Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
1. дать определение понятия монополия;
2. изучить сущность и виды монополии;
3. рассмотреть современные формы монополии;
4. определить пути антимонопольной политики;
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности российской монополизации. ……………….5
1.1. Понятие монополии………………………………………………..5
1.2. Виды монополий…………………………………………...………5
1.3. Формирование и развитие современных российских монополий…………………………………………………………..7
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях............................................................................10
2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий………………………………………………………………..10
2.2. Особенности антимонопольной политики развитых стран...…...12
2.3. Особенности антимонопольной политики в России…………….15
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………..28
Казанский государственный технический университет
им. А.Н. Туполева Елабужский филиал.
Курсовая работа
по дисциплине «Экономической теории»
на тему:
Мухаметзянов Р.Х
Гапсаламов А.Р.
Елабуга 2010 г.
Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности российской монополизации. ……………….5
Глава 2. Основные направления антимонопольной
политики в современных условиях......................
2.1. Антимонопольная политика в отношении
различных видов монополий………………………………………………………
2.2. Особенности антимонопольной политики развитых стран...…...12
2.3. Особенности антимонопольной политики в России…………….15
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………..28
Введение.
Проблема взаимоотношения
Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.
Именно конкуренция
превращает экономическую
Объектом исследования является монополизация России.
Предметом исследования является монополия и антимонопольная политика.
Но здоровая конкуренция
невозможна, если монополизм не будет
урегулирован. Проблемы совершенствования
конкуренции на российском рынке, повышения
конкурентоспособности российск
Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
Научная новизна данной курсовой работы заключается в том, что была рассмотрена антимонопольная политика в России.
Практическая значимость работы заключается в том, что данная работа может быть использована на семинарах, на лекциях по экономической теории, на занятиях по экономике, на различных конференциях. А также работу можно использовать как материал для написания рефератов, диссертаций и т. п.
Основу содержания составили работы отечественных учёных и преподавателей. В качестве теоретической основы рассматриваемого вопроса были использованы труды: Базелера У., Сабова З., Хайнриха Й., Коха В., Булатов А.С, Камаева В.Д. Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С.
В структурном отношении работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1.
Особенности российской монополизации.
1.1. Понятие монополии.
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:
Монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.1
Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар.
1. 2. Виды монополий.
Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.
По масштабам охвата
рынка монополия может установи
В зависимости от характера и причин возникновения можно выделить:
Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:
Главная особенность монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.
Социалистическая экономика представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие не было вполне автономно, а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.
Причин для такой концентрации выпуска продукции было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт, рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.
Другая причина была
связана с удобством
В итоге народное хозяйство страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты, другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.
Таким образом, если в странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.
Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.
Однако гораздо большее значение имело изменение условий хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации вырвались наружу.
При этом старый порок
советских монопольных производ
Глава 2.
Основные направления антимонопольной политики в современных условиях.
2.1. Антимонопольная
политика в отношении
Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.