Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 12:18, курсовая работа
целью данной работы является выявить особенности развития предпринимательства в России на данном этапе развития экономики. Также определить тот круг проблем, которые не дают эффективно развиваться предпринимателям, но, прежде всего, следует дать определение, что такое предпринимательство, его сущность и существующие виды предпринимательства.
Введение 3
1. Сущность предпринимательства и его виды. 4
2. Особенности развития предпринимательства в России 11
3. Проблемы развития предпринимательства в России 18
Заключение 23
Литература 24
Министерство образования и науки РФ
Саратовский государственный
технический университет
Кафедра
экономической теории и учений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Экономическая теория
на
тему: «Особенности
развития Российского
предпринимательства»
Выполнил: студент ФУПС группы.
Саратов
2006
Содержание
Современное российское общество переживает чрезвычайно сильный кризис, который проявляется в политике, экономике, идеологии и других сферах жизни общества. Россия в очередной раз стоит перед необходимостью выбора ориентиров для своего дальнейшего развития, и здесь нельзя ошибиться. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие предпринимательства.
Поэтому целью данной работы является выявить особенности развития предпринимательства в России на данном этапе развития экономики. Также определить тот круг проблем, которые не дают эффективно развиваться предпринимателям, но, прежде всего, следует дать определение, что такое предпринимательство, его сущность и существующие виды предпринимательства.
Изначально предпринимательство появилось в сфере ремесленничества и торговли и в течение столетий приобретало современные черты. Постепенно, примерно в XV веке образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в это время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной развитие производства, торговли, получение дохода.
Ко второй половине XIX века появилась необходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала – капиталистом. Стали образовываться предпринимательские союзы, где капиталисты не всегда выступали в роли предпринимателя, а предприниматели не всегда были капиталистами1.
Старое
понятие «предпринимательство»
в последнее время получило новое
содержание. В современном мире предприниматель
– это человек, способный понять
перспективу и потребности
Предприниматель – это человек (или группа людей), который берет на себя инициативу, риск и ответственность за организацию успешной деятельности предприятия.
Предпринимательство – хозяйственная деятельность с использованием новизны, риска, изобретательства с целью получения прибыли2.
Предпринимательство
— неотъемлемый элемент современной
рыночной системы хозяйствования, без
которого экономика и общество в целом
не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют
собой наиболее многочисленный слой частных
собственников и в силу своей массовости
играют значительную роль не только в
социально-экономической, но и в политической
жизни страны. Предпринимательство обеспечивает
укрепление рыночных отношений, основанных
на демократии и частной собственности.
По своему экономическому положению и
условиям жизни частные предприниматели
близки к большей части населения и составляют
основу среднего класса, являющегося гарантом
социальной и политической стабильности
общества. Предпринимательство в разных
экономических областях различается по
форме и особенно по содержанию операций
и способам их осуществления. Но характеры
бизнеса накладывает значительный отпечаток
на вид товаров и услуг, которые предприниматель
производит или оказывает. Предприниматель
может сам производить товары и услуги,
приобретая только факторы производства.
Он также может приобретать готовые товары
и перепродавать его потребителю. Наконец,
предприниматель может только соединять
производителей и потребителей, продавцов
и покупателей. Отдельные виды бизнеса
различаются также формами собственности
на используемые факторы предпринимательства.
В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:
-производственное,
-коммерческо-торговое,
-финансово-кредитное,
-посредническое,
-страховое.
1. Производственное предпринимательство
Предпринимательство
называется производственным, если сам
предприниматель
Производственное предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.
В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.
Принцип
организации торгового
Коммерческое предпринимательство охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, деньги на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.
Коммерческое предпринимательство привлекает видимой возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль. Такая возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.
Сфера
официального коммерческого
Для
успешного занятия торговым предпринимательством
необходимо досконально знать
3. Финансово-
Финансовое
предпринимательство - это особая форма
коммерческого
Суть финансовой предпринимательской операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.
В случае кредитного предпринимательства предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.
Финансово-кредитное предпринимательство относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции.
Для
организации финансово-
4. Посредническое предпринимательство
Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно-денежных операциях.
Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей. В качестве посреднических предпринимательских организаций на рынке выступают оптовые снабженческо-сбытовые организации, брокеры, дилеры, дистрибьюторы, биржи, в какой-то мере коммерческие банки и другие кредитные организации. Посредническая предпринимательская деятельность является в значительной мере рисковой, поэтому предприниматель - посредник устанавливает в договоре уровень цен, учитывая степень риска при осуществлении посреднических операций. Главная задача и предмет предпринимательской деятельности посредника - соединить две заинтересованные во взаимной сделке стороны. Так что есть основания утверждать, что посредничество состоит в оказании услуг каждой из этих сторон. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход, прибыль.
Информация о работе Особенности развития Российского предпринимательства