Проблемы государственного регулирования экономики России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Регулирование рынка – комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями, правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 122.docx

— 50.60 Кб (Скачать файл)

                                    Введение

        Регулирование рынка – комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями, правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется преимущественно на макроуровне( сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общий уровень цен, например через регулирование денежной массы(. Однако и на макроуровне помимо внутрифирменного регулирования рынка осуществляется государственное регулирование, например, посредством антимонопольной политики, создающей условия для здоровой конкуренции, или правового регулирования межфирменных взаимосвязей. Общая задача макроэкономического регулирования – ориентация воспроизводственного процесса на заранее предусмотренный вариант социально – экономического  развития страны. Данная задача реализуется через разработку и проведение в жизнь государством своей экономической политике.

        Политика  вообще есть искусство управления. Это общественная деятельность, направленная на защиту тех  или иных социальных интересов,  на завоевание и сохранение  государственной власти. Под экономической  политикой государства ее теорик  В. Окейн понимал сичтему действий  государственных институтов, нацеленных  на изменение сложившейся ситуации в социально – экономической сфере, корректировку тех или иных протекающих в ней процессов. Дж. Кейнс считал, что экономическая политика представляет собой государственное регулирование таких независимых переменных, как предельная склонность к потреблению и сбережению.

В настоящее время существует множество видов экономической  политики: дискреционная и недискреционная политика; политика, ориентированная на совокупный спрос и совокупное предложение; политика «строгих правил» и политика «тонкой настройки» и т.д. Но при всем разнообразии терминологии любая экономическая политика являет собой распространение, некую трансмиссию макроэкономического воздействия тех или иных политических структур на национальное хозяйство. Результативность такого трансмиссионного механизма зависит не только от качества регулирующих воздействий государства, но и от комплекса факторов социально – психологического характера(национального менталитета и традиций, сформировавшихся  у населения ожиданий, степени доверия к правительственным решениям), а значит – от его готовности выполнять их(в диапазоне от слепого следования решениям центра до активного сопротивления им). Подчеркивая значимость этих факторов, теория рациональных ожиданий выдвинула так называемую теорию неэффективности экономической политики. Согласно этой теореме в условиях рыночной экономики и характерных для нее гибких цен, заработной платы и процентных ставок действия государственных институтов не способны существенно повлиять на объем производства, занятость и достижение других макроэкономических целей. Иначе говоря, если экономическая политика предсказуема, то она не может оказаться сколько-нибудь результативной – эффект могут обеспечить лишь неожиданные, непредсказуемые действия властей.

         Глава1.Основные составляющие государственного регулирования рынка.

Механизм государственного экономического регулирования –  одна из важнейших подсистем современной  смешанной экономики. Он непосредственного  воздействуют на размеры государственного сектора, а следовательно, и соотношение  с другими секторами национальной экономики. Структура данного механизма  не является застывшей, она диктуется  потребностями технологического и  социально – экономического развития, соотношением различных форм собственности, неразрывно связана с перегруппировкой политических сил в стране, сменой партии, состоящих у власти, изменениями  в приоритетах проводимой ими  экономической политики, эволюцией  научных идей. Механизм государственного регулирования(его масштабы, конкретные формы и методы) существенно различаются по странам. Он отражает историю, традиции, тип национальной культуры и масштабы страны, ее геополитическое положение, а также многие другие факторы. От адекватности его данным условиям зависит эффективность той или иной национальной модели государственного регулирования. Поэтому было бы неверно пытаться найти готовые схемы и вообще жить по шпаргалке. Эта задача всегда требует творческого подхода, поиска ответов на возникшие вопросы.

        Кроме  того, необходимо иметь в виду, что между уровнем экономического  развития страны и объемом  государственного регулирования  не существует линейной обратной  связи по принципу: чем ниже  данный уровень, тем выше роль  государства в сфере регулирования.  Степень государственной интервенции  в хозяйственную жизнь подчиняется  не вполне еще выявленным экономической  наукой закономерностям цикличности.  Отметим также, что исследовать  экономическую роль государства  следует не по степени его  вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении  внутренних и внешних  условий функционирования национальной экономики. При»плохом» государстве не может быть «хорошей» национальной экономики, развивающейся на основе рыночных принципов.

         Механизм государственного регулирования  экономики включает:

  1. Ресурсы регулирования;
  2. Объекты регулирования;
  3. Формы регулирования;
  4. Методы регулирования;
  5. Концепции регулирования;
  6. Инструменты регулирования.

К ресурсам регулирования относятся:

  1. Государственные финансы(расходы государства и налоговые поступления в бюджет).
  2. Государственный сектор экономики;
  3. Денежная масса под контролем центрального банка;
  4. Законодательное право;
  5. Возможность сбора и обработки информации.

В качестве важнейших резервов расширения ресурсов регулирования, имеющихся  у российского государства, которые  можно задействовать для придания экономическому росту в нашей  стране устойчивого характера, следует  признать:

  1. Недра,  принадлежавшие государству по закону;
  2. Экспортные возможности государственных предприятий;
  3. Простаивающие на государственных предприятиях производственные мощности;
  4. Естественные монополии, находящиеся под правительственным контролем;
  5. Не охваченную системой налогообложения теневую экономику;
  6. Эмиссию рублей в пределах замещения иностранной валюты, извлекаемой Банком России из обращения.

Объектами государственного регулирования экономики являются:

  1. Экономические циклы;
  2. Совокупный спрос;
  3. Совокупное предложение;
  4. Денежное обращение;
  5. Уровень цен;
  6. Занятость, доходы населения;
  7. Окружающая среда;
  8. Условия конкуренции.

1.1. Модели государственного регулирования экономики.

Вот уже много веков наряду с  поддержанием порядка, законности, обороноспособности страны государство занимается выполнением  определенных хозяйственных функций. Так что государственное регулирование  экономики имеет весьма богатую  историю, в которой можно обнаружить и громкие успехи. И ужасающие провалы. И спектр вариантов участия государства в хозяйственной жизни простирается от крайнего экономического либерализма до тотального государственного монополизма. Уже в период зарождения в Европе капиталистической системы государство осуществляло контроль над процентными ставками, ценами, условиями внешней торговли, качеством производимых в стране и поступающих по импорту товаров и услуг. Господствовавшее в экономической  науке в 17-18 вв. учение меркантилизма опиралось на признание государственного регулирования в качестве непременного условия успешного развития промышленности и торговли. Однако по мере развития рыночных отношений укреплявшийся экономически и политически класс предпринимателей начал усматривать в государственном вмешательстве прямую угрозу своей прогрессирующей экспансии в хозяйственную жизнь буржуазного общества. В результате стала формироваться классическая модель взаимодействия экономики и государства. Данная модель основана на признании гармоничного функционирования стихийно  саморегулирующегося механизма рыночной экономики, отрицании неотвратимости наступления кризисов перепроизводства и других серьезных нарушений рыночного равновесия. Наиболее видные представители данного либерального направления экономической науки – А. Смит, Д. Рикардо,  А. Маршалл, и др. – в разное время полагали, что главными факторами, обеспечивающими развитие рыночной экономики, являются свободное предпринимательство и механизм конкуренции. Так, А. Смит в «Исследовании о природе и причинах богатства народов» подчеркивал, что рынок сам по себе « невидимой руки» направляет экономику к лучшим результатам, автоматически обеспечивает равенство спроса и предложения. Таким образом, все основные экономические цели (полная занятость, стабильный уровень цен, экономический рост, справедливое распределение доходов и др.) достигаются в результате не ограничиваемого государством функционирования рыночного механизма, на основе его саморегулирования.

         Наиболее  общим основанием для таких  либеральных выводов является  закон Сэя, согласно которому  сам процесс производства товаров  создает доход, в точности равной  их стоимости, который тут же  направляется продавцом на приобретение  другого необходимого ему товара. Иначе говоря, предложение товаров порождает свой собственный спрос, в точности равный ему по величине, что делает принципиально невозможным рыночное равновесие. Отсюда вывод о том, что лучшей экономической политикой является политика невмешательства государства в механизм рынка. В соответствии с концепцией экономического либерализма государство должно действовать по принципу «пусть все идет само собой». Сторонники государственного вмешательства, по мнению либералов, должны искать серьезные аргументы в пользу его целесообразности в каждом конкретном случае.

        По утверждению  Дж. Гэлбрейта, до 30-х гг. 20 в. Признание  или неприятие закона Сэя являлось  признаком, по которому «экономисты  отличались от дураков». Между  тем еще марксистами впервые  была  показана несостоятельность идей о полной гармонии свободной рыночной экономики (капитализма), были вскрыты ее противоречия, делающие неминуемыми периодические нарушения равновесия воспроизводства. Экономисты кейнсианской школы пришли к этому убеждению лишь десятилетия спустя.

     1.3. Теории государственного регулирования экономики. 

Существует несколько  теорий регулирования экономики:

            Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

            Классическая теория. Она возникла в XVII в. и объединяет многих представителей экономической науки, наиболее яркими из них явились шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо. Большое значение в развитии представлений о роли государства имела работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.

А. Смит называл  такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки рынка». Идея «невидимой руки рынка» стала обобщенным выражением той  мысли, что вмешательство в экономику  со стороны государства, как правило, излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни  человека, сохранение его собственности  и др.).

Классики полагали, что присущая рыночной системе способность  к автоматическому саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство  государства в хозяйственную  жизнь восстанавливают в экономике  уровень производства при полной занятости автоматически. В качестве основы цены и конечного источника  доходов ими принимались затраты  труда в процессе производства.

           Кейнсианская теория. Она сформировалась в 30-е гг. XX в. в условиях обострения мирового экономического кризиса 1929 -1933 гг. и Великой депрессии, когда безработица в США достигла 25%. Основатель теории - английский экономист Дж. Кейнс создал принципиально новую теорию, опровергающую взгляды классиков на роль государства. Основной вывод теории Дж. Кейнса состоит в том, что капитализм не является саморегулирующей системой, у него отсутствуют внутренние механизмы равновесия. Дж. Кейнс считается основателем теории государственно го регулирования капиталистической экономики. Его теория и программа государственно-монополистического регулирования экономики изложены в главном произведении «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.).

Дж. Кейнс использует агрегированные показатели: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные инвестиции и т.п. Отправной точкой в его рассуждениях является совокупный спрос. Дж. Кейнс считал, что государство  должно воздействовать на рынок в  целях увеличения спроса, широко используя  бюджет нефинансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической  конъюнктуры, сглаживания циклических  колебаний, поддержания высоких  темпов роста экономики и уровня занятости.

Для характеристики потребительского поведения Дж. Кейнс  ввел понятие «предельная склонность к потреблению». Для объяснения зависимости  между приростом инвестиций и  выпуском (доходом) он использовал понятие  «мультипликатор» (соотношение между  приростом дохода и инвестиционного  спроса, вызвавшего этот прирост). Использование  инструментов кейнсианской теории помогло  развитым странам в послевоенный период обеспечить устойчивый экономический  рост.

Однако в 70-е гг. условия воспроизводства резко  ухудшились. В условиях стагфляции выявленная английским экономистом  А. Филлипсом зависимость, согласно которой безработица и инфляция не могут расти одновременно (кривая Филлипса), оказалась несостоятельной. Кейнсианские пути выхода из кризиса  только «раскручивали инфляционную спираль». Под воздействием этого  кризиса произошла кардинальная перестройка государственного регулирования  и сложилась новая модель регулирования. Современное кейнсианство - это не одна, а несколько макроэкономических теорий, отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики.

Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики России