Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 19:59, курсовая работа
Регулирование рынка – комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями, правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств.
Введение
Регулирование рынка – комплексная система мер, предпринимаемых деловыми предприятиями, правительством, межгосударственными организациями по упорядочению рыночных отношений, сведению к минимуму отрицательных последствий действия рыночного механизма саморегулирования при сохранении его главных достоинств. Оно осуществляется преимущественно на макроуровне( сознательное воздействие на совокупный спрос и совокупное предложение, на общий уровень цен, например через регулирование денежной массы(. Однако и на макроуровне помимо внутрифирменного регулирования рынка осуществляется государственное регулирование, например, посредством антимонопольной политики, создающей условия для здоровой конкуренции, или правового регулирования межфирменных взаимосвязей. Общая задача макроэкономического регулирования – ориентация воспроизводственного процесса на заранее предусмотренный вариант социально – экономического развития страны. Данная задача реализуется через разработку и проведение в жизнь государством своей экономической политике.
Политика
вообще есть искусство
В настоящее время существует множество видов экономической политики: дискреционная и недискреционная политика; политика, ориентированная на совокупный спрос и совокупное предложение; политика «строгих правил» и политика «тонкой настройки» и т.д. Но при всем разнообразии терминологии любая экономическая политика являет собой распространение, некую трансмиссию макроэкономического воздействия тех или иных политических структур на национальное хозяйство. Результативность такого трансмиссионного механизма зависит не только от качества регулирующих воздействий государства, но и от комплекса факторов социально – психологического характера(национального менталитета и традиций, сформировавшихся у населения ожиданий, степени доверия к правительственным решениям), а значит – от его готовности выполнять их(в диапазоне от слепого следования решениям центра до активного сопротивления им). Подчеркивая значимость этих факторов, теория рациональных ожиданий выдвинула так называемую теорию неэффективности экономической политики. Согласно этой теореме в условиях рыночной экономики и характерных для нее гибких цен, заработной платы и процентных ставок действия государственных институтов не способны существенно повлиять на объем производства, занятость и достижение других макроэкономических целей. Иначе говоря, если экономическая политика предсказуема, то она не может оказаться сколько-нибудь результативной – эффект могут обеспечить лишь неожиданные, непредсказуемые действия властей.
Глава1.Основные составляющие государственного регулирования рынка.
Механизм государственного
экономического регулирования –
одна из важнейших подсистем
Кроме
того, необходимо иметь в виду,
что между уровнем
Механизм государственного
К ресурсам регулирования относятся:
В качестве важнейших резервов расширения
ресурсов регулирования, имеющихся
у российского государства, которые
можно задействовать для
Объектами государственного регулирования экономики являются:
1.1. Модели государственного регулирования экономики.
Вот уже много веков наряду с
поддержанием порядка, законности, обороноспособности
страны государство занимается выполнением
определенных хозяйственных функций.
Так что государственное
Наиболее
общим основанием для таких
либеральных выводов является
закон Сэя, согласно которому
сам процесс производства
По утверждению
Дж. Гэлбрейта, до 30-х гг. 20 в. Признание
или неприятие закона Сэя
1.3. Теории государственного регулирования экономики.
Существует несколько теорий регулирования экономики:
Меркантилисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны – количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
Классическая теория. Она возникла в XVII в. и объединяет многих представителей экономической науки, наиболее яркими из них явились шотландский экономист и философ А. Смит и английский экономист Д. Рикардо. Большое значение в развитии представлений о роли государства имела работа А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.), в которой он утверждал, что свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство.
А. Смит называл такое естественное функционирование экономики принципом «невидимой руки рынка». Идея «невидимой руки рынка» стала обобщенным выражением той мысли, что вмешательство в экономику со стороны государства, как правило, излишне и должно быть ограничено (обеспечение безопасности жизни человека, сохранение его собственности и др.).
Классики полагали,
что присущая рыночной системе способность
к автоматическому
Кейнсианская теория. Она сформировалась
в 30-е гг. XX в. в условиях обострения мирового
экономического кризиса 1929 -1933 гг. и Великой
депрессии, когда безработица в США достигла
25%. Основатель теории - английский экономист
Дж. Кейнс создал принципиально новую
теорию, опровергающую взгляды классиков
на роль государства. Основной вывод теории
Дж. Кейнса состоит в том, что капитализм
не является саморегулирующей системой,
у него отсутствуют внутренние механизмы
равновесия. Дж. Кейнс считается основателем
теории государственно го регулирования
капиталистической экономики. Его теория
и программа государственно-
Дж. Кейнс использует агрегированные показатели: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные инвестиции и т.п. Отправной точкой в его рассуждениях является совокупный спрос. Дж. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, широко используя бюджет нефинансовые, кредитно-денежные регуляторы для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста экономики и уровня занятости.
Для характеристики потребительского поведения Дж. Кейнс ввел понятие «предельная склонность к потреблению». Для объяснения зависимости между приростом инвестиций и выпуском (доходом) он использовал понятие «мультипликатор» (соотношение между приростом дохода и инвестиционного спроса, вызвавшего этот прирост). Использование инструментов кейнсианской теории помогло развитым странам в послевоенный период обеспечить устойчивый экономический рост.
Однако в 70-е гг. условия воспроизводства резко ухудшились. В условиях стагфляции выявленная английским экономистом А. Филлипсом зависимость, согласно которой безработица и инфляция не могут расти одновременно (кривая Филлипса), оказалась несостоятельной. Кейнсианские пути выхода из кризиса только «раскручивали инфляционную спираль». Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка государственного регулирования и сложилась новая модель регулирования. Современное кейнсианство - это не одна, а несколько макроэкономических теорий, отличающихся выбором целей и средств макроэкономической политики.
Информация о работе Проблемы государственного регулирования экономики России