Проблемы предпринимательства в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 10:58, реферат

Краткое описание

Предпринимательство есть основа рыночной экономики. Предприниматель — понятие широкое, охватывающее, пожалуй, все аспекты экономической деятельности. Это понятие охватывает широкий спектр различного рода экономической деятельности.
Следует обратить внимание, что предпринимательство доступно не всем. Оно требует определенного склада характера, образа мышления, способностей. Людям инертным, некоммуникабельным, панически боящимся неудач и провалов, не следует рассчитывать на успех в предпринимательской деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4
1.1. Зарождение бизнеса в древнем мире 4
1.2. Предпринимательство в России 5
2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 8
2.1. Несовершенное налогообложение 8
2.2. Бюрократия 9
2.3. Дефицит кадров 10
2.4. «Долларизация» экономики 11
2.5. Инвестиционный кризис 12
2.6. Защита интеллектуальной собственности 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16

Вложенные файлы: 1 файл

Predpr.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство играет сегодня  очень важную роль в экономической  жизни развитых государств с рыночной экономикой. Одно время в годы перестройки  тема бизнеса в отечественных  средствах массовой информации была очень актуальной. Огромную надежду возлагались на новые экономические формы хозяйствования — кооперативы, арендаторов сельхозугодий (фермеров), семейный подряд. Бытовал миф, что такие формы малого предпринимательства смогут спасти наш потребительский рынок, оживить экономику.

Однако в экономике, несмотря на все усилия и пропаганду «отцов перестройки», оживления не произошло. В СССР не существовало подлинно рыночных отношений. Мешало и негативное отношение общества к предпринимателям как к спекулянтам и «жуликам».

За долгие годы реформ «постперестроечного» периода преобладают негативные тенденции в экономике, хотя законодательная  база есть. Государство не может  и не хочет протянуть руку отечественному производству. Истинное оживление предпринимательства произошло лишь в торговле. Сегодня торговать выгоднее, чем производить товары. Сельское хозяйство не только не получает дотаций от государства, как это принято в развитых государствах, но еще и оказалось задавленным иностранными импортерами…

 

1. ИЗ ИСТОРИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Зарождение бизнеса в древнем мире

Первое письменное сообщение  о предпринимательстве появилось  более 4000 лет назад. Это было описание того, как банкиры ссужают деньги под проценты. С этого времени предприниматели потратили бесчисленное количество часов, поставляя свою продукцию и услуги потребителям.

Бизнес процветал почти  во всех древних культурах. Арабы, вавилоняне, египтяне, иудеи, греки, финикийцы и  римляне отличались в этом деле. Однако их продукция и услуги были часто некачественными и небрежно исполненными, потребителей нередко обманывали. В результате к малым предприятиям стали относиться с презрением.

Против этого выступил Хаммурапи, царь Вавилонии. В 2100 г. до н. э. он составил кодекс из 300 законов для защиты потребителей и предпринимателей, направленных в том числе против мошенничества. Вырезанный на мраморной колонне высотой восемь футов оригинальный текст кодекса (большая часть которого стерлась со временем) хранится в парижском Лувре. Ниже приведена выдержка из законов Хаммурапи:

''Если преступники  готовят заговор в доме виноторговки  и она не схватит их и  не приведет ко дворцу, эта  виноторговка должна быть предана  смерти.

Если строитель построил дом для человека и не сделал свою работу безупречно и дом, который он построил, разрушился и стал причиной смерти домовладельцев, этот строитель должен быть предан смерти’’.

Эти два закона подчеркивают истинность поговорки, что «чем больше вещи меняются, тем больше они остаются такими же». Действительно, защита потребителей имеет такое же большое значение сегодня, как и во времена Хаммурапи. Заметьте также, что эти законы касаются и социальной ответственности предпринимателей.

В средние века римско-католическая церковь неуважительно относилась к предпринимателям. Церковь клеймила розничных торговцев как грешников, поскольку они ничего не делали для улучшения качества товара, но назначали более высокие цены, чем его изготовитель. Вплоть до XIX в. церковь часто высказывалась против практики взимания процентов со ссуд.1

1.2. Предпринимательство в России

Бизнес в России постсоветского периода не зарождается, а возрождается. Предпринимательство зародилось еще в Киевской Руси в своей торговой форме и в виде бортничества. Русские купцы были первыми массовыми представителями российского предпринимательства, прославившими его в международном масштабе. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились значительными зонами российского предпринимательства. К XI веку появился на Руси первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками. Именно в нем были впервые зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства, а купец, виновный в невозврате долга, мог быть продан в рабство.

Монголо-татарское иго  задержало развитие российского  предпринимательства на столетия. До XVI века предпринимательство проявлялось лишь в виде сельских промыслов, типа лесного пчеловодства, смолокурения, солеварения, рыбо- и звероловства. Затем наметился расцвет торговли, предметом которой стали меха, кожа, лес, лен, конопля, смола, воск, изделия из металла. Именно в XVI веке зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка. С XVI века в Московском государстве начинается расцвет торгово-промышленного предпринимательства благодаря усилиям столичного купечества. Зарождаются династии предпринимателей. Первой из них считают род Строгановых, ставших крупнейшими купцами и промышленниками и работавших во славу России и в XX веке.

Особым примером российского  предпринимательства является деловая  жизнь монастырей. Монастырские колонии в таких монастырях, как Кирилле-Белозерс-кий, Троице-Сергиев, Соловецкий, становились очагами хозяйственно-предпринимательской деятельности и демонстрировали образцы формирования предпринимательских хозяйств. Существенный вклад в развитие предпринимательства в России внесло казачество.

Из свидетельств историков  явствует, что российским предпринимателям издавна были свойственны сочетание расчетливости и фантазии, напряженного труда и умения расслабиться, стремление проявить себя, наличие глубокого самоанализа.

В годы царствования Петра I развитию предпринимательства в России был придан мощный импульс. Число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. В это время зафиксировано и рождение дома Демидовых, берущего начало от тульского кузнеца. Сыновья и внуки основателя рода построили более 40 заводов, на которых производилось около 40% всего чугуна в России. И самому Петру I были присущи основные качества предпринимателя, развитые им в себе во время путешествий по Европе. Петр и его современники заложили основу российского торгово-промышленного бизнеса.

После ликвидации крепостничества  и осуществления земской реформы  отмечен резкий подъем российского капиталистического предпринимательства. Наиболее массовыми группами предпринимателей становятся богатые крестьяне, ремесленники, торговцы. К началу XX века предпринимательством в России занималось примерно 5 миллионов человек, действовало более 1,5 тысяч акционерных компаний. Процветал и частный бизнес, семейный капитал. Развитию торгового бизнеса способствовало появление биржевого дела, а становлению финансового предпринимательства — банковское дело, которые в полной мере были представлены в России начала XX века. Действовали кооперативы, артели, товарищества.

В сельском хозяйстве  благодаря Столыпинским реформам были созданы предпосылки крестьянского предпринимательства, которое, однако, не достигло уровня фермерства.

Многие факторы, к которым  следует отнести и царизм, и  помещичий уклад в деревне, а  также бюрократическая чиновническая  система сдерживали расцвет предпринимательства в России. И все-таки самый жестокий удар российскому предпринимательству нанесла Октябрьская революция 1917 года. На несколько лет предпринимательство возродилось в Советской России в период НЭПа, с 1921 по 1926 год. А затем только в 1965 году в ходе первой советской экономической реформы произошло минимальное раскрепощение товарно-денежных отношений. Но понадобилось ждать еще четверть века, чтобы российский бизнес приобрел официальные права гражданства.

И тем понятнее роль предпринимательства в условиях современной рыночной экономики. Ведь сам переход российской экономики к рыночным отношениям напрямую связан с развитием предпринимательства, которое является неотъемлемой составной частью экономической системы, ее функционирования, признаком рынка. Именно поэтому современная экономическая наука в числе основных факторов производства вместе с землей, трудом и капиталом выделяет предпринимательство.2

 

 

2. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ3

2.1. Несовершенное налогообложение

Сегодняшняя российская налоговая  система не позволяет развиваться  бизнесу. Любому. Таково общее мнение предпринимателей. Недавно проведенное  Гильдией финансовых аналитиков исследование влияния налогов на деятельность машиностроительных предприятий показало, что обычный уровень налогообложения в этой отрасли находится в диапазоне от 70 до 120% с выручки (суммы, которая остается у предприятия после того, как оно продаст весь свой товар и расплатится с поставщиками). То есть в худшем случае налогообложение столь велико, что, желая полностью удовлетворить государство, предприятие просто не может расплатиться со своими смежниками.

В числе проблем налогообложения  часто назывались: слишком большое  количество налогов; слишком высокие  налоги на зарплату; включение в налогооблагаемую базу многих расходов, которые по сути являются инвестициями (реклама, продвижение товара, проценты за кредит, финансирование рискованных разработок и т. д.), и сохранение налогов с оборота.

Предприниматели настаивают на том, что количество налогов не должно превышать десяти. Уровень налогов они готовы обсуждать. Он должен быть не обязательно низким, но таким, чтобы не возникало необходимости уходить в «серые» схемы.

«Серые» схемы — оборотная сторона  подавляющей бизнес налоговой системы. Вот одна из крайних точек зрения: «Мне все равно, какой будет налоговая система. Я уже давно решил для себя, что буду платить шесть-семь процентов с оборота, и больше меня не заставит платить никто».

Причин  для изменения налоговой системы  более чем достаточно. Но какова будет концепция этих изменений? Предприниматели не поддерживают идею дифференциации налогов по отраслевому признаку, поскольку это противоречит идее упрощения системы. Называются только два случая, когда дифференцированный подход необходим, — это вновь образованные предприятия, которым нужны «налоговые каникулы», и инновационные предприятия, для которых важно исключение из налогооблагаемой базы расходов на финансирование всех новых разработок.

2.2. Бюрократия

Огромный вред от нашего чиновничества состоит в том, что его неустанная и разносторонняя деятельность приводит к ощутимому снижению эффективности национального хозяйства. Принятие экономических решений по индивидуальным критериям приобрело столь массовый характер, что является уже скорее правилом, чем исключением. Поэтому конкуренции в полном смысле слова на российских рынках нет — и низкоэффективные компании поддерживаются на плаву за счет своих более умелых коллег.

Корпорация «Маккинзи» в своем недавнем исследовании «Экономика России: рост возможен» приводит такие  примеры неравных условий конкуренции: неодинаковые ставки и режим налогообложения  предприятий одной отрасли; неравные условия распределения земли  и госзаказов; неравенство фактических цен на энергоресурсы для разных компаний в одной отрасли; неравенство административных требований, предъявляемых к различным компаниям; неравные условия применения законов — например, в отношении прав на интеллектуальную собственность или импортных пошлин; неравные условия доступа к экспортной инфраструктуре, контролируемой государством.

2.3. Дефицит кадров

Проблема недостатка квалифицированных  кадров появилась сразу же после  возникновения рынка в России. Однако в начале реформ рынок нуждался не столько в управляющих и специалистах, сколько в предпринимателях — людях, которые могут определить суть бизнеса, найти нишу для его развития и собрать вокруг себя группу энтузиастов. Через пять-семь лет, когда компания проходит стадию позиционирования на рынке, у нее появляется возможность и возникает необходимость совершить скачок. Для этого ей надо совершить усилие и превратиться из дворовой команды в команду высшей лиги. Это означает необходимость выработки внутренней технологии функционирования компании — разработки процедур и регламента, формулирования ответов на вопросы: кто, за что и в какой момент отвечает. Компания в большой степени должна превратиться в механизм.

То есть компании, которая закончила  стадию развития и переходит к  росту, нужны опытные управляющие. А их на рынке очень мало, что совершенно естественно — большинство специалистов по управлению просто не успели еще сформироваться. «Наш бизнес очень молод, нет опыта прошлых лет»; «в стране не успела сложиться бизнес-культура» — вот характерные комментарии к вопросу о недостатке управляющих.

Попытки решать эту проблему с помощью найма специалистов; прошедших «школу» в западных компаниях, не всегда оказываются успешными. Специалисты сугубо западного типа зачастую оказываются слишком технологичными, негибкими.

Возможности срочного повышения  квалификации кадров тоже очень ограничены: «У нас нет системы повышения  квалификации, поскольку нет опытных  преподавателей. Нет и лидеров  отрасли, чей опыт можно использовать».

Поэтому проблему недостатка управленцев может решить, пожалуй, только накопление собственного опыта менеджерами российских фирм и широкое использование консалтинга во всех его проявлениях. У государства в контексте этой проблемы мало что можно попросить. Возможно, лишь поддержки, например, за счет налоговых льгот и консалтинга как основного института накопления и передачи управленческих знаний.

Информация о работе Проблемы предпринимательства в современной России