Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2014 в 12:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета РФ. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
Раскрыть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
Проанализировать доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Выявить проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………стр. 3
Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.
1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условия рыночной экономики...................................стр. 5
1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10
Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ.
2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2010 годы...……..…..стр. 24
2.2 Проблемы дефицита бюджета и их решение на современном этапе…………………………………………………………………..стр. 32
2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние экономики страны...………………..…………………………...……стр. 35
2.4 Предложения по дальнейшему совершенствованию государственного бюджета………………………………………..стр.40
Заключение……………………………………………….…...……...….стр.
Список использованной литературы……..……………………….........стр.

Вложенные файлы: 1 файл

курсоваяМакроэк.doc

— 311.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации»

 

Направление 521600 (080105) «Финансы и кредит»

Дневное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2014

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………стр. 3

Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.

1.1 Понятие и роль государственного  бюджета и бюджетной системы  государства в условия  рыночной  экономики...................................стр. 5

1.2 Доходы и расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения……………………………………………..стр. 10

Глава 2. Анализ формирования и исполнения бюджета РФ. 

2.1 Оценка структуры бюджета РФ за 2008-2010 годы...……..…..стр. 24

     2.2  Проблемы дефицита  бюджета и их решение на  современном  этапе…………………………………………………………………..стр. 32

2.3 Воздействие бюджетной политики на состояние                     экономики страны...………………..…………………………...……стр. 35

2.4 Предложения по дальнейшему совершенствованию государственного бюджета………………………………………..стр.40

Заключение……………………………………………….…...……...….стр.

Список использованной литературы……..……………………….........стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ведущую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм  - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует  на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Политика доходов и политика расходов государственного бюджета взаимосвязаны. При отсутствии поступлений нет средств для финансирования необходимых мероприятий. Поэтому важнейшей задачей для России сегодня является формирование продуманной, отвечающей интересам национальной  экономики финансово – кредитной и денежной политики, направленной на развитие национального производства, отвечающей интересам государства и населения, позволяющей занять достойное место в мире. Перемены в экономике России, произошедшие в начале девяностых годов двадцатого века, вызвали серьезные изменения в финансовом механизме государства. Появление новых форм собственности, новых субъектов экономической деятельности привело к изменению в системе денежных доходов и расходов.

Целью  настоящей работы является анализ государственного бюджета  как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления  наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета РФ. Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

  1. Раскрыть понятие и сущность бюджета и бюджетной системы.
  2. Проанализировать доходы и расходы бюджета на примере государственного бюджета Российской Федерации.
  3. Выявить проблемы сбалансированности доходов и расходов бюджета и его исполнения.
  4. Дать количественную и качественную характеристику бюджета Российской Федерации за 2008-2009 годы.
  5. Исследовать проблемы дефицита бюджета и определить возможные пути их решения.
  6. Раскрыть сущность бюджетной политики и рассмотреть её воздействие на состояние экономики страны.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в условиях рыночных отношений бюджетная система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики.

 

 

Глава 1. Понятие и структура государственного бюджета.

 

1.1 Понятие и роль государственного бюджета и бюджетной системы государства в условиях рыночной экономики.

Одним из основных понятий в системе государственных финансов является государственный бюджет. В бюджетном кодексе РФ дано следующее определение бюджету: это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Бюджет современного государства представляет собой сложный многоплановый документ, отражающий всё многообразие его функций. Это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета обсуждается и принимается законодательным органом – парламентом страны, республики в составе Федерации или муниципальным собранием.1

Аккумулируя  с  помощью государственного бюджета денежные  средства, государство  через  финансовые механизмы   осуществляет   выполнение   возложенных   на   него    обществом политических,  экономических  и  социальных  функций. Бюджет, как фонд денежных средств, в  цельном  виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов  они  направляются  на покрытие расходов. Бюджет является  лишь  росписью  доходов  и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так  и  по срокам поступления и использования.

Согласно Бюджетному кодексу РФ «бюджетная  система  - это основанная   на  экономических  отношениях  и   государственном   устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность  федерального бюджета,  бюджетов  субъектов  федерации,  местных   бюджетов   и   бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Бюджетное  устройство - это организация бюджетной системы и принципы её построения.

Бюджетная политика – это часть общей политики государства, инструмент осуществления экономической и социальной государственной политики.

 Выделяют два типа бюджетной политики: стимулирующую и сдерживающую. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление экономического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема в экономике и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов T или комбинирование этих мер.2

С точки зрения функций бюджетная политика включает следующие аспекты:

  1. политику расходной части бюджета;
  2. политику доходной части бюджета;
  3. политику установления сбалансированного бюджета;
  4. политику эффективного управления государственными и муниципальными долгами;
  5. политику в сфере отношений между бюджетами различных уровней.

С точки зрения временного аспекта бюджетная политика предусматривает:

    1. бюджетную стратегию, которая рассчитывается на перспективу;
    2. бюджетную тактику, которая ориентирована на проведение близких по времени мероприятий.

Бюджетная политика осуществляется на трех уровнях - государственном, региональном и муниципальном. При разработке бюджетной политики любого уровня для обеспечения ее наибольшей эффективности необходимо учитывать реальное состояние экономической, финансовой и бюджетной системы.

Степень результативности функционирования бюджетной политики в государстве во многом зависит также от политической стабильности в государстве и профессионализма работников бюджетной сферы. Разработкой бюджетной политики занимается Президент. Он определяет направления, цели, задачи бюджетной политики на текущий год и на перспективу, определяя их в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ. При этом разрабатываемые ориентиры бюджетной политики должны соответствовать общим задачам и целям экономической и социальной политики РФ.

Одним из важнейших итогов реформирования  бюджетной системы стало разделение бюджета на три уровня: федеральный бюджет, бюджета субъектов федерации и местные бюджеты, что стало важным шагом на пути демократизации в системе финансовых отношений.

Между бюджетом центрального правительства и местными бюджетами существуют сложные взаимоотношения, связанные с разделом источников бюджетных расходов, финансированием местных бюджетов центральным правительством путем перераспределения средств в масштабе страны и др. Консолидированный государственный бюджет представляет собой не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных административно-территориальных властей.3

 Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней.

Федеральный  бюджет  составляет  первый   уровень   бюджетной   системы Российской Федерации. Федеральный бюджет  –  это  основной  финансовый  план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального  закона. Именно   федеральный  бюджет  является  основным  орудием  перераспределения национального дохода и ВВП,  через  него  мобилизуются  финансовые  ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития  страны  и  реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный  бюджет  строится с  учетом  необходимости  осуществления  избранной   социально-экономической стратегии.

Статья 144 БК РФ определяет состав бюджетов государственных внебюджетных фондов:

  1. бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджет Пенсионного фонда РФ;
  3. бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  4. бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Совокупность бюджетов всех уровней образует  консолидированный  бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как  свод  бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации (второй уровень бюджетной системы).

Местный бюджет — это бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления (третий уровень бюджетной системы).

Бюджет в условиях рыночной экономики выполняет следующие функции:

  1. распределительную – через бюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода;
  2. контрольную – движение бюджетных ресурсов свидетельствует о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать;
  3. регулирующую – изменение расходов и доходов государственного бюджета может смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, то есть стабилизировать экономику.4

Роль бюджета состоит и в том, что он создает финансовую основу, необходимую дли деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Бюджетные средства предназначены для:

1. функционирования органов государственного управления;

  1. осуществления международной деятельности государства, в том числе международных договоров, возврата и предоставления кредитов, выполнения международных обязательств по охране окружающей природной среды, культурных и информационных связей;
  2. национальной обороны;
  3. правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства;
  4. функционирования федеральной судебной системы;
  5. фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу;
  6. развития промышленности, энергетики и строительства;
  7. развития сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства, информатики, рыночной инфраструктуры;
  8. предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  9. развития образования, культуры, искусства и средств массовой информации, здравоохранения;
  10. осуществления социальной политики и т. д.

Информация о работе Оценка состояния государственного бюджета Российской Федерации