Особенности монополизации Российской экономики и пути антимонопольной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:
1. дать определение понятия монополия;
2. изучить сущность и виды монополии;
3. рассмотреть современные формы монополии;
4. определить пути антимонопольной политики;

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава 1. Особенности российской монополизации. ……………….5
1.1. Понятие монополии………………………………………………..5
1.2. Виды монополий…………………………………………...………5
1.3. Формирование и развитие современных российских монополий…………………………………………………………..7
Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях............................................................................10
2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий………………………………………………………………..10
2.2. Особенности антимонопольной политики развитых стран...…...12
2.3. Особенности антимонопольной политики в России…………….15
Заключение………………………………………………………………24
Список использованной литературы…………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

«Особенности монополизации Российской экономики и пути антимонопольной политики государства»..doc

— 158.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Казанский государственный технический университет

им. А.Н. Туполева Елабужский филиал.

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине «Экономической теории»

на тему:

«Особенности  монополизации Российской экономики и пути антимонопольной политики государства».

     

 

 

                                                   Выполнил:

         студент гр. 22103

                                                             экономического факультета

                                                             Мухаметзянов Р.Х

                                                             Научный руководитель:

                                                             кандидат экономических наук

                                                             Гапсаламов А.Р. 

                                              

 

 

 

 

Елабуга 2010 г.

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………3   

Глава 1. Особенности  российской монополизации. ……………….5

    1. Понятие монополии………………………………………………..5
    2. Виды монополий…………………………………………...………5
    3. Формирование и развитие современных российских монополий…………………………………………………………..7

Глава 2. Основные направления антимонопольной политики в современных условиях............................................................................10

2.1. Антимонопольная политика в отношении различных видов монополий………………………………………………………………..10

2.2.  Особенности антимонопольной политики развитых стран...…...12 

2.3.  Особенности антимонопольной политики в России…………….15 

Заключение………………………………………………………………24

Список использованной литературы…………………………………..28      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Проблема взаимоотношения государства  и хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов  государственного регулирования является регулирование монополий.    

В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов.

 Именно конкуренция  превращает экономическую систему  страны в саморегулирующийся  аппарат.

Объектом исследования является монополизация России.

Предметом исследования является монополия и антимонопольная политика.

Но здоровая конкуренция  невозможна, если монополизм не будет  урегулирован. Проблемы совершенствования  конкуренции на российском рынке, повышения  конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

Поставленная цель достигается путём решения следующих задач:

    1. дать определение понятия монополия;
    2. изучить  сущность и виды монополии;
    3. рассмотреть современные формы монополии;
    4. определить пути антимонопольной политики;

Научная новизна данной курсовой работы заключается в том, что была рассмотрена антимонопольная политика в России.

Практическая значимость работы заключается в том, что данная работа может быть использована на семинарах, на лекциях по экономической теории, на занятиях по экономике, на различных конференциях. А также работу можно использовать как материал для написания рефератов, диссертаций и т. п.

Основу содержания составили работы отечественных учёных и преподавателей. В качестве теоретической основы рассматриваемого вопроса были использованы труды: Базелера У., Сабова З., Хайнриха Й., Коха В., Булатов А.С, Камаева В.Д. Шеремета А.Д., Сайфулина Р.С.

В структурном отношении работа состоит из  введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.

Особенности  российской монополизации.

 

1.1. Понятие монополии.

 

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется:

  • такая рыночная структура или рыночная ситуация, когда имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей;
  • как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
  • как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

Монополии - это крупные  хозяйственные объединения, находящиеся  в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и  осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.1

Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар.

 

 

1. 2. Виды монополий.

Монополии можно классифицировать по разным видам. По месту в торговых сделках различают объединения, единолично продающие определенные товары множеству продавцов – монополия, и объединения, единолично скупающие какие-то продукты у всех продавцов – монопсония.


По масштабам охвата рынка монополия может установиться в отраслевом масштабе – чистая монополия или монопсония, или охватить масштаб национального хозяйства – абсолютная монополия, например,  внешней торговли государства. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной конкуренции.

В зависимости от характера  и причин возникновения можно  выделить:

  1. естественные монополии (возникающие из-за особых условий хозяйствования или технологий, таких как транспортировка нефти, газа, почтовая связь и т.п.);
  2. легальные монополии (защищенные от конкуренции авторскими правами, патентами, торговыми марками);
  3. искусственные монополии (создаваемые ради получения монополистических выгод в формах картелей, синдикатов, трестов, концернов и др.).

Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:

  1. простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;
  2. картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
  3. синдикаты. Синдикат - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;2
  4. тресты. Трест - это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;3
  5. комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;
  6. концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

 

 

    1. 3. Формирование и развитие российских монополий.

 

Главная особенность  монополизации российского рынка состоит в том, что она сложилась как «наследница» государственного монополизма социалистической экономики.

Социалистическая экономика  представляла собой единый народнохозяйственный комплекс, в котором каждое предприятие  не было вполне автономно,  а являлось составной частью общегосударственной структуры. При этом удовлетворение потребности всей страны  в том или ином виде продукта часто поручалось всего одному двум заводам.

Причин для такой  концентрации выпуска продукции  было несколько. Большое значение имело стремление использовать положительный эффект масштаба. Причем тяга к гигантизму была явно гипертрофированной, так как из-за искусственной заниженности цен на энергию, сырье и транспорт, рентабельными выглядели проекты даже нерационально крупных заводов. Сырье для них нередко привозилось за тысячи километров, а готовая продукция развозилась по всему Союзу.

Другая причина была связана с удобством централизованного  управления крупными предприятиями. Когда  все важнейшие решения по развитию экономики страны принимаются общенациональными плановыми органами, управляемость хозяйства тем выше, чем меньше производственных единиц. В самом деле, проконтролировать выпуск определенного вида продукции на одном заводе гиганте много проще, чем решить ту же задачу, когда названное изделие выпускают две-три сотни мелких заводов.

В итоге народное хозяйство  страны в буквальном смысле напоминало единый организм. Подобно тому, как  в человеческом организме существуют специализированные органы обеспечения жизнедеятельности всего организма, так и в социалистическом хозяйстве одни заводы удовлетворяли потребность всей страны в одной, другие – в другой продукции. При этом советские монополисты были узко специализированны: один завод выпускал только тяжелые вертолеты, другой – только автомобили высокой проходимости (УАЗ). По своим последствиям для хозяйства прекращение поставок любым из них было подобно отказу определенного органа (скажем, почек) в человеческом организме.

Таким образом, если в  странах рыночной экономики монополизация обычно проходила путем организационного объединения первоначально независимых компаний, то социалистический монополизм базировался на сознательном создании только одного производителя. При этом монополизм в социалистической экономике был распространен значительно шире, чем в рыночной.

Начало рыночных реформ в нашей стране привело к резкому  усилению монополистических тенденций. Отчасти это было связано с  распадом СССР и ослаблением экономических  связей между бывшими союзными республиками. К прежним монополистам добавились новые, а именно предприятия, не являвшиеся единственными производителями в рамках всего Союза, но ставшие таковыми на сократившейся территории.

Однако гораздо большее  значение имело изменение условий  хозяйствования. Благодаря им резко усилились последствия монополизации и ее влияние на экономику. Дело в том, что превращение российских заводов в частные предприятия создало мощный стимул для получения монопольных прибылей. А свобода установления цен и выбора объемов производства дали в руки фирм средства достижения этой цели. Все три важнейших последствия монополизации вырвались наружу.

При этом старый порок  советских монопольных производителей – неэффективность – сохранился везде, где осталась монополия. Усиление проявлений монополизма, в свою очередь, негативно повлияло на общий ход реформ в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Основные направления  антимонопольной политики в современных  условиях.

 

2.1. Антимонопольная  политика в отношении различных  видов монополий.

 

Учитывая свойство монополий стремиться к приобретению чрезмерной экономической власти, государства практически всех стран с рыночным типом экономики проводят в тех или иных формах и масштабах вмешательства в деятельность монополий, сообразуясь со своими представлениями о степени общественной опасности  тех или иных монопольных структур. Более того, эта политика в последние десятилетия всё чаще выступает не в форме отдельных разовых мероприятий, а в качестве одной из постоянных функций государства.

Информация о работе Особенности монополизации Российской экономики и пути антимонопольной политики государства