть и обратная ситуация, когда производители ожидают падение цен на зерно. Тогда они будут стараться быстрее его реализовать, и на какое-то время предложение этого товара на рынке увеличится, что сдвинет кривую предложения вправо и вниз.
7) Налоги и дотации. Большинство предприятий рассматривают налоги как затраты своего производства. Поэтому повышение налогов, будет увеличивать затраты производителя и сокращать предложение, что в свою очередь вызовет сдвиг кривой предложения влево и вверх. Напротив, дотации считаются как бы налогом наоборот. Государственные дотации фактически снижают затраты на производство продукции, тем самым увеличивая предложения и смещая его кривую вправо и вниз.
Во всех перечисленных случаях, когда меняется не цена товара, а другие условия, речь идет об изменении функции предложения. Изменение предложения означает, что при каждом данном уровне цены происходит увеличение или уменьшение предложения. Поэтому повышение налогов, например, повышение цен на факторы производства означает сокращение предложения, то есть сдвиг кривой S в положение S1. Наоборот, в случае понижения цен на факторы производства произойдет увеличение предложения, что приведет к сдвигу кривой S в положение S2.
Область неотрицательных цен и объемов производства, расположенная выше кривой предложения, соответствует экономической прибыли (ренте от производственного фактора). Область под кривой предложения соответствует издержкам производства, иначе говоря, площади под линией предложения соответствуют стоимостной оценки издержек производства. Если, рыночная цена упадет ниже уровня минимальных издержек, то производство будет невозможно.
Информация о работе Основы анализа спроса и предложения. Равновесная цена