Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 15:48, доклад

Краткое описание

Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.
Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.
Условия возникновения:
- свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.

Вложенные файлы: 1 файл

Поведение предприятия в условиях совершенной конкуренции.docx

— 64.26 Кб (Скачать файл)

Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции           

 Совершенная  конкуренция – это конкурентная  структура рынка, на котором  множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов)  предлагают стандартный продукт,  покупаемый множеством покупателей.            

 Поскольку продукт  стандартный, то покупателю безразлично  у кого из продавцов его  покупать. Поэтому на таком рынке  нет оснований для ценовой  конкуренции.

Условия возникновения:

-          свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.

-          Положительный эффект масштаба достигается при объемах производства значительно меньших, чем имеющийся рыночный спрос. Этим предопределяется экономическая целесообразность действия в отрасли множества мелких производителей.

-          Цены на продукцию не зависят от объемов производства и ценовой политики отдельного производителя. В ценообразовании фирмы, действующие в отрасли, выступают в роли “Price-Taker”, поскольку цена определяется рынком (цена рыночного равновесия).

Любое количество товара может быть продано по одной и  той же цене. Величина средней выручки  также будет неизменна и равна  этой же цене. Более того, каждая последующая  единица товара будет продана  по той же цене, что и предыдущие. В этом случае цена равна средней выручке и предельной выручке (рис. 2).

Рис. 2. Выручка и затраты при совершенной конкуренции.

Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя  является совершенно эластичным.


Конкурентная фирма  в краткосрочном периоде располагает  неизменным капиталом и пытается максимизировать прибыль путем  изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).

           

 Равновесное  положение фирмы – это позиция  фирмы на рынке, при котором  она достигает своей цели, т.е.  максимизирует прибыль.


Введем два показателя, характеризующие доход фирмы:

Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции

            

Предельный  доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукции

Поскольку на рынке  совершенной конкуренции цена товара устанавливается рынком и является равной для всех торговцев, на таком  типе рынка средние и предельные доходы фирмы равны рыночной цене товара:

     Û     

 


Будем помнить, что цель фирмы - максимизировать  разрыв между ценами и издержками. На рынке совершенной конкуренции  ни одна из фирм не влияет на цену своей  продукции. Цена устанавливается только под воздействием общего рыночного  спроса и предложения всех фирм. Если фирма повысит цену на свою продукцию, то она потеряет покупателей, которые будут покупать продукцию  ее конкурента. Ее продажи упадут до нуля. Значит, фирма не властна над  ценой. Величина ее издержек определена технологией данного предприятия. Что же может сделать предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль? Он может только изменить объемы производства. Тогда встает следующий вопрос: какое  количество продукции фирма должна производить и продавать, чтобы  получить максимальную прибыль? Чтобы  найти ответ на этот вопрос, необходимо сравнить рыночную цену на продукт  и предельные издержки фирмы.

Если фирма будет увеличивать  на одну, две, три и т. д. единицы  свою продукцию, то каждая следующая  единица (скажем, каждый новый стол) будет "что-то" добавлять как  к общему доходу, так и к общим  издержкам. Это "что-то" - предельный доход и предельные издержки. Если предельный доход больше предельных издержек, то каждая произведенная  единица добавляет к общему доходу величину больше той, что она прибавляет к общим издержкам.

В связи с этим разность между  предельным доходом (MR - marginal revenue) и предельными издержками (МС - marginal coast), т. е. прибыль (Р2 - profit), увеличивается:

Р2 = MR-MC.

Обратное происходит, когда предельные издержки выше предельного дохода.

Вывод: максимум общей прибыли достигается  тогда, когда наступает равенство  между ценой (Р - price) и предельными издержками (МС - marginal coast):

Р=МС.

Если Р > МС, то производство необходимо расширять. Если Р < МС, то производство необходимо сокращать. В результате на рынке совершенной конкуренции фирма расширяет свое производство до точки, в которой предельные издержки уравниваются с ценой. В этой точке фирма достигает оптимального уровня производства и переходит в положение равновесия.

Если же объем производства будет  больше или меньше оптимального - прибыль  станет меньше максимальной.

Следовательно, имеется только одно значение объема производства, при  котором фирма получит максимальную прибыль.

Это правило максимизации прибыли  верно не только для одной фирмы, но и для всей экономики.Вывод: экономика добивается максимальной эффективности использования всех ресурсов, когда предельные издержки производства товаров равны их ценам.График!!

Совместим теперь на одном  графике кривые выручки и затрат (рис. 3) (и те и другие выражены в  одинаковых денежных единицах).

Рис. 3. Максимизация прибыли.


Фирма максимизирует прибыль  в точке пересечения Е кривых предельной выручки (MR) и предельных затрат (МС). 

Понятно, что максимальная прибыль должна быть неотрицательной  величиной. В противном случае (когда  цена меньше средних переменных затрат) фирма вообще не будет выпускать  данный товар (рис. 5,а).

 
 

Рис. 5. Максимизация убытков. 
а - товар не производится (цена ниже средних переменных затрат); 
б - товар производится (цена выше средних переменных затрат, хотя и ниже средних общих затрат).


Однако, если цена выше средних  переменных затрат (AVC), хотя и ниже средних  общих затрат (АTС), фирма все же будет выпускать товар (рис. 5,б). Это объясняется тем, что фирма не может уменьшить сумму своих постоянных затрат (в рассматриваемом непродолжительном периоде) и вынуждена вести производство, если выручка покрывает хотя бы переменные затраты и частично обеспечивает тем самым средства, необходимые для покрытия постоянных затрат.

 

Проблема равновесия фирмы и  отрасли в длительном периоде  иная, чем в коротком. Положение равновесия достигается в том случае, если фирма производит какое-то определенное количество продукции при минимальных средних издержках длительного периода, поскольку в этом состоянии (точке) цена равна предельным издержкам.

Дело в том, что если минимум  средних затрат фирмы будет превышать  цены, сложившиеся на рынке, то некоторые  фирмы покинут рынок, отраслевое предложение уменьшится. Это обстоятельство повысит цену.

Если же минимум средних затрат ниже рыночной цены, то все фирмы  данной отрасли получают сверхприбыль. Это будет стимулом для других фирм перейти в данную отрасль. В результате в отрасли появляются новые производители, расширяются производственные мощности действующих производителей. Кривая рыночного предложения смещается вправо. Как следствие роста предложения (при постоянной кривой спроса) рыночная цена падает. Эта ситуация продолжается до тех пор, пока цена не снизится до уровня, при котором ни одна из фирм отрасли не будет получать экономическую прибыль.

Когда фирмы отрасли  получают нулевую экономическую  прибыль, у них нет стимулов выходить из отрасли, а для других фирм – входить в эту отрасль.

РАВНОВЕСИЕ –  это такое положение экономической  системы, при котором хозяйствующие  субъекты, принимающие экономические  решения, не имеют побудительных  мотивов к изменению своих  планов.

Условия экономического равновесия:

-          все фирмы отрасли максимизируют прибыль (цель деятельности)

-          ни у одной из фирм нет стимулов для вступления в отрасль или выхода из бизнеса, т.к. все действующие фирмы получают нулевую экономическую прибыль

цена продукта определяется равенством спроса и предложения.


Информация о работе Поведение предприятия в условиях совершенной (чистой) конкуренции