Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 23:03, доклад
Преобразования в экономической и социальной жизни страны по-новому поставили многие, казалось бы, ранее решенные проблемы. Важнейшей среди них является проблема воспитания молодого поколения. Трудности и сложности решения ее связаны с экономической отсталостью страны, порожденной в первую очередь, последним десятилетием отечественной государственной политики. Трудности, возникшие в сфере воспитания касаются всех его сторон, в том числе и воспитания эстетического, формирование эстетической культуры общества и отдельного человека.
ОТНОШЕНИЕ ТРЕНЕРОВ
И СПОРТСМЕНОВ К ЭСТЕТИЧЕСКИМ
ЦЕННОСТЯМ СПОРТА
О.Самусенков
Московская государственная академия физической культуры,
Московский медицинский стоматологический институт,
Москва, Россия
Преобразования
в экономической и социальной
жизни страны по-новому поставили многие,
казалось бы, ранее решенные проблемы.
Важнейшей среди них является проблема
воспитания молодого поколения. Трудности
и сложности решения ее связаны с экономической
отсталостью страны, порожденной в первую
очередь, последним десятилетием отечественной
государственной политики. Трудности,
возникшие в сфере воспитания касаются
всех его сторон, в том числе и воспитания
эстетического, формирование эстетической
культуры общества и отдельного человека.
Большую роль в
осуществлении данной задачи играет спорт.
Высокая двигательная активность и эмоциональная
напряженность, присутствие игрового
и творческого элемента, стратегия и тактика
состязания - все обуславливает его эстетическую
значимость как вида деятельности. Стремительное
развитие спорта, в особенности игровых
видов, с особой наглядностью обнаружившее
его эстетические аспекты, поставило перед
наукой целый ряд актуальных социально-воспитательных
задач и проблем, требующих осмысления
и адекватного решения.
Как спорт влияет
на эстетическую культуру спортсменов,
тренеров и зрителей? Помогает ли он развивать
у них способность чувствовать, понимать
красоту и творить по законам красоты?
Можно ли сравнить его в этом плане с искусством
- театром, литературой, живописью и т.д.?
От чего зависит реализация в спорте возможностей
использования его в целях эстетического
воспитания? Какую роль играет ориентация
тренеров, спортсменов на эстетические
ценности для достижения лучших спортивных
результатов? - и другие.
Многие из этих
вопросов получили в литературе широкое
освещение, однако: 1) имеющиеся отечественные
публикации ориентируют на эстетическое
воспитание в нерыночных условиях, а они
существенно отличны от имеющихся сегодня
в России; 2) подавляющее большинство исследований
основывалось преимущественно на так
называемых "художественных" видах
спорта, т.е., тех видах, где эстетическое
входит в структуру оценки. В то же время,
следует отметить, что применительно к
игровым видам спорта данные вопросы в
научной литературе практически не рассматривались,
хотя их анализ имеет, на наш взгляд, как
теоретическое, так и большое практическое
значение.
В рамках данной
работы нами было проведено конкретно-
Всего было опрошено
93 тренера и 238 спортсменов-футболистов
команд мастеров всех лиг и 156 юных футболистов
ДЮСШ.
Возраст опрошенных
тренеров колебался от 30 до 50 лет, а
возраст спортсменов от 10 до 35 лет.
Приступая к
анализу результатов опроса, следует
прежде всего отметить, что одним
из главных факторов, определяющих
отношение тренеров и спортсменов
к эстетическим ценностям спорта является
уровень их эстетической подготовленности,
образованность, степень знакомства с
литературой по эстетике спорта.
Результаты, обсуждение,
выводы.
1. Результаты
опроса подтверждают
2. Тренеры и
спортсмены в большинстве
3. Тренеры плохо
представляют себе основные задачи по
эстетическому воспитанию спортсменов.
Только 6,6% тренеров увязали задачи по
эстетическому воспитанию со спецификой
спортивной деятельности. Содержание
работы по эстетическому воспитанию трактуется
тренерами довольно узко, ограничиваясь
рамками пассивного приобщения к искусству.
Соответственно наиболее значимыми средствами
эстетического развития спортсменов тренеры
считают посещение кинотеатров и театров,
просмотр видеофильмов и встречи с артистами.
Эстетическое содержание самой деятельности
не является, по мнению тренеров, значимым
фактором формирования эстетической культуры
спортсмена.
4. Тренеры и
спортсмены интуитивно верно
чувствуют и понимают красоту
футбола. Эстетические вкусы
Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о том, что рассмотрение вопросов использования эстетических компонентов игровых видов спорта (на примере футбола) в педагогической деятельности тренера имеет важное практическое значение.
Информация о работе Отношение тренеров и спортсменов к эстетическим ценностям спорта