Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 12:24, курсовая работа
Объект исследования - малые предприятия, как важнейший элемент формирования рыночного хозяйственного механизма.
Предмет исследования – современное состояние малого бизнеса в России.
Цель данной работы – исследовать современное состояние малого бизнеса в России.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты сущности малого бизнеса;
- провести анализ современного состояния малого бизнеса в России;
- исследовать перспективы развития малого бизнеса в РФ.
Введение 3
1. Теоретические аспекты сущности малого бизнеса 4
1.1. Сущность и виды малых предприятий 4
1.2. Особенности и функции малого предприятия 5
1.3. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике и опыт зарубежных стран 7
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их решения 11
2.1. Анализ современного состояния малого бизнеса в России 11
2.2. Перспективы развития малого бизнеса в РФ 20
Заключение 27
Список использованных источников 29
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Теоретические аспекты
сущности малого бизнеса
1.1. Сущность и виды
малых предприятий
1.2. Особенности и функции малого
предприятия
1.3. Значение и функции
малого бизнеса в рыночной экономике и
опыт зарубежных стран
2. Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и
пути их решения
2.1. Анализ современного состояния малого бизнеса в России 11
2.2. Перспективы развития
малого бизнеса в РФ
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В условиях современного состояния экономики, малый бизнес в России переживает тяжелые времена. Раньше, для того, чтобы создать собственное кафе или ресторан, достаточно было обратиться за кредитом в банк. Как правило, кредит исчислялся половиной, а иногда несколькими миллионами рублей, и банк был уверен, что клиент сможет вернуть деньги обратно. Сейчас же с трудом можно взять хотя бы десятую часть этих денег. Именно поэтому созданием малого бизнеса в нашей стране занимаются единицы.
Актуальность темы обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в России может выполнять различные функции, поэтому государственные органы управления должны поддерживать развитие малого бизнеса в России. Система государственной поддержки должна постоянно развиваться и совершенствоваться, для того, что бы малый бизнес смог и дальше развиваться.
Объект исследования - малые предприятия, как важнейший элемент формирования рыночного хозяйственного механизма.
Предмет исследования – современное состояние малого бизнеса в России.
Цель данной работы – исследовать современное состояние малого бизнеса в России.
Задачи исследования:
- раскрыть теоретические аспекты сущности малого бизнеса;
- провести анализ современного состояния малого бизнеса в России;
- исследовать перспективы развития малого бизнеса в РФ.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты сущности малого бизнеса
1.1. Сущность и виды малых предприятий
Малые предприятия - это не организационно-правовая форма. Термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в уставном капитале этих предприятий (которая должна составлять не более 25%).1 Численность работающих на малом предприятии определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала и сотрудников, работающих по договорам и совместительству. К малому бизнесу относятся предприятия с численностью работающих не более 200 человек в промышленности и строительстве, до 100 человек - в науке и научном обслуживании, до 50 человек - в других отраслях производственной сферы, до 15 человек - в непроизводственной сфере.
Организационно-правовая форма малых предприятий устанавливается в соответствии с ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской федерации». Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, государственных (муниципальных) предприятий.
Малые предприятия как хозяйствующий субъект обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукции, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Малые предприятия, как и любое другое предприятие, действует на основании устава, где определены организационно-правовая форма предприятия, его наименование, местонахождение, предмет и цели деятельности, органы управления и контроля, порядок образования имущества предприятия, его выкупа (если оно приватизируется), условия реорганизации и прекращения деятельности и др.
Предприятия, осуществляющие несколько видов хозяйственной деятельности (многопрофильные), относятся к малым по тому виду деятельности, который занимает наибольшую долю в объеме реализации продукции (работ, услуг).
Можно определить три пути создания малых предприятий2:
- переход малых предприятий из государственной в частную собственность путем приватизации;
- выделение малых предприятий из крупных путем демонополизации, разукрупнения и приватизации;
- создание новых малых предприятий.
В современных условиях первый путь является основным, так как практически все действующие МП были созданы в рамках государственной собственности, и механизм их преобразования в частную собственность определен законодательством о приватизации. Второй путь тесно связан с первым, но также определяется темпами демонополизации в различных сферах деятельности. Третий - сдерживается незаинтересованностью предпринимателей в инвестировании, что связано с неблагоприятной общей экономической ситуацией.
1.2. Особенности и функции малого предприятия
Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественных особенностей. В первую очередь стоит отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием.
Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.
Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара.
Четвертая - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей.
Пятое - ключевая роль руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией.
Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия. Но при этом необходимо отметить, что данный фактор порой может сыграть негативную роль в семейных отношениях.
Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи и кредитные механизмы, действующие на рынке капитала, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).
Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20 (доля оборотного капитала: доля основных фондов), то у малых оно составляет 20:80.3
В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить следующие экономические функции:
- функция работодателя;
- производителя продукции и услуг;
- катализатора научно-
- налогоплательщика;
- агента рыночных отношений.
Не менее значимы функции социальные:
- через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал;
- используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях;
- малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров.
Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться и далее экологическая функция малого бизнеса, которая уже имеет место в странах с развитой рыночной экономикой. А именно создание малых предприятий по переработке промышленных отходов крупных и средних предприятий.4
1.3. Значение и функции малого бизнеса в рыночной экономике и опыт зарубежных стран
Значение малого бизнеса в рыночной экономике
очень велико. Без
малого бизнеса рыночная экономика ни
функционировать, ни развиваться не в
состоянии. Становление и развитие его
является одной из основных проблем экономической
политики в условиях перехода от административно-командной
экономики к нормальной рыночной экономике.
Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий
сектор, определяющий темпы экономического
роста, структуру и качество валового
национального продукта; во всех развитых
странах на долю малого бизнеса приходится
60 - 70 процентов ВНП.
Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.
В мировой экономике функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Например, в Индии число МП превышает 12 млн., а в Японии 9 млн. Этот малый бизнес, например, только в США дает почти половину прироста национального продукта и две трети прироста новых рабочих мест.
Малое предпринимательство,
оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает
рыночной экономике необходимую гибкость.
Существенный вклад вносит малый бизнес
в формирование конкурентной среды, что
для нашей высокомонополизированной экономики
имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого бизнеса делают его развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.5
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого бизнеса, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого бизнеса. Например, в Германии субсидии малым предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого бизнеса является налоговая политика государства.
Суть налоговой политики заключается в поэтапном уменьшении предельных ставок налогов и снижении прогрессивности налогообложения при достаточно узкой налоговой базе и широкой сфере применения налоговых льгот. Уменьшение ставки налогов в зависимости от размеров предприятия является одним из методов налогообложения малых предприятий. Например, в США действуют льготные ставки налога на доходы до 16 тыс. долларов, 15-процентный налог на первые 50 тыс. долларов и 25-процентный на следующие 25 тыс. Сверх этой суммы действует максимальная ставка - 34 процента.
Малые предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма «SAAB», являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.6
Информация о работе Проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе и пути их решения