Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 16:19, курсовая работа
Проблема государственного вмешательства в экономику является, по всей видимости, одной из основных для любого современного государства, причем независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по таким вопросам, как соотношение государственного и рыночного регулирования и границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического aлиберализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства.
Проблема государственного
вмешательства в экономику
Остается рыночный путь развития. При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.
Цель данной курсовой работы – исследовать роль государства в регулировании экономики.
Объектом изучения является система государственного регулирования экономики в условиях рыночного хозяйствования.
Предмет изучения – воздействие государственной власти на макроэкономические процессы страны.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Государство в современных условиях,
как показывает опыт развитых индустриальных
стран, все шире применяет прогнозирование,
программирование и планирование на
макроэкономическом уровне. Не исключаются
и традиционные средства: пошлины, налоги,
преференции отечественным
Развитие капитализма
сопровождалось созданием множества
мифов. Один из таких мифов был
развит либеральными мыслителями. Он обосновывал
ограниченное, пассивное участие
государства в экономической
сфере. Классический либерализм XIX века
отводил государству чисто
Фундаментом либерального подхода была европейская концепция свободы. Европейское движение за высвобождение человека от гнета церкви и феодалов блестяще завершилось Декларацией прав человека. Отныне отношения между гражданами и государством складывались на основе единой для обеих сторон правовой системы, которая ограничивала законом, как поведение граждан, так и власть государства над личностью. .В итоге государство перестало казаться воплощением метафизической силы, стоящей над людьми.
Самую мощную идейную поддержку либеральные идеи получили в лице идеологов свободного саморегулирующегося рынка. При этом рыночная экономика понималась как эволюционирующая естественным образом подсистема общества, которая наиболее эффективно развивается при отсутствии внешних воздействий. Как писал Джон Мейнард Кейнс: «Философская доктрина, логически отрицающая право правительства на какое-либо вмешательство, равно как и вера в то, что ни в каком вмешательстве нет необходимости, были дополнены научными доказательствами нецелесообразности такого вмешательства»1В конечном счете экономический либерализм свелся к трем догмам - свободного рынка труда, свободной торговли и свободного рынка финансов, в основу которого должен быть положен золотой стандарт.
Однако в реальной политике
западных государств
Таким образом, к середине XX века либеральный
проект, не оставлявший места государству
в регулировании экономики, опиравшийся
на мощную поддержку со стороны экономистов,
ими же стал разрушаться изнутри. Саморегулирующийся
рынок - основная догма либерализма - предстал
как абстракция, годная лишь для идеальных
условий бескризисного капитализма. В
реальности государство выступало необходимым
элементом хозяйственной жизни, позволяющим
экономике уйти от системных кризисов.
Хотя аргументация Хайека и австрийской
школы всегда напоминает о сложности в
установлении границ государственной
и плановой экономик.
Вопрос о месте и
роли государства в современной
экономике является одним из центральных
как в теории, так и на практике.
Принципиальные подходы к решению
данной проблемы, предлагаемые различными
научными школами, существенно различаются.
С одной стороны, широко известна
позиция либеральных
Особое место государства
в системе общественных институтов
определяется тем, что государство
– это субъект управления, который
обеспечивает организацию и функционирование
всех элементов социально-
Место и роль государства в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются «провалами» рынка. Обычно к их числу относятся:
1) Принятие законодательства и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;
2) Предоставление так
называемых «общественных благ»
- во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;
- во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.
Характерным примером общественного блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому члену общества независимо ни от размера уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту функцию в экономике берет на себя государство;
3) Наличие внешних эффектов частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;
4) Несовершенная конкуренция и информационная асимметрия. Тенденция к повышению уровня концентрации производства объективно присуща рыночной системе.4. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;
5) Перераспределения в целях обеспечения социально-экономической справедливости. Рыночное распределение доходов может порождать большее социальное неравенство, чем это желательно для общества. Следовательно, задачей государственного регулирования является обеспечение достойного уровня жизни для тех слоев населения, которые имеют недостаточные доходы в рамках рыночной системы или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);
6) Регулирование общеэкономического равновесия, предотвращение резких циклических изменений в экономике страны.
Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах влияние государства на экономику широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка6.