Особенности сельскохозяйственных рынков. Экономические инструменты поддержки сельских товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 11:46, реферат

Краткое описание

Сельское хозяйство – самая обширная жизненно важная отрасль народного хозяйства, определяющая уровень жизни людей. Особенностью сельскохозяйственного воспроизводства является сезонный характер производственных процессов. Это обуславливает отличный от большинства промышленных отраслей порядок формирования оборотного капитала и воспроизводства рабочей силы.

Содержание

Введение
1.Теоретические основы рынков экономических ресурсов.
2.Особенности сельскохозяйственных рынков.
3.Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции ,сырья и продовольствия .
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Эконом.теория.docx

— 30.73 Кб (Скачать файл)

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРОИНЖЕНЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.П. ГОРЯЧКИНА

 

 

 

 

Кафедра экономическая теория

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

На тему: «Особенности сельскохозяйственных рынков. Экономические инструменты поддержки сельских товаропроизводителей. »

 

 

Выполнила: студентка

1курса 18гр. ИЭФ

Дьяченко Дарья

Проверил: ст.преподаватель

Энкина Е.В.

 

 

 

 

МОСКВА 2013

Содержание

Введение 

1.Теоретические основы  рынков экономических ресурсов.                     

2.Особенности сельскохозяйственных  рынков.

3.Регулирование рынка  сельскохозяйственной продукции ,сырья и продовольствия .

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Сельское хозяйство – самая обширная жизненно важная  отрасль народного  хозяйства, определяющая уровень жизни людей.  
Особенностью сельскохозяйственного воспроизводства является сезонный характер производственных процессов. Это обуславливает отличный от большинства промышленных отраслей порядок формирования оборотного капитала и воспроизводства рабочей силы. Так как технологический процесс производства и реализации сельскохозяйственной продукции занимает несколько месяцев, то обеспечить норматив оборотных средств за счет собственных источников не только не возможно, но и экономически не оправданно - излишек оборотных средств, образуемый в межсезонье, омертвляет капитал и создает предпосылки для не целевого или неэффективного использования временно свободных средств. Следовательно, резко повышается роль банковского кредита.  
    Государство взявшее на себя часть финансовых проблем по регулированию процесса формирования оборотного капитала, вправе рассчитывать и на право такого же регулирования цен на продукцию и на право распределения товарно-денежных потоков. Что же касается воспроизводства  рабочей силы, то сезонный характер производства обуславливает, как минимум , две основных особенности. Во-первых, в течение  всего производственного цикла, вплоть до определения результатов деятельности организации,  заработная плата не может соответствовать количеству и качеству вложенного труда.  
  Во-вторых, с особой остротой встает проблема занятости работников в период между двумя сезонами.  
  Что касается воспроизводства рабочей силы, то есть необходимость поддержания социально-бытовой сферы на высоком уровне. Условия производства в сельском хозяйстве существенно отличаются от условий производства в промышленности. Это обуславливает необходимость дополнительного стимулирования работников и, следовательно, дополнительных расходов на социальную сферу.  
   Сельскохозяйственное производство по целому ряду элементов существенно отличается от других видов производства. Эти отличия следует учитывать при организации воспроизводственного цикла и при выборе форм и направлений использования капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  основы рынков экономических  ресурсов.                     

   Рынки ресурсов являются важным структурным элементом рыночной экономики. От эффективности функционирования рынков ресурсов зависит оптимальность их использования, а значит, устойчивость и равновесие экономики, результативность работы фирм, предприятий. 
Источники функционирования любого предприятия – это ресурсы, которыми располагает общество, что же понимает экономическая теория под «экономическими ресурсами»? 
   Экономические ресурсы – это элементы, используемые для производства экономических благ.[1, С.47] 
Наряду с понятием «экономические ресурсы» экономическая теория оперирует также понятием «факторы производства», которые не являются синонимами. 
   Ресурсы - это природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство. Факторы производства - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлечённые в процесс производства ресурсы; следовательно, «экономические ресурсы» - понятие более широкое, чем «факторы производства». Иными словами, факторы производства – это производящие ресурсы. 
Обратимся к категории «рынки ресурсов». Исходя из определения экономических ресурсов, рынок ресурсов – это многообразие ресурсов, которые могут быть использованы предприятием в процессе осуществления им предпринимательской деятельности. 
Рынки ресурсов играют важную роль в экономическом кругообороте. Через взаимодействие спроса и предложения они регулируют распределение имеющихся у общества ограниченных ресурсов между отдельными потребителями. На рынках ресурсов формируются издержки производства, которые определяются ценами на ресурсы. 
Итак, для производства любого товара или услуги фирма должна приобрести необходимые ей экономические ресурсы на соответствующем рынке. Владельцами ресурсов являются домашние хозяйства, которые владеют землей, трудом или капиталом. На рынке ресурсов домашние хозяйства выступают в качестве продавцов, а фирмы — в качестве покупателей. На рынке готовых товаров, напротив, фирмы выступают в роли агентов предложения, а домашние хозяйства — в роли предъявителей спроса. Это показано на следующей схеме взаимодействия рынков ресурсов и рынков товаров . 
"Рынок ресурсов определяют как рынок, на котором домохозяйства продают экономические ресурсы, а фирмы покупают эти ресурсы". [2, С.165] 
Когда фирма обеспечивает себя соответствующим фактором производства, она несет издержки, но надеется, что ее производство возрастет и ее выручка также увеличится с увеличением производства продукции. 
Факторы производства, экономические ресурсы подразделяются на материальные, трудовые и природные, вовлекаемые в хозяйственный оборот. 
   В экономической теории ресурсы делят на четыре группы: 
- природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают « неисчерпаемые» и « исчерпаемые» (последние в последнюю очередь делятся на «возобновляемые» и « невозобновимые»); 
- материальные – все созданные человеком («рукотворные») средства производства, (которые, следовательно, сами являются результатом производства); 
- трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое в «ресурсном» аспекте обычно оценивают по трём параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному; 
- финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства. [3, С.172] 

В экономической теории существует и такая классификация экономических  ресурсов: 
  1) Земля. 
«Земля» как фактор производства имеет троякое значение: 
в широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы; 
- в ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной), «земля» есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и «предметом труда», и «средством труда»; 
- в пределах всей экономики, «земля» может выступить как объект собственности (в этом случае её собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставлением «своей» земли); 
  2) Капитал. 
Понятие "капитал", или "инвестиционные ресурсы", охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств производства называют инвестированием. 
Здесь важно отметить следующее. Во-первых, инвестиционные товары (средства производства) отличаются от потребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребности непосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производство потребительских товаров. 
  3) Труд. 
Труд – это широкий термин, который экономист употребляет для обозначения всех физических и умственных способностей людей, применимых в производстве товаров и услуг (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно предпринимательской способности, которую мы, в силу ее специфической роли в капиталистической экономике, решили рассматривать отдельно). 
  4) Предпринимательская способность:[4, С.163] 
Соответственно различаются рынки природных ресурсов (земли), капитала и труда. Совокупность этих рынков выполняет в современной рыночной экономике важнейшие функции: во-первых, содействует более эффективному производству товаров и услуг (при изменении цен фирмы стремятся совершенствовать свои методы производства, с тем чтобы применять больше дешевых и меньше дорогих ресурсов); во-вторых, так как плата за экономические ресурсы является основным доходом большинства людей. 
Поскольку ресурсы продаются и покупаются, они, естественно, имеют цену. Как и цены на конечную продукцию, цены на ресурсы формируются под воздействием спроса и предложения факторов производства. Соответствующая взаимозависимость имеет свое графическое выражение. 
На рынке каждого ресурса цена ресурса имеет свою специфику и выступает в особой форме. В частности: 
- цена услуг труда - это заработная плата; 
- цена услуг денежного капитала - это ссудный процент; 
- цена услуг физического капитала - арендная плата за капитал; 
- цена использования земли как фактора производства - арендная плата. 
Вместе с тем есть и дополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразование на этих рынках. К ним относятся: 
- ограниченность предложения многих видов ресурсов; 
- сильное воздействие институциональных факторов на масштабы спроса на тот или иной ресурс; 
- спрос на ресурс является производным спросом. 
Многие виды ресурсов ограничены в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но ее очень мало и запасы истощаются. То же можно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работник также является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышает предложение. В то же время предложение обычных товаров, например потребительских, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом. 
К институциональным факторам, влияющим на спрос на ресурсы, например, можно отнести государственное регулирование рынка земли, деятельность профессиональных союзов. 
Производный характер спроса на ресурсы проявляется в том, что спрос на ресурсы определяется и зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного ресурса. 
Все экономические ресурсы независимо от их класса обладают общим свойством – они ограниченны. А экономические потребности - безграничны. Это сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. 
Важной стороной рынка ресурсов является спрос на ресурсы. Можно выделить несколько важнейших факторов, влияющих на спрос на ресурс, предъявляемый производителями, фирмами. К ним относятся следующие факторы: 
- цена ресурса, 
- производительность ресурса, 
- цена на продукцию, производимую с помощью ресурса, 
- цена на другие ресурсы, их взаимозаменяемость, 
- число предприятий, предъявляющих спрос на ресурс, 
- ожидания потребителей ресурса, 
- государственное регулирование рынка ресурса.

 

 

 

 

 

2. Особенности рынков  сельскохозяйственной продукции. 

По видам продукции  рынки бывают:

- Рынок зерна.

- Рынок картофеля и овощей.

- Рынок мяса и мясопродуктов.

- Рынок молока и молокопродуктов

Особенности рынка  сельскохозяйственной продукции:

- Предложение зависит от погодных  условий.

- Ограниченные возможности за  качеством и количеством продукции.

- Гарантированный спрос на сельскохозяйственную  продукцию.

- Большой объем продукции и ее скоропортящийся характер вызывает необходимость строительства хранилищ и реализация в максимально сжатые сроки.

- Сосредоточение потребления продукции  в городах.

Каналы реализации продукции:

- Продажа государству.

- Продажа через рынки.

- Реализация  своим работникам.         

 Сельскохозяйственный рынок  - это место сбыта сельскохозяйственных  товаров и услуг предприятия.  Он объединяет реальных и потенциальных  потребителей, предлагаемые предприятиями  товары и услуги. Росту эффективности  в сельском хозяйстве и в  сфере сбыта аграрных продуктов  могут содействовать государственные  мероприятия по регулированию  сельскохозяйственных рынков. Существует  различный спрос на зерно.         

 Платежеспособный спрос представляет  совокупную потребность страны (региона)  в зерне и зернопродуктах различного ассортимента на соответствующий период, определяемую платежеспособностью покупателей. Ими являются государство, заготовительные и посреднические организации, перерабатывающие предприятие, население.         

 Фактический совокупный спрос  является количественным выражением  фактического расхода зерна.         

 Неудовлетворительный спрос  выявляют путем сопоставления  фактического расхода зерна с  совокупным спросом. Рынок состоит  из многих потребителей с разными  запросами, поэтому важна его  сегментация по потребителям.         

 Существует три основных  сегмента рынка зерна, выделенных  по территориальному признаку, видовому  составу, характеру использования  или сфере применения. Каждый  сегмент должен быть достаточно  дифференцированным, учитывать запросы  отдельных групп потребителей. Территориальная сегментация предполагает деление рынка на административные единицы. Сегмент рынка по видовому составу зерна выявляет потребности в отдельных его видах - пшенице, кукурузе, рисе и др. Сегментация по характеру использования делит рынок на потребителей зерна, используемого на продовольственные нужды, фураж, семена, техническую переработку.          

 Основная масса зерна почти  в равных долях реализуется  через собственные магазины, по  бартеру, населению через систему  общепита, включая выдачу в счет  оплаты труда, и заготовительным  организациям.

Формирование  определенного уровня урожая и его  качества — результат взаимодействия генотипа с условиями среды в течение всего периода онтогенеза. Знание закономерностей такого взаимодействия играет важную роль при выяснении целесообразности размещения сортов в различных почвенно-климатических зонах, а также при генетико-селекционной их оценке по параметрам экологической пластичности.       

   Для решения вопросов, связанных с повышением качества зерна пшеницы, необходимо учитывать степень влияния различных факторов на основные технологические показатели. 

 

3.Регулирование рынка  сельскохозяйственной продукции,  сырья и продовольствия. 

  Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления  является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний  цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также  создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции  и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы  долю отечественных продовольственных  товаров в товарных ресурсах розничной  торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов. 

Рынок зерна.

Целью осуществления мероприятий  по регулированию рынка зерна  является стабилизация рынка зерна  и повышение конкурентоспособности  российского зерна на мировом  рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение  следующих задач:

1.сглаживание сезонных колебаний  цен на зерно и продукты  его переработки для производителей  и потребителей зерна;

2.увеличение доходов сельскохозяйственных  товаропроизводителей;

3.стимулирование движения зерна  из удаленных регионов Российской  Федерации в регионы потребления.

Механизм реализации мероприятий  Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении  залоговых операций.

В основе залоговых операций лежит  заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

Информация о работе Особенности сельскохозяйственных рынков. Экономические инструменты поддержки сельских товаропроизводителей